Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Числительные в составе сложных словСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В сложных словах, первая часть которых образована от числительного, последнее употребляется в родительном падеже: трех летие, сорока летие, че тырехсот летие. Исключение составляют только числительные девяносто и сто, которые сохраняют начальную форму: девяност о летие, девяност о метровый, ст о летие, ст о пятидесятилетие и под.
УПРАЖНЕНИЕ 22. Просклоняйте: 81 студент, 5685 рублей.
УПРАЖНЕНИЕ 23. Запишите словами числительные, исправьте ошибки. 1. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. 2. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 3. Школьная библиотека в этом году пополнилась 574 книгами. 4. Он уже распорядился полученными 500 рублями. 5. Нет 250 человек. 6. Депутат встретился с 2475 избирателями. 7. На столе 3 ножниц. 8. 5 столов. 5 девушек. 5 молодых людей. 9. Нас 3. 10. Она хозяйка 4 котят. 11. 7 ребят по лавкам сидят, ложками стучат. 12. Поезд будет в пути 1,5 суток. 13. Он пришел с 1000 в кармане. 14. Он пришел с 1000 рублей в кармане. 15. Около четырехста картин еще вчера были здесь. 16. Вся страна отметила восемьсотлетие со дня основания Москвы. 17. Его дом находился в полуторастах километрах от станции.
УПРАЖНЕНИЕ 24. Раскройте скобки, записав числительные словами, исправьте ошибки. 1. На конференцию собрались делегаты в количестве (534 человека). 2. На закрытии студенческой конференции будут награждать (81 участник). 3. На протяжении (471 километр) потянулись болота. 4. Численность жителей посёлка достигла (2646 человек). 5. Полет космического корабля будет продолжаться (173 сутки). 6. Покупка обойдется (1,5 тысячи рублей). 7. С (360 рублей) не разбежишься. 8. Двое котов грелись на солнышке. 9. В вечернюю смену вышли двое работниц.
Нормы глаголов
1. Следующие глаголы не имеют формы 1 лица ед. числа (недостаточные глаголы): висеть, дерзить, дудеть, затмить, убедить, переубедить, победить, чудить, лебезить, очутиться, бузить, тузить. Выразить 1 лицо можно описательно, с помощью других слов: победит ь – я одержу победу, одолею, справлюсь, осилю, смогу победить, постараюсь победить, победа будет за мною и т. п. Глаголы умертвить, роптать имеют в 1-ом лице ед. числа формы умерщвлю, ропщу. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы на -ЕЮ, -ЕЕШЬ, -ЕЮТ (по 1-му спряжению): я выздоровею, ты выздоровеешь, они выздоровеют…; я опостылею, ты опостылеешь, они опостылеют и под. Формы этих глаголов выздоровлю, выздоровишь, выздоровят употреблять не рекомендуется. 2. Глаголы на - чь (беречь, жечь, лечь, печь, сечь, стричь, течь и под.) имеют чередование согласных в корне (выявите закономерность в чередованиисогласных): печь (к/ч) стричь (г/ж) ед. число мн. число ед. число мн. число 1 я пе к у 1 мы пе ч ём 1 я стри г у 1 мы стри ж ём 2 ты пе ч ёшь 2 вы пе ч ёте 2 ты стри ж ёшь 2 вы стри ж ёте 3 он пе ч ёт 3 они пе к ут 3 он стри ж ёт 3 они стри г ут Глагол хотеть имеет следующие формы с чередующимися согласными: ед. число мн. число 1 я хо ч у 1 мы хо т им 2 ты хо ч ешь 2 вы хо т ите 3 он хо ч ет 3 они хо т ят Глагол платить имеетчередование согласных ч / т и не имеет чередования гласных, т. е. произносится и пишется с гласным а в корне (проспрягайте в настоящем времени). 3. Необходимо запомнить правильные формы и сочетаемость следующих глаголов: ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО вешать (бельё, шторы, преступника) весить вывесить, вывешивать (бельё, шторы, объявление) вывешать повесить (бельё, шторы, объявление, преступника) повешать развесить, развешать, развешивать (картины в разных местах) 4. Необходимо запомнить формы повелительного наклонения: бежать – беги, бегите не трогать – не трогай, не трогайте взвесить – взвесь, взвесьте закупорить – закупорь, закупорьте встретить – встреть, встретьте откупорить – откупорь, откупорьте вылезать – вылезай, вылезайте лакомиться – лакомься, лакомьтесь ехать – поезжай, поезжайте лечь – ляг, лягте слезть – слезь, слезьте класть – клади, кладите слезать – слезай, слезайте положить – положи, положите 5. Возвратная частица -СЯ обозначает действие, направленное на самого себя, ср.: умываться (умывать себя), причесываться (причесывать себя) и под. Поэтому неоправданным является употребление частицы -СЯ в следующих случаях: стираться, убираться, играться (просторечные формы). Правильно: стирать (бельё), убирать (в квартире), играть (в куклы). Частица -СЯ может выражать также страдательный залог, поэтому иногда при употреблении глаголов с -СЯ возникает двусмысленность: Студенты направляются на завод для прохождения практики (неясно, сами они направляются или их направляют). Правильно: Студенты направлены на завод для прохождения практики. 6. Смешение форм времени и вида глаголов ведёт к грамматической ошибке: После окончания школы Фролов поступает (наст. время, несов. вид) в профессиональный лицей, где за короткое время приобрёл (прош. время, сов. вид) квалификацию токаря. Правильно: После окончания школы Фролов поступил в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
УПРАЖНЕНИЕ 25. Выразите описательно форму 1-го лица ед. числа следующих глаголов: висеть, дерзить (в наст. времени); пропылесосить, убедить, о чутиться (в буд. времени).
УПРАЖНЕНИЕ 26. Проспрягайте в настоящем времени глаголы жечь, сечь, стричь, ездить, махать, вешать; в будущем времени – глаголы заплатит ь, увлечься, повесить. За справками обращайтесь к Словарю трудностей русского языка.
УПРАЖНЕНИЕ 27. Исправьте ошибки (устно). 1. Бежи быстрей! 2. Ляжьте прямо! 3. Куда залез? Давай слазий! 4. Езжай помедленнее! 5. Положь на место! 6. Не трожь не своё! 7. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 8. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 9. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 10. После химической обработки деталь бросается в ванну. 11. Едь один, я позже приеду. 12. Когда же я тебя убедю? 13. Она почему-то не хотела узаканивать их отношения. 14. Я колешу по городу уже целый час. 15. Мой реферат выглядел громоздким, и поэтому я вынуждена была его подсократить. 16. Что двигает этими политическими силами? 17. Младенец непроизвольно движет руками и ногами. 18. Обойми меня крепко. 19. Выдь на Волгу! 20. Взглянь на эту красоту! 21. После училища выпускники направляются в Военную академию им. М.В. Фрунзе. Нормы причастий Образование причастий
Причастие – неспрягаемая форма глагола, совмещающая признаки глагола и прилагательного. Образуется от глагола, может быть переходным или непереходным, действительным или страдательным, совершенного или несовершенного вида, настоящего или прошедшего времени (см. упр. 28). Сохраняет признаки прилагательного: отвечает на вопрос какой?, изменяется по родам, числам и падежам, в предложении выступает в роли согласованного определения и сказуемого. 1. Бесприставочные глаголы с суффиксом – ну – сохраняют его и в причастиях, а приставочные глаголы на - ну - теряют этот суффикс, ср.: сохнуть – сох ну вший, глохнуть – глох ну вший за сохнуть – засохший, о глохнуть – оглохший 2. Не существует форм причастий на - щий от глаголов совершенного вида (вздумающий написать, сделающий ошибки), а также причастий с частицей бы (пожелавший бы, обрётший бы), так как в этом случае они выражали бы будущеевремя, а причастий будущего времени в русском языке нет (не пытайтесь выразить будущее время или возможное действие с помощью причастий). Неправильно: ученик, попытающийся ответить...; планы, вызывающие бы возражения и под.Правильно: ученик, который попытается ответить...; планы, которые вызвали бы возражения; могут вызвать возражения. 3. Литературными являются формы причастий: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклеймённый, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, сплетённый, спелёнутый. 4. Необходимо запомнить правильные формы причастий: вывеш е нный, вывеш е ны – от вывесить (нет глагола вывешать); повеш е нный, повеш е ны – от повесить (нет глагола повешать); развеш е нный, развеш е ны – от развесить; выкач е нная из подвала бочка – от выкатить, выкач а нная из скважины нефть – от выкачать.
Употребление причастий
Ошибкой является: 1. Смешение возвратных и невозвратных причастий, напр.: Федеральные войска, сражающие на улицах Грозного, отбили здание комендатуры. (Правильно: сражающиеся). 2. Смешение действительных и страдательных причастий, напр.: Посылки, отправляющиеся в Москву на самолете, прибывают туда в тот же день. (Правильно: отправляемые). 3. Ненормативное употребление временных форм причастий, напр.: К автобусу бежала одевающаяся модно женщина и аккуратно бреющийся мужчина. (Правильно: одетая модно женщина и аккуратно выбритый мужчина). Действительное причастие настоящего времени должно указывать на действие, совпадающее по времени с действием, названным глаголом-сказуемым. 4. Скопление причастий, в суффиксах которых имеются шипящие (речь становится неблагозвучной).
УПРАЖНЕНИЕ 28. Образуйте причастия от данных глаголов: делать, любить, расписывать, описывать, описать, сказать, показать, разрушать, разрушить. Образец: рисовать (что делать?) нарисовать (что сделать?) Действ. прич. наст. времени – рису ющ ий нет Действ. прич. прош. времени – рисова вш ий нарисова вш ий Страд. прич. наст. времени – р ису ем ый нет Страд. прич. прош. времени – рисова нн ый нарисова нн ый УПРАЖНЕНИЕ 29. Исправьте ошибки (устно). 1. Контрольная работа, выполняющаяся нами, не вызывает затруднений. 2. Легко найти студента, согласившегося бы писать реферат на эту тему. 3. В центре пьесы представитель нарождающего класса буржуазии. 4. Колыхаюшее пламя костра отражается в озере. 5. Картофель нового урожая, отправляющийся с юга области, поступает в отдаленные районы Крайнего Севера. 6. Пленники, пытающиеся убежать, были наказаны. 7. В отделе не было документов, засвидетельствовавших бы его участие в данном проекте. 8. Абитуриент, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. 9. Коровы, отправляющиеся на убой, громко мычат. 10. Волею случая Иванов знакомится с директором завода и получает давно мечтаемую должность. 11. Каждый студент, пожелавший бы сдавать экзамены досрочно, должен подать заявление в деканат. 12. Все, купящие три банки кофе в нашем магазине, четвертую получат бесплатно. 13. Отчающимся похудеть. Хочешь похудеть и иметь спортивный, подтянутый и цветущий вид? Обратись к специалисту. (Реклама). 14. Убиенную подругу в арендуемой квартире обнаружил её гражданский муж Руслан. 15. Метафоры, приводимые в тексте автором, весьма впечатлительны. 16. На этом она была неоднократно ловлена за руку. 17. Человек, жаждующий знаний, стремится непременно получить высшее образование. 18. Мы будем рады зарубежным гостям, приедущим к нам. 19. Арендаторов следовало бы переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей. 20. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда. 21. Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам. 22. Он назвал сотрудников, пожелавших бы идти в театр. 23. У нашего старого учителя не было ни одного ученика, не мечтавшего бы о путешествиях.
Нормы деепричастий Деепричастие – неспрягаемая форма глагола, совмещающая признаки глагола и наречия. Образуется от глагола, может быть совершенного или несовершенного вида, настоящего или прошедшего времени. Отвечает на вопрос что делая? (несов. вид); что сделав? (сов. вид). Суффикс, содержащийся в вопросе, обычно соответствует суффиксу образуемого деепричастия: рисовать (чтоделать?) – что дела я? рису я; нарисовать (что сделать?) – что сдела в? нарисова в (нет форм рисовав, нарисуя).Подобно наречиям, деепричастия не изменяются и в предложении выступают в роли обстоятельств. 1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов - а, -я: сверкать – сверка-ют – сверкая; греметь – грем-ят – гремя. Они не образуются от глаголов: 1) с основой настоящего времени, состоящей из одних согласных: ль-ют, шь-ют, жм-ут, тк-ут, а также смотр-ят (неправильно: смотря по сторонам, правильно: глядя по сторонам); 2) с основой настоящего времени на г, к: бег-ут, тек-ут; 3) с основой настоящего времени на шипящий: маж-ут, пиш-ут, хлещ-ут; 4) с суффиксом - ну -: мерзнут, тянут. Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить, мочить. Они заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: вылезая, убегая, называя, распевая, замачивая и т.д., либо параллельными формами: сажая. Примечания: а) деепричастия на - учи/-ючи (глядючи, играючи, жалеючи, припеваючи) стилистически окрашены под народную и старинную речь;часто они употребляются в значении наречий: жить припеваючи, пользоваться умеючи и под.; б) деепричастия несовершенного вида на - в, -вши являются разговорно-просторечными: имев, имевши, ехав, ехавши и под. 2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы с помощью суффиксов - в, -вши (если основа заканчивается на гласный): прогуля-ть – прогуля-в, возврати-ть-ся – возврати-вшись. У глаголов на - чь (испечь, вытечь, сберечь, увлечь и под.) основа заканчивается на согласный (ср. спрягаемые формы, в которых ч чередуется с к: я испеку, ты испечешь, он испечет и т.д.), поэтому деепричастия от глаголов совершенного вида на - чь образуются с помощью суффикса - ши: истечь – истёк – истёк-ши; увлечься – увлёк-ся – увлёк-шись и под. Неправильно: увидя, встретивши, купивши (исправьте). Примечания: а) формы на - вши сохраняются в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись. Снявши голову, по волосам не плачут; б) от глаголов на - сти деепричастия совершенного вида образуются только с суффиксом - а/-я: принести – принеся, забрести – забредя. 3. Деепричастия высунув, положив, разинув, скрепив, сломив являются литературными формами слов, но часто ошибочно употребляют их устаревшие формы высуня, положа, разиня, скрепя, сломя, которыесохранились лишь во фразеологических сочетаниях: скрепя сердце, положа руку на сердце, нестись сломя голову и под. 4. Употребительны двоякие формы деепричастий затеряв – затерявши, простерев – простёрши и др. Возможны двоякие формы деепричастий совершенного вида: наклоня – наклонив, поклонясь – поклонившись. УПРАЖНЕНИЕ 30. Образуйте деепричастия от следующих глаголов: 1) читать, сеять, жалеть, организовывать, судить, любить, сознавать, соревноваться, подниматься, любоваться, учиться, бороться, касаться; 2) понять, растаять, сказать, покраснеть, возобновить, отвоевать, рассмеяться, понадеяться, сберечь, испечь, увлечься, отпереть, оглохнуть, увянуть, коснуться. Синтаксические нормы
Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний и предложений.
- Что касается сапог, то сапоги нужны на высоком каблуке гармошкой! - Что гармошкой? Каблук? - Голенище! (из к/ф «Служебный роман») Построение словосочетаний
Нормы управления
Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого слова определенной формы (с предлогом или без него), т. е. управляет им, сравни: плата (за что?) за проезд – оплата (чего?) проезда. Управление глаголов 1. Многие глаголы употребляются только с дополнениями: (за)платить (за что?) за свет; оплатить (что?) счет; оперировать (чем?) положительными примерами (в научном стиле); знакомить (кого? с кем? с чем?) друга с братом, учащихся с материалом урока; ознакомить (кого? с чем?) читателей с новой литературой; познакомить (кого? с кем?) приятеля с сестрой. 2. Многие глаголы могут иметь дополнение в разных падежах в зависимости от смысла: жертвовать что? (конкретные предметы: жертвовать деньги) – жертвовать чем? (отказываться в чьих-либо интересах: жертвовать свободным временем); наблюдать что? (проводить наблюдения: наблюдать солнечное затмение) – наблюдать за чем? (иметь надзор: наблюдать за порядком); удостоить чего? (признав достойным, наградить чем-нибудь: удостоить награды) – удостоить чем? (сделать что-нибудь в знак внимания: удостоить ответом, взглядом) и пр. 3. Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, и выбор нужного падежа зависит от смысла: обеспечить кого? чем? (снабдить в необходимых размерах: обеспечить школьников учебниками); обеспечить кому? что? (гарантировать что-либо, сделать что-либо несомненным: обеспечить больному хороший уход). 4. Нельзя смешивать синонимичные глагольные словосочетания, требующие разного управления: беспокоиться о ком-нибудь – тревожиться за кого-нибудь; отчитаться в чем-нибудь – сделать отчет о чем-нибудь; обращать внимание на что-нибудь – уделять внимание чему-нибудь. 5. Необходимо запомнить: сделать (что-либо) на заказ, по заказу (непра-вильно: под заказ).
Управление существительных
1. Нужно запомнить управление следующих существительных: тема (чего?) любви вопрос (о чем?) об успеваемости рецензия (на что?) на фильм отзыв (о чем?) о диссертации и пр. превосходство (над кем?) над ним преимущество (перед кем?) перед ним 2. Следует избегать нанизывания одинаковых падежных форм существительных (особенно распространенного в ОДС), так как оно затрудняет восприятие смысла предложения: Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия (цепочка родительных падежей). Правильно: Для устранения отставания в производстве деталей… Чтобы устранить отставание в производстве деталей. Ошибка: Молодой человек без вредных привычек снимет комнату с пожилым мужчиной с оказанием помощи (цепочка творительных падежей). Правильно: Молодой человек без вредных привычек снимет комнату у пожилого мужчины с целью оказания ему помощи.
Управление предлогов
1. Необходимо запомнить предлоги, требующие дательного падежа (кому? чему?): благодаря наперекор вопреки согласно навстречу 2. Следует обратить внимание на окончания существительных в конструкциях с предлогом по (в значении «после») в ОДС: по приезде по выполнении по отъезде по окончании по приходе по заключении С глаголом скучать предлог по в литературной норме образует следующие конструкции: я скучаю по вас (Вас), они скучают по нас и под. 3. Выучите употребление предлогов в и на для выражения пространственных значений: В НА 1) с названиями городов, 1) с названиями гор, островов, п-ов: районов, областей, республик, на Кавказе, на Памире, на Таймыре, стран, государств: в Туле, на Кипре. в Узбекистане, в Индии Но: на Украине, на Полтавщине Но: в Крыму 2) с названиями учебных заведений: 2) с названиями предприятий: на заводе, в институте, в техникуме. на фабрике, на почте Но: на факультете и под. 3) с названиями зрелищных предприятий: в кино, в театре, в цирке на опере, на сеансе, на концерте 4) с названиями средств передвижения возможны варианты: в поезде на поезде в трамвае на трамвае в метро на метро Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, предлогу на соответствует предлог с: поехал на Украину – вернулся с Украины, поехал в Ноябрьск – вернулся из Ноябрьска.
УПРАЖНЕНИЕ 31. Раскройте скобки: 1. Согласно (расписание, распоряжение, приказ, решение, постановление, пожелание, указание). 2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение). 3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).
УПРАЖНЕНИЕ 32. Исправьте ошибки в управлении глаголов. 1. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 2. Этот аргумент доказывает о том, что… 3. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 4. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 5. Мать сильно беспокоилась за сына. 6. Мы наблюдали за солнечным затмением. 7. Глава оппозиции подтвердил о своем несогласии с официальными сообщениями. 8. Газеты были адресованы к широким читательским кругам. 9. Читатель просит объяснить о роли каталога. 10. Декан не раз отмечал о том, что ус-певаемость стала лучше. 11. Такого количества золотых вещей, как на русских женщинах, в Европе встретишь редко. 12. Следует уделять большее внимание на орфографию. 13. Мать тревожилась о ребенке. 14. Мужество десантников вселяло страх противнику. 15. Лучше намекнуть о волнующей вас теме в присутствии подозреваемого. 16. Для абитуриентов, желающих учиться в этом институте, надо будет сдавать английский язык. 17. Тихая лунная ночь благоприятствовала к задушевной беседе. 18. Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям. 19. Природные условия благоприятствовали к раннему севу. 20. Мы как-то к этому свыклись. 21. Недавно отца повысили должностью: он стал заведовать всем пищеблоком.
УПРАЖНЕНИЕ 33. Исправьте ошибки в управлении существительных. 1. Долгие годы он был заведующим столовой и буфета. 2. В работе раскрывается тема о методах изучения эффективности рекламы. 3. Уже появилась рецензия о новом фильме. 4. Оплата за обучение производится в 101-ом кабинете. 5. Мировоззрение на жизнь у героев Н.В. Гоголя очень примитивно. 6. Он чувствовал свое преимущество над директором. 7. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 8. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? 9. Он всегда был хорошим капитаном своему кораблю. УПРАЖНЕНИЕ 34. Исправьте ошибки в управлении и употреблении предлогов: 1. Согласно приказа декана заведующая кафедры уехала в командировку. 2. Сразу по приезду Чичикова в уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны. 3. Посевы производились согласно указаний агронома. 4. Мой брат недавно вернулся с Тюмени. 5. В выходной день мы с товарищем были в опере. 6. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 7. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 8. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города. 9. Согласно расписания поезд произведет остановку на этой станции. 10. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 11. Брат еще не пришел со школы. 12. Многие участники конгресса приехали с самых отдаленных районов.
Нормы согласования
Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в той же форме, в какой находится главное слово: большой стол, большого стола, большому столу и т. д.
Согласование определений
1. Определение при существительных, зависящих от числительных два, три, четыре ставится: а) в родительном падеже множественного числа, если существительное мужского или среднего рода: три тяжелых снаряда два крайних окна б) в именительном падеже множественного числа, если существительное женского рода (три широкие улицы) или если определение стоит перед числительным (первые три места). Примечание: Если существительное женского рода имеет омонимичные формы, отличающиеся ударением (гОры – горЫ), то определение при нем ставится в родительном падеже: две высоких горы, три широких реки. 2. Определение при однородных членах ставится: а) в единственном числе, если понятно, что оно относится не только к первому существительному, но и к последнему: напишите свой адрес, имя и отчество; б) во множественном числе, если может возникнуть неясность относительно того, к какому существительному относится определение: способные студент и студентка, мелко нарезанные зелень и мясо.
УПРАЖНЕНИЕ 35. Вставьте пропущенные буквы. 1. Язык антиномичен. Ему присущи два взаимоисключающи… уклона, два противоположны… стремления. 2. Три соседни… здания были построены недавно. 3. Квартира делилась на две неравны… части. 4. Первы… два места поделили югославский гроссмейстер и чехословацкий мастер. 5. Шрам на его лице проходил между правым и левым глаз…. 6. Город был открыт для ветров с северной и восточной сторон… 7. Ряд экспедиций провели студенты истори-ческого и географического факультет… 8. Сатирик беспощадно высмеивает человеческ… жадность, жестокость, самодовальство, стяжательство. 9. Флаг несли загорел… юноша и девушка. 10) Доклад был выслушан с больш… вниманием и интересом. 11. Мехов… куртка и брюки придавали ему очень странный вид. 12. За проявленн… доблесть и героизм солдат был представлен к ордену.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.01 с.) |