Цены на ресурсы в жилищно-коммунальном хозяйстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цены на ресурсы в жилищно-коммунальном хозяйстве



Цены на ресурсы и услуги в жилищно-коммунальном хозяйстве можно отнести к области неконкретного нормативного регули­рования[13].

Регулирование цен имеет целью установление экономически обоснованных размеров платы за используемые ресурсы и услуги. При этом возникает ряд правовых особенностей. В ст.424 ГК РФ регулирование цен должно осуществляться государственными органами. Однако эти полномочия делегированы органам местного самоуправления, которые регулируют цены для всех организаций, а не только муниципальных.

Сложным для понимания остается вопрос распределения обязательств между федеральными и местными бюджетами по возмещению предприятиям и организациям убытков, возникших в связи с оказанием услуг по ценам ниже себестоимости и разницы в ценах на ресурсы, реализуемые для предприятий и физических лиц.

Применение регулируемых цен предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, распространяется только на определенный круг продукции (топливо, дрова, газ, тепло- и электроэнергию для населения, квартплату) и основные виды жилищно-коммунальных услуг Российская Федерация

Передача полномочий органами государственной власти органам местного самоуправления, предусмотрено действующим законодательством. Непосредственное установление цен производится негосударственными органами власти (цены устанавливаются органами местного самоуправления в рамках государственного регулирования цен).

Если проанализировать действующие законодательные акты, то можно сделать вывод о том, что предусмотренное федеральными законами регулирование цен на жилищно-коммунальные услуги, осуществляемое органами местного самоуправления, распрост­ра­ня­ются на муниципальный жилищный фонд и приватизированное жилье независимо от организационно-правовой формы организаций и предприятий, предоставляющих услуги и для муниципальных предприятий и учреждений.

Оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения. В соответствии с законом от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаются правила содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методика перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества.Региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг применяются для расчета объема межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам поселений. Органами местного самоуправления поселений, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, цены и тарифы на коммунальные услуги. Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год. В порядке исключения и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, может проводиться уточнение цен органами местного самоуправления. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год. Размер платы за содержание жилья и размер платы за ремонт жилья в жилищном фонде независимо от форм собственности устанавливаются дифференцированно в зависимости от общей площади жилого помещения и комплекса оказываемых услуг. Размер платы за наем жилого помещения устанавливается дифференцированно в зависимости от общей площади и качества жилого помещения. Органы местного самоуправления, принимают муниципальные программы ресурсосбережения, установки индивидуальных приборов учета и регулирования объема потребления ресурсов, в том числе воды, газа, тепловой энергии, и осуществляют реализацию этих программ.

Установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую частными и государственными организациями, для населения осу­ществляется с участием РЭК субъекта Федерации, которая должна определять тарифы совместно с органом местного само­управления.

Цены (тарифы) на услуги по содержанию и ремонту жилья независимо от организационно-правовой формы и формы собст­венности утверждаются органами местного самоуправления.

 

1.8. Особенности формирования и утверждения цен
(тарифов) на ресурсы и услуги в ЖКХ

Общие принципы регулирования тарифов и надбавок изложены в ст. 3 от 30.10.2004г. N 210-ФЗ, с последующими изменениями до 2011г

Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:

1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ;

3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;

4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;

6) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

В ст. 11,16,17 от 30.10.2004г. N 210-ФЗ, указано, что программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.Финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется посредством установления регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.Мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса проводится государственными органами регулирования в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и своевременного принятия решений о развитии систем коммунальной инфраструктуры. Государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок.

Корректировка цен и тарифов на продукцию и услуги, производимые и оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, производятся в целях защиты экономических интересов потребителей, населения города и городского бюджета от необоснованного повышения цен и тарифов. Работу по формированию тарифов для муниципальных предприятий и учреждений города и тарифов на оплату жилищных услуг проводит администрация города. Основаниями для пересмотра тарифов могут быть:

- изменение материальных затрат на выпускаемую продукцию, в том числе за счет изменения цен на энергоносители, ГСМ, сырье, материалы, основные средства;

- изменение размера или системы оплаты труда;

- переоценка основных фондов;

- изменения в действующем налоговом или финансовом законодательстве, нормативных правовых актах, регулирующих вопросы ценообразования;

- изменение процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как правило, инициаторами введения или изменения цен и тарифов являются муниципальные унитарные предприятия

Обеспечение граждан энергоресурсами регулируется ст. 539-547 ГК РФ., с внесенными изменениями от 02.10,2007 № 225-ФЗ. Поскольку договоры по энергообеспечению являются публичными, из этого следует, что товары, работы и услуги отпускаются потребителям по единой цене.

Для энергоснабжающей организации единая цена целесообразна, если условия производства и поставки энергии для всех потребителей одинаковы. Если условия производства и поставки энергии разные, то для каждой группы потребителей цены будут различные.

Условия, которые могут повлиять на цены ресурсов:

– особенности производства и реализации ресурсов (энергии). Ресурсы могут быть купленными или производиться продавцом;

– различия при производстве или получении энергии, например, тепловая энергия, полученная в котельных на газе, твердом топливе;

– различные условия транспортировки (сети тепло-, водо­снаб­жения отдельных групп потребителей, индивидуальные сети);

– вода, полученная из наземных или подземных источников;

– качество ресурсов, вода питьевая и техническая;

– назначение ресурсов: промышленное потребление, хозяй­ст­вен­но-бытовые нужды, жилищно-коммунальное потребление;

– категория потребителя: физическое или юридическое лицо (обязанности по обслуживанию энергопринимающих систем от энер­го­снабжающих организаций лежит на юридическом лице, а для граж­дан эти обязанности лежат на энергоснабжающей органи­за­ции).

Разные условия производства и поставки ресурсов формируют и разные цены, на которые оказывает влияние также и форма учета потребляемых ресурсов – по приборам учета или без них по нормативам потребления.

Для граждан, проживающих в муниципальном образовании, нормативы в расходовании энергоресурсов определяются в зависимости от вида и характеристики строения. Здание кирпичное, деревянное, панельное, благоустроенное, неблагоустроенное – все это оказывает влияние на нормативы потребления энергоресурсов.

При определении тарифов органы местного самоуправления в каждом муниципальном образовании назначают тарифы на тепловую энергию, воду исходя из условий не только производства и поставки, но и нормативов потребления, а также исходя из условия полного возмещения затрат на ее производство и реализацию.

Вместе с тем при утверждении тарифов необходимо учитывать, что действует система субсидий на все жилищно-коммунальные услуги в зависимости от совокупного дохода семьи.

Установив тарифы населению на жилищно-коммунальные услуги, органы местного самоуправления предусматривают меха­низм покрытия неполученных доходов организациями теплоэнер­гетического комплекса, водопроводного и канализационного хо­зяйств. Разница в цене между экономически обоснованным тари­фом, установленным РЭК субъекта федерации, и тарифом для населения покрывается из местного бюджета.

Для предприятия, предоставляющего услуги населению, эту разницу в цене на ресурсы получить весьма сложно. Предприятия, управляющие жилищным фондом: службы заказчика, ТСЖ – приобретают электроэнергию тепло, газ, воду, услуги по водоот­ве­дению по тарифам, установленным для предприятий, а продают по тарифам, установленным для граждан. Причем учет объема поставленных (купленных) коммунальных услуг опреде­ляют по приборам учета, а реализовать гражданам могут по нормативам потреб­ления, т.е. за нормативную расчетную единицу: для отопления – Гкал на кв. м общей площади, для горячего водоснабжения – Гкал на куб.м. в расчете на количество проживающих.

Несовпадение ценовых измерений порождает неопределенность или разницу в платежах между управляющей и поставляющей ресурсы компаниями.

Для предприятий, ведущих коммерческую деятельность, весьма важно определение рыночной цены (тарифа) и государственно-регулируемой цены. Рыночная цена, как стоимостная харак­те­ристика, определяет цену товара и услуг для целей налого­обложения. Как известно «рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимо­действии спроса и предложения на рынке идентичных (а при отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопо­ста­вимых экономических (коммерческих) условиях.»

Для предприятий, работающих в системе жилищно-комму­наль­ной сферы, рыночной ценой будет признаваться цена, определяемая как сумма соответствующих данному виду деятельности затрат с учетом уровня рентабельности, устанавливаемого, как правило, для них органами местного самоуправления. Государственно-регули­руемые цены считаются рыночными для целей налогообложения: «При реализации товаров (работ, услуг) по государственно-регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения пр­и­ни­маются указанные цены (тарифы) Государственному регулированию подлежат следующие виды товаров и услуг:

- коммунальные услуги, осуществляемые для граждан: содер­жа­ние, ремонт жилья и домовладений;

- жилищно-коммунальные услуги для граждан по водоснаб­же­ни­ю, водоотведению, отоплению, электроснабжению, газоснаб­же­нию;

- жилищно-коммунальные услуги для юридических лиц по элект­ро-, тепло-, водо-, газоснабжению и водоотведению.

Когда пользователь получает квитанции с суммами, необходимыми для уплаты квартплаты, подразумевается, что начислена полная стоимость предоставленных услуг коммунальными предприятиями и за использование жилых площадей. Это, называется одним словом - квартплата. То, что предъявляется собственникам отдельно за каждый вид поставляемых ресурсов, имеет как раз название «тариф». Если рассматривать в процентном соотношении, то доля затрат на жилищные услуги составляет в общей сложности около 23% общей суммы квартирной платы.

Государственное регулирование цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для предприятий немуниципальной формы собственности утверждается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Услуги по электро-, теплоснабжению, оказываемые муниципальными предприятиями, предоставляются по ценам (тарифам), утверждаемым органами местного самоуправления. На услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые муниципальными предприятиями, цены (тарифы) утверждаются органами местного самоуправления при делегировании им полномочий от субъекта Российской Федерации. На услуги по обслуживанию жилищного фонда, прочие услуги, предоставляемые предприятиями всех форм собственности, распространяются цены (тарифы), утвержденные органами местного самоуправления.

По рыночным ценам (тарифам) предоставляются платные ра­бо­ты, услуги для юридических лиц по обслуживанию зданий и объек­тов инфраструктуры, платные работы и услуги населению по заяв­кам, услуги специализированных организаций (бани, гостиницы, санатории, базы отдыха), работы по благоустройству.

Переход к рыночной экономике в ЖКХ сдерживается предоставленными государством правами органам местного само­управления регулировать цены (тарифы), а также недостаточным бюджетным финансированием. Это не позволяет определять и использовать экономически обоснованные цены (тарифы) на жилищно-коммунальные ресурсы и услуги. Бывает так, что утверждаются тарифы ниже фактической себестоимости работ или услуг, выполняемых предприятием. Органы местного само­управ­ления исходят из минимально необходимой потребности в покрытии основных затрат предприятия и наличия финансовых источников, так как повышение тарифа влечет дальнейший рост задолженности местного бюджета перед предприятием. В таких сложных эко­номических условиях предприятие должно:

– нести убыток от своей деятельности;

– по согласованию с органами местного самоуправления кор­рек­тировать объем работ в сторону уменьшения;

– по согласованию с органами местного самоуправления покрыть недостающие доходы за счет других групп потребителей.

В первом случае, поскольку механизм покрытия убытков для предприятия органами местного самоуправления не устанав­ливается, налоговая инспекция может предъявить санкции за про­дажу товара, продукции, услуг ниже себестоимости, как за упущенную выгоду.

Во втором случае ответственность за объем выполненных работ остается за предприятием, а за органом местного самоуправления остается контроль качественных и количественных показателей.

Третий вариант также является неприемлемым, поскольку другие потребители потребуют полного и качественного предостав­ления услуг за установленную плату.

Участие органов местного самоуправления в установлении цен (тарифов) часто осложняет работу предприятий по предоставлению товаров, работ, услуг для жилищно-коммунальной сферы, приводя к отрицательным финансовым последствиям и конфликтным ситуациям организаций с налоговой инспекцией.

Чтобы четко определиться для себя, что же такое тариф, следует ясно представлять себе разницу между понятиями, которые практически слились уже в одно определение – жилищные услуги и коммунальные услуги

Тарифы по жилищным услугам - объединяют работы, производимые по содержанию и ремонту жилищного фонда: управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории. Состоят они из затрат на материалы, электрическую энергию, амортизация основных средств, трудовые ресурсы, спец. инвентарь и одежду.

К коммунальным услугам относят водоснабжение, канализацию, отопление, газо- и электроснабжение. Наибольший удельный вес в себестоимости занимают затраты на трудовые ресурсы. В структуре себестоимости коммунальных услуг расходы на топливо составляют 36%, электроэнергию – 9%, заработную плату с отчислениями – 14%. В водоснабжении расходы на электроэнергию достигают 20%, затраты на приобретение воды составляют 20-25%, заработная плата с отчислениями равна 15%. В услуге обслуживания лифта расходы на заработную плату с отчислениями достигают 50%, на материалы - составляют 12 %, электроэнергию – 10%.

В структуре затрат на текущий ремонт жилого фонда доля расходов на заработную плату с отчислениями приблизительно равна 50%, расходы на материалы составляют 24%.В тарифе заложен доход в размере 5%, который расходуется на модернизацию основных фондов. Он является одним из главных факторов снижения себестоимости услуг и применения новых технологий и оборудования.

Повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, чаще всего происходит из-за роста цен на топливно-энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, тепловую энергию), и от уровня инфляции в стране. Стоимость жилищно-коммунальных услуг по районам различна. Она зависит от уровня благоустройства жилищного фонда, наличия услуг центрального горячего водоснабжения, лифта и нормы потребления услуг в расчете на 1 человека в месяц, от технологической оснащенности и качества инженерных сетей, физического состояния недвижимости. Для того, чтобы снизить тарифы на коммунальные услуги, для этого надо восстановить или довести износ основных фондов с 50-60% до 30-35%, что потребует больших финансовых вложений. Уменьшение износа связано с модернизацией, реконструкцией и капитальным ремонтом, что и является одним из приоритетов программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Снижения тарифов на жилищные услуги возможно, если перевести управляющие компании на режим упрощенной системы налогообложения. Это дает возможность снизить установленные тарифы на 10-15%. Снижение себестоимости, материалов, работ, услуг весьма благоприятно отражается на тарифах, поскольку себестоимость является наиболее затратной. Управляющим компаниям предлагается много всевозможных оптимальных решений, которые основаны на современных высокоэффективных технологических достижениях. Прежде всего, необходимо перейти от оплаты коммунальных услуг по общим тарифам к оплате согласно показаниям индивидуальных приборов учета. Доказано, что с их помощью можно добиться снижения уровня затрат на оплату коммунальных услуг на 20% для каждого вида услуги.

Для примера приведем тарифы за содержание и ремонт жилья для жителей г. Пензы в 2011г.[5 ], см. табл.1

 

 

Табл. 1

Вид жилищных услуг Ед. изм. Размер платы, руб./мес.
Содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от вида благоустройства: 1 кв. м. общей площади  
-конструктивные элементы здания 2,54
-дома, оборудованные сетями централизованного отопления 1,8
-дома, оборудованные сетями горячего водоснабжения 1,55
- дома оборудованные сетями холодного водоснабжения -дома оборудованные канализацией 0,7
0,68
-дома, имеющие электрические сети 0,70
-дома оборудованные газовыми колонками 0,37
- дома оборудованные газовыми плитами   0,19
-дома оборудованные сетями газового отопления 0,91
-дома с мусоропроводом 0,74
-дома с 16-часовой работой лифта 4,23
-дома с 24-часовой работой лифта 4,75
-сбор и вывоз твердых бытовых отходов 1,2
-придомовая территория 3,06
Плата за 1 кв.м жилого помещения со всеми видами благоустройства, с 24 часовой работа лифта, мусоропроводом и вывозом ТБО 17,91
Плата за наем, в т.ч. по видам благоустройства 1 кв. м. общей площади  
-дома, имеющие 1 вид благоустройства (электроэнергию) -
-дома имеющие 2 вида благоустройства (электроэнергию, холодное водоснабжение) -
-дома имеющие 3 вида благоустройства (электроэнергию, холодное водоснабжение, канализацию) 0,12
-дома имеющие 4 вида благоустройства (электроэнергию, холодное водоснабжение, канализацию, централизованное отопление) 0,57
-дома имеющие все виды благоустройства (электроэнергию, холодное водоснабжение, канализацию, централизованное отопление, горячее водоснабжение) 1,14

 

1.9. Повышение эффективности управления
жилищным фондом

Дальнейшее развитие экономики страны связано с улучшением жизни наших граждан, а значит с развитием жилищно-коммунального сектора и улучшением условий проживания граждан. Условия жизни связаны с повышением эффективности использования жилищного фонда, повышения качества поставки коммунальных ресурсов, установки нового современного оборудования, внедрения достижений науки. В Министерстве регионального развития РФ 07.12.2010г, состоялось под председательством Министра регионального развития Басаргина В.Ф. Тема заседания «Перспективы развития отрасли ЖКХ». По результатам проведенного заседания была принята резолюция. Общий лейтмотив резолюции, это п овышение эффективности в жилищном секторе или улучшение условий проживания граждан связаны с определенными как государственными, так и личными расходами собственников недвижимости, а именно:

-проведение капитального ремонта жилого фонда с высокой степенью износа;

-снижение расходов на этапе эксплуатации жилого фонда;

-повышение эффективности управления и квалификации персонала ЖКХ.

Организационные улучшения, которые позволят снизить напряженность в жилищно-коммунальной сфере:

- установить индивидуальные и общедомовые приборы учета всех ресурсов поставляющих для жильцов;

- законодательно создать условия для привлечения инвестиций предприятий, предпринимателей заинтересованных в модернизации коммунального хозяйства;

-создать рациональное, заинтересованное управление коммунальными предприятиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.032 с.)