Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть II. От текста – к контекстуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава I. Контекст – война
В методологическом введении к этой книге я уже дал подробные разъяснения по поводу того, почему мое исследование судьбы развития в России и мире опирается на определенные политические высказывания. Там же я разъяснил, почему подобные высказывания при их упорядочивании (и, я бы сказал, «процессуализации») могут и должны быть рассмотрены в качестве единого Текста. Одновременно я настоятельно подчеркнул, что опора на подобный Текст не имеет ничего общего с его превращением в нечто самодовлеющее. Что аналитика любого текста предполагает исследование соотношений этого текста с контекстом. А логоаналитика того диффузного и небезусловного Текста, который я рассматриваю, вне отдельного и тщательного рассмотрения сопряженного с этим Текстом Контекста абсолютно бессмысленна. В самом деле, Контекстом для данного Текста является... вся проблематика развития как такового! Если бы не было высказываний Путина и Медведева о развитии... Если бы не было откликов на эти высказывания... Если бы не было суждений, косвенно сопряженных с высказываниями и откликами на них, но не имеющими прямого отношения к развитию... Если бы не было разного рода исторических адресаций... То разве исчезла бы та проблематика, в рамках которой высказываются наши политические герои, в рамках которой на их высказывания реагируют, порождая те или иные полемические «волны»? Ничего бы с этой проблематикой не случилось! Она имеет абсолютно самодостаточный характер. С содержательной точки зрения, как мы убедились, Путин и Медведев не вносят в проблематику ничего нового. Да они и не пытаются это сделать. А значит, вне высказываний Путина и Медведева проблематика не претерпевает по сути никаких существенных трансформаций. А вот вне проблематики высказывания Путина и Медведева невозможны по определению. Из данной – очевидной, в общем-то, – констатации вытекает, кстати говоря, возможность такого обсуждения вопроса о развитии, в котором только проблематика и останется. А ни путинских, ни медведевских высказываний не будет упомянуто вовсе. Ведь развитие обсуждается с наидревнейших времен. А если суждено человечеству продлить себя во времени, то оно... Стоп! А суждено ли человечеству продлить себя во времени? Если бы я был уверен, что человечеству это суждено (к вопросу о СУДЬБЕ, которая и есть то, что суждено), то, может быть, и не придавал бы такого значения исследовательскому методу, в котором надо сначала сформировать Текст из неких небезусловных высказываний о развитии, потом этот Текст тщательно проанализировать... А потом... Потом начать рассматривать развитие как таковое, называя подобное рассмотрение всего лишь формированием Контекста к этому Тексту. Но я совершенно не убежден, что человечеству суждено существовать и тем более развиваться. А ты, читатель? В основе моего интереса к Тексту, в основе отношения к собственной проблематике развития как к Контексту, в основе используемого метода – эта моя неубежденность. Она и только она превращает собственную проблематику развития в Контекст для какого-то, мною самим фактически сформированного, мета- и пара-Текста. Аристотель и Гегель, Кант и Маркс сказали о развитии неизмеримо больше, чем Медведев и Путин. Но ни эти философы прошлого, ни современные нам философы не могли и не могут (Маркс здесь исключение, подтверждающее правило) отделить от развития реальное человечество, сохранив при этом оное в виде «многоэтажки», о которой я говорил во введении, или же обнулить развитие вместе с человечеством. А вот Медведев и Путин, если сами и не могут участвовать в таком отделении или обнулении (а также в борьбе с оными), то могут оказаться гирями на весах, представителями актуальных сил, классов, элит, от которых и впрямь, увы, зависит нечто подобное. Причем впервые в истории человечества. Путин... Медведев... Буш... Обама... Буквальная весомость этих конкретных имен высоко вариативна, причем на достаточно коротких промежутках времени. Но адресация к именам как к знакам, за которыми стоит нечто большее (группы, элиты, тенденции), носит неотменяемый характер. Так ведь именно так я и адресуюсь к этим (да и многим другим) именам (Столыпин, Сталин, Горбачев и так далее). Мне важно, что просвечивает за именами. А также за высказываниями обладателей этих имен. А за этим всем просвечивает судьба... она же – борьба... она же – конфликт... она же – война... Я убежден, что развитие становится предметом основного конфликта XXI века. Подчеркиваю – именно основного конфликта. Не одного из конфликтов, а, так сказать, «конфликта конфликтов». Представители одного направления считают таким «конфликтом конфликтов» нечто иное. Например, конфликт, связанный с исчерпанием невозобновимых ресурсов, необходимых для выживания (а не развития) человечества. К таким ресурсам относятся, как мы знаем, энергетические ресурсы, питьевая вода, обобщенные экоресурсы и многое другое. Представители второго направления считают таким «конфликтом конфликтов» смыслы. Это называется «конфликт цивилизаций». Я же принадлежу к направлению, признающему наличие и ресурсных, и смысловых конфликтов, но считающему эти конфликты вторичными по отношению к конфликтам, порождаемым проблематикой развития. Ею и только ею. Уже введя по отношению к развитию представление об его судьбе, я политизировал развитие. Сейчас я делаю следующий шаг. А точнее, сразу несколько шагов, связывая судьбу с борьбой, борьбу – с конфликтом, конфликт – с войной. О том, что связывает судьбу с борьбой, я уже говорил во все том же введении, к которому опять адресую читателя. Борьба и конфликт... Их близкая к тождественности взаимосвязь мне кажется очевидной. В сущности, борьба является инолексическим эквивалентом конфликта. Борьба нескольких сил и есть конфликт. Но лексика, адресующая к слову «борьба», требует менее рациональных подходов к описанию того, что обозначено данным словом. Такие подходы обычно не доводятся до математических моделей и логических конструкций. Сторонники же лексики, в которой есть место для слова «конфликт», тяготеют к предельной алгоритмизации подхода к рассмотрению того, что заданным словом стоит. Сторонники этой лексики менее эмоциональны, более склонны к детализациям. Возьмем, к примеру, слово «страсть». Это, между прочим, очень важное с политической точки зрения слово. Совместимо ли оно со словом «борьба»? Безусловно. А со словом «конфликт»? Да, совместимо. Но, согласитесь, в гораздо меньшей степени. Когда говорят о классах, то лексика «классовой борьбы» неуловимо ближе к сути дела, чем лексика межклассового и внутриклассового конфликта. Когда говорят об элитах или группах, то все ровно наоборот. «Конфликт элит»... Согласитесь, это в чем-то лексически точнее, чем «конфликт классов». Впрочем, речь идет о нюансах. Может быть, и важных, но не меняющих коренным образом существа дела. Исследуя вопрос о судьбе развития в России и мире, я могу сказать, что в XXI веке развитие является основным предметом борьбы глобальных центров сил. А могу сказать, что развитие становится основным глобальным конфликтом XXI века («конфликтом конфликтов»). Мне удобнее говорить об основном глобальном конфликте. Но я мог бы сказать и об основном предмете борьбы глобальных сил. Что намного важнее, так это определить накал конфликта или накал борьбы. И установить, что накал, безусловно, позволяет говорить о войне. Война «за» и «против» развития будет «войной войн» в XXI (и именно в XXI) столетии. Войны могут идти за что угодно – за любые ресурсы, смыслы, территорию, позиции, влияние. Но в конечном счете все будет определяться этим самым развитием. Являясь в первом приближении войнами за что-нибудь другое, эти войны, по сути, будут войнами «за» и «против» развития. Война... Каждый раз, когда я думаю о правомочности и необходимости использования именно этого слова, мне становится тоскливо до невозможности. «Ну, вот, – думаю я, – опять дразню хорошо известных «гусей»... «Гуси» назовут меня «поджигателем», как минимум, «ястребом». Начнется бессмысленная полемика вокруг того, есть ли место войнам в XXI столетии... Следует ли называть конфликты войнами...» Но тут же вспоминаю я о названии одной книги, слишком много определившей в интеллектуальных и политических судьбах XXI века, и понимаю, что отказ от апелляции к войнам – не только признак малодушия и конформизма, но в каком-то смысле гносеологическая (а что еще хуже – гносео-политическая) ошибка. Причем ошибка недопустимая. И тем не менее перед тем, как начать рассмотрение экстремальной конфликтности, именуемой «войнами», я рассмотрю конфликтность как таковую. Конфликты по поводу развития – его необходимости вообще и его направленности – существовали всегда. И всегда были исторически обусловленными. Чем обусловленными? Ментальностью (кто-то скажет – парадигмальностью), уровнем развития производительных сил, культурой. Что обнаруживается, если мы вычтем подобную обусловленность? Останется ли в проблематике развития как такового нечто, инвариантное по отношению к степени развития производительных сил, к культурно обусловленным ценностям и всему прочему? Да, такой инвариантный сухой остаток существует. Суть этого сухого остатка – в проблематизации всех и всяческих заданностей. Заданностей как внутренних (связанных с физическими и иными возможностями исторически обусловленного человека), так и внешних (связанных с устройством окружающего мира, так называемой среды). В человеке как таковом неистребима (пока еще неистребима, добавим) уверенность в том, что преобразуемо все на свете. То есть он сам и окружающая среда. То есть воплотима любая мечта. Да, человек пока еще не бессмертен. Но он может быть бессмертен, если преобразует себя таким-то и таким-то образом, узнает за счет такого самопреобразования (то есть развития) то-то и то-то. Да, может погаснуть Солнце или развалиться Земля. Но если он, человек, преобразует себя так-то и так-то, то он найдет такие-то и такие-то решения этой проблемы. Да, Вселенная остывает в силу Второго закона термодинамики. Но если человек успеет доразвиться раньше, чем она остынет (а он должен успеть), то будет решена (тем или иным способом) и эта проблема. В одном из романов Стругацких (почитаемых мною несравнимо меньше, чем большинством продвинутых технократов моего поколения) говорится о том, что схлопывание веера миров грозит уничтожением любого разума во Вселенной. И он, человек, должен – причем в борьбе с какими-то противостоящими ему силами – успеть преодолеть это схлопывание, поняв, как оно устроено, и найдя внутри этого устройства некую слабину, позволяющую это преодоление осуществить. Именно убежденность в такой «всепреодолеваемости» на пути развития является сущностным отличием человека от всего остального – как живого, так и неживого. Нет этого сущностного отличия – нет человека. И, уж тем более, нет гуманизма. Не только привычного – просвещенческого, ренессансного, христианского и античного, но и исторически инвариантного. Ибо гуманизм (как, впрочем, и антигуманизм) сопутствует роду человеческому с первых шагов этого самого рода. Во всех мировых религиях есть боги, являющиеся друзьями и врагами человека, есть культурные герои и антагонисты этих культурных героев, есть обусловленность (внутренняя и внешняя) и ее отмена с помощью трагического поступка, бросающего вызов такой обусловленности. Куда устремляется смысловая вертикаль, в основании которой разного рода свободы – культурные, политические, социальные и так далее? Она устремляется в точку этой самой ВСЕПРЕОДОЛЕВАЕМОСТИ. Нет этой точки – нет смысловой вертикали. Нет этой вертикали – что остается вообще от понятия «свобода»? Свобода – это не только познанная необходимость, но и необходимость, преодоленная в акте познания. Если в акте познания преодолеваема любая необходимость (природная и не только), то человек свободен. А он в сущностном плане является человеком только тогда, когда свободен по-настоящему. То есть вплоть до всепреодолеваемости. Ненастоящая же свобода сразу же превращается в эрозию всяческой свободы, вплоть до свободы элементарной. XXI век либо станет веком утверждения всепреодолеваемости как высшего принципа, либо – веком отмены всепреодолеваемости вообще. Но, став веком отмены всепреодолеваемости, он не может не стать веком отмены свободы. Эскалация количества свобод станет временной компенсацией понижению качества свободы как таковой. Затем же и количество свобод начнет сокращаться. В пределе – до полного, абсолютного, причем неслыханного в истории, порабощения. Нет свободы без всепреодолеваемости. Нет всепреодолеваемости без развития как высшего императива, как телеологии и аксиологии. Вот, по сути, цена вопроса о судьбе развития. Задав подобным образом цену (то есть меру), мы тем самым задаем и метрику, то есть пространство, в котором позиционированы стороны, конфликтующие по вопросу о развитии, ставшему основным и решающим именно в XXI столетии. «Быть или не быть? Вот в чем вопрос». Для нас это вопрос №1. Вопросом №2 является вопрос о качестве бытия. Каким быть развитию? Вопрос №1 – быть ли развитию вообще. Вопрос №2 – быть ли ему развитием для кого-то или для всех, быть ли ему суррогатом развития или развитием подлинным (то есть совместимым со всепреодолеваемостью) и так далее. Участники основного конфликта XXI века (они же – акторы, субъекты, глобальные игроки) могут бороться за то, быть или не быть развитию вообще. Должно ли человечество продолжать развитие, или его следует отменить? Они могут также бороться за тип развития, за то, каким оно будет (коль скоро признано, что оно будет). Ведь признав необходимость развития, игроки могут по-разному понимать его смысл, направленность и динамику. А значит, и смысл, и направленность, и динамика могут быть тоже вовлечены в борьбу. Даже, повторяю, в случае наличия консенсуса в вопросе о необходимости развития как такового. А еще игроки могут бороться за то, кто и в какой степени будет развиваться. А также за то, что произойдет с теми, кто развиваться не будет или будет развиваться медленнее других. Конфликт вокруг проблемы развития – и сама проблема развития... Как одно соотносится с другим? Казалось бы, конфликт не меняет содержания проблемы. Есть, к примеру, алмаз такого-то размера и такого-то качества. Разве он меняет свои размеры и качество в зависимости от того, какие гангстеры борются за обладание алмазом? На первый взгляд, не меняет. Такой конфликт, не меняющий свойства того, за что конфликтуют, называется линейным. Конфликт за алмаз вроде бы относится к линейным конфликтам... Стоп... А если гангстеры, например, взрывают друг друга, то они могут и раздробить алмаз... Но является ли развитие столь же мало чувствительным по отношению к идущим вокруг него конфликтам, как алмаз – предмет неживого мира? Возьмем другой пример – какая-нибудь барышня с определенными психологическими качествами, вокруг которой идет конфликт. Если этот конфликт разворачивается по так называемым линейным правилам, то есть если конфликтующие стороны предъявляют барышне как субъекту, обладающему постоянными критериями, себя на предмет соответствия этим критериям, – это одно. Но если одна из конфликтующих сторон или все стороны начнут ради обладания этой барышней менять ее психологические характеристики (и вытекающие из этих характеристик критерии) – например, эту самую барышню развращать, – то это уже другое. Конфликт, меняющий свойства «чего-то», за что конфликтуют (в нашем случае речь идет о развитии), называется нелинейным. Конфликт – это присвоение. Конфликтующие стороны, они же игроки (субъекты игры, акторы игры), все рассматривают с позиций присвоения. Любая сущность под воздействием игры превращается в проект под названием «Присвоение сущности». Идет ли речь об алмазе, о котором я говорил выше... Как только вокруг алмаза начинается игра, дело уже не в алмазе как таковом, а в том, кто присвоит себе алмаз. Идет ли речь о милой барышне... Пока она гуляет по травам и лугам, радуясь жизни и радуя окружающих, – это сущность. Но когда несколько кавалеров борются за любовь барышни (то есть играют), то барышня из сущности как таковой превращается в сущность для присвоения, то есть в проект «Барышня». При этом и алмаз (предмет неодушевленного мира), и барышня (принадлежащая к миру одушевленному) в неизмеримо меньшей степени, нежели развитие, трансформируются, становясь из сущностей как таковых «сущностями для присвоения», то есть «проектизируясь». Рассматривать же развитие в отрыве от проекта «Развитие», на мой взгляд, методологически совсем уж неэффективно. Ибо развитие, проектизируясь, претерпевает глубокие метаморфозы. Причем метаморфозы коварнейшие. Эти метаморфозы в случае, если мы используем адекватный, (так сказать, «пошаговый») метод, способны помочь раскрытию сущности происходящего. Ведь используем же мы метод воздействия, когда раскрываем сущность предмета, измеряя соответствие сигналов на входе и на выходе системы при анализе так называемого «черного ящика». Но эти коварнейшие метаморфозы в случае, если мы используем неадекватный метод, способны увести нас от какого-либо понимания сущности. И погрузить в стихию присвоения как такового. Образно говоря, исчезают алмазы, барышни... Остаются интриги, выстрелы, трупы, кровавые следы... И ничего больше. В фильме Антониони «Блоу-ап» герой попадает на концерт популярнейших рок-музыкантов, «заводится» вместе с толпой, начинает драться за кусок рок-гитары, которую пришедший в экстаз музыкант разбил на глазах у публики, кинув ей обломки, добивается обладания одним из обломков (присваивает его в ходе конфликта). Потом он выходит на улицу... В руках у него какая-то бессмысленная деревяшка... Он ее выкидывает, не понимая, в чем дело, и идет дальше. В пьесе Брехта «Кавказский меловой круг» две женщины – подлинная и неподлинная (но – биологическая) мать – должны конфликтовать за присвоение ребенка, перетягивая его на свою сторону и выводя за пределы круга. Хорошо, что одна из женщин – подлинная мать – отказывается от подобной игры. Хорошо, что есть мудрый судья, присваивающий ей ребенка, ибо она, как любящая мать, не хочет порвать его на части. А если бы две неподлинные матери порвали ребенка – что бы они присвоили себе, играя по этим правилам? Собственность, записанную на ребенка, статусные возможности, исходящие из победы в состязании (то есть в конфликте)... Все, что угодно, только не ребенка. Как мы видим, анализ развития как такового и развития как того, что вовлечено в конфликт и в силу подобной вовлеченности превращено в проект «Развитие», – это не одно и то же. Сущность развития и проект «Развитие» поэтому нужно рассматривать так, как это делают в квантовой механике, учитывая так называемую дополнительность. Есть идея развития как то, что подлежит этой самой проектизации. При этом идея не должна быть (а) отсечена от «технологий» (мобилизационных – каких еще?), (б) разменяна на частные политические приобретения, (в) оторвана от реальности, (г) «пиаризирована», (д) застойно бюрократизирована. (А), (б), (в) и так далее – это рамка. Вышел за рамки – погубил проект. Это касается любого проекта. В том числе и проекта «Развитие». Но одно дело – задать проектную рамку. И совсем другое – определить реальное содержание проектизируемой сущности, то есть развития как такового. Для начала нам нужно сделать шаг в направлении понимания содержания этой сущности. Я уже сделал первый шаг, обсудив проблему всепреодолеваемости. Теперь я предлагаю сделать еще один шаг, причем по принципу «НЕ», то есть указывая на нечто, сходное с развитием, и оговаривая, что это нечто НЕ есть развитие. Рост валового внутреннего продукта – прекрасная вещь. Но это рост, а НЕ развитие. Бабочка – это НЕ разросшаяся куколка. Но что такое развитие? Аппаратчик из ЦК КПСС, а вслед за ним (вздыхая) и министерский чиновник советской эпохи сказали бы: «Это скачок, обеспечивающий переход количества в качество». Что ж, та – советская – система могла тем самым хоть как-то отнестись к исследуемой нами сущности. А почему могла-то? Потому что у той системы был необходимый для разговора о развитии понятийный аппарат. Как сказали бы тогда, «мы вооружены передовой марксистско-ленинской теорией»... Кто-то и сейчас верит, что эта теория является передовой. Кстати, верят в это отнюдь не только коммунистические ортодоксы. Во многих западных университетах (американских, прежде всего) к Марксу (чей понятийный аппарат и метод использовался в советскую эпоху) по-прежнему относятся с огромным уважением... Но не будем с ходу ввязываться в дискуссию о качествах марксизма-ленинизма. Не будем ни фыркать по его поводу, ни восхвалять его. Из фразы «вы вооружены передовой марксистско-ленинской теорией» просто вычтем «марксистско-ленинской»... Останется «мы вооружены передовой теорией». Разобьем оставшееся на два естественных блока и тем самым сразу же дополним обсуждение сущности под названием «Развитие» так называемой игровой рефлексией. А ну как она нам поможет приблизиться еще чуть-чуть к пониманию сущности развития? В любом случае, она абсолютно необходима. Итак, сказав «мы вооружены передовой теорией», мы говорим, во-первых, что вооружены. И, во-вторых, что вооружены не абы чем, а теорией. Но корректно ли говорить о теории как об оружии? Ибо вооруженными можно быть только оружием. Это корректно лишь постольку, поскольку развитие проектизировано, конфликтизировано, превращено в предмет игры. Если игра острейшая (а я убежден, что она острейшая), то она тождественна войне. А где есть война, там есть оружие. Ну, вот мы и вернулись к войнам, то есть к конфликтам наибольшей интенсивности. Эти конфликты в XXI веке носят весьма разнообразный характер. Энергетическая война – реальность XXI века (да и ХХ-го тоже). Это доказано многими специалистами высочайшего класса. Адресую читателя хотя бы к всемирно известной книге Дениэла Йергина «Добыча». О финансовой войне сказал не кто-нибудь, а Сорос. Об информационной войне сказали все кому не лень. О смысловой войне – авторы теории конфликта цивилизаций, да и не только они. «Холодная война» – это разве не смысловая война? Итак, войны разнообразны. Но я-то хочу доказать, что войной войн в XXI веке является война за развитие. Как строится такого рода доказательство? Сначала выдвигается гипотеза, согласно которой «войной войн» в XXI столетии является это самое развитие. Затем рассматриваются разнообразные следствия, вытекающие из этой гипотезы. Если оказывается, что эти следствия имеют определенное отношение к реальности, то, извлекая некое содержание из анализа оказавшихся вполне реальными следствий, можно снова вернуться к гипотезе как таковой. И либо уточнить ее, либо признать сразу, что она подтверждена и превращена в нечто, требующее признания. Уточнив гипотезу, можно получать новые следствия и проверять их на соответствие реальности. Проверив и проанализировав – еще раз уточнить гипотезу. И в итоге либо добиться ее признания в качестве чего-то реального, либо отвергнуть. Есть, конечно, и другие способы доказательства. Но этот – наиболее отвечает нашему предмету и методу. Считаю нужным отдельно оговорить, что по отношению к предметам, подобным судьбе развития в России и мире, окончательное доказательство чего-либо... оно, конечно, желательно, но... но любое продвижение в сторону большего понимания сути данного предмета является результатом. Даже если это продвижение не превращает гипотезы в нечто окончательно признанное, но позволяет уточнить и детализировать сам предмет, – это тоже отнюдь немало. Сопроводив способ доказательства подобной оговоркой, я начинаю рассмотрение гипотезы. Предположим, что судьба развития в XXI веке – это основной глобальный конфликт («конфликт конфликтов»). Предположим, далее, что степень накаленности конфликта позволяет назвать его войной (тогда уж «войной войн»). Что из этого следует? Где война – там враги... Враги чего? Нашего развития? Развития как такового? Поскольку гипотеза о войне порождает обязательность наличия врагов, то проверка на состоятельность гипотезы о врагах является одновременно и проверкой на состоятельность гипотезы о войне. Ну, так и займемся врагами. В нашем случае – врагами развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.027 с.) |