Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интенсификация обучения как фактор повышения качества обучения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основными направлениями перестройки обучения в современной образовании являются интенсификация и оптимизация учебного процесса. Цель: повышение эффективности педагогического труда через интенсификацию процесса обучения. Задачи: - изучить проблемы интенсификации процесса обучения; - рассмотреть зависимость мотивации учения и интенсивности учебной деятельности; - выявить стимулирующие способы активизации процесса обучения; - определить значение игры как эффективного способа интенсификации процесса обучения. Обобщение результатов научных исследований и опыта творческих педагогов, учителей - новаторов позволяет выделить следующие основные факторы интенсификации обучения: 1. повышение целенаправленности обучения; 2. усиление мотивации учения; 3. повышение информативной емкости содержания образования; 4. применение активных методов и форм обучения; 5. ускорение темпа учебных действий; 6. развитие навыков учебного труда; 7. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм, средств, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся, стимулирующих их учение. Большую роль тут играют проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа учеников, алгоритмизация и т.д. В педагогической практике все шире и шире находят применение методы проблемного обучения. Изданы учебно-методические разработки, в которых показываются пути их использования. Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения.Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний. Для интенсификации обучения важен не только темп контроля, но и его аналитичность. Педагогу надо знать не только пробелы в знаниях, но и их причины. Среди таких причин могут быть недостатки здоровья, дефекты воспитанности личности, плохие домашние условия, изъяны самого процесса обучения, в том числе отсутствие индивидуального подхода и т.д. Ценную информацию о причинах отставания учеников дают уже вошедшие в практику школ «педагогические консилиумы», проводимые классным руководителем с участием всех учителей класса, школьного врача, актива родителей. Необходим глубокий анализ качества процесса обучения. Для этого важно знать реальные учебные возможности обучающихся перспективы роста, «зону ближайшего развития» каждого из них. Соответствие успеваемости реальным возможностям детей будет свидетельствовать об оптимальности достигнутых результатов. В современных образовательных учреждениях применяются разнообразные формы обучения - учебные занятия, практикумы, экскурсии, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние задания.». Характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном этапе является стремление педагогов к применению разнообразных видов учебных занятий в общей системе изучения определенного раздела или темы. При чем у наиболее опытных педагогов складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учеников. При имеющемся многообразии форм организации обучения было бы весьма опрометчиво попытаться навязать всем педагогам страны какую-то одну из них как панацею от всех бед. Дело в том, что в педагогике закономерно установлена возможность решать одну и ту же учебно-воспитательную задачу разными сочетаниями не только методов, но и форм организации Технические средства обучения всегда использовались в основном для усиления наглядности обучения. Внедрение компьютеров открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью, для ее интенсификации. Компьютеры позволяют значительно увеличить объем усваиваемой учениками информации, благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике. Современные мультимедиа компьютеры позволяют сегодня обеспечивать учебные занятия на новом уровне возможностей. Если раньше показ слайдов или кино Программа Power Point позволяет оперативно создать целый курс из рисунков, видео или аудиофрагментов, необходимых для занятия. Изображение сопровождаются музыкой, а при необходимости и дикторским текстом. Получается лекция с мультимедиа сопровождением. Если лектор запишет свою лекцию на диктофон, этот звуковой текст потом можно ввести в компьютер и озвучить им зрительный ряд. Получается уже автоматизированная лекция. После каждого занятия на экране высвечиваются тестовые вопросы. После лекции слушатели каждый персонально набирают выбранный ими код правильных на их взгляд ответов (на это уходит всего 3-4 секунды) и получают на экране оценку и развернутое резюме об уровне усвоения ими материала занятия. С внедрением компьютеров в учебный процесс появляется уникальная возможность для решения задач нового типа, называемых оптимизированными. Речь идет о задачах, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один, наиболее рациональный с определенной точки зрения. Все игровые занятия могут быть организованы как непосредственно преподавателем, так и техническими средствами в виде автоматизированного варианта на основе систем мультимедиа или с использованием любой аудиовизуальной техники. В этом случае используется фонограмма или видеофильм, которыми пошагово воспроизводятся приведенные в сборнике речевые инструкции по организации игр. Для организации и управления ходом игры используется ведущий, который либо сам будет давать игровые инструкции, либо обеспечивать подачу речевых команд с магнитофона. Ведущий должен предварительно познакомиться с описанием игры и подготовить необходимый реквизит. Ведущий должен обладать качествами лидера. На первых порах ведущим может быть один из преподавателей, но по мере включения группы в игровую деятельность целесообразно выбирать ведущего из участников учебной группы. Наиболее совершенные варианты сценариев игр для универсального использования имеют форму дикторских инструкций. Учитывая специфику восприятия текста с фонограммы, инструкция, как правило, повторяется дважды -сначала в подробном виде, а затем после слов «Итак...» - в виде «свертки» - короткого резюме. Затем дается сигнал «Гонг». По этому сигналу ведущий или оператор должен остановить магнитофон, воспроизводящий инструкцию, ивключить другой - с фоновой музыкой. По сигналу гонга обучаемые начинают выполнять игровые действия. Время на каждую игру, как правило, заранее оговаривается в инструкции. По мере выполнения каждого шага игрового действия(на усмотрение ведущего) тумблером включается фонограмма и обучаемые слушают следующую инструкцию. Хотя игры предусматривают автоматизированную систему задания инструкций по организации игр, роль преподавателя припроведении таких игр весьма существенна. После каждого сигнала «Гонг», когда вступает в силу фрагмент инструкции и начинается время для ее выполнения, направлять действия участников игры может только преподаватель. Участники игры экспромтом не всегда могут предусмотреть самый оптимальный шаг, преподаватель же предварительно знакомится со сценарием и благодаря своему жизненному и педагогическому опыту сможет заранее наметить возможные варианты для оптимального развития событий в игре, поэтому его основной задачей является практическая реализация данного сценария в своем видении. Оценка результатов игрового обучения. Оценивает результаты игры, как правило, жюри и сами участники. В большинстве игр введен элемент состязательности за счет сравнения оценок результатов индивидуальных достижений или соревнования команд. Заранее заготавливаются призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно — смех компенсирует разочарование от проигрыша. Надо принять за правило, что ведущий должен быть готов поощрить каждого участника и поднять мотивацию даже самых «малоуспевающих». При оценке учитываются разные показатели, например, «кто лучше», «кто быстрее», «кто остроумнее», «кто ярче», «кто увлекательнее», «кто правильнее» и т. д. В учебном классе во время напряженных занятий или в перерыве между занятиями нужна психо-эмоциональнаяразгузка. Современная дидактика предлагает простую система игр, которую любой педагог может легко освоить. Этиигры хорошо использовать в качестве небольшой активной паузы прямо во время урока, если педагог видит, что внимание обучающихся рассеивается и активность падает. Сегодня существует огромный спектр развивающих игр. По увлекательности, по азарту, накалу страстей эти, простые, казалось бы, игры, зачастую превосходят даже азартные и становятся незаменимыми при заполнении пауз между основными учебными занятиями, во время праздничного чаепития за столом у самовара и даже во время путешествия, в дороге, в транспорте, в походе, когда и стола-то под рукой может не оказаться - одни чемоданы и рюкзаки. Подвижные игры на воздухе, наряду с другими играми предназначены для отдыха и имеют главным образом развлекательный характер. Вместе с тем эти игры предполагают значительную физическую нагрузку. Подвижные игры на воздухе полезны всем и всегда - это активный отдых, который наполняет людей новыми силами, особенно в процессе интенсивного обучения. Играть в эти игры могут и взрослые, и дети. Проводиться игры должны на улице, в любое время года. В зависимости от погоды, участники должны быть одеты в спортивную форму, соответствующую сезону. Как активизировать резервы личности? Ведь ведущему игровые курсы нужно обладать целым рядом качеств, которые позволяли бы ему быть заводилой в игровой деятельности, лидером коллектива, примером для подражания.Сформировать в себе эти качества можно за счет приемов аутосуггестии (самовнушения). Аутосуггестия позволяет реализовать скрытые резервные возможности личности, освоить приемы актерского мастерства, повысить общий тонус, активизировать работоспособность. Такая работа над собой в принципе необходима любому человеку, любому
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.110 (0.012 с.) |