Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну - долю,




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну - долю,



подобную доле двух дочерей – повелевает вам быть справедливыми с ними,

ибо во времена джахилии люди оставляли наследстволишь детям мужского пола,

оставляя без наследства детей женского пола. Аллах приказал уравнять их в праве на наследство с разницей в долях между мужским и женским полом. Так Он повелел давать сыну - долю, подобную доле двух дочерей. Это потому,что мужчина обременён расходами на содержание семьи, а также расходами, связанными с торговлей и предпринимательством.

Он справедливо получает двойную долю наследницы женского пола.

Некоторые мудрецы сказали, что слово Аллаха:﴿يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِى أَوْلَادِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنْثَيَيْنِ﴾

Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну - долю,

подобную доле двух дочерей – доказывает то, что Аллах более милостив к свои

творениям,чем их родители.Ведь Он завещает им относительно их детей.

Об этом также говорится в достоверном хадисе .

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В своё время к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,

привели пленных среди которых была одна женщина, искавшая (кого-то), и когда она находила среди пленных какого-нибудь ребёнка, то брала его, прижимала к себе и кормила грудью. (Увидев это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (нас):«أَتُرَوْنَ هذِهِ طَارِحَةً وَلَدَهَا فِي النَّارِ وَهِيَ تَقْدِرُ عَلى ذَلِك» «Как вы думаете, (способна ли)эта(женщина)бросить в огонь своего ребёнка?»Мы сказали: «Клянёмся Аллахом, нет!» Тогда он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:«فَوَاللهِ للهُ أَرْحَمُ بِعِبَادِهِ مِنْ هذِهِ بِوَلَدِهَا»

«А Аллах жалеет Своих рабов больше, чем эта (женщина жалеет) своего ребёнка![171]»

Аль-Бухари передаёт, что ибн Аббас сказал: «Раньше наследство оставалось

сыну, а завещание родителям. Аллах отменил из этого, что пожелал и сделал долю сына

подобной двум долям дочерей, каждому из родителей – по шестой части или по третей; жене – одну четвёртую или одну восьмую; мужу – половину или четверть».

Аллах сказал: ﴿فَإِن كُنَّ نِسَآءً فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ﴾

А если они (дети)- женщины, числом выше двух, то им - две трети того, что он оставил

Нужно упомянуть здесь, что некоторые считают, что в аяте идёт речь только о двух дочерях, а слово فَوْقَ (выше) здесь лишнее. Это неверно, ибо в Коране нет ничего лишнего или бессмысленного. Это совершенно исключено. Это также понятно из слова Аллаха:

﴿ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ﴾ То им - две трети того, что он оставил – если бы речь шла о двух дочерях, то было бы сказано, что им двоим (двойственное местоимение لَهما) - две трети.

Решение о том, что две дочери также наследуют две трети, основано на последнем аяте

этой суре, где говорится, что две сестры наследуют две трети. Если две сестры покойного наследуют две трети, то две дочери, тем более, могут претендовать на такие доли. Также в вышеприведённом ранее хадисе от Джабира говорилось, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) присудил две трети наследства дочерям Са’да ибн ар-Раби.

Таким образом на это указывают Коран и Сунна. Также это ясно из слова Аллаха:

﴿وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ﴾ А если одна, то ей – половина.

Ведь если одна дочь получает половину, на такую же долю наследства двух дочерей

должен указывать соответствующий текст. Таким образом, единственная дочь получает половину, а две дочери приравниваются к трём и выше, т.е. могут претендовать на две трети. Аллах знает лучше.

 

Слово Аллаха: ﴿وَلأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ﴾

А родителям его, каждому из двух - одна шестая…(до конца аята).

Доля родителей при разделе наследства различна в зависимости от ситуации:

 

Если у покойника были дети, то родителям полагается по одной шестой каждому.

 

Если же из детей у него была лишь одна дочь, то ей полагается половина, родителям полагается по одной шестой каждому,вдобавок отцу полагается ещё одна шестая.

 

Если покойному наследуют одни только родители,

две части наследства получает отец, т.е. две трети, и однучасть- мать.

 

Если же у покойного (ой) была жена или муж,то муж наследует половину, а жена – четверть. В любом случае мать получает одну треть, ибо оставшаяся часть будет считаться полным наследством для них,и Аллах предписал две трети – отцу, а треть - матери.

 

Если же покойный имел братьев, будь они сводные или родные, хотя они ничего не наследуют, но их присутствие сокращает долю отца. доля матери из трети превращается в одну шестую, а отец наследует всё остальное, если нет других наследников.

 

Ибн Абу Хатим передаёт от Катады, что слово Аллаха:

﴿فَإِن كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلأُمِّهِ السُّدُسُ﴾ «А если есть у него братья, то матери - одна шестая

– означает, что они уменьшают долю наследства матери, хотя сами ничего

не наследуют. Один единственный брат не лишает её права на треть, но если их больше, тогда она может претендовать лишь на треть. Учёные считают, что братья умершего лишают права только матери на треть, а не отца, потому, что именно ему предстоит нести расходы на них и их женитьбу, а не матери». Это приемлемое мнение.

 

Слово Аллаха: ﴿مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصَى بِهَآ أَوْ دَيْنٍ﴾

После завещанного, которой он завещает, или долга

– ранние и поздние учёные единогласны, что выплата долга приоритетнее завещания.

Это очевидно при внимательном чтении аята.

 

Далее Аллах сказал: ﴿ءَابَآؤُكُمْ وَأَبناؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعاً﴾

Родители ваши или ваши сыновья - вы не знаете, кто из них ближе вам по пользе«Мы назначили завещание отцам и детям и сравняли ихв праве на наследство,

в отличии от того, как дело обстояло во времена джахилии и в начале Ислама, когда имущество оставалось сыновьям, а завещание родителям» - согласно ибн Аббасу.

Аллах заменил прежний закон этим, и определил долю наследства каждому

по степени родства. Ведь иной раз человек получает больше религиозной и мирской пользы

от родителей, чем от детей, а иной раз наоборот. Поэтому Аллах сказал:

﴿ءَابَآؤُكُمْ وَأَبناؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعاً﴾

Родители ваши или ваши сыновья - вы не знаете, кто из них ближе вам по пользе – т.е. вероятно, что польза будет от одних, а возможно от других из них. Поэтому Мы определили обязательную долю завещания и тем и этим, и уравняли их в праве на наследство.

Аллах знает лучше.

 

Слово Аллаха: ﴿فَرِيضَةً مِّنَ اللَّهِ﴾ Как установлено Аллахом – то, что мы упомянули из подробностей наследства и то, что некоторым положено больше других – всё это является установленным Аллахом законом.﴿إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيماً حَكِيماً﴾ Поистине, Аллах Знающ, Мудр!

– Он тот, кто расставил вещи по своим местам и дал каждому его долю.

 

Аллах сказал далее:

 

وَلَكُمْ نِصْفُ مَا تَرَكَ أَزْوَاجُكُمْ إِنْ لَّمْ يَكُنْ لَّهُنَّ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَهُنَّ وَلَدٌ فَلَكُمُ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْنَ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِينَ بِهَآ

أَوْ دَيْنٍ وَلَهُنَّ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْتُمْ إِن لَّمْ يَكُنْ لَّكُمْ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَكُمْ وَلَدٌ فَلَهُنَّ الثُّمُنُ مِمَّا تَرَكْتُم مِّن بَعْدِ وَصِيَّةٍ تُوصُونَ بِهَآ

أَوْ دَيْنٍ وَإِن كَانَ رَجُلٌ يُورَثُ كَلَالَةً أَو امْرَأَةٌ وَلَهُ أَخٌ أَوْ أُخْتٌ فَلِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ فَإِن كَانُواْ أَكْثَرَ مِن ذلِكَ

فَهُمْ شُرَكَآءُ فِي الثُّلُثِ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصَى بِهَآ أَوْ دَيْنٍ غَيْرَ مُضَآرٍّ وَصِيَّةً مِّنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَلِيمٌ

(12) И вам - половина того, что оставили ваши супруги, если у них нет ребенка.

А если у них есть ребенок, то вам - четверть того, что они оставили после завещанного, которое они завещают, или долга. А им - четверть того, что оставили вы, если у вас нет ребенка. А если у вас есть ребенок, то им - одна восьмая того, что оставили вы после завещанного, которое вы завещаете, или долга. А если мужчина бывает наследником по боковой линии, или женщина, и у него есть брат или сестра, то каждому из них обоих - одна шестая. А если их больше этого,то они - соучастники в трети после завещанного, которое он завещает, или долга, не причиняя вреда, по завету от Аллаха.

Поистине, Аллах - Знающий, Кроткий!

Аллах говорит: ﴿ وَلَكُمْ نِصْفُ مَا تَرَكَ أَزْوَاجُكُمْ ﴾И вам - половина того,

что оставили ваши супруги – если у них нет детей, если же у них есть дети,

то вам четверть того, что они оставили после завещания и выплаты долгов

(если таковые имеются).Как уже говорилось ранее, долг приоритетнее завещания.

После завещания идёт наследство. В этом единогласны все учёные.

Правила, касающиеся детей, также относятся и ко внукам.

 

Затем Всевышний Аллах сказал: ﴿وَلَهُنَّ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْتُمْ﴾

А им - четверть того, что оставили вы (до конца аята) – одна, две, три или четыре жены могут претендовать на раздел четверти или одной восьмой части наследства между собой.

 

Слово Аллаха: ﴿مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ﴾После завещанного – об этом уже говорилось ранее.

Слово Аллаха: ﴿وَإِن كَانَ رَجُلٌ يُورَثُ كَلَالَةً﴾А если мужчина оставляет наследство

по боковой линии – слово الكلالة образованно от слова الإكليل т.е. «венок»,

который охватывает голову. Здесь подразумевается тот, кто наследует по боковой линии,

а не является прямым наследником. Как передаёт аш-Ша’би мнение Абу Бакра

по этому поводу, когда его спросили об этом: «Я выскажу своё мнение.

Если оно верно, то оно от Аллаха, если ошибочно, то – от шайтана, а Аллах и Его

посланник непричастны к нему الكلالةэто тот, у кого нет ни детей, ни родителей».

Когда к власти пришёл Умар, он сказал:

«Я не стесняюсь опровергнуть мнение Абу Бакра на этот счёт».

(Это повествование передал ибн Джарир и другие).

 

Ибн Абу Хатим передаёт в своём тафсире, что ибн Аббас сказал: «Я был последним из

людей, кто видел Умара ибн аль-Хаттаба, я слышал как он сказал: «Ты был прав, я теперь утверждаю то же, что и выالكلالة - это тот, у кого нет ни детей, ни родителей».

Это также мнение Али ибн Абу Талиба, ибн Масуда, ибн Аббаса, Зайда ин Сабита.

Также считали: аш-Ша’би, ан-Нахаи, аль-Хасан аль-Басри, Катада, Джабир ибн Зайд,

аль-Хакам. Это же мнение предпочли учёные Медины, Куфы и Басры. Семь известных богословов и четыре имама, большинство ранних и поздних учёных считает также.

Есть сообщения об единогласии Уммы на этот счёт.

 

Слово Аллаха: ﴿وَلَهُ أَخٌ أَوْ أُخْتٌ﴾ И у него есть брат или сестра т.е. по материнской линии,

согласно некоторым ранним учёным, в том числе и Са’ду ибн Абу Уаккасу.

 

Катада передаёт это мнение от Абу Бакра ас-Сыддика.

﴿فَلِكُلِّ وَحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ فَإِن كَانُواْ أَكْثَرَ مِن ذلِكَ فَهُمْ شُرَكَآءُ فِى الثُّلُثِ﴾





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.033 с.)