Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ударение в именах существительныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. В некоторых словах русского языка ударение НЕПОДВИЖНОЕ (не передвигается при изменении формы слова): а) на корне: блюдо, бант, грунт, договОр, досУг, квартАл, кран, лифт,созЫв, средство,торт, туфля,шарф, шофёр, шрифт и др.; поставьте эти слова в им. пад. мн. числа (кроме слова досуг); б) на последнем слоге: ломоть, плод, плот, ревень, ремень, серп, тираж, фитиль и др.; поставьте эти слова в род. пад. ед. числа.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Полностью просклоняйте слова торт, туфля. Поставьте ударение во всех формах. 2. В словах с ПОДВИЖНЫМ ударением оно передвигается не хаотично, а по определенным схемам.
Схемы передвижения ударения 1) ед. ч. – на основе мн. ч. – на окончании Ордер, Ордера, Ордеру.. ордерА, ордерОв, ордерАм... округ, … округа, … торг, … торги, … шкаф, … шкафы, … штемпель, … штемпеля,… доктор, … доктора, … директор, … директора, … и др. 2) ед.ч. + Им., Вин. падежи косвенные падежи мн. ч. – мн. числа – на основе на окончании вЕдомость, вЕдомости... ведомостЕй, ведомостЯм.... повесть повестей, повестям.... новость новостей, новостям..... скорость скоростей, скоростям...
Существуют и другие схемы передвижения ударения. 3. Необходимо запомнить ударение в словах, которые часто произносятся неправильно: намЕрение алкогОль водопровОд каталОг обеспЕчение жалюзИ газопровОд некролОг сосредотОчение партЕр трубопровОд эпилЕпсия ходАтай дюшЕс нефтепровОд логопЕдия ходАтайство каучУк мусоропровОд флюорогрАфия ходАтайствовать ракУшка путепровОд кинематогрАфия
Ударение в именах прилагательных
1. В краткой форменекоторых прилагательных ударение НЕПОДВИЖНОЕ: о н бУен, она бУйна, оно бУйно, они бУйны.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Измените так же слова: искренен, скрытен, сносен, удо-бен, хмур. Поставьте ударение. 2. В большинстве кратких прилагательных ударение ПОДВИЖНОЕ, оно передвигается по следующим схемам: а) в женском роде – на окончании, в остальных формах – на основе (во мно-жественном числе возможны колебания): он сер, оно сЕро, они сЕрЫ – она серА; он бел, оно бЕло, они бЕлЫ – она белА; он блЕден, оно блЕдно, они блЕднЫ – она бледнА. Исключения: легкИ, прАвы. Так же (но без вариантов) передвигается ударение и в кратких причастиях с суффиксом -т-: он нАчат, оно нАчато, они нАчаты – она начатА; он прИнят, оно прИнято, они прИняты – она принятА.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Образуйте краткие формы, поставьте ударение: годный, глупый, ясный, правый, прожитый. б) во всех кратких формах, кроме формы муж. рода, ударение падает на окончание: он бОлен – она больнА, оно больнО, они больнЫ.
УПРАЖНЕНИЕ 6. Образуйте краткие формы, поставьте ударение: лёгкий, равный, тёмный, тяжёлый, широкий. 3. Необходимо запомнить ударение в степенях сравнения прилагательного красивый (красИвее, красИвейший, -ая, -ее) и в следующих словах: валовОй, меновОй, к Ухонный, нЕнецкий, оптОвый, развитОй, сОгнутый, стирАльный.
Ударение в глаголах
1. Необходимо запомнить глаголы, имеющие НЕПОДВИЖНОЕ ударение: (из-)баловАть(-ся), (по-, пере-, со-)звонИть(-ся), растИть. Настоящее время ед. число мн. число 1 л. я звонЮ мы звонИм 2 л. ты звонИшь вы звонИте 3 л. он звонИт они звонЯт УПРАЖНЕНИЕ 7. По данному образцу проспрягайте все указанные выше глаголы (основные и производные). Поставьте ударение. 2. Глаголы класть, облегчИть, положИть, углубИть имеют НЕПОДВИЖ-НОЕ ударение в прошедшем времени: он клал, она клАла, оно клАло, они клАли. 3. У бесприставочных глаголов (брать, взять, вить, врать, гнать, дать, жить, звать, лгать, лить и под. – всего около 280 глаголов) в прошедшем времени ударение ПОДВИЖНОЕ: в женском роде оно падает на окончание, в остальных формах – на основу: он брал, оно брАло, они брАли – она бралА Приставка ВЫ-, присоединясь к данным глаголам, перетягивает на себя ударение: он вЫбрал, оно вЫбрало, они вЫбрали, она вЫбрала. Частица -СЯ (-СЬ) подтягивает к себе ударение: он добрАлся, оно добралОсь, они добралИсь, она добралАсь.
УПРАЖНЕНИЕ 8. Измените по родам в прошедшем времени следующие глаголы: гнать, выгнать, гнаться; звать, вызвать, назваться; забраться; заждаться; облегчить, углубить, положить. 4. Необходимо запомнить ударение в следующих глагольных формах: начАть: он нАчал, оно нАчало, они нАчали – она началА занЯть: он зАнял, оно зАняло, они зАняли – она занялА ПонЯть: он пОнял, оно пОняло, они пОняли – она понялА ПринЯть: он прИнял, оно прИняло, они прИняли – она принялА заперЕть: он зАпер, оно зАперло, они зАперли – она заперлА Ударение в наречиях
Издали дотемнА надОлго Издавна исконИ завИдно ТОтчас мастерскИ задОлго нАбело навЕрх сторИцею НАголо (остричь) наголО (шашки наголо) неподалЁку
УПРАЖНЕНИЕ 9. Объясните различия в значении слов: Атлас – атлАс, вИдение – видЕние, клУбы – клубЫ, крЕдит – кредИт, лАвровый – лаврОвый, погрУженный – погружённый, по срЕдам – по средАм, слОженный – сложённый.
УПРАЖНЕНИЕ 10. Образуйте именительный падеж множественного числа, поставьте ударение (при затруднении см. словари): архитектор, блюдо, брокер, бухгалтер, вексель, дилер, диспетчер, договор, допуск, квартал, кондуктор, крем, лектор, плинтус, профессор, редактор, ректор, средство, табель, шофёр.
3.2. Лексические и фразеологические нормы Лексическиенормы – это нормы правильного употребления слов в соответствии с их значением . Виды лексических ошибок 1. Смысловая неточность слова – употребление слова в несвойственном ему значении, напр.: Заглавный герой романа «Двенадцать стульев» никогда не терял чувства юмора. Заглавный – это герой, именем которого названопро-изведение, напр.: Евгений Онегин, Анна Каренина. Здесь же имеется в виду Остап Бендер, которого следует назвать главным героем. 2. Использование родового наименования (с более широким значением) вместо видового (с более узким значением), напр.: В нашем хозяйстве от каждого животного надаивают по 9 литров молока. Животное – родовое название, следует заменить на «от каждой коровы».
- Аполитично рассуждаешь, кля-нусь, честное слово: двадцать пять баранов, в то время, когда наш район ещё не полностью рассчитался с государством по шерсти и мясу! - А ты не путай свою личную шерсть с государственной! (из к/ф «Кавказская пленница») 3. Лексическая избыточность – многословие, неоправданное употребление лишних по значению слов, которое проявляется в следующих видах: а) тавтология – повторение однокоренных слов или одного и того же слова, напр.: Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. Возможны два варианта исправления: Товарные биржи были сформированы в виде акционерных обществ. Товарные биржи были созданы в форме акционерных обществ; б) плеоназм – неоправданное употребление близких по смыслу слов, одно из которых лишнее, напр. свободная вакансия, огромная махина, впервые познакомиться, отступать назад, прейскурант цен, штурвал руля, памятный сувенир. (Исправьте данные выражения).Ошибка: Он записал песни коренных аборигенов Севера. Аборигены – это и есть представители коренного населения. Правильно: Он записал песни коренных народов Севера; в) неоправданное употребление синонимов (один из них ужесодержит значение другого): большой, огромный завод; маленькая, миниатюрная девушка; холодный, студеный ветер (исправьте); г) повторение сказанного, не вносящее ничего нового,напр.: Авторские слова – это слова автора. 4. Лексическая недостаточность – пропуск нужного по смыслу слова: Прошу выдать гражданина, подлежащего призыву на военную службу, взамен утерянного (пропущено приписное свидетельство). Отъезжающие будут повешены на доске объявлений (пропущено слово список). 5. Нарушение сочетаемости слов (см. Словарь сочетаемости словрусского языка): причинить радость (доставить радость), в недалеком прошлом (в недавнем прошлом), длительный путь (долгий путь), бархатный месяц (бархатный сезон), показать образец хорошего поведения (показать пример хорошего поведения, являться образцом хорошего поведения), два единственных примера (два примера, единственный пример). В последнем случае нарушена не только лексическая, но и смысловая (логическая) сочетаемость. От нарушения лексической сочетаемости следует отличать художественный прием оксюморон – умышленное соединение несоединимого: живой труп, обыкновенное чудо, заклятые друзья и под. 6. Смешение паронимов. Паронимы – слова, близкие по звучанию (часто – однокоренные), но разные по значению, напр.: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, затенить – затемнить, косный – костный – косвенный, надеть – одеть, невежа – невежда, паритет – приоритет – пиетет, факт – фактор и др. Ошибки: Книга – источник познания (знания). Он занимал выборочную должность (выборную). Он понял, что стал косным виновником случившегося несчастья (косвенным). Особенно часто смешивают паронимы одеть – надеть, одетый – надетый. Необходимо запомнить: надеть (что? на кого?) шубу на ребёнка – шуба надетая надеть (что? на что?) чехол на диван – чехол надетый одеть (кого? во что?) ребёнка в шубу – ребёнок одетый, шуба надетая. 7. Смешение омонимов. Омонимы – слова, совпадающие в звучании (часто и в написании), но разные по значению, ср.: ключ, которым открывают дверь, и ключ, который бьёт из-под земли. В толковых словарях омонимы приводятся в разных словарных статьях. Ошибка: Совместный труд, как и отдых, спаивает людей (нужно: сплачивает, объединяет). В этом предложении произошло смешение омонимичных слов: спаивать – «соединять путем спайки» и спаивать – «поить алкогольными напитками». 8. Смешение разных значений многозначных слов. Разные значения многозначного слова приводятся в одной словарной статье. Ошибка: На базе сжиженного газа создан коллектив рыболовов-любителей (на базе, где хранится сжиженный газ…);смешиваются два значения слова база – «основа, основание» и «склад, помещение для хранения чего-либо». 9. Неоправданное употребление антонимов. Антонимы – слова, противопоставленные по значению: В вашем предложении нет умных идей, кроме глупых (нужно: нетумных идей, есть только глупые). 10. Использование неудачных неологизмов (неправильно образованныхслов).Этот вид ошибки связан и с нарушением словообразовательных норм, напр.: Наш амбар ограбили, хотя он был особачен (нужно: охранялся собаками). Вниманию жителей загаженных (нужно: газифицированных) домов! Мастера на кухни придут завтра.
УПРАЖНЕНИЕ 11. Перепишите, подчеркните ошибочное слово (выражение), назовите вид ошибки, исправьте. 1. По двору гуляли куры, утки и прочая домашняя утварь. 2. Д.С. Лихачев обращается к проблеме безответственности, безысходности людей к памятникам архитектуры, старины. 3. Они все переругались. У них сплошной конформизм. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. В апреле выпало около 50 мм осадков. 6. В кабинете физики висят известные ученые. 7. Гр-н Иванов следовал по улице без номерного знака. 8. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 9. Вы уже ходили вешаться? 10. Руководители предприятий настроены на деловой настрой. 11. Машины облегчают трудоемкий труд рабочих. 12. Трактор мчался по полю, слегка попахивая. 13. Девушка ищет работу в виде няни, официантки (объявление). 14. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 15. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась. 16. На предприятии сложилась сложная ситуация. 17. Следует отметить следующие особенности…18. Ввиду отсутствия материалов стройка приостановлена. 19. Авторы предоставили издательству рукопись романа. 20. Больных конъюнктивитом закапывают в 7 утра (объявление в больнице). 21. Найден пакет с туфлями около трех недель. 22. Этот способ промывки почвы увеличивает ореол её загрязнения. 23. На экзамене на подготовку дается не более получаса времени. 24. Закопченное копотью окно избушки не пропускало даже яркого солнечного света. 25. Все его очень хвалили и пели ему фимиамы. 26. Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень. 27. Тихо затаив дыхание, ребята слушали рассказ космонавта. 28. В этой войне наш народ понёс огромные жертвы. 29. Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска. 30. Она не признавала дешевых безделушек и всегда покупала только золотую и серебряную бижутерию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.009 с.) |