Инновационные процессы в обучении русскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные процессы в обучении русскому языку



Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников, изменяющим как способы презентации и усвоения знаний, так и тип овладения ими. Цель таких методик — активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Инновационные технологии позволяют реализовать одну из основных целей обучения русскому языку (развитие коммуникативной личности), то есть дают возможность перейти от изучения языка как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень.

Одной из разновидностей инновационного обучения русскому языку является его метафоризация. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную память и сам процесс познания.

Метафоризация лингвистических сведений возможна в силу того обстоятельства, что язык, как явление развивающееся и функционирующее, может быть антропологически интерпретирован. В качестве примера приведем игру во Вселенную русского языка (автор Канарская О. В.). В основе ее лежит идея многолетнего «космического путешествия» по Вселенной русского языка. Специально для работы был создан атлас — сборник главных объектов этой Вселенной. Первая часть атласа представляет собой общий план, включающий десять лингвистических объектов. Центр Вселенной — планета Лексикония, экспедиция на которую знакомит с ключевой единицей языка — словом (и фразеологизмом). Планета окружена свечением — это Корона Культуры Речи. Кроме Лексиконии имеются еще две самостоятельные планеты — планета Словообразования и двойная планета ФоГра (фонетика и графика). Имеются еще две галактики — Морфологическая и Синтаксическая, а также Млечный путь стилистики, который ведет к совершенствованию устной и письменной речи. Две коварные Туманности — Орфографическая и Пунктуационная — придуманы для того, чтобы ученики не забывали о грамотности. Интонационные облака позволяют работать над звуковой стороной речи. Последний объект — искусственная межпланетная станция «Логос-текстум».

Такая работа, конечно, невозможна без наглядности. Обычно используются опоры-схемы или учебные картинки. Наглядность дает возможность управлять познавательной деятельностью ученика, воздействуя на эмоции, фиксировать внимание на общих и частных вопросах темы, при необходимости увеличивая изображение наблюдаемого объекта, обращая внимание на его основные характеристики. Учебные картинки и схемы могут быть превращены в наброски маршрутов проделанных путешествий, восстанавливаемых в памяти. Такой подход обеспечивает системное усвоение материала (ученики видят состав учебного материала, осознают его элементы, функции и т. п.) Он позволяет активизировать память, эмоции, воображение, показать, что русский язык обозрим, интересен и познаваем. Рисунки-опоры разработаны так, что языковая система предстает перед учеником как целостная структура, которую он изучает с точки зрения устройства и как средство общения.

Еще одной нестандартной формой организации учебно-воспитательного процесса являются педагогические мастерские. Основополагающая идея этой технологии заключается в том, что человек изначально способен к самой разнообразной деятельности. Все зависит от того, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Этот метод характеризуется отношением учителя к ученику как к равному, использованием стратегии исследования, самостоятельным поиском ответов на вопросы.

Мастерская — это ряд заданий, которые направляют работу школьников в нужное русло. Учащиеся каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т. п.

Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого ученика по определенному вопросу. Эти знания обогащаются сведениями, которыми может поделиться сосед по парте. На следующем этапе информация уточняется в беседе с 2 – 3 одноклассниками, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. Затем ученики корректируют знания в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. До этого момента учитель выступает только в роли слушателя. Во время обсуждения он, как и все ученики класса, может, если в этом есть необходимость, высказать свою точку зрения.

В отличие от традиционного урока, при использовании такой технологии знания выстраиваются, но не даются готовыми, поэтому возможно, что до конца занятия так и не прозвучит истина, которую знает учитель. Однако будет создана хорошая предпосылка для размышлений и подготовлено начало следующего урока. В мастерской ребенок выстраивает свои знания самостоятельно, но в совместном поиске, процесс которого хорошо продуман мастером (учителем). Работа мастерской опирается на определенные принципы. Во время ее проведения:

§ создается атмосфера открытости, доброжелательности, общения, сотворчества;

§ в учебный процесс включается эмоциональная сфера ребенка путем обращения к его чувствам;

§ мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний, не торопится отвечать на вопросы, необходимую информацию подает малыми дозами, когда обнаруживает потребность в ней у учеников;

§ исключается официальная оценка работы ученика (нет похвалы, порицания, не выставляются отметки в журнал), но через афиширование работ (публичное их представление) создается возможность для самооценки, самокоррекции; продумывается чередование индивидуальной и коллективной работы, что обеспечивает диалогический способ освоения знаний;

§ осознается важность не только и не столько результата, сколько самого процесса обучения, в котором реализуются законы проблемного постижения истины.

Для работы по принципу мастерской разработан специальный алгоритм и своя терминология.

1. Индуктор (от лат. inducto — ввожу, побуждаю) — создание эмоционального настроя, личностного отношения к предмету обсуждения, «включение» подсознания.
2. Работа с материалом.
2.1. Самоконструкция — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
2.2. Социоконструкция — построение вышеуказанных элементов группой.
2.3. Социализация — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
2.4. «Афиширование» работ учеников и мастера.
2.5. «Разрыв» — внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, направляющий к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником.
3. Рефлексия — самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувств, знаний, мироощущения.

Главным условием продуктивной деятельности человека в любой сфере является его способность осмыслять действительность критически и принимать собственные решения. Именно этому можно научить детей, работая по так называемой методике «RWCT» (ReadingandWritingforCriticalThinking) — «ЧПКМ» (Чтение и письмо для критического мышления), центральным понятием которой является критическое мышление. Это конструктивная мыслительная деятельность, в процессе которой информация воспринимается осмысленно, перерабатывается в соответствии с определенной целью, при этом усваивается наиболее ценная ее часть. Данная методика предполагает стадиальность обучения.

На первом этапе — стадии вызова — у учеников пробуждается интерес к новой теме, они активизируют свои прежние знания и умения и прогнозируют содержание новой информации.

На втором этапе — стадии осмысления — проводится работа с каким-то источником информации, изучается новый материал, ученики объединяют новые идеи со своими собственными.

На третьем этапе — стадии рефлексии — ученики размышляют над полученной информацией, осваивают («присваивают») полученные знания, закрепляя таким образом изучаемый материал.

Главной задачей этой методики является внедрение в учебный процесс таких методов, которые развивают критическое мышление учащихся любого возраста. Эти методы можно эффективно применять, работая и в рамках традиционной системы обучения. Рассмотрим некоторые из этих методов.

Кластер (карта понятий, карта-схема, «еж», «осьминог», «снежинка» и т. п.). Работая по этому методу, ученики в середине листа пишут ключевое слово (тему), рисуют картинку, а вокруг записывают слова, словосочетания, предложения (например, в центре записывают «Имя существительное», а вокруг — все грамматические характеристики этой части речи, причем постоянные признаки можно записывать отдельно от непостоянных — как бы в два круга).

Сравнительная диаграмма. Рисуются два пересекающихся круга. В месте их пересечения записывается сходная информация, в непересеченных частях — то, что характерно только для одного источника информации (явления). Так можно сравнивать два печатных текста или два аудиотекста, рисунки, сюжетные картинки, грамматические категории и т. д.

Целенаправленное чтение (слушание). Этот метод называется еще «чтением с прогнозом». Состоит он в том, что информация «подается» порционно, и после каждой полученной порции информации учитель задает вопросы, прогнозирующие дальнейшее развитие событий.

Двучастный дневник (или дневник, состоящий из нескольких частей). Этот метод обычно реализуется таким образом. Страница делится на две (три, четыре и т. д.) части, например, «отрывок из текста» — «реакция». Ученики читают (слушают) текст и заполняют «дневник»: когда по ходу чтения в связи с определенным отрывком, словом у них возникают какие-то ассоциации, чувства, они записывают их в графу «реакция». Так можно «обрабатывать» мысли (чувства, внешность, поступки и т. п.) героев текстов и любые сравниваемые моменты, плюсы-минусы какого-то явления, разрешение-запрещение каких-то действий и т. п.

К инновационным технологиям можно отнести также проблемную, модульную, проектную технологии и процесс решения коммуникативных (речемыслительных) задач, а также разнообразные игровые методики.

Рекомендуемая литература: 1-35.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.009 с.)