Построение сложных предложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение сложных предложений



 

1. Придаточные определительные с союзным словом который должны употребляться, исключая двузначность высказывания. Ошибка: Прием представителей делегаций, которые (делегации илипредставители? ) участвовали в совещании. Правильно: Прием участвовавших в заседании представителей делегаций.

2. Недостаточное количество союзов (асиндетон) при построении сложного предложения возможно в разговорном стиле и недопустимо в книжных стилях, ср.: Представители власти, говорят, переселяются в столицу, говорят, ездят на курорты, проворовываются, врут, дерутся.

3. В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными не должны повторяться одни и те же союзы и не должны употребляться лишние союзы (полисиндетон). Ошибка: Отец попросил, чтобы я пришел пораньше, чтобы увидеться с ним. Правильно: Отец попросил меня прийти пораньше, чтобы увидеться с ним.

4. Составные союзы (т. е. состоящие из нескольких слов) в разных частях сложного предложения должны употребляться правильно (не только, но и; в то время, как и под.). Ошибка: Образ Печорина настолько отличается от образа Онегина, как вообще отличаются обстоятельства жизни обоих героев (настолько…, насколько).

5. Неоправданным является употребление частицы бы при союзах, образованных с её помощью: Он попросил сестру, чтобы она принесла бы книгу. Правильно: Он попросил сестру, чтобы она принесла книгу.

6. Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений. Ошибка: Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о Ленском. Главная часть «последнее – это на вопросе о Ленском» построена неверно под влиянием придаточной части «на чем я остановлюсь». Правильно: Последнее, на чем я остановлюсь, это вопрос о Ленском.

7. Нельзя совмещать конструкции главного и придаточного предложений: Пьеса разоблачает «темное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. Правильно: Пьеса разоблачает «темное царство» и жестокое отношение Диких и Кабаних к зависимым от них людям.

8. Нельзя сталкивать близкие по значению союзы и союзные слова: Он считал, что будто мы его неправильно поняли. Правильно: Он считал, что мы его неправильно поняли.

9. При построении сложного предложения необходимо употреблять союзы и союзные слова в соответствии со значением придаточного предложения. Ошибка: Вопрос обсуждался на совещании, где и было принято решение. Вопрос к придаточному «на каком совещании?», поэтому оно должно присоединяться к главному союзным словом «на котором», это придаточное определительное, а не придаточное места.

10. Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Ошибка: Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной. Правильно: Базаров говорит Аркадию, что его отец – человек отставной. Базаров говорит Аркадию: «Твой отец – человек отставной».

 

УПРАЖНЕНИЕ 43. Назовите ошибки в построении сложных предложений, исправьте их.

1. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился. 2. Человеку показалось то, что это сон. 3. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор, когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 4. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено. 5. Из окна была видна группа людей, которые, думаю, что приехали на конференцию. 6. Меня поразило лицо женщины, которую, кажется, что я уже видел. 7. Пациенты приходят, а врачей нет, а врачи на забастовке, а забастовка-то получается против пациентов, но врачей тоже надо и понять. 8. Дом, который стоял наулице,которую он с трудом разыскал, был очень старым. 9. Мама сказала, что, если бы я пришел бы вовремя, все было бы иначе. 10. Мы проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован. 11. Последнее, над чем я бился более часа, это над вопросом об устройстве машины. 12. Основное, на что следует обратить внимание, это на нарушение финансовой дисциплины. 13. Завтра состоится собрание, где будут подведены итоги проделанной работы. 14. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных совещаниях. 15. Надо выяснить причины происшедшего и какие следует сделать выводы. 16. Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной. 17. Раскольникова постоянно мучает проблема, что «тварь ли я дрожащая или право имею?» 18. Лермонтов пишет о своем поколении, что «ненавидим мы, и любим мы случайно». 19. Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. 20. Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания. 21. А.С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

 

УПРАЖНЕНИЕ 44 (заключительное, на все виды ошибок). Спишите, подчеркните ошибочные слова (выражения, конструкции); назовите тип ошибки, объясните, в чем она состоит (в одном предложении может быть несколько ошибок, в том числе орфографических и пунктуационных); исправьте ошибки.

1. Уважаемые клиенты! При оплате за телефон проверяйте соответствие вашего номера телефона с оттиском контрольно-кассовой машины. 2. Уважаемые подписчики! С 01 апреля 2004 года открыта подписка на любимые периодические издания на второе полугодие 2004 г. Мы рады видеть Вас в наших отделениях почтовой связи. Так же подписку можно оформить на дому, офисе, организации в удобное для Вас время. 3. После прочтения текста, принадлежащего перу Д.С. Лихачева, остается только сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память. 4. Каждый человек может быть в роли архивариуса, например, покрасить свой забор или не разрушать и не портить скамейки, ограждения и так далее. 5. Автор пытается, чтобы в нас проснулась хоть какая-то капля человеческого. 6. Почему зрелища уходящей культуры никак не охраняются, не реставрируются и не оберегаются нами? 7. Автор подталкивает людей изменить свое мировоззрение к окружающему. 8. Ознакомимшись с Вашим вчерашним объявлением, я готова оказать Вам всецело свои услуги на должность экономиста. 9. Направляю вам свою кандидатуру и прошу рассмотреть в менеджеры по рекламе указанной в объявлении. 10. Имею навыки на кассовом аппарате Samsung, печатаю на русской и латинской машинописи. 11. Часто для даже установления диагноза сельским жителям приходится ездить в Тюмень, а это затратно и по времени, и по деньгам, так что когда человек, наконец, попадает к врачам, лечить их приходится «от всего». 12. Но полученные рекомендации, сама встреча с врачами, думают «десантники» даст импульс. 13. Медицинский десант в семь сельских районов области – наша попытка не только выразить нашу признательность к героям Великой Отечественной войны, но и наше желание помочь им, их детям, оставшимся верными своей малой родине. Страну кормят не только нефть и газ, но и сельские труженики.


ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗЦОВОЙ РЕЧИ

Типы речевых культур

Речевая культура – это использование средств и возможностей языка, адекватных содержанию, обстановке и цели высказывания при соблюдении языковых норм. С человеком высокой речевой культуры говорить легко и приятно, ему удаются различные контакты и переговоры, он умеет убеждать людей в своей правоте и влиять на собеседников, он может сам составить или отредактировать текст в деловом, научном или публицистическом стиле. Всё это важнейшие составляющие профессионального облика специалиста с высшим образованием.

Сегодня в сфере коммерческих, административно-правовых и производственных отношений работает огромное количество самых разных по культурному, образовательному и социальному статусу людей, которые являются носителями различных типов внутринациональных речевых культур.

При принятом выделении типов речевых культур (см. работы О.Б. Сироти-ниной и В.Е. Гольдина) учитываются, в основном, четыре параметра:

1) отношение говорящего к литературным нормам;

2) степень владения стилевыми ресурсами русского языка;

3) характер текстов, на которые он ориентирован в своей речи (они называются «прецедентными текстами»);

4) знание норм речевого этикета.

Для элитарного типа речевой культуры характерно безукоризненное владение языковыми нормами, богатство и выразительность речи; аргументированность, логичность, доступность, ясность изложения; высокая степень владения возможностями разных функциональных стилей литературного языка; ориентация на тексты классической художественной литературы; соблюдение веж-ливости в ведении диалога, отсутствие грубых выражений, «ноток» категоричности и повышенного тона общения, особенно с подчинёнными. Элитарная речевая культура характеризует лишь немногих представителей нашего общества. К сожалению, некоторые современные писатели, журналисты и учителя не являются носителями этого типа речевой культуры и не могут его распространять.

Для среднелитературного типа речевой культуры характерны следующие черты: меньшая строгость соблюдения норм, однако ошибки в устной и письменной речи не носят системного характера; активное владение одним – двумя функциональными стилями (например, публицистическим и разговорным), пассивное владение остальными стилями литературного языка; ориентация на язык СМИ и современной рекламы, псевдохудожественной литературы; отчасти смешение норм устной и письменной речи (в устной речи используются книжные штампы, причастные и деепричастные обороты, а в письменную речь проникают разговорные конструкции и жаргонизмы); нестрогое соблюдение этикетных требований, переход на Ты-общение при каждом удобном случае, низкая частотность использования этикетных формул и лексем. Это речь большинства сегодняшних теле- и радиожурналистов.

Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный типы могут быть разновидностями элитарной и среднелитературной речевой культуры, если общение протекает в неофициальной обстановке, между друзьями или родственниками. Эти типы речевой культуры допускают минимальное использование сниженной лексики при общем соблюдении языковых норм.

Эти же типы могут быть и самостоятельными, единственными для носителя языка, если он не учитывает фактор официальности общения, употребляя, например, в условиях официальности слова «пока», «будь» вместо «до свидания», «всего доброго» и под. Это характеризует носителя фамильярно-разговор-ного типа речи, ориентированного на плохие переводы зарубежных детективных и любовных романов, американскую массовую культуру и нормы жаргонов.

К ещё более низким типам внутринациональных речевых культур относятся просторечный и профессионально-ограниченный типы.

Просторечный тип отличает очень ограниченный запас слов, неумение строить сложные предложения, частое употребление ругательств, слов-пара-зитов, междометий, сниженных экспрессивных средств. Сознавая ущербность своей речи, носители просторечия часто включают в неё иностранные и книжные слова, не зная их значения (без консенсуса не договоришься, конкретно сделали и под.); ошибки в речи носят системный характер, в устной речи преобладают акцентологические, лексические и морфологические ошибки, в письменной речи – орфографические и пунктуационные. Как правило, носители просторечия не подозревают о существовании словарей и справочников, которые могли бы помочь им грамотно строить свою речь, образцом для них служит уличная речь, семейно-бытовые и транспортные перебранки.

Профессионально-ограниченную речевую культуру характеризует систематическое нарушение норм, неразличение сферы Ты- и Вы-общения, неразличение стилевых пластов лексики (жаргонизмы не осознаются как таковые), невладение монологической речью, отсутствие сознательного использования речевых средств, т. е. лингвистическая ограниченность и ущербность речевого сознания.

После перестройки в нашей стране начался общий процесс снижения уров-ня речевой культуры общества, который ещё не остановлен. Школа продолжает учить элитарному типу речи, но в жизни ученик этот тип речевой культуры почти не встречает ни дома, ни на улице, ни в газете, ни в книге, ни в телепередачах, особенно в развлекательных, которые он смотрит больше всего. Дома и на улице мы сталкиваемся если не с просторечным типом речевой культуры, то с близким к нему фамильярно-разговорным, а по телевидению и радио слышим в лучшем случае среднелитературный, а нередко всё тот же фамильярно-разговорный тип.

Лингвисты, известные деятели культуры и науки нашего общества бьют тревогу по поводу опасных тенденций расшатывания языковых норм, высказываются о необходимости сохранять в чистоте национальное достояние – русский язык, существование которого является непременным условием существования нации.

Именно элитарный тип речевой культуры является предметом обучения в настоящем пособии, далее он будет охарактеризован как образцовая речь (веё устном варианте, в условиях публичного выступления ).

Культура речи – многоаспектное явление, в котором принято выделять три компонента (аспекта): нормативный, коммуникативный и этический. Немаловажное значение имеет и технический аспект речи, т. е. техника речи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.011 с.)