Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Международное частное право»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Инновационные методы обучения должны максимально широко внедряться преподавателем и при проведении семинарских (практических) занятий, а также в ходе обеспечения навыков у студентов самостоятельного изучения и творческого анализа привлеченных нормативных материалов, учебной и научной литературы, формулирования на основе прочитанного самостоятельных заключений, выводов и обобщений. Вместе с тем преподаватель не должен пренебрегать традиционными методами проведения семинарских (практических) занятий и контроля знаний студентов путем опроса, решения казусов и задач. В условиях начала ХХI в. преподавание практически всех правовых дисциплин не обходится без использования современных технических средств. Не составляет исключения в этом отношении и курс международного частного права. Присутствие в каждодневной действительности компьютерных технологий обусловливает обращение к ним преподавателя не только в ходе разработки методических материалов, подготовки лекционного курса, практических занятий, но и непосредственно при чтении лекций и проведении практических и иных аудиторных занятий, когда определенная дидактическая составляющая образовательного процесса отображается на экране лекционного зала, становясь доступной для всей аудитории. Другая сторона возможностей использования инновационных методов обучения благодаря современным техническим средствам проявляется в преподавании и изучении международного частного права в том, что как преподаватель, так и студенты обладают существенно расширившимися объемами информации по предмету, которая может быть получена благодаря постоянно обновляемым базам правовых данных системы компании «КонсультантПлюс» (версии «Проф»: «Законодательство», «Комментарии законодательства», «Международные правовые акты», «Судебная практика», «Цивилист»), специальным выпускам «Высшая школа» (регулярные выпуски и выпуск «Классика русской цивилистики»), а также СПС «Гарант» или «Кодекс». Значительная часть данных, в частности, относящаяся к нормативным и иным актам зарубежных государств, а также международных организаций, международно-правовым договорам и другим международным документам, сегодня может быть получена на соответствующих веб-сайтах нужных органов и организаций. Особенно важным это становится при подготовке ролевых игр, создании казусов и сценарно-сюжетных разработок деловых игр в зависимости от предмета рассмотрения в рамках курса. В современных условиях развития компьютерных технологий существует несколько зарекомендовавших себя с эффективной стороны инновационных методов, основанных на применении вышеуказанных новейших технологий. Речь идет, в частности, об использовании дистанционного проецировании в виде схем, таблиц, графиков и иных дидактических материалов с помощью обращения к техническим средствам. Это позволяет в более наглядной форме объяснить сущность вопроса, а также способствует лучшему запоминанию и тем самым усвоению материала. Каждодневное обращение студентов к компьютерной технике, новейшим информационным системам и глобальным сетям передачи информации обусловливает необходимость ссылок в преподавании дисциплины на дополнительные материалы и документы, размещенные на различных порталах и веб-сайтах в глобальной сети Интернет. Инновационными методами обучения студентов представляются следующие: 1) Метод проблемного обучения - обучение, предполагающее создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями, а также развитие мыслительных способностей слушателей. Данный метод может заключаться в коллективном обсуждении отдельных проблем, которые имеют различные оценки или пути решения. Это, например, вопросы основных концепций по определению места МЧП в нормативной системе или структуры и сферы его действия, либо такая не до конца разрешенная проблема, как нормативный состав МЧП (в частности, проблемный метод приемлем для изучения тем 1-3, 4, 5, 15,24). По итогам проблемного семинара преподаватель должен оценить работу каждого студента, в корректной форме указать на допущенные ошибки, сформулировать правильную позицию или суммировать различные научные подходы, если обсуждаемая проблема не нашла окончательного решения. 2) Моделироование (организация модельных процессов) – исследование объектов познания на их моделях (темы 14, 15, 16-17, 24, 25). Это весьма эффективная форма обучения и контроля знаний студентов. Особенно она целесообразна при проведении семинаров по темам, связанным с вопросами ответственности и/или разрешения споров как внутригосударственными судебными учреждениями в рамках «международного гражданского процесса», так и органами международного коммерческого арбитража. В качестве ориентира для выбора тем занятий подобного рода могут служить процедуры разрешения споров -- например, разрешение инвестиционных споров в МЦУИС или арбитраже ad hoc; разрешение спора в арбитраже ВОИС; разрешение спора в любом из других авторитетных органов институционного международного коммерческого арбитража. Данный метод способен служить весьма действенным средством в рамках образовательного процесса и в других случаях. В частности, при изучении международной купли-продажи товаров целесообразно обратиться к моделированию переговоров, примирения, дружеского посредничества или более сложных явлений, таких, как «MEDARB» или «MINI-TRIAL» в рамках урегулирования разногласий сторон. Как и при проведении проблемных семинаров, анализ итогов "модельной" процедуры подводит преподаватель. При этом он отмечает тех студентов, которые наиболее активно и эффективно участвовали в состоявшемся представлении процесса разрешения спора или рассмотрения жалобы. 3) Тестирование – контроль знаний с помощью тестовых заданий (в большинствеслучаев «закрытого типа»), которые состоят из условий (вопросов) и выбора вариантов ответа. Эта форма занятий может использоваться в целях контроля знаний студентов как в случаях изучения отдельных тем, так и по итогам овладения всей дисциплиной в целом. Итоги тестирования, а также основные ошибки, допущенные студентами, преподаватель анализирует и обобщает на следующем семинарском занятии. 4) Ролевые игры – метод обучения, при котором моделируется деятельность какой-либо организации, предприятия, фирмы или органа. Данная форма занятий, при которой студенты представляют субъектов международного частного права при решении ими ключевых проблем осуществления международного сотрудничества – в частности, переговорного процесса в рамках заключения международного частно-правового контракта (купли-продажи, лицензионного договора на передачу исключительных прав, договора финансового лизинга, арбитражного соглашения, пророгационного соглашения и т.д.), а также разрешения споров (взаимные консультации, примирение, «дружеские посредники», арбитраж и др.). 5) Выступления студентов на иностранных языках. Если студенты хорошо владеют иностранными языками, деловые игры, моделирующие третейское разбирательство в органах международного коммерческого арбитража или имитирующие иные формы альтернативного разрешения споров, могут быть проведены без перевода на русский язык, если, разумеется, студенты группы владеют общим для всей аудитории иностранным языком. Весьма полезным является сочетание аудиторной работы студентов по учебной программе с творческой научной работой в студенческом научном кружке, на научных студенческих конференциях, а также и индивидуально. Кроме учебного и научного эффекта, такая форма имеет большое воспитательное значение. В то же время это представляет собой и способ неформального контроля знаний. Инновационные и традиционные методы преподавания должны использоваться творчески, с учетом специфики дисциплины международного частного права и общего уровня подготовки студентов группы. Отдельные методы проведения семинарских (практических) занятий, равно как и их итоги следует обсуждать на заседаниях кафедры. При этом преподаватели могут рассказать о новых методах, которые они практикуют при проведении семинарских занятий. В В Е Д Е Н И Е
Современные процессы кардинальных изменений в мировой экономике, политике, праве, происходящие в мире, обусловливают формирование глобальной системы торговли, финансов и производства, которые в свою очередь приводят к динамичному росту объемов и интенсификации международных связей не только государств и межгосударственных организаций, но и субъектов иных уровней. Тем самым предопределяется развитие и совершенствование международного частного права (далее - МЧП), перед которым встают все более сложные задачи. Необходимость их решения - далеко не последний фактор, повышающий интерес к его изучению. В условиях углубляющейся глобализации любой дипломированный специалист в области юриспруденции независимо от сферы своей деятельности - частной практики, государственной службы или науки и культуры, - не может обойтись без основательных знаний по данной дисциплине. Настоящий учебно-методический комплекс представляет собой объединенные в формат целостного издания основные методические материалы, касающиеся преподавания и овладения дисциплиной “Международное частное право”. В учебно-методическом комплексе раскрываются содержание и объем учебного материала. Практические занятия наряду с теоретическими освоением соответствующих разделов курса нацелены на решение и анализ конкретных ситуаций и задач, носящих практических характер, а также предусматривают выполнение тестовых заданий по теме занятия. Задания в рамках самостоятельной работы студентов по овладению дисциплиной строятся по тем же основополагающим принципам сочетания теоретических знаний с получением навыков по практическому их применению. Комплекс содержит список принципиальных нормативных актов (как российского законодательства, так и правовых актов других государств, а также международных договоров и иных документов, имеющих рекомендательную силу), общей и специальной, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, равно как и других источников информации.
1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Основными целями изучения МЧП является: 1) обеспечение профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции, отвечающих современным квалификационным требованиям, которые владеют знаниями в части регламентации международных отношений частноправового, или цивилистического, характера (гражданских, трудовых, семейных), правового регулирования внешнеэкономической деятельности, а также международного гражданского процесса; 2) ориентирование в теоретических и прикладных аспектах коллизионного и материально-правового регулирования международных отношений частноправового характера, поскольку в сегодняшних условиях особое значение имеют правовые вопросы возникновения и реализации соответствующих международных хозяйственных и иных отношений частноправовых субъектов в рамках широкого международного сотрудничества. Знание МЧП необходимо всем обучающимся по специальности «Юриспруденция», кто в дальнейшей своей профессиональной деятельности будет связан с международными (в широком смысле этого слова) отношениями. При этом такие знания будут способствовать расширению кругозора, развитию логики и культуры мышления, уважения к правовым системам и традициям других стран и народов, утверждению принципа защиты приобретенных за границей прав, стимулированию в целом гражданского, культурного и хозяйственного оборота и все большей интеграции в него России. Изучение курса тесно связано с обучением студентов ориентироваться в теоретических аспектах некоторых дискуссионных вопросов современного МЧП, а также направлено на выработку навыков использования теоретических знаний по МЧП в практической деятельности в рамках осуществления хозяйственных и иных отношений в рамках международного гражданского оборота, деятельности государственных органов и межгосударственных организаций, а также судов и арбитражей, а также при оформлении сделок международного характера между различными субъектами МЧП в самых разнообразных сферах экономики, торговли, производства, инвестиционных проектов. В процессе изучения курса МЧП студенты приобретают конкретные навыки, касающиеся конструирования контрактов, оформляющих отношения, которые подпадают под сферу действия МЧП. С их помощью обеспечиваются наиболее рациональные решения по вопросам применимого к договору права, разрешения споров и выбора юрисдикции, а также избежания нежелательных последствий, связанных с пробельностью внутригосударственного права или международно-правового регулирования. В ходе освоения курса предусматривается также обучение слушателей методике работы с международными документами и специальной юридической литературой, а также выработка навыков по подготовке аналитических письменных работ по различным аспектам международного частного права. Ознакомление с рекомендуемой по определенным темам литературой предназначено не только для повышения культурного уровня студента, но и служит формированию у него комплекса необходимых сведений, которые в дальнейшем будут требоваться для теоретической и практической деятельности в соответствующих сферах международных отношений. 1.2. Изучение курса «Международное частное право» направлено на решение следующих задач: · получение студентами информации об источниках МЧП, навыков анализа международных договоров, международно-правовых обычаев, национально-правовых актов и других форм права, существующих в отдельных государствах, которые содержат нормы международного частного права (например, судебных прецедентов стран «общего права»); усвоение содержания международных актов, не имеющих обязательной юридической силы и, следовательно, обладающих рекомендательным характером; · выработку твердых знаний, в том, что касается сущности МЧП, его специфики по сравнению с другими отраслями внутригосударственного права, а также международного права, и особенно явления «конфликта законов» как его основной проблемы; · понимание имеющихся различий между «конфликтами законов» различных государств и «конфликтами юрисдикций»; · уяснение места, которое занимает международное частное право, в современной (глобальной) нормативно-юридической системе, а также его соотношения с другими отраслями внутригосударственного права (гражданским, торговым, предпринимательским, семейным, трудовым, гражданским процессуальным правом), равно как и системой международного права (международным экономическим, международным финансовым, морским, воздушным и т.д. правом); · получение сведений о системе международного частного права и его структуре, в том числе Общей и Особенной части, международного гражданского процесса, международного коммерческого арбитража и правового регулирования трансграничных банкротств. Изучение МЧП позволяет студентам приобрести соответствующие академические знания и практические навыки в важнейших востребованных ныне областях правового обеспечения: международной торговли и расчетных операций, охраны исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, наследственных отношений, разрешения споров в иностранных государственных судах или международном коммерческом арбитраже, правовой помощи по гражданским, семейным, торговым и трудовым делам и в целом в сфере международного гражданского процесса. В связи с этим особое внимание в рамках программы изучения курса уделено основным понятиям и началам МЧП, специфике его объекта и используемых в процессе регулирования правовых средств, к каковым прежде всего относятся коллизионные нормы. Предусматривается также знакомство студентов с историей развития науки международного частного права, взаимодействием с другими нормативными образованиями (отраслями) внутригосударственного права, а также с системой международного права, в результате чего становится понятной природа, эволюция МЧП, в том числе особенности и логика современных тенденций в его развитии. Основные понятия и начала, специфика объекта и методов регулирования в МЧП, общие положения коллизионного и материально-правового регулирования, характерные черты функций, строения коллизионных норм и их виды, а также правила применения норм иностранного права и порядка установления его содержания составляют предмет «Общей части» международного частного права. Рассмотрение широкого перечня вопросов: правового положения иностранных лиц (физических, юридических, государств и международных организаций) как субъектов международного частного права; регулирования вещных прав и иностранных инвестиций; сделок международного характера, включая оформление внешнеэкономических отношений в соответствии с отдельными договорными их видами (например, договоров по перевозке грузов, пассажиров и багажа), и связанным с ними международным расчетам; исключительных прав в отношении объектов охраны интеллектуальной собственности, семейных, наследственных и трудовых отношений, лежащих в сфере международного хозяйственного и гражданского оборота, -- входит в Особенную часть курса МЧП. Кроме того, в рамках изучения последнего студенты получают возможность ознакомиться с кругом теоретических и практических аспектов процессуального положения иностранных субъектов права при разрешении их споров в государственных или третейских судах соответствующих государств и тем самым обратиться к вопросам международного гражданского процесса и международного коммерческого арбитража. Формами организации учебного процесса являются лекционные и семинарские занятия по отдельным темам. Практические занятия учитывают необходимость не только освоения учебно-теоретического материала, но и решения и анализа конкретных ситуаций и задач, фактического моделирования различных юридических ситуаций в форме деловых или ролевых игр, а также тестирования по темам занятий. В ходе изучения МЧП студент должен закрепить уже имеющиеся у него знания анализом нормативного материала, составлением схем и таблиц, реферированием/конспектированием научной литературы, а также получить и специальные навыки в части анализа текста международного договора, применения международно-правовых актов и национального законодательства к практической ситуации; составления контрактов с участием иностранных контрагентов с учетом требований надлежащего юридического оформления отношений партнеров, баланса их интересов и защиты прав; искового заявления в органы международного коммерческого арбитража и т.д. При изучении МЧП студенты должны исходить из того, что значительная часть времени, отводимого на подготовку, приходится на самостоятельную работу. Поэтому при подготовке к семинарским и практическим занятиям следует особое внимание уделять нормативным источникам, а также публикациям в периодической печати, монографиям из предложенного, равно как и самостоятельно подобранного списков учебной и специальной, основной и дополнительной литературы.
2. Требования к уровню освоения дисциплины Отечественная наука МЧП богата историей, имеет собственные опыт и традиции. С исследованиями М.И.Бруна, Н.П.Иванова, П.Е.Казанского, К.И. Малышева, А.Н.Мандельштама, Ф.Ф.Мартенса, Д.И.Мейера, Б.Э. Нольде, А.А. Пиленко и др. связывается зарождение отечественной науки МЧП. Студенты должны осваивать дисциплину, изучая работы отечественных авторов советского и позднейших периодов: В.М.Корецкого, А.Н Макарова, И.С.Перетерского, С.Б.Крылова, Л.А.Лунца, Л.П.Ануфриевой, М.М.Богуславского, Л.Н.Галенской, Н.Ю.Ерпылевой, В.П.Звекова, В.А.Канашевского, М.Н. Кузнецова, А.Л.Маковского, Н.И.Марышевой, Т.Н.Нешатаевой, А.А.Рубанова, О.Н.Садикова, В.Л.Толстых, Г.Ю.Федосеевой, И.О.Хлестовой и др. Необходимо также обращаться к трудам иностранных авторов и зарубежному законодательству в сфере коллизионного регулирования цивилистических (частноправовых) отношений международного характера, в которых имеет место проявление их юридической связи с правопорядками двух или более государств. Кроме того, невозможно обойтись без уяснения содержания международно-правового регулирования. В настоящем методическом комплексе предложен достаточно разнообразный и весьма подробный перечень нормативных национально-правовых и международно-правовых источников, международных актов, имеющих факультативный характер, а также специальной монографической литературы по каждой из тем курса. В процессе изучения МЧП студент должен показать способность к отбору нормативного и теоретического материала, относящегося к конкретной теме, входящей в рамки курса. Он должен ориентироваться в массиве существующих юридических и иных источников, касающихся правового регулирования отдельных видов (или каких-либо аспектов) международных отношений частноправового характера, которые имеются в российской системе права, национально-правовых системах других государств, а также в системе международного права, для целей их использования при решении соответствующей проблемы теоретического либо прикладного значения. При этом необходимо осознавать специфику определенного регулируемого общественного отношения как подпадающего под действие норм МЧП, т.е. обладающего как международной природой, так и частноправовым характером. В результате овладения знаниями в сфере МЧП студенты должны продемонстрировать свое умение разбираться в общих понятиях МЧП, в том числе в особенностях действия коллизионных норм; применении и установлении содержания иностранного права; определении на основе принципов МЧП правовых режимов и правового статуса иностранных физических и юридических лиц в РФ и российских граждан и организаций за рубежом, их имуществ и собственности, принадлежащей государству; правилах международной подсудности и разграничении компетенции отечественных (российских) и иностранных судебных учреждений; признания и принудительного исполнения иностранных судебных и арбитражных решений; современных механизмов оказания правовой помощи по гражданским, семейным и торговым делам. 3. Объем дисциплины 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.149 (0.012 с.) |