Оценка технического состояния зданий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка технического состояния зданий



4.1.Техническое регулирование в строительстве

 

Строительство – отрасль повышенной опасности. Поэтому соблюдению технических нормативов должно уделяться особое внимание. В последнее время появилось несколько новых документов, направленных на повышение безопасности в строительстве и эксплуатации зданий.

Для строителей был принят специальный документ – Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». [44]. Он действует с 30 июня 2010 года. Принятый закон является продолжением новой системы технического нормирования в области безопасности граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, основы, которой заложены в Федеральном законе № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятом в декабре 2002.

Объектами технического регулирования в ФЗ № 384 являются все здания и сооружения любого назначения на всех этапах жизненного цикла: изыскательских работ, проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

К ним относятся требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Они перечислены в пункте 6 статьи 3 закона № 384-ФЗ.

Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р указанный перечень (далее – Перечень № 1047-р) был утвержден и вступил в силу в тот же день. В связи, с чем теперь ни одно здание и сооружение не может быть введено в эксплуатацию, если его технические характеристики не соответствуют нормативам национальных стандартов и сводов правил.

Отметим: документацию по всем недостроенным объектам (либо построенным ранее) приводить задним числом в соответствие с нормативами не нужно.
Дело в том, что требования, установленные законом № 384-ФЗ, не применяются (до реконструкции или капитального ремонта):
– к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
– к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
– к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований (п. 1 ст. 42 закона № 384 - ФЗ).

Главная цель технического регулирования в строительной отрасли, на настоящий момент это оснащение процессов изысканий, проектирования, строительства современной нормативно-технической документацией, обеспечивающей высокое качество и безопасность строительных объектов.

Принятый Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, оценке, соответствия.

Он направлен на снятие противоречий в действующем законодательстве и создание общих правовых норм в областях сертификации, стан­дартизации и защиты прав потребителей, закон в значительной степени позволит снизить административный произвол в области серти­фикации товаров и услуг.

В законе выработаны общие принципы технического регу­лирования и стандартизации. В дальнейшем предполагается принять ряд федеральных законов, постановлений Правительст­ва и указов Президента, направленных на принятие общих и специальных технических регламентов.

Упрощенно под техническим регулированием понимают техническое нормирование, оценку соответствия этим нормам в формах обязательного и добровольного соответствия (включая сертификацию) и государственный надзор.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 Федерального закона.

Конечным продуктом технического нормирования являются нормативные акты и нормативные технические документы, действующий фонд, или комплекс новой нормативно-технической документации (НТД)- это багаж знаний, который отражает организационно-технологические и научно-технические возможности в области строительства и строительной индустрии как в России так и за рубежом. Все больше зарубежных строительных компаний принимают участие в строительстве сложных дорогостоящих объектов, применяются новые строительные материалы, что требует тщательного изучения их строительных норм и методик, инженерных подходов, требований к уровню безопасности для зданий и сооружений.

Нормативно-техническая документация является руководством для заказчиков инвесторов, генподрядчиков, субподрядчиков-исполнителей работ, для Госэкспертизы, Госстройнадзора, Технадзора заказчика. Именно на соответствие нормативно-технической документации проводят оценку и подтверждение соответствия.

Безопасный жизненный цикл любого здания или сооружения можно описать поэтапно рабочей документацией который основывается на требованиях нормативно-технических документов федерального уровня (СНиП, ГОСТ,СП,СаНПиН, РДС, ТСН,СТП,СТО) от архитектурно-планировочных, конструктивных решений до организационно-технологических требований по возведению, качеству материалов и изделий. Общее число нормативно - технических документов, применяемых в строительстве, превышает 10 тыс. наименований. Поскольку последнее десятилетие бюджетное финансирование было весьма скромным то разработка новой и корректировка действующей, нормативно-технической документации велась неудовлетворительно. Поэтому качество отдельных построенных объектов, в последнее время, не удовлетворяет контролирующие органы.

Технический регламент, разработанный в установленном порядке, на базе НТД принимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Под эгидой комитета ТКС 465, ВНИИСтандарте Госстандарта России, Минрегиона, ЦНИИОМТП « Строительство» по наиболее важным СНиПам и ГОСТам целесообразно создать на добровольной основе творческие группы из представителей организаций разработчиков.

Национальные стандарты, нормы и правила могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Вопросами стандартизации призван заниматься Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации):

-утверждает национальные стандарты;

-принимает программу разработки национальных стандартов;

-организует экспертизу проектов национальных стандартов;

-обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

-осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

-участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

В соответствии с законом целями стандартизации являются:

-повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

-обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

-содействие соблюдению требований технических регламентов;

-создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

-добровольного применения стандартов;

-максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

-применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

-недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей.

-недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

-обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

-национальные стандарты правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

-применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

-стандарты организаций;

-своды правил

Технический регламент, стандартизация, унификация в строительстве позволяют создать систему менеджмента качества в строительных организациях.

Менеджмент качества организации и успех базируется на: лидерстве руководителя, выпуске продукции высокого качества на определенного потребителя, вовлечение всех работников в процесс производства, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение деятельности организации, принятие решений основанных на фактах, взаимовыгодные условия с поставщиками, управление ресурсами как процессом, что и требует стандарт ИСО 9000.

Новый закон устанавливает минимально необходимые требования к механической безопасности зданий, их пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и техногенных воздействиях, безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, энергетической эффективности зданий и сооружений, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Из всего спектра условий безопасности зданий остановимся на требованиях механической безопасности.

ФЗ № 384 установил (ст. 4) три уровня ответственности зданий и сооружений: повышенный, нормальный и пониженный.

К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности отнесены здания и сооружения, которые Градостроительным кодексом РФ считаются особо опасными, технически сложными или уникальными.

К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности отнесены все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.

К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания либо расположенные на участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Уровни ответственности учитываются в расчетах, обосновывающих безопасность конструктивных решений зданий и сооружений.

Эти расчеты должны производиться с учетом уровня ответственности. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, которое должно быть не ниже:
• 1,1 – в отношении зданий повышенного уровня ответственности;
• 1,0 – в отношении зданий нормального уровня ответственности;
• 0,8 – в отношении зданий пониженного уровня ответственности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.009 с.)