Лекционный комплекс (тезисы лекций) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекционный комплекс (тезисы лекций)



Тема 1. Теоретические основы интенсивного обучения русскому языку.

Вопросы:

1.Теоретические основы интенсивного обучения русскому языку.

2.Анализ образовательной ситуации обучения русскому языку
как неродному.

3.Место интенсивной методики в системе обучения русскому языку.

В настоящее время происходят коренные изменения в обучении, пересматриваются содержание и методы обучения в связи с предстоящей реорганизацией высшего образования. Эта реорганизация предполагает унификацию существующей в Европе системы и стандартов высшего образования, чтобы создать удобную образовательную среду для преподавателей и студентов, позволяющую решить проблему признания наших дипломов за рубежом и академической мобильности. Особенностью общеевропейского подхода к высшему образованию является четко выстроенная модель партнерского взаимодействия преподавателя и студентов, ориентация на самостоятельную работу как одну из основных форм обучения, широкое использование мультимедийных курсов и разработка новых технологий обучения. В современных условиях быстрого развития науки и техники проблема перехода на интенсивный путь развития стоит и решается во всех сферах общества и на всех этапах формирования личности и специалиста. Остается она актуальной и для обучения иностранным языкам. Возникла необходимость творческого переосмысления существующих подходов к организации учебного процесса, выработки новых форм и методов обучения, которые открывали бы перспективы практического свободного владения иностранным языком в относительно короткие сроки.

Идеи рациональной организации и интенсификации обучения языкам не являются совершенно новыми в методике. Прежде, чем они сложились в целостную систему, эти идеи прошли долгий путь развития. Первыми появились курсы Берлица, методические взгляды которого можно суммировать следующим образом: беспереводная презентация материала, широкая опора на наглядность, предпочтение устной речи письменной, диалога монологу, использование паралингвистических средств семантизации, повторение и заучивание готовых образцов.

Не менее весомый вклад в приемы интенсификации был внесен М. Вальтером. В разработанном им курсе обучения после начального периода пассивного слушания и повторения учащимися названий действий за преподавателем вводятся игровые приемы, постепенно перерастающие в театрализацию фрагментов и целых уроков.

Далее сформировалась целостная система принципов, лежащих в основе интенсивного обучения, среди них: ситуативность, учет родного языка в его соотнесенности с иностранным, учет идиоматичности средств выражения изучаемого языка, связанной с самобытностью и особенностями исторического развития народа-носителя языка.

Интенсификация методики как действенное средство приобщения учащихся к практическому овладению языком начала обретать зрелые формы в последние десятилетия, в первую очередь благодаря работам болгарского ученого Г. Лозанова – основоположника суггестопедической теории. Его идеи стали отправным пунктом для целого ряда методических систем интенсивного обучения.

На современном этапе методика интенсивного обучения языкам не представляет собой единого течения, а образует несколько направлений, что обусловлено многообразием целей обучения, контингента обучаемых, а также условий обучения:

1. Суггестопедический метод Г. Лозанова (обобщение и дидактическаяинтерпретация данных суггестологии).

2. Метод активизации резервных возможностей учащихся Г.А. Китайгородской (ускоренное обучение иноязычному общению в условиях формирования учебно-речевого коллектива с учетом данных суггестопедии, социальной психологии, психолингвистики, педагогики, языкознания и методики преподавания иностранных языков).

3. Эмоционально-смысловой метод И.Ю. Шехтера (смыслообразование в процессе ролевой игры через систему личностно мотивированных учебных заданий коммуникативного характера).

4. Интенсивный курс для взрослых Л. Гегечкори (чередование циклов суггестопедического обучения устной речи и межцикловых этапов отработкиязыкового материала при сознательном ориентировании обучаемых в лексико-грамматических особенностях языка.

5. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых В.В.Петрусинского (самообучение, функции преподавателя ограничиваются подготовкой учебных материалов, использованием специальной аппаратуры).

Наибольшее распространение получила модель Г.А. Китайгородской. Активность в учебном процессе достигается за счет специальной организации учебного материала, концентрации и распределения языкового материала, специфических приемов обучения, широкого использования коллективных форм, а также высокой концентрации учебных часов. В этом случае понятие «интенсивное обучение» определяется как динамизм, активность во взаимодействии преподавателя и учебной группы, обучаемых между собой.

Целью обучения является овладение языком как средством межкультурного общения. Общение на изучаемом языке пронизывает процесс обучения, являясь одновременно целью этого обучения, основным средством и условием его достижения. Поэтому интенсивное обучение представляет собой особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное овладение предметом и активное совершенствование, развитие личности учащихся и преподавателя [Китайгородская, 1986, c.4.].

В основе интенсивной методики лежат 5 основных методических принципов, которые обеспечивают тесную взаимосвязь учебного предмета и учебной деятельности и, тем самым, способствуют эффективной реализации целей обучения [Бухбиндер, Китайгородская, Киев, 1988, c. 375]: 1. Принцип коллективного взаимодействия; 2. Принцип личностно-ориентированного общения; 3.Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса; 4. Принцип концентрированности в организации учебного материала; 5. Принцип полифункциональности упражнений.

Обобщая развитие интенсивных методик, можно выделить ряд преимуществ такого подхода. Среди них:

- усвоение большого количества речевых, лексических и грамматических единиц;

- активное использование усвоенных знаний, навыков и умений в практике устного речевого общения на языке;

- умение использовать полученный языковой материал не только в собственной речи, но и при понимании речи собеседника;

- преодоление психологических барьеров, в частности страха перед возможностью сделать ошибку;

- высокая и немедленная результативность обучения: уже на второй день занятий учащиеся общаются на изучаемом языке, используя речевые клише, заложенные в основном учебном тексте-полилоге.

В интенсивном методе имеется также ряд недостатков:

- слишком большой объем нового материала, предъявляемого одновременно – до 150-200 новых слов, 30-50 речевых клише и несколько типичных грамматических явлений;

- обучение преимущественно устным формам общения при недостаточном внимании к письменным формам;

- недостаточная проработка грамматических единиц и моделей.

Понятие "интенсивное обучение" связано прежде всего с двумя именами - болгарского ученого, врача-психотерапевта по специальности Георгия Лозанова и русского методиста профессора Галины Александровны Китайгородской.

Главной задачей интенсивного метода обучения языку является овладеть, в условиях жесткого лимита времени, языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на языке в нормальном (естественном) или близком к нормальному темпе при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной тематике.

В 1966г. в Софии был основан научно-исследовательский институт сугестологии, который возглавил Г. Лозанов. Слово "суггестия" происходит от латинского suggero - внушение (в состоянии бодрости), но Г. Лозанов в своих роботах и лекциях всегда подчеркивает связь понятия "суггестия" с семантикой английского глагола tosuggest (предлагать). Таким образом суггестия - это коммуникативный фактор, который выражается в "предложении" личности сделать свой выбор из широкого спектра возможностей, комплексных стимулов. Суггестология - это наука об ускорении гармонического развития личности и раскрытия его разносторонних резервных возможностей - памяти, интеллектуальной активности, творческих способностей и т.п.

Сегодня стратегической целью обучения является овладение языком как средством межкультурного общения. Теория коммуникации убеждает нас в том, что недостаточно знать язык, систему языка, правила функционирования языкового кода. Для того чтобы общаться, следует знать, как использовать язык в определенном контексте.

В основе процесса обучения по методу активизации лежит общение посредством иностранного языка (в его устной и письменной формах), которое выступает одновременно целью обучения, основным средством и условием его достижения. Общение на иностранном языке пронизывает весь процесс обучения. Поэтому интенсивное обучение может быть определено как "особым образом организованное обучающее общение, в процессе которого проходит ускоренное овладение предметом и активное развитие личности" (Г.А. Китайгородская)

Характерные особенности интенсивного обучения:

· овладение иностранным языком за короткое время за счет мобилизации ресурсов личности и его скрытых резервов;

· иностранный язык не изучается, в него вживаются через общение;

· овладение иностранным языком подобно овладению ребенком родным языком

· занятия начинаются с общения, а не с усвоения грамматических правил.

Процессы мировой глобализации, беспрецедентное расширение межгосударственных, межнациональных и межкультурных связей сделало актуальной проблему полноценного общения между представителями различных народов. Полноценное общение включает в себя, в первую очередь, общение языковое. Знание иностранного языка повышает образовательный уровень, расширяет кругозор, способствует более толерантному восприятию окружающего мира.

Перед отечественными методистами встает серьезная исследовательская задача разработать такую методику обучения русскому языку, которая позволила бы в короткие сроки быстро и эффективно научить общению на русском языке.

Конечной целью обучения, по нашему мнению, является общение в устной и письменной формах, предполагающее умение не только извлекать информацию из различных источников, но и осуществлять контакты с носителями языка в процессе совместной деятельности.

Появившиеся как социально-обусловленное последствие научно-технического взрыва, новые методы обучения, естественно, не могли не вобрать и не отобразить в себе современного уровня знаний нейрофизиологии, психологии, в частности, психологии восприятия, психологии памяти, сознательного и бессознательного, теории информации и др. Новые методы использовали опыт и знания других пограничных и смежных наук, в частностиязыкознания, психолингвистики, психогигиены.Суггестопедическое направление в педагогике появилось в связи с попыткой болгарского врача психотерапевта Георгия Лозанова использовать суггестию как средство активизации резерныхпсихических возможностей личности в учебном процессе, в частности при обучении иностранным языкам. Суггестия (по Лозанову)- это средство, в основном непрямого, коммуникативного воздействия на человека в бодрствующем состоянии, создающее условия для активизации резервных возможностей личности. Г. Лозанов выделял три вида суггестии, которые используются в учебном процессе для снятия всякого рода психологических барьеров у обучаемых. Кратко изложим суть каждого из них. Психологическая суггестия. Учитель проводит урок с учетом психотерапевтических, психологических и психогигиенических факторов, а так же с учетом эмоционального воздействия, используя логические формы подачиматериала.Дидактическая суггестия. На занятиях применяются особые приемы, активизирующие обучение. Художественная суггестия. Учитель использует на занятиях различные виды искусства (музыку, живопись, элементы театра) с целью эмоционального воздействия на школьника и гармонизацию урока. Основные положения суггестопедии сводятся к следующему: - обучение должно быть радостным и ненапряженным; - его следует осуществлять как на сознательном, так и на подсознательном уровнях; - в обучении следует использовать обычно незадействованные резервысознания с целью повышения результативности. В нашей стране последователями Г.Лозанова стали Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Н.В.Смирнова, И.Ю.Шехтер, Л.Ш. Гегечкори, В.В. Петрусинский и другие, а сам метод получил первоначально название “лозановский”, затем “экспресс-метод” и, позже, “интенсивный метод”. Идеи Лозанова были адаптированы и развиты советскими педагогом Китайгородской Г.А. [6 - 10] и психологом Леонтьевым А.А., которые и стали ведущими специалистами по интенсивным методикам обучения иностранным языкам в Советском Союзе и затем в России. Ими был создан проблемный совет по интенсивным методам обучения иностранным языкам, который собрал и обобщил обширные результаты по применению интенсивных методов обучения иностранным и направил работу педагогов страны по освоению и использованию этих методов. Многочисленные публикации сторонников интенсивных методик показали, что правильное применение медотик интенсивного обучения позволяет достичь впечатляющих результатов в обучении иностранному языка как по объему усвоенного, так и по срокам обучения. Все эти позитивные результаты, однако, не могут скрыть того факта, что применение интенсивных методик в средней школе имеет серьезные ограничения, которые необходимо учитывать каждому преподавателю средней школы при выборе “своего” метода.

Преподавание языков неразрывно связано с внедрением в учебный процесс активных методов обучения и воспитания, активизирующих творческий потенциал обучаемых. Этим требованиям отвечает интенсивное обучение (ИО), представленное рядом современных з методов: цикловой-межцикловой метод (Л.Ш. Гегечкори), эмоционально-смысловой метод (И.Ю. Шехтер), суггестокибернетический метод (В.В. Петрусинский), и метод активизации возможностей личности и коллектива (Г.А. Китайгородская). На наш взгляд, наиболее эффективным в обучении языку и обладающим высоким воспитательным потенциалом является метод активизации Г.А. Китайгородской (МА). Его эффективность достигается благодаря использованию современных данных педагогики, психологии, лингвистики и учету требований, предъявляемых этими науками к методике обучения иностранным языкам. МА – теоретически и методически наиболее разработанный метод, на базе которого создана авторская школа со своими программами и учебниками. Важно отметить и то, что сам метод и методика отражены в большом количестве научных публикаций и в выполненных диссертационных исследованиях.

Основные положения метода связаны с концепциями советской психологической школы (концепция личности А.Н. Леонтьева, теория коллектива A.B. Петровского, теория речевой деятельности A.A. Леонтьева, И.А. Зимней), а также с учением об использовании бессознательного в обучении (Г. Лозанов). МА реализует требование психологии о построении обучения иностранному языку на основе личностно-деятельностного подхода, как целенаправленной и мотивированной коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых (И.А. Зимняя). Лингвистическую основу метода составляют положения коммуникативной лингвистики о глобальном подходе к языку как средству общения и о коммуникативной направленности обучения (Г.В. Колшанский).

В настоящее время интерес к интенсивным методикам обучения иностранным языкам уменьшился как в науке, так и на практике, хотя исследования в области обучения иностранным языкам на основе работы мозга активно продолжаются. Большое внимание уделяется роли правого, образного полушария головного мозга в овладении иностранным языкам. Особое значение уделяется мотивации овладения иностранным языкам. На первом месте, пожалуй, стоит идея активного самостоятельного учения. Интенсивное обучение иностранному языку может иметь место только в условиях интенсивного учения.
Именно интенсивное учение обеспечивает овладение большим количеством языкового материала в сжатые сроки. А это и есть "интенсив".

Рекомендуемая литература: 1-35.

Тема 2.Современные тенденции в образовании и обучении русскому языку как иностранному.

Вопросы:

1. Современные тенденции в образовании и обучении русскому языку как иностранному.

2. Основные проблемы интенсивного обучения русскому языку как неродному.

1. Современные тенденции в образовании и обучение русскому языку как иностранному.

В 60-е и 70-е годы наблюдался повышенный интерес к психологическим проблемам, связанным с овладением иностранным языком. Во многом это было обусловлено активным становлением коммуникативно-ориентированного метода обучения иностранным языкам и надеждой на то, что психологическая наука позволит найти эффективные способы интенсивного овладения иностранным языком "за одну ночь". Возникло несколько направлений: суггестопедия, релаксопедия, ритмопедия, гипнопедия и их разновидности в виде обучения в группе и физической активности на уроке (TotalPhysicalResponse).

Пожалуй, самым популярным направлением стала суггестопедия, автором которой был Г. Лозанов – психотерапевт из Болгарии. Занятие по-английскому языку превращалось в
ритуал, напоминающий собрание тайного общества. Педагог с таинственным видом изящно располагался в кресле перед своими учащимися, для которых тоже были приготовлены удобные кресла. Все действия совершались в строго предписанной последовательности - музыка, повторения, воспроизведения, чередование интонаций и др. Использовались элементы мягкого гипноза.

Релаксопедия заключалась в том, чтобы добиться полного мышечного расслабления учащихся и в этом состоянии предъявлять им лексико-грамматические структуры с переводом. Ритмопедия предполагала обучения в условиях постоянного ритмического раздражителя, например, метронома. Гипнопедия была реализована в виде обучения во сне, когда спящему человеку транслировалась та или иная
учебная программа (в некоторых городах для этого использовалось даже местное радио, например, в Дубне).

Разновидностью этих методик было обучение в группе с использованием резервных возможностей личности и коллектива (Г.А.Китайгородская), а также включение в занятие элементов активного физического движения. Все интенсивные методики декларировали свою эффективность и обещали фантастические результаты в виде запоминания учащимися до 2000 слов за занятие и более. Они использовали данные физиологии мозга, в соответствии с которыми миллионы нервных клеток-нейронов – оказывается вообще "не задействованы" в процессе овладения иностранным языком, а значит имеются огромные нереализованные возможности в обретении практических языковых знаний. Нужно только найти ключ.

Последствия этих методов были самые разные - от неэффективности до нарушений здоровья.
Отметим, что самой долговечной и рациональной оказалась методика обучения в группе на основе резервов личности и коллектива. Дело не в теоретической разработанности этой методики, а в том, что она действительно предлагала простой и эффективный путь обучения взрослой аудитории основам языка за короткий период. Применение этой методики в течение длительного периода оказалось менее эффективным.

Самым эффективным большинство педагогов-лингвистов считают "коммуникатив", и критика традиционных методик – правило хорошего тона. "Традиция" работает так: в рамках одного урока студенты сначала "проходят" грамматику, потом лексику, затем выполняют упражнения на закрепление. "Искусственно созданные упражнения не формируют пользователя языка", – замечает Галина Китайгородская. "Традиционный метод - слишком долгий путь к умению общаться, - подтверждает Елена Новикова. - Многие не доходят до его конца". "Человек, обучавшийся по традиционной системе и не имевший возможности "погрузиться" в языковую среду, строит фразы на основе русского языка, не преодолев барьер внутреннего перевода", - считает директор "Системы-3" Арнольд Рубинштейн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.031 с.)