Техника постановки целей (по Дж.Г. Скотт) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника постановки целей (по Дж.Г. Скотт)



1. Решите, чего вы хотите.

Многие люди не знают, к чему они стремятся, не могут отчетливо осознать собственных желаний, стремлений, влечений. Другие же имеют столь много желаний, что не могут ничего добиться, так как не хватает нацеленности на конкретное дело. Некоторые люди, ставя перед собой нереальные, недостижимые цели (несбыточные мечты). которых им заведомо не добиться, мучительно страдают затем от «несовершенства мира», не отвечающего их ожиданиям.

Бывает, что цели, имеющиеся у человека, настолько расплывчаты, неопределенны, что не служат реальными побудителями его активности. Поэтому техника постановки целей предполагает пошаговую конкретизацию (определение и последовательность достижения) желаемого:

а) Составить ясную, четкую, точную картину того, что вы желаете – сейчас и на перспективу.

б) Определить иерархию целей, степень важности каждой из них, выделить наиболее значимые для вас цели.

в) Определить, реально ли достижение этих целей именно для вас, какие условия необходимы для их достижения, что конкретно нужно сделать для их воплощения в действительность.

г) Вызвать у себя чувство уверенности в том, что вы действительно хотите достичь именно этой цели и, следовательно, хотите сделать все, что необходимо, для ее достижения.

Поработайте над конкретизацией своих целей. Для этого ответьте на следующие вопросы:

1)Чего я хочу именно сейчас...

2) Я хочу, чтобы через 3 месяца я достиг следующей цели...

3) Через год...

4) Через 5 лет...

5) Какая наиболее важная для меня цель среди этих целей...

6) Почему эта цель важна для меня...

7) Какие еще вопросы важны для меня сейчас: 1...,2...,3... и т.д.

2. Релаксация.

Завершив записывать то, что вы хотите, приведите себя в состояние мышечного расслабления, удерживая в сознании перечень наиболее важных целей и необходимых для этого усилий. Пошлите запрос своему внутреннему «Я»: каким оно хочет быть? Ведь нашему внутреннему Я» не нужно ни славы, ни богатства, ни власти. Оно может хотеть стабилизации или динамизма, покоя или активизации, уверенности в себе и своей позиции в мире, самоуважения, счастья. Пошлите еще один запрос: «Мое внутреннее «Я», к каким достижениям стремишься ты? Какой жизнью ты было бы удовлетворено?»

Предположим, что в ответ на свой запрос ваше сознание сформулировало следующее: «Хочу иметь много денег». Вступите с собой в диалог, скажите: «Но ведь деньги – это не цель, а средство. Для чего мне нужны деньги?». И т.д., пока не «узнаете» ту конечную цель, к которой сознательно стремитесь и считаете, что для ее достижения необходимы прежде всего финансовые возможности. Это может быть: уверенность з том, что не возникнет тупиковых жизненных проблем; независиость от случайностей и превратностей жизни; возможность быть «не хуже» или «лучше» других; возможность удовлетворять какие-то жизненно значимые потребности (например, в книгах, путешествиях); возможность жить в комфортных условиях и пр.

3. Определив список наиболее важных для вас целей, перейдите к определению их реальности и реалистичности.

Можно просто провести анализ на выполнимость намеченного. Но психологи предлагают ряд интересных процедур, с помощью которых можно получить из подсознания интегральный ответ, подключить резервы и тупики. Вот две подобные процедуры:

а) Представьте себе, что перед вами экран телевизора. Вы задаете себе вопросы о реалистичности целей, отвечают ли они вашим интересам. Настройтесь на то, что ответ будет выведен на экран: «да» – экран ярко засветится, «нет» – останется темным, «может быть», «не уверен» – будет слабо светиться или мерцать. У некоторых ответ на запрос может быть просто услышан. Итак, задайте себе вопросы и получите ответ от вашей интуиции:

Возможно ли осуществление моей цели?

Реально ли ставить эту цель сейчас?

б) Еще один возможный вариант определения реальности целей Выберите то, что вы считаете для себя на настоящий момент наиболее важной целью. Закройте глаза и вызовите образ, который символизирует эту цель. Скорее всего, этот образ сам возникнет («выплывет») в вашем сознании. Это может быть что угодно: животное, человек, облако, цветок, книга и пр. Не открывая глаз, представьте, что перед вами лежит прямой путь к вершине холма, в конце которого вы можете разглядеть ваш образ-символ. По сторонам же дороги вы видите, слышите, чувствуете присутствие разнообразных существ, которые пытаются увести вас с пути, помешать вам взойти на вершину холма. Они мог.-делать все что угодно, но не могут преградить вам путь, который по-прежнему остается прямым и ясным.

Эти существа фактически представляют собой символы различных жизненных ситуаций, которые могут вступать в противоречие с главной целью: других людей, чьи желания не совпадают с вашими намерениями; ваши собственные состояния – апатию, утомление, снижение жизненного тонуса. Они будут логически доказывать вам, что ваша затея абсурдна; они попытаются расхолодить вас, вселить в вас чувство неуверенности в себе, вины и т.д. Сосредоточьтесь на восприятии. себя как чистой, несгибаемой воли, продолжайте свой мысленный: путь. И одновременно попытайтесь понять, в чем заключается стратегия каждого из этих существ, почувствуйте прилагаемые ими усилит Вы можете даже ненадолго остановиться, побеседовать с некоторым из них. Но после этого вновь продолжайте свой путь. Достигнув вершины, взгляните теперь вблизи на образ своей цели, побудьте некоторое время в его обществе, почувствуйте удовольствие от общения с ним. Осознайте, что эта цель для вас значит. Откройте глаза и запишите, что нового удалось вам узнать о вашей цели, а также о силах, котрые пытаются препятствовать ее достижению.

 

4. Определите приоритеты целей.

Иногда человек ничего не может сделать потому, что мечется между многими целями и в результате не успевает ничего сделать для их достижения. Поэтому важно сосредоточиться на наиболее важных из них, «перевести» их в одну общую цель – то есть сформулировать и осознать свою целенаправленность и сосредоточить свою энергию на достижении этих наиболее важных целей. Для выполнения этой работы удобно составить следующую таблицу:

 

Формулировка цели Ее значимость для меня Что будет, если я не достигну цели От чего придется отказаться для достижения цели
       

 

Таким образом, вам придется поработать не только над формулировкой целей и их иерархией, но и над «ценой» их достижения. Бывает, что даже крайне привлекательная цель на деле оборачивается такими личностными потерями, что при ближайшем рассмотрении от нее придется отказаться.

Предлагается следующая процедура работы. Успокойтесь и расслабьтесь, используя технику релаксации. Затем как можно быстрее запишите все свои цели. Пока еще не пытайтесь оценивать их, делить на важные и второстепенные, просто записывайте. Не имеет значения, общие ли это цели или специфичные, близкие или рассчитанные на длительный срок. Продолжайте, пока не почувствуете, что процесс замедляется, и сосредоточьтесь еще на минуту, пока не почувствуете, что больше ничего добавить к списку не можете.

Теперь быстро просмотрите список и оцените каждую цель с точки зрения того, насколько она важна для вас. Используйте шкалу от 1 (наименее важная) до 10 (наиболее важная). Запишите первое впечатление, пришедшее вам на ум, во второй колонке, против цели; не думайте о причинах, побудивших вас дать ту или иную оценку, просто дайте вашему внутреннему «Я» отвечать интуитивно. Затем попробуйте представить, как сложится ваша жизнь, если вы не достигнете этой цели. Можно сделать это также по 10-балльной шкале: 0 – ничего особого не произойдет, 10 – будет существенное ухудшение. Наконец, в последней колонке вы определите, ценой каких потерь произойдет достижение.цели: 0 – придется отказаться от многого, важного для меня, 10 – ни от чего особого отказываться не придется.

Далее выпишите ваши цели с наивысшими оценками (не менее трех) и классифицируете их, присвоив цифры от 1 (наиболее важная) до 3. Пытайтесь не думать во время классификации, просто реагируйте как можно быстрее, чтобы уловить ваши внутренние чувства. Не беспокойтесь об остальных целях из вашего списка, вас интересуют только наиболее важные для вас цели. Результатом работы должно стать определение цели, которая наиболее важна для вас, и вы сможете сосредоточиться на том, что вы должны сделать для ее достижения.

5. Придание себе уверенности в достижении цели.

Если вы ясно осознаете, чего вы хотите, если вы знаете, что цель реальна, если вы уверены, что это ваша самая важная цель, то вам легче настроиться на то, чтобы сделать все необходимое для ее достижения с требуемой энергией. Тем не менее неплохо было бы поработать отдельно над формированием у себя чувства уверенности, убежденности в том, что вы добьетесь желаемого и найдете способы преодоления тех препятствий, которые могут возникнуть. Для выработки у себя такого чувства уверенности можно порекомендовать следующее упражнение:

Расслабьтесь и закройте глаза. Сконцентрируйте все ваше внимание на понимании этой цели. Представьте, что эта цель уже достигнута (например, что вы уже обладаете желанным объектом и наслаждайтесь им; или представляете себя в новой роли, на новом месте работы: или представляете себя в новой обстановке и пр.). Сделайте образ этой цели как можно более четким. Осознавайте все, что вы видите – цвета, предметы, людей, обстановку, разговоры, замечайте все, к чему прикасаетесь, ощущаете. Испытайте факт достижения цели как можно более ясно. Затем, достигнув наиболее яркой, полной картины, уверенно говорите себе: «Я достигну этой цели. Я сделаю все необходимое, чтобь: ее достигнуть. Эта цель вполне реальна. Но мне нужно энергично и последовательно действовать, чтобы добиться желаемого. И действовать я начну именно сейчас». Результатом упражнения является чувство уверенности и убежденности в достижении желаемой цели, что поможет вам предпринять необходимые действия.

6. Определение шагов к достижению цели.

Для достижения цели весь процесс продвижения к ней нужно разбить на определенные этапы или шаги, которые должны быть выполнены, а также выявить средства, которые могут понадобиться на этом: пути. Этому может помочь следующее упражнение:

Возьмите лист бумаги и вверху напишите цель, которой вы хотели бы достичь. Озаглавьте колонки: «Что мне нужно сделать», «Необходимые мне средства», «Порядок выполнения», «Важность действия». Проделав это, расслабьтесь и вновь сконцентрируйтесь на требуемой цели.

Начните с обдумывания шагов, которые вам необходимо предпринять для достижения цели. Не пытайтесь оценивать, насколько важны эти действия. Просто запишите все, что приходит на ум, в первую колонку. Выдвигайте идеи, пока не почувствуете, что больше ничего добавить не сможете. Затем переходите к следующей колонке. Посмотрите на каждое действие, которое вам необходимо выполнить, и напротив него перечислите те средства, которые вам кажутся необходимыми. И снова не пытайтесь обсуждать или оценивать ваши мысли, просто запишите их. Продолжайте, пока не почувствуете, что закончили работать с каждым шагом, с каждым отдельным действием.

Работая над последней колонкой, пронумеруйте выделенные в первой колонке действия в порядке выполнения. Начните с того действия, которое вы намерены выполнить первым, затем выделите второе, третье. Если вы не уверены в последовательности или думаете, что будете выполнять некоторые действия в одно и то же время, присвойте им одинаковые номера. Наконец, оцените эти действия по степени важности. Вновь просмотрите сформулированные вами действия и как можно быстрее оцените их по степени важности как «очень важное» (А), «важное» (В) и «выполнить, если возможно» (С).

7. Немедленно приступайте к выполнению намеченного.

Теперь вы можете с уверенностью, решимостью и сосредоточенностью на одном деле взяться за работу по достижению желаемой цели, зная, что вы добьетесь ее, веря в возможность достижения, делая все от вас зависящее.

 

V. Завдання для самоконтролю

VI.1.Запитання для самоперевірки.

 

1. Як визначається поняття «психіка», які функції вона виконує?

2.У чому полягає різниця між активністю та діяльністю?

3. У чому виявляється ієрархія діяльності?

4. Як визначається поняття «мета діяльності і які її головні характеристики?

5. Що таке операції та в чому полягають їхні основні властивості?

6. Що таке воля та які функції вона виконує?

7. Що виступає джерелом активності та діяльності?

8. Які основні характеристики і яка структура потреб людини?

9.Як у психології розуміється поняття мотив діяльності?

10. Як визначається поняття «свідомість» і які її основні функції?

 

VI. 2. Тестові завдання для самоперевірки

Виберіть правильну відповідь

1.Психіка – це...

а) форма відображення дійсності високоорганізованою матерією;

б) нервова система людини;

в) індивідуально-психологічні властивості особистості;

г) духовність особистості.

 

2.Визначають такі функції свідомості …

а) відображувальна, когнітивна;

б) рефлексивна, регулятивна;

в) відображувальна, регулятивна, рефлексивна, породжувальна;

г) породжувальна, відображу вальна.

 

3.У чому полягає різниця між мотивом і потягом (інстинктом)?

а) Мотив витискається, а потяг ні;

б) Мотиви не усвідомлюються, а потяги усвідомлюються;

в) Мотиви усвідомлюються, а потяги ні;

г) Мотиви впливають на поведінку, а потяги ні.

 

4.Найвищею потребою людини, за думкою А Маслоу, є

а) потреба в безпеці;

б) потреба в повазі;

в) потреба в самоактуалізації;

г) потреба в любові.

 

5.У якій сім`ї скоріше виростуть діти з високою потребою в досягненнях?

а) У сім`ї, де їх опікають;

б) У сім`ї, де заохочують їх самостійність;

в) У сім`ї, де обирають з ким їм дружити;

г) У сім`ї, де на них не звертають уваги.

 

6.Засіб, яким виконується дія в певних умовах, називається..

а) навички;

б) операція;

в) реакція;

г) рух.

 

7.Діяльність як специфічна людська форма активності характеризується…

а) цілеспрямованістю;

6) взаємодією;

в) структурністю;

г) свідомістю.

 

8.Почуття успіху, вдачі, тріумфування пов’язані...

а) з позитивним наслідком діяльності;

б)із задоволенням фізіологічних потреб;

в) з процесом здійснення дії;

г)з ставленням інших до результату діяльності.

 

9.Загальний стан психічної мобілізації, готовності організму, посилення фізіологічних діянь, тобто енергетична мобілізація в цілому - це…

а) діяльність;

б) активність;

в) імпульсивність;

г) реактивність.

 

10.Предмет, що виступає як засіб задоволення потреб -

а) дія;

б) мотив;

в) ціль;

г) операція.

 

 

VII. Рекомендована література

 

1.Дубравська Д.М. Основи психології: Навчальний посібник. – Львів: Світ, 2001.

2.Волкова Н.П. Педагогіка. Навч. посіб. Вид.2-ге, перероб., доп. – К.: Академвидав, 2007.,

3.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-хт. Изд. 2-е,стереотипное, Т.1.: Пер., с франц. – М.: Мир, 1996. – 496 с.,ил.

 

4.Лозниця В.С.Психологія і педагогіка: основні положення. Навчальний посібник для самостійного вивчення дисципліни. – К., 2001.

5.Максименко Д.М. Основи психології: Навчальний посібник. – Видання друге, перероблене та доповнене. – Київ: "Центр навчальної літератури", 2004.

6.Абрахам Г. Маслоу Мотивация и личность. Перевод с анг. Татмыбаевой А.М. Вступительная статья Акулиной Н.Н. – СПб: Евразия, 1999. – 478 с.

7.Основи психології: Навчальний посібник для студентів вищих навч. закладів/ А.І.Вераніс, Ю.І.Завалевський, К.М.Левківський. – Харків – Київ, 2005.

8.Основи психології: Підручник/ За ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. – Київ, 1995.

9.Палеха Ю.І., Герасимчук В.Л., Шиян О.М. Основи психології та педагогіки: Навч.-метод. посібник. – 2-ге вид., доп. – К.: Вид-во Європейського університету, 2001.

10.Психологія: Підручник: / Ю.А.Трофімов, В.В.Рибалка, П.А.Гончарук та ін.; за ред. Ю.А.Трофімова – 2-ге вид., стереотип. – К.: Либідь, 2000. – 558 с.

11.Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под. ред. А.А.Радугина. – М.: 2002.

12.Психологія і педагогіка. Опорний конспект лекцій для студентів економічних спеціальностей/ Відп. за випуск В.В.Доброжанська. – Одеса: ОДЕУ, ротапринт, 2005.

13.Серьожникова О.Г., Пархоменко Н.Д., Яковицька Л.С. Основи психології і педагогіки: Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003.

14.Статінова М.П., Сень Г.П. Основи психології та педагогіки: Навч. посіб. для студентів економічних вузів. – К.: Вид-во КДТЕУ., 1999.

15.Костюк Г. С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості. – К., 1989.

16.Фрейд З. Толкование сновидений. – К.,1991.

 

 

Тема 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.059 с.)