ТОП 10:

на них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине,



являющемуся ближайшим родственником (покойного)[379]».

Слово Аллаха: ﴿فَإِن كَانَتَا اثْنَتَيْنِ فَلَهُمَا الثُّلُثَانِ مِمَّا تَرَكَ﴾

А если их - две, то им обеим - две трети того, что он оставил – т.е. если у

умершего родственника по боковой линии (الكلالة) остались две сестры, то они наследуют две трети его имущества, а остальные числом выше попадают под такой же раздел. Именно, исходя из этого, учёные при комментарии аята (4:11) решили, что больше двух дочерей также наследуют две трети. ﴿فَإِن كُنَّ نِسَآءً فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ﴾ А если они (дети)- женщины, числом выше двух, то им - две трети того, что он оставил (4:11)[380].

 

Слово Аллаха: ﴿وَإِن كَانُواْ إِخْوَةً رِّجَالاً وَنِسَآءً فَلِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ﴾

А если они - братья, мужчины или женщины, то мужскому полу столько же, сколько доля двух женщин – это решение относительно доли сыновей, внуков и братьев, что доля наследников мужского пола такой близости родства должна превышать долю наследниц женского пола в два раза.

 

Слово Аллаха: ﴿يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ﴾ Разъясняет вам Аллах – т.е.

устанавливает вам обязанности и разъясняет вам законы и их рамки.

Слово Аллаха: ﴿أَن تَضِلُّواْ﴾ Чтобы вы не заблудились – т.е.

чтобы вы не сбились с истины после того, как она была разъяснена для вас.

﴿وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ﴾ А Аллах о всякой вещи знающ! – т.е.

Он знает о концовке всех дел и пользе в них, и добре для людей. Он также

знает чего заслуживает каждый родственник по степени родства от умершего.

 

Ибн Джарир сообщает со слов Тарика ибн Шихаба,

что Умар ибн аль-Хаттаб собрал оставшихся сподвижников пророка и сказал:

«Я обязательно приму решение относительно родства по боковой линии

(الكلالة) так, что об этом будут говорить все женщины в своих комнатах».

И вдруг из дома появилась змея, и люди разошлись. Тогда Умар сказал:

«Если бы Аллах пожелал завершить это дело, обязательно завершил бы».

Это повествование с достоверным иснадом[381].

 

Аль-Хаким сообщает со слов ибн Кунаны, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал:

«Если бы я спросил у посланника Аллаха о трёх вещах, это было бы милее для меня, чем красные верблюды: о приемнике после него, о людях, которые говорят:

«Мы признаём обязательность закята, но не будем выплачивать его тебе»,

стоит ли сражаться против них?, а также о родстве по боковой линии الكلالة ».

Аль-Хаким сказал, что это повествование достоверно согласно условиям двух шейхов.

 

Ибн Джарир сообщает, что Умар говорил:

«Я стесняюсь опровергнуть мнение Абу Бакра на этот счёт». Известно,

что Абу Бакр считал, что الكلالة - это тот, у кого нет ни детей, ни родителей[382].

То, что сказал Правдивейший Абу Бакр – мнение большинства учёных из числа сподвижников и их последователей, а также из числа ранних и поздних учёных.

Это мнение всех имамов четырёх мазхабов и семи богословов.

Это мнение учёных в разных странах. На это же указывает сам Священный Коран,

как указал Всевышний Аллах на то, что Он разъяснил это в слове:

﴿يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ أَن تَضِلُّواْ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ﴾

Разъясняет вам Аллах, чтобы вы не заблудились. А Аллах о всякой вещи знающ!

 

 

Содержание

 

 

Сура «Семейство Имрана»…………………………………………………………………3

Сура «Женщины»…………………………………………………………………………148

 


[1] Муснад Ахмад 24256

[2] Таким образом, смысл аята получается таковым:

«Не знает его толкования никто, кроме Аллаха и твердых в знаниях».

[3] Аль-Бухари 4183, Муслим 2665, Ахмад 124, 48 – 6, ат-Тирмизи 2994, Абу Дауд 4598

[4] Приводит ат-Табарани (152/8)

Хороший хадис. Привёл Муаммир в аль-Джами (216/11), Ахмад в аль-Муснаде (185/2), аль-Бухари в главе о поведении праведников стр. 23.

[5] Сахих аль-Бухари 5096, Муслим 2740

[6] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд 2050

[7] Сахих аль-Бухари 1077, Муслим 1261

[8] Муслим 730

[9] Сахих Муслим 218

[10] Имеется в виду, что пророк был послан ко всем нациям и расам. Муснад Ахмад 304\3

[11] Сахих Муслим 131

[12] Сахих Муслим 1718

[13] Так же этот аят называют « аятом любви»(прим. пер)

 

[14] Сахих аль-Бухраи 5723

[15] Сахих аль-Джами 4541

[16] Сахих аль-Бухари 3177

[17] Сахих аль-Бухари 2501

[18] Сахих аль-Бухари 3181, Муслим 4626

[19] Сахих аль-Бухари 2634, Муслим 4436

[20] Сахих аль-Бухари 5837, Муслим 2711

[21] Здесь речь идёт о том, что знать Наджрана согласилась выплачивать мусульманам подушную подать и доставлять им ежегодно тысячу одежд и тысячу окий серебра в месяце сафар и столько же в месяце раджаб.

[22] См. хадис № 1474.

[23] Достоверный хадис. Рассказал Ахма в аль-Муснаде (1\248, 368) ат-Тирмизи (3348), аль-Бухари 4576,

Муслим с разными иснадами (5005) от Абу Хурайры.

[24] До 630 года Абу Суфйан Сахр бин Харб являлся одним из предводителей врагов пророка,да благословит его Аллах и приветствует , в Мекке, но в конечном счёте принял Ислам. Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, был женат на Рамле, дочери Абу Суфйана, сын которого Му‘авийа Ибн Абу Суфйан, да будет доволен ими Аллах, стал основателем династии Омеййадов и правил Халифатом с 661 по 680 год.

[25] Ираклий или Гераклий I − император Византии, правивший с 610 по 641 год.

[26] Племя курайш, к которому принадлежал и пророк,да благословит его Аллах и приветствует , населяло Мекку и её окрестности.

[27] Шам − старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.

[28] Речь идёт о перемирии сроком на десять лет, заключённом между мусульманами и курайшитами в марте 628 года в Худайбийе, местности на западной границе священной территории /харама/ Мекки. Пребывание Абу Суфйана в Шаме относится к 628 или 629 году.

[29] Илийа − старое название Иерусалима (арабское название − Байт аль-Макдис или аль-Кудс).

[30] Рум − арабское название Византии.

[31] Абу Суфйан указывает, что больше он ничего не мог сказать против пророка,да благословит его Аллах и приветствует .

[32] Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, был одним из сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует .

[33] Бусра − город в Южной Сирии на полпути между Мединой и Дамаском.

[34] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , имеет в виду, что крестьяне, иными словами подданные Ираклия, последуют примеру своего правителя, за что ему придётся держать ответ перед Аллахом.

[35] Сахих аль-Бухари 7

[36] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 2185

[37] Люди, находящиеся под покровительством мусульман.

[38] Муслим 653

[39] Хадис, рассказанный имамом Ахмадом в аль-Маснаде (191/4).

[40] Аль-Бухари 2185, Муслим 197

[41] Достоверный хадис, рассказал Абу Ауана в своём Муснаде (119, 5260, 5977) Ахмад в своём Муснаде (2/480)

[42] Сахих Муслим 3243

[43] Достоверный хадис, рассказал ат-Табарани в своём тафсире 340/3), ан-Насаи в «аль-Муджтаби» (4068), аль-Хаким в «аль-Мустадрике» (154/2) и ибн Хиббан (4477)

[44] Сахих аль-Бухари 3115

[45] Аль-Бухари (1702), Муслим (2412)

[46] Сахих Муслим 2416

[47] Сахих Муслим 2380

[48] Очень слабый хадис, рассказал ибн Маджах (2722), ат-Тирмизи (2998), аль-Албани заявил, что это очень слабый хадис.

[49] Хороший хадис у аль-Албани в «Сахих аль-Джами» 6003

[50] Слабый хадим, рассказал ат-Тирмизи (481), ибн Маджах (944)

[51] Сахих Муслим 3236

[52] Сахих Муслим 70

[53] Достоверный хадис с другим иснадом. Рассказал Ахмад в «Маснаде» (388/5), ат-Тирмизи 2169 со слабым иснадом.

[54] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани (2641)

[55] Хороший хадис. Сахих ибн Маджах (146)

[56] Хороший хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани (2301)

[57] Хадис с хорошим иснадом, рассказал Ахмад (185, 98/1), аль-Бухари сказал, что повествование близко к хадису.

[58] Муслим 855

[59] Аль-Бухари 6121

[60] Местечко в Ираке, в то время населённое христианами.

[61] Аль-Бухари 3762

[62] Хадис со слабых иснадом, рассказал имам Ахмад в Муснаде (2/93)

[63] Здесь перечислены имена сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует , на тот момент времени находившихся в плену у его противников.

[64] Общее название североаравийских племён, к числу которых относились и курайшиты.

[65] Имеется в виду сильный голод, продолжавшийся в течение семи лет.

[66] Аль-Бухари 3762

[67] Сахих муслим 3346

[68] Иначе говоря, в его наилучшем месте.

[69] То есть из Фирдауса.

[70] Аль-Бухари 6873

[71] Сахих аль-Бухари 5649, Муслим 4724

[72] Ложный хадис по мнению аль-Албани «Даиф аль-Джами» 5163

[73] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (3/440). Сахих аль-Джами аль-Албани 6522

[74] Сахих аль-Бухари (6953), Муслим (4953)

[75] Имеется в виду избавление от всего дурного.

[76] Сахих аль-Бухари (2744), Муслим (3276)

[77] Аль-Бухари 1165, 4097

[78] Одержимые пришли! (Перс.)

[79] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.

[80] Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.

[81] Сахих аль-Бухари (323), Муслим (810)

[82] Конкретно речь здесь идёт о лучниках.

[83] То есть даже если вы увидите, что птицы станут клевать трупы наших бойцов.

[84] Мекканцы привезли с собой женщин, которые стояли за рядами воинов и побуждали их отомстить за убитых при Бадре.

[85] То есть лучники, которыми он командовал.

[86] Имеются в виду мекканцы.

[87] Халид бин аль-Валид, который тогда был ещё идолопоклонником и сражался на стороне мекканцев, заметил, что все лучники, кроме ‘Абдуллаха бин Джубайра и ещё десяти человек, да будет доволен ими Аллах, покинули свои позиции на горе ‘Айнайн, смял оставшихся и врезался в строй мусульман, что в конечном итоге привело к их поражению в этой битве.

[88] См.: “Семейство ‘Имрана”, 153.

[89] Ибн Абу Кухафа − кунья Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

[90] Хубал − имя находившегося в Каабе идола, которому поклонялись люди из племени бану кинана.

[91] Аль-‘Узза (могущественная) − имя женского божества.

[92] Аль-Бухари (3737)

[93] Анас, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что они быстро бежали, из-за чего полы их одежды задирались, обнажая щиколотки.

[94] Здесь имеется в виду бегство мусульман с поля боя, причиной чего послужили действия пятидесяти лучников, которых пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) , поставил на горе ‘Айнайн для защиты от кавалерии мекканцев, велев им ни в коем случае не покидать своих позиций, и которые в большинстве своём не выполнили этого приказа. В результате мусульмане остались без прикрытия и потерпели поражение.

[95] Имеется в виду благоухание рая.

[96] То есть уже после боя.

[97] Сахих аль-Бухари (2690)

[98] В сражении при Ухуде пророку, (да благословит его Аллах и приветствует) , нанесли сильный удар мечом по лицу, сломав ему один из резцов.

[99] Сахих аль-Бухари (4073)

[100] Аль-Бухари (3761)

[101] Достоверный хадис, рассказал ат-Тирмизи (3007), ан-Насаи в «аль-Кубра» (349/6)

[102] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (68/1, 75)

[103] Слово "гулул" означает "сокрытие части трофеев", "незаконное использование служебного положения". Богословы единодушны в том, что поступать так категорически запрещено и что такое преступление относится к тяжким грехам. В пользу этого суждения свидетельствуют обсуждаемый нами прекрасный аят и другие тексты.

[104] Слабый хадис по мнению аль-Албани. «Даиф аль-Джами» 958

[105] Слабый хадис по мнению аль-Албани, рассказал ат-Тирмизи (1335)

[106] Сахих Муслим (3415)

[107] «Сахих Муслим» 1887

[108] Хороший хадис, передал Ахмад в аль-Муснаде 3/361

[109] Достоверный хадис, рассказал ибн Исхак в сире (4/74), Ахмад в аль-Муснаде 1/265.

[110] Хороший хадис, рассказал Ахмад в аль-Муснаде (1/266)

[111] «Сахих аль-Джами’» аль-Албани 2373 достоверный хадис

[112] Сахих аль-Бухари (3781), Муслим (1085)

[113] Для этого были отобраны только участники битвы при Ухуде.

[114] Сахих аль-Бухари (3769)

[115] В комментариях указывается, что здесь речь может идти не о чёрных пятнах на глазах, а две ядовитые железы во рту.

[116] Сахих аль-Бухари (1315)

[117] Достоверный хадис по мнению аль-Албани. «Сахих аль-Джами» (1690)

[118] Сахих аль-Бухари 3011.

[119] Сахих Муслим (1844)

[120] Сахих Муслим (1844)

[121] Фадак - оазис, расположенный к северу от Медины.

[122] То есть призвал их принять ислам.

[123] Абу Хубаб - кунья ‘Абдуллаха бин Убаййа бин Салюля.

[124] Речь идёт о Медине.

[125] То есть к ‘Абдуллаху бин Убаййу.

[126] Имеется в виду, что жители Медины решили предложить ‘Абдуллаху бин Убаййу стать их вождём.

[127] Это значит: будьте снисходительны и не замечайте многое из того, что вам не по душе.

[128] “ Корова”, 109.

[129] Имеется в виду ислам.

[130] Сахих аль-Бухари (4200)

[131] Сахих Муслим (160), я не нашёл его у аль-Бухари.

[132] Муташабби' « - это (человек), который делает вид, что сыт, на самом деле сытым не являясь. (В данном случае) имеется в виду, что человек) делает вид, что он обладает каким-то достоинством, которого в действительности он лишён. Слова «надевший два одеяния лжи» означают «лживый», а именно - тот, кто рядится в одежды отрекающегося от мира, знающего или богатого человека, на самом деле таковым не являясь и поступая так, чтобы ввести людей в заблуждение. Высказываются и другие (мнения), а Аллах знает (об этом) лучше. (Имам ан-Навави)

[133] Сахих аль-Бухари (4202)

[134] Имеется в виду, что в подобном случае необходимо лечь на правый бок и повернуться лицом к кибле.

[135] Сахих аль-Бухари (1050)

[136] Сахих аль-Бухари (4203), Муслим (1280)

[137] Иначе говоря, выполнил всё то, что положено делать при омовении перед молитвой.

[138] Пророк,да благословит его Аллах и приветствует , сделал это по той причине, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, встал не справа, а слева от него.

[139] Имеется в виду, что чтение айатов Корана заняло при этом мало времени.

[140] Хадис рассказал ибн Хиббан.

[141] Сахих Муслим (1885)

[142] Речь идёт о событиях, относящихся к 630 году.

[143] Иначе говоря, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) , прочитал по негусу заупокойную молитву. Заупокойная молитва, подобная этой, читается в тех случаях, когда мусульманин умирает в таком месте, где помолиться за него некому.

[144] Сахих аль-Бухари (3011), Муслим (154)

[145] Сахих Муслим (251)

[146] Сахих аль-Бухари (2678)

[147] - Имеется в виду, что человек, лишившийся жизни во время своего пребывания на страже на пути Аллаха, будет продолжать получать награду за то, что он делал в этот период.

[148] - Речь идёт о получении таким человеком обещанного ему удела в раю.

[149] - Это значит, что он будет избавлен от всего того, что может ввести его в искушение, иначе говоря, - от вопросов, которые людям будут задавать ангелы в могиле.

[150] Сахих Муслим (3537)

[151] - То есть: каждый покойный перестаёт получать награду за свои дела.

[152] - Это значит, что награда его будет постоянно увеличиваться.

[153] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (20/6), ат-Тирмизи (1621), ибн Хиббан (3537)

[154] “Хамиса” − название дорогой одежды.

[155] Имеется в виду арьергард войска.

[156] Сахих аль-Бухари (2673)

[157] Аль-Фудайль ибн Ияд –богослов, имам двух Заповедных мечетей, судья, известный своим асктетизмом и набожностью.

[158] Сахих аль-Бухари (2577)

[159] Сахих аль-Бухари (3331)

[160] Сахих аль-Бухари (48), Муслим (9)

[161] Сахих Муслим (1018)

[162] Сахих, рассказал Ахмад в Муснаде (14/2), ат-Тирмизи (1128), аш-Шафии в Муснаде (1/292, 274)

[163] Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд (2873)

[164] Сахих, рассказал Ахмад в муснаде (383/4)

[165] Рассказал ибн Хиббан в своём Сахихе (4244)

[166] Сахих Муслим (1826)

[167] Сахих аль-Бухари (2560), Муслим (129)

[168] Сахих аль-Бухари (1296)

[169] Сахих аль-Бухари (4211), Муслим (3032)

[170] Хороший хадис, рассказал ат-Тирмизи в аль-Джами (2018).

[171] Сахих аль-Бухари (5540), Муслим (4947)

[172] Достоверный хадис с множественными цепочками и свидетелями из числа сподвижников.

[173] Слабый хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (278/2)

[174] Слабый хадис.

[175] Сахих Муслим (3199, 3200)

[176] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд (1456), ат-Тирмизи (1456), ибн Маджах (2561)

[177] Речь идёт о нанесении пятидесяти ударов.

[178] Нет никакого подтверждения, что ибн Аббас или ибн Масуд или кто-либо другой из сподвижников истолковал слово «мерзость» как прелюбодеяние. Вообще нет никаких достоверных сообщений о толковании сподвижниками слова мерзость, кроме ибн Аббаса. Он растолковал это как выход из повиновения, как об этом позже передаёт ибн Кассир от ибн Абу Хатима.

[179] Ибн Абдуль-Барр подверг резкой критике толкование здесь слова «Мерзость», как прелюбодеяние. Он заявляет, что под мерзостью подразумевается всё мерзкое, что может совершить жена по отношению к мужу, будь то нанесение неприятностей языком или выход из повиновения и т.п. ведь Аллах узаконил взаимное проклятие в случае (не имеющего достаточных доказательств) прелюбодеяния. Это также соответствует мнению ибн Аббаса и других сподвижников.

[180] Аш-Шанкетти подтвердил это в тафсире «Адуа’ аль-Байан».

[181] Ли’ан - взаимное проклятие, если кто-либо из супругов обвиняет другого в блуде, а другой отрицает это.

[182] Сахих аль-Бухари (4900), Муслим, (2743)

[183] Сахих аль-Бухари (4838), Муслим (2615)

[184] Сахих Муслим (2632)

[185] То есть благо быть женой пророка, (да благословит его Аллах и приветствует)

[186] Сахих аль-Бухари (4953), Сахих Муслим (2626)

[187] Сахих Муслим (2632)

[188] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (232/4), ибн Маджах (1950), ат-Тирмизи (1129)

[189] Достоверный хадис. Сахих аль-Джами аль-Албани (2733)

[190] Достоверный хадис, рассказал ибн Маджах (1882). Ад-Даракутни, аль-Байхаки.

[191] Сахих аль-Бухари (2079), Муслим (1532)

[192] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (203/4)

[193] Достоверный хадис, рассказал аль-Бухари (834), Ахмад в Муснаде (439/5)

[194] Сахих аль-Бухари (1296)

[195] Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то, что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах.

[196] Здесь речь идёт о прелюбодеянии, совершаемом по взаимному согласию.

[197] Аль-Бухари (4073)

[198] Сахих аль-Бухари (3237)

[199] Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд, ан-Насаи и Ахмад.

[200] Сахих Муслим (1218)

[201] Подразумевается, что всё это Джибрил, мир ему, делал по велению Аллаха.

[202] Сахих аль-Бухари (5556), Муслим (4757), Ахмад (85/2)

[203] Рассказал Ахмад в Муснаде (167/2), достоверный хадис по мнению аль-Албани Сахих аль-Джами’ (3270)

[204] Рассказал Ахмад в Муснаде (6/8)

[205] Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах.

[206] Здесь речь идёт о прелюбодеянии, совершаемом по взаимному согласию.

[207] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (131/4)

[208] Сахих Муслим (1662)

[209] Сахих аль-Бухари (2370), Муслим (3142)

[210] Сахих аль-Бухари (5590), Муслим (3139)

[211] Рассказал Ахмад в Муснаде (65/4)

[212] Сахих аль-Бухари (2904)

[213] Рассказал Ахмад в Муснаде (2/191), достоверный хадис по мнению аль-Албани.

[214] Сахих аль-Бухари (6886), Муслим (269)

[215] Сахих аль-Бухари (3596)

[216] Рассказал Ахмад в Муснаде (283/3)

[217] То есть как свидетеля против неверных из твоего народа и против тех, до кого ты довёл послание Аллаха.

[218] Сахих аль-Бухари (4662), Муслим (1332)

[219] Сунан Абу Дауд 3201

[220] Сахих аль-Бухари (447)

[221] Сахих аль-Бухари (447)

[222] Сахих Муслим (450)

[223] Сахих аль-Бухари (321) Муслим (1100)

[224] Муслим (811)

[225] Достоверный хадис, рассказал ат-Тирмизи (124), Абу Дауд (333), Ахмад в Муснаде (5/146)

[226] Слово “Салям”, являющееся составной частью традиционного мусульманского приветствия, является и одним из имён Аллаха, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует , который находился в состоянии осквернения, совершил очищение песком, прежде чем произнести это имя.

[227] Один из первых мусульман и виднейших сподвижников, относившийся к числу тех десяти человек, которым, как сообщается в одном из хадисов, пророк, да благословит его Аллах и приветствует , обещал рай. Этими людьми были Са‘д бин Абу Ваккас, Абу Бакр ас-Сиддик, ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Усман бин ‘Аффан, ‘Али бин Абу Талиб, Тальха бин ‘Убайдуллах, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, Са‘ид Ибн Зайд и Абу ‘Убайда бин аль-Джарраха, да будет доволен всеми ими Аллах. В других хадисах упоминаются имена и других таких людей.

[228] Из-за отсутствия воды.

[229] ‘Аммар бин Йасир , да будет доволен им Аллах, имитировал акт полного омовения.

[230] Рассказал Ахмад в Муснаде (265/4), достоверный хадис по мнению аль-Албани.

[231] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.

[232] Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.

[233] Сахих аль-Бухари (419), Муслим (810)

[234] Муслим (811)

[235] Речь идёт о походе на племя бану аль-мусталик, состоявшемся в 626 году.

[236] Абу Бакр был отцом ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.

[237] См.: “Женщины”, 43; ”Трапеза”, 6.

[238] Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, − видный сподвижник из числа ансаров.

[239] Сахих аль-Бухари (3396), Муслим (550)

[240] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (462, 455/2)

[241] Достоверный хадис по аналогам. Рассказал ат-Тирмизи (1264), Абу Дауд (3535)

[242] Сахих Муслим (4679)

[243] Хороший хадис по мнению аль-Албани (1826)

[244] Сахих аль-Бухари (4218)

[245] В данном случае имелось в виду следующее: мы надеемся спастись от огня, последовав за пророком.

[246] Сахих аль-Бухари (6612), Муслим (1839)

[247] Сахих аль-Бухари (6611), Муслим (3423)

[248] Сахих аль-Бухари (6532), Муслим (3427)

[249] Сахих аль-Бухари (6609)

[250] Сахих Муслим (3431)

[251] Т.е. мы обратимся к нему за решением нашего спора.

[252] Сорок первый хадис из «Сорока хадисов ан-Навави», с достоверным иснадом.

[253] Бухари (197/8 Фатх) Муслим (246, 245/2)

[254] Сахих Муслим (246/2)

[255] Хадис от Саида ибн Джубайра. Ат-Табари (9924).

[256] Абу Наим в аль-Хилья (125/8), ат-Табари с иснадом. Ас-Суюти (182/2)

[257] Сахих Муслим (140/1)

[258] Ат-Тирмизи (227/2), ад-Дарими (247/2)

[259] Часть длинного хадиса аль-Бухари (40/7)

[260] Здесь возможны два варианта чтения и толкования:

1. те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую!

2. с теми, которые покупают ближайшую жизнь за будущую!

Оба варианта являются правильными, но ибн Кассир выбрал второй вариант.

[261] Сахих аль-Бухари (154/6), Муслим (96/2)

[262] Аль-Хаким (307/2), ат-Табари (9951), аль-Байхаки в Сунан аль-Кубра (11\9)

[263] Рассказал Абу Дауд с достоверным иснадом (2119, 1097)

[264] Одно из имён Аллаха.

[265] Муснад Ахмад (6702)

[266] Муснад Ахмад (6801), Муслим 9304/2)

[267] Муслим (1\5).

[268] Сахих Муслим (5/1)

[269] Длинный хадис, переданный двумя шейхами. В Муснаде (222).

[270] Из хадиса Муслима от Анаса ибн Малика.

[271] Иначе говоря, в его наилучшем месте.

[272] То есть из Фирдауса.

[273] Аль-Бухари (2790)

[274] Муслим (97/2)

[275] Сахих аль-Бухари (Фатх 238/3), Муслим (293/2)

[276] Фраза “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!” состоит из трёх благопожеланий, каждое из которых является добрым делом, а за каждое доброе дело Аллах Всевышний пообещал награждать верующих в десятикратном размере. Таким образом, в зависимости от того, что именно скажет человек, приветствующий другого, ему запишется совершение десяти, двадцати или тридцати добрых дел.

[277] Приверженцы других религий, которые проживают под покровительством мусульман.

[278] Аль-Муснад (184/5), хадис также рассказал ат-Табари (10051, 10049)

[279] Хадис аль-Бухари заканчивается словами пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«اللَّهُمَّ إِنِّي أَبْرَأُ إِلَيْكَ مِمَّا صَنَعَ خَالِد»

“О Аллах, поистине, я не имею никакого отношения к тому, что сделал Халид!”»

В сире ибн Исхака существует следубщее дополнение: «Рассказал мне Хаким ибн Хаким со слов Абу Джафара Мухаммада ибн Алия. Потом Пророк да благословит его Аллах и приветствует, вызвал Алия ибн Абу Талиба и сказал: «О, Али! Поезжай к этим людям, разберись с их делом и покончи там с язычеством».Али приехал к ним с деньгами, которые послал Пророк. Али уплатил им выкуп за убитых, возместил нанесенный им материальный ущерб — он даже уплатил им за разбитый сосуд, из которого пила собака. Когда он уплатил за все — за кровь и имущество, у него еще оставались Деньги. Закончив с ними дело, Али спросил: «Остались ли кровь или имущество, за которые я не уплатил вам?» Ответили: «Нет». Тогда он продолжил: «Я отдаю вам и оставшиеся деньги, как резервный фонд Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на тот случай, о котором ни он, ни вы не знаете». Так и сделал. Потом, вернувшись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему об этом. Пророк сказал: «Ты поступил правильно и хорошо». Потом Пророк, обратившись к кибле, подняв руки так, что были видны даже подмышки, трижды произнес следующие слова: «О Боже! Я не виноват перед тобой за то, что сделал Халид ибн аль-Валид!»

 

[280] Абу Дауд (4270)

[281] Ат-Тирмизи (2/306)

[282] Аль-Бухари (Фатх 194, 193/8)

[283] Аль-Муснад (2023), ат-Тирмизи (4/90), аль-Хаким (235/2)

[284] Аль-Муснад (Халаби 6/11), ат-Табари (10212)

[285] Аль-Баззар с хорошим иснадом, аль-Бухари (Фатх 12/167).

[286] Аль-Бухари (фатх 196/8)

[287] Имеется в виду, что эти слова были добавлены к ниспосланному раньше айату и поставлены после слов “которые отсиживаются (дома)”.

[288] Аль-Бухари (4226)

[289] Фарз айн – обязанность каждого мусульманина, Фарх Кифая – обязанность всей Уммы, если достаточное количество её членов выполняют её, она уже не является обязанностью для остальных.

[290] Сахих аль-Бухари (2581), Муслим (1884)

[291] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд (2787)

[292] Здесь перечислены имена сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует ,

на тот момент времени находившихся в плену у его противников.

[293] Общее название североаравийских племён, к числу которых относились и курайшиты.

[294] Имеется в виду сильный голод, продолжавшийся в течение семи лет.

[295] Сахих аль-Бухари (804)

[296] Аль-Муснад (4/306)

[297] Аль-Бухари (1084)

[298] Это означало, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует , призвал своих сподвижников двинуться в поход против исповедующего иудаизм племени бану курайза, чтобы покарать его за предательство.

[299] Имются в виду сподвижники.

[300] Сахих аль-Бухари 5/77, 12/299, 300, 13/139 Фатх аль-Бари), Муслим (2/40).

[301] Муснад (6/403 Халаби)

[302] Муснад (446, 445 Халаби)

[303] Упоминание о книге не найдено ни в одном источнике. Существует небольшая книга ибн Касира о достоверности хадисов под названием «Сокровище ищущего знания», но скорее всего книга «Хадисы и основы» совсем другая.

[304] Ат-Тирмизи (4/94)

[305] Часть хадиса, рассказанного ан-Насаи (231/1)

[306] Хадис с достоверным иснадом. Ат-Табари (10532), Абу Дауд (3093)

[307] Часть хадиса от Абу Саида аль-Худри в Сахих аль-Бухари (7/10-11 Фатх), Муслим (2/230)

[308] Аль-Бухари (4574)

[309] Ат-Таялиси (2683), ат-Тирмизи (4/94-95)

[310] Абу Дауд (2178), ибн Маджах (2018)

[311] Абу Дауд (2134), ат-Тирмизи (2/195)

[312] Муснад ат-Таялиси (2454), Муснад Ахмад (7923)

[313] Хадис рассказал ибн Маджах (2363), Муслим (42/2)

[314] Ат-Тирмизи (2725), достоверный хадис по мнению аль-Албани (6506).

[315] Аль-Бухари (6683), Муслим (651).

[316] Аль-Бухари (608).

[317] Абу Дауд (4249), достоверный хадис по мнению аль-Албани (6697).

[318] Рассказал Ахмад в Муснаде (4/131), рассказал аль-Албани (2237).

[319] То есть пророк ‘Иса, мир ему.

[320] Подразумевается, что он будет судить людей по шариату.

[321] Имеется в виду, что он запретит употреблять в пищу свинину.

[322] “Джизья” − подушный налог, который должны были выплачивать иудеи и христиане, жившие на землях мусульман. Слова об отмене джизьи являются указанием на то, что никакая иная религия, кроме ислама, от людей приниматься не будет.

[323] Имеется в виду, что не останется неимущих, которые нуждались бы в подаянии. В комментариях также указывается, что эти слова могут означать, что после того, как все люди станут жить по законам ислама, благосостояние их возрастёт настолько, что они перестанут стремиться к деньгам.

[324] Аль-Бухари (3192), Муслим (220).

[325] Муслим (2196).

[326] В комментариях указывается, что эти слова следует понимать либо в их прямом смысле,

либо как указание на то, что ‘Иса, мир ему, будет судить людей в соответствии с установлениями Корана.

[327] Аль-Бухари (3193), Муслим (222).

[328] Ахмад в Муснаде 2/406), Абу Дауд (3766), достоверный хадис по мнению аль-Албани (5389).

[329] Этот хадис передал Муслим (5157).

[330] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[331] - Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об этом с людьми долго и когда начинал уставать, понижал голос, чтобы немного отдохнуть, а потом снова повышал его, чтобы привлечь внимание своих сподвижников к этому важному вопросу. Возможен также и другой вариант перевода: “ … отзываясь о нём то с презрением, то представляя его как нечто значительное.”

[332] - Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об искушениях Антихриста так, что люди стали считать это крайне важным, значительным и страшным.

[333] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил это ещё до того, как ему было открыто, что Антихрист появится среди людей в конце времён.

[334] - Иначе говоря, опровергать его ложные утвержения.

[335] - Это значит, что в отсутствие пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Аллах позаботится о том, чтобы уберечь каждого мусульманина от искушений Антихриста и не дать ему отклониться от пути истинного.

[336] - Возможно, что имеется в виду человек со вздувшимся глазом.

[337] - По одним сообщениям, Абд аль-`Узза бин Катан принадлежал к племени бану муста`лик и погиб ещё во времена джахилийи, а в той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что он принял ислам и слышал эти слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которого спросил: “О посланник Аллаха, не повредит ли мне сходство с ним?”, - на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Нет, ибо ты являешься верующим, а он - неверный.”

[338] - Здесь имеются в виду десять первых аятов. В другой версии этого хадиса сообщается, что для того, чтобы уберечься от искушений Антихриста, следует читать десять последних аятов этой суры.

[339] - Имеется в виду, что Антихрист не ограничится распространением зла только там, где он будет находиться непосредственно, но ещё и станет рассылать своё воинство по всем сторонам.

[340] - То есть: достаточно ли будет совершения в этот день обычных пяти молитв? Ясно, что этот вопрос касается и тех дней, продолжительность которых будет равна месяцу и неделе.

[341] - Это значит, что в этот день после утренней молитвы людям надо будет совершить полуденную молитву, отмерив столько времени, сколько в среднем проходит между утренней и полуденной молитвой в обычные дни, послеполуденную надо будет совершить по истечении среднего промежутка времени, отделяющего полуденную молитву от послеполуденной, и так далее, а после совершения пяти молитв необходимо начать отсчёт сначала и поступать так на протяжении всего этого дня, а также и тех дней, которые по продолжительности будут равны месяцу и неделе.

[342] - Имеется в виду, что Антихрист призовёт людей уверовать в то, что он является их Господом.

[343] - Имеется в виду, что горбы верблюдов поднимутся, так как нальются жиром, и по той же причине бока животных округлятся.

[344] - Здесь имеется в виду либо скот, который падёт по причине засухи, либо любое имущество вообще.

[345] - В комментариях указывается, что эти одежды будут окрашены красителем, полученным из жёлтого дерева, и шафраном.

[346] - Людд - селение неподалеку от Иерусалима.

[347] - То есть: защитит от его искушений, в результате чего они сохранят свою веру и не собьются с пути.

[348] - Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог) - упоминающиеся в Коране враждебные людям существа, живущие за стеной на крайнем востоке земли. Накануне Судного дня эта стена разрушится “и они устремятся с каждой возвышенности”. (“Пророки”, 96)

[349] - Иными словами, они станут страдать от голода.

[350] - Имеется в виду особый вид червей, обитающих в носах верблюдов и овец.

[351] - Здесь имеется в виду, что по воле Аллаха эти могущественные существа окажутся уничтоженными существами ничтожными.

[352] - То есть: зловоние от растерзанных трупов Йаджуджа и Маджуджа.

[353] - Имеется в виду, что они станут публично совокупляться с женщинами подобно ослам, не стесняясь присутствия людей.

[354] - То есть: Судный день.

[355] - Имеется в виду, что они станут с лёгкостью птиц устремляться ко всему дурному и будут преследовать друг друга подобно диким зверям.

[356] - Иначе говоря, раздастся первый трубный глас Судного дня, после которого всё живое умрёт.

[357] - Имеется в виду, что после первого трубного гласа, когда люди падут бездыханными, пройдёт достаточно много времени и тела их истлеют.

[358] - Имеются в виду вопросы о том, чем они занимались в земной жизни.

[359] - Это значит, что откроется истинная суть всех вещей и людей охватит ужас. В комментариях указывается также, что эти слова могут означать: воссияет великий свет и люди падут ниц. Возможно также, что имеется в виду проявление могущества Аллаха.

[360] Ахмад в Муснаде 2/437.

[361] - В комментариях указывается, что эти одежды будут окрашены красителем, полученным из жёлтого

дерева, и шафраном.

[362] Ибн Хаджар в своем комментарии говорит, что речь идёт о выходцах из Судана.

[363] Аль-Бухари (3183).

[364] Иначе говоря, он является пучеглазым.

[365] Ибн Катан − человек из племени хуза‘а, погибший ещё в доисламские времена.

[366] Муслим (3184).

[367] Здесь слово Аллах изменено в винительный падеж с огласовкой “фатха

[368] Аль-Муснад (3616, 4153), Сахих Муслим (2/326).

[369] «аль-Муснад» (154, 164, 331), аль-Бухари (6/355 Фатх аль-Бари).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.06 с.)