ТОП 10:

Кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания.



Всевышний Аллах говорит, что Он принимает покаяние у тех,

которые совершают дурной поступок по невежеству, а затем покается, если успеет

сделать это до того, как увидит ангела смерти или станет хрипеть на смертном одре.

Муджахид и другие сказали: «Любой, кто совершает грех по ошибке

или преднамеренно, является невеждой, пока не прекратит делать это».

Катада и Абу аль-Алия сообщают, что сподвижники

посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорили:

«Любой грех, совершённый человеком является невежеством».

Абдур-Раззак передаёт от Ма’мара, что сподвижники пророка, собравшись, решили,

что каждый грех, совершённый по ошибке или преднамеренно является невежеством.

Ибн Джарир передаёт от Абдуллы ибн Кассира, что Муджахид сказал:

«Любой совершающий грех, является невеждой в момент его совершения».

Абу Салих передаёт, что ибн Аббас сказал:

«Совершение дурного поступка является невежеством».

Али ибн Абу Тальха передаёт от ибн Аббаса: ﴿ثُمَّ يَتُوبُونَ مِن قَرِيبٍ﴾ и вскоре раскаиваются

– после совершения греха, до того как увидят ангела смерти.

Аль-Хасан аль-Басри сказал по поводу аята: ﴿ثُمَّ يَتُوبُونَ مِن قَرِيبٍ﴾

«И вскоре раскаиваютсядо того, как начнёт хрипеть на смертном одре».

 

Имам Ахмад передаёт от ибн Умара,

что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,сказал:

«إِنَّ اللهَ يَقْبَلُ تَوْبَةَ الْعَبْدِ مَا لَمْ يُغَرْغِر»

Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба

до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертные хрипы.

(Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис»). По ошибке ибн Маджах причислил

к рассказчикам этого хадиса Абдуллу ибн Амра, но на самом деле хадис передал ибн Умар.

 

Аллах сказал: ﴿فَأُوْلَـئِكَ يَتُوبُ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيماً حَكِيماً﴾

Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый.

Однако, когда уже нет надежды выжить, и ангел смерти показался на глаза; когда душа приблизилась к гортани, а грудь сузилась; когда человек начинает издавать предсмертные хрипы – тогда покаяние уже не будет принято и время уже упущено. Об этом Аллах сказал: ﴿وَلَيْسَتِ التَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السَّيِّئَـاتِ حَتَّى إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ إِنِّي تُبْتُ الآنَ﴾

Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния,

А когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь»

Аллах также сказал об этом: ﴿فَلَمَّا رَأَوْا بَأْسَنَا قَالُواْ ءَامَنَّا بِاللَّهِ وَحْدَهُ﴾

Когда они узрели Наше наказание, они сказали:

«Мы уверовали в Единственного Аллаха…» (40:84)

Аллах также решил не принимать покаяние, когда жители земли увидят,

что солнце восходит с запада. Это ясно из слова Аллаха:

﴿يَوْمَ يَأْتِي بَعْضُ ءَايَـاتِ رَبِّكَ لاَ يَنفَعُ نَفْسًا إِيمَانُهَا لَمْ تَكُنْ ءَامَنَتْ مِن قَبْلُ أَوْ كَسَبَتْ فِى إِيمَانِهَا خَيْرًا﴾

Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы,

или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро. (6:158)

 

Слово Аллаха: ﴿وَلاَ الَّذِينَ يَمُوتُونَ وَهُمْ كُفَّارٌ﴾ И для тех, кто умирает неверующим – т.е.

если неверный умрёт в состояния неверия и многобожия, то его сожаления и покаяние не принесёт ему пользу, и от него не будет принято выкупа даже золотом размером с землю.

Ибн Аббас, Абу аль-Алия, ар-Раби ибн Анас сказали по поводу аята:

﴿وَلاَ الَّذِينَ يَمُوتُونَ وَهُمْ كُفَّارٌ﴾ И для тех, кто умирает неверующим

этот аят ниспослан о приверженцах многобожия.

 

Имам Ахмад передаёт от Абу Зарра,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إِنَّ اللهَ يَقْبَلُ تَوْبَةَ عَبْدِهِ أَوْ يَغْفِرُ لِعَبْدِهِ مَالَمْ يَقَعِ الْحِجَاب»

«Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба

до тех пор, пока не опустится покров». У него спросили: «Что такое покров?»

Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «أَنْ تَخْرُجَ النَّفْسُ وَهِيَ مُشْرِكَة»

«Это когда выходит душа, оставшись в многобожии». О таких Аллах сказал:

﴿أُوْلَـئِكَ أَعْتَدْنَا لَهُمْ عَذَاباً أَلِيماً﴾Для них Мы приготовили мучительные страдания.

Всевышний Аллах сказал:

يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَرِثُواْ النِّسَآءَ كَرْهاً وَلاَ تَعْضُلُوهُنَّ لِتَذْهَبُواْ بِبَعْضِ مَآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ

إِلاَّ أَن يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئاً وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْراً كَثِيراً

(19) О вы, которые уверовали!

Не разрешается вам наследовать женам по принуждению. И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть,

Что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо.

وَإِنْ أَرَدْتُّمُ اسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَءَاتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ قِنْطَاراً فَلاَ تَأْخُذُواْ مِنْهُ شَيْئاً أَتَأْخُذُونَهُ بُهْتَـاناً وَإِثْماً مُّبِيناً

(20) А если вы захотели замены одной супруги другой и одной из них дали кинтар,

То не отбирайте из него ничего. Разве вы станете брать лживо, как явный грех?

وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَى بَعْضُكُمْ إِلَى بَعْضٍ وَأَخَذْنَ مِنكُم مِّيثَـاقاً غَلِيظاً

(21) И как вы можете отбирать это,

Когда вы сошлись друг с другом и они взяли с вас суровый завет?

وَلاَ تَنكِحُواْ مَا نَكَحَ ءَابَاؤُكُمْ مِّنَ النِّسَآءِ إِلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَـاحِشَةً وَمَقْتاً وَسَآءَ سَبِيلاً

(22) Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы, разве только это произошло раньше. Поистине, это - мерзость и отвращение и скверно как путь!

Аль-Бухари передаёт, что ибн Аббас сказал, что раньше, если человек умирал,

то его родственники имели больше прав на его жену, чем кто-либо другой.

Если кто-то из них хотел, то мог жениться на ней, или выдать замуж за кого-то.

Если они хотели, то могли вовсе ей запретить выходить замуж, в силу того что имели

на неё больше прав, чем её родственники и по этому поводу был ниспослан аят:

﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَرِثُواْ النِّسَآءَ كَرْهاً﴾

«О вы, которые уверовали! Не разрешается вам наследовать женам по принуждению».

(Это повествование передал аль-Бухари, ан-Насаи, ибн Мардувйях, ибн Абу Хатим).

 

Аллах сказал: ﴿وَلاَ تَعْضُلُوهُنَّ لِتَذْهَبُواْ بِبَعْضِ مَآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ﴾

И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали – т.е. Аллах запрещает оказывать давление на женщину, дабы она отказалась от своего махра или от части его, или отказалась от своего законного права по причине принуждения или нанесения вреда.

 

Слово Аллаха: ﴿إِلاَّ أَن يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ﴾ Разве что они совершат мерзость очевидную.

Ибн Мас’уд, ибн Аббас[178], Саид ибн аль-Мусаййиб, аш-Шааби, аль-Хасан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин, Саид ибн Джубайр, Муджахид, Икрима, Ата аль-Хурасани,

ад-Даххак, Абу Каляба, Абу Салих ас-Судди, Зайд ибн Аслам, Саид ибн Абу Хилял

считали что речь идёт о прелюбодеянии. Т.е. если она совершила прелюбодеяние,

то ты имеешь право потребовать у неё возвращения брачного дара (махра), и даже

оказывать давление на неё пока она не отдаст его или выкупит свой развод им[179].

В суре «Корова» об этом Аллах Всевышний сказал:

﴿وَلاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلاَّ أَن يَخَافَآ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ﴾

Вам недозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон

нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. (2:229)

 

Ибн Аббас, Икрима и ад-Даххак сказали, что под فَاحِشَة «мерзостью»

подразумевается выход из повиновения. Ибн Джарир предпочёл это мнение,

ибо«мерзость» может подразумевать под собой как прелюбодеяние, так и неповиновение или неприятные слова и т.п. Таким образом, все эти действия дают право оказывать на неё давление, дабы она отказалась от своих прав или части из них. Это мнение хорошее[180].

Аллах знает лучше.

 

Аллах сказал: ﴿وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ﴾ Обходитесь с ними достойно – т.е. говорите им

хорошие слова и обращайтесь с ними благопристойно, как только вы можете. Обращайся

с ней, как ты бы хотел, чтобы она обращалась с тобой. Как говорится в слове Аллаха:

﴿وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ﴾ Согласно установленному порядку,

жены имеют такие же права, как и обязанности.(2:228)

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لِأَهْلِهِ، وَأَنَا خَيْرُكُمْ لِأَهْلِي» «Лучший из вас – лучший по отношению

К своим жёнам, а я лучший из вас по отношению к жёнам».

Одной из черт его характера (да благословит его Аллах и приветствует) было то,

что он всегда благопристойно относился к своим жёнам,был приветлив и нежен с ними, ласкал их и увеличивал расходы на них. Он шутил с ними, заигрывал, он даже бегал на перегонки с Аишей – матерью правоверных (да будет доволен ею Аллах), из любви к ней,

она рассказывала: «Как-то я перегнала посланника Аллаха, это было до того,

как я пополнела. Затем посланник Аллаха перегнал меня, это было тогда,

когда я немного пополнела. Он (да благословит его Аллах и приветствует)сказал:

«هذِهِ بِتِلْك» «Это за тот раз».

Он собирал всех жён в доме той, у которой он собирался ночевать, и они все вместе кушали, а потом расходились по своим комнатам. Он спал со своей женой под одним покрывалом.

Он клал под низ рубашку, а укрывались они изаром. После совершения молитвы «Иша»

Он,мир ему и благословение Аллаха, обычно немного разговаривал с ними перед сном.

Аллах сказал: ﴿لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ﴾

В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас… (33:21)

 

Слово Аллаха: ﴿فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئاً وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْراً كَثِيراً﴾

Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно,

а Аллах устроил в этом великое благо – Возможно в том, что вы не разводитесь с ними, проявляя терпение,есть великое благо для вас в вашей жизни и в жизни последней.

Ибн Аббас сказал по поводу этого аята: « Это когда муж проявляет доброе

Отношение к жене, а впоследствии Аллах наделит его ребёнком от неё.

И возможно в этом ребёнке будет много блага для них в этой и в последней жизни».

В достоверном хадисе говорится: «لَا يَفْرَكْ مُؤْمِنٌ مُؤْمِنَةً، إِنْ سَخِطَ مِنْهَا خُلُقًا، رَضِيَ مِنْهَا آخَر»

«Верующий не станет ненавидеть верующую (жену). Если он злится на неё







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.171.181 (0.018 с.)