Система работы с учебным текстом при интенсивном обучении русскому языку.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система работы с учебным текстом при интенсивном обучении русскому языку.



В изменившихся в последние годы социальных, политических и собственно учебных условиях, а также в особенностях функционирования русского языка в современном мире заключаются причины повышения популярности изучения русского языка иностранцами в системе курсового обучения. Результатом этого явилось значительное расширение географии курсов русского языка как в России, так и в зарубежных странах, качественное изменение категорий учащихся, содержания и структуры мотивов изучения русского языка, повышение мобильности в определении сроков и содержания курсового обучения. В обновляющихся условиях повышается роль преподавателя в достижении целей обучения. Личность преподавателя оказывается сильнейшим мотиво-формирующим фактором как при выборе языка в качестве предмета изучения, так и особенно в процессе организации непосредственного учебного взаимодействия, достижения оптимизации учебной деятельности. От профессиональной адекватности преподавателя в значительной степени зависит способность курсового обучения оперативно отвечать на динамику потребностей учащихся и социального заказа.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью разнообразных методов:

– педагогическое наблюдение;

– исследовательская беседа;

– изучение школьной документации;

– изучение продуктов деятельности учащихся;

– педагогический эксперимент;

– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

– социологические методы исследования;

– методы математической статистики;

– теоретический анализ педагогических идей и т. д. Рассмотрим некоторые из этих методов педагогических исследований.

Все педагогические исследования направлены на получение желаемого результата, для достижения поставленной гипотезы, а для более точного исследования применяются различные методы.

Рекомендуемая литература:1-35.

 

Тема 13. Активные методы обучения русскому языку

Вопросы:

1. Активные методы обучения русскому языку.

2. Интенс-коммуникативные технологии обучения.

3.Традиционные и нетрадиционные методы обучения.

Активные методы обучения русскому языку.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фак­тор достижения целей обучения, общего развития личности, про­фессиональной ее подготовки требует принципиального осмыс­ления важнейших элементов обучения (содержания, форм, ме­тодов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передавае­мой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус­ловий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социаль­ной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении обуслов­ливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познава­тельной активности человека, но и своеобразие его личности.

Выделяют 3 уровня активности:

• Активность воспроизведения — характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации — связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

• Творческая активность — предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

Интенс-коммуникативные технологии обучения.

Сегодня следует развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию старших школьников. Обучение русскому языку в старших классах это не только систематизация пройденного в средних классах, а и совершенствование навыков использования языка в определенных коммуникативных ситуациях, в устной и письменной речи. Соответственно, методика преподавания русского языка должна быть иной, нежели в средних классах. Обучение русскому языку должно быть более углубленным, более интенсивным.

В современной школе делаются определенные шаги в этом направлении:
– используются нетрадиционные задания, требующие логических решений и проблемного анализа [Бройде 2001];
– интегрируются учебные дисциплины (русский язык и литература) [Баранов 2000];
– усиливается коммуникативная направленность курса русского языка в обучении старшеклассников;
– внедряются новые технические средства обучения и создаются новые технологии обучения (например, технологии дистанционного образования) [Лёвушкина 2001: 113–116];
– интегрируются теоретические и прагматически направленные разделы русского языка (русский язык, культура речи, стилистика)

Традиционные и нетрадиционные методы обучения.

Под традиционным способом изучения языкам принято понимать грамматико-переводной метод изучения. Метод основан на системном изучении грамматики, фонетики (произношения), формирования навыков чтения и перевода.

Говоря о нетрадиционных путях изучения языка, следует выделить два основных, характеризующих их, момента.
Во-первых, некоторые нетрадиционные методы основаны на принципах суггестологии, разработанные болгарским учёным Г. Лозановым. Суггестология - это наука об освобождении скрытых возможностей человека. На основе суггестологии разработаны методы изучения иностранных языков, использующие эффект сверхзапоминания, когда человек воспринимает и усваивает информацию без критического её осмысления.
Говоря простым языком, эти методы изучения базируются на работе подсознания. Например, это метод "25 кадра" и обучение языкам во сне.

Во-вторых, нетрадиционные методы предполагают быстрое и интенсивное обучение языку, когда изучение теоретических моментов сведено к минимуму или вообще отсутствует, а главное внимание уделяется живому общению, т.е. разговорной речи.

Традиционная методика предполагает систематические занятия на протяжении довольно долгого времени (не менее года). Хотя сроки могут быть разными в зависимости от имеющихся задач. Если курс, рассчитанный на год, содержит 80-100 учебных часов, то вряд ли имеет смысл браться за все виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение, аудирование).В таком случае нужно сосредоточить усилия на одном или двух, уделяя остальным минимум внимания.

Все нетрадиционные способы изучения языка ориентированы, прежде всего, на обучение устной речи за относительно короткий период. Они являются методами интенсивного обучения, что предполагает довольно большую плотность занятий. В неделю должно проводиться не менее 25 -30 учебных часов с преподавателем. Всё, что меньше - уже не "интенсив".

Как правило, интенсивное изучение языков предъявляет очень высокие требования к уровню преподавания, учебным материалам, расписанию занятий.

Рекомендуемая литература:1-35.

 

Тема 14. Модульное обучение.

Вопросы:

1. Модульное обучение.

2. Виды рейтингового контроля при модульном обучении.

Модульное обучение.

Одним из наиболее полных и конкретных является определение модуля П.А. Юцявичене: «Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».

Сущность модульного обучения заключается в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. обучающийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Применение технологии модульного обучения позволяет перевести собственную деятельность из режима информирования в режим консультирования и обеспечить каждому ученику возможность выбора пути изучения модуля и оперирования содержанием учебного материала. На всех этапах педагог выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а учащиеся - как самостоятельные исследователи ряда проблем, разрешение которых приводит к определённой структуризации их знаний и умений. При работе с данной технологией деятельность учителя заключается в разработке модулей, составлении инструкций, заданий (основного и корректирующего), рекомендаций для учеников, а также в осуществлении контроля и коррекции усвоения школьниками необходимых знаний и умений.

Что же дает модульное обучение? Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету.

Модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.

Итак, применение модульной технологии преследует достижение следующих целей:

· включение каждого школьника в осознанную учебную деятельность;

· создание для каждого школьника режима наибольшего благоприятствования (предоставление ему возможности продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе);

· формирование у каждого школьника навыков самообучения и самоконтроля.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.013 с.)