Определение пройденного судном расстояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение пройденного судном расстояния



Пройденное судном расстояние получают по измерителю скорости хода – лагу, как разность показаний его счетчиков пройденного расстояния, т.е. разность отсчетов лагаРОЛ.

(5.18)

где ОЛ1 – показания счетчика пройденного расстояния лага на время Т1 (на 09.00 ОЛ1 = 83,6);

ОЛ2 – показания счетчика пройденного расстояния лага на время Т2 (на 10.12 ОЛ2 = 95,8).

 

 

Рис. 5.7. Определение пройденного судном расстояния

 

Для нашего примера (рис. 5.7) РОЛ = 95,8 – 83,6 = 12,2. Но это еще не расстояние, пройденное судном за 1 час 12 мин (Т2 – Т1 = 10.12 – 09.00 = 01.12).

Независимо от конструкции лаг показывает скорость хода, а значит, и пройденное по лагу расстояние с какой-то погрешностью.

Погрешность в определении пройденного судном расстояния накапливается пропорционально проходимому им расстоянию.

Величина этой погрешности при различных скоростях хода судна различна.

Для получения фактического расстояния, пройденного по показаниям лага (SЛ), разность отсчетов лага (РОЛ) исправляется коэффициентом лага (КЛ) или поправкой лага (D Л %), которые определяются на мерной линии.

Эту работу мы уже выполнили и результаты проверки лага на визуальной мерной линии свели в таблицу 5.2 «Поправка и коэффициент лага».

 

Поправка и коэффициент лага (учебная)

Таблица 5.3.

VЛ , узл. D Л % КЛ VЛ , узл. D Л % КЛ
  –5,0 0,95   +2,0 1,02
  –4,0 0,96   +3,0 1,03
  –3,0 0,97   +4,0 1,04
  –2,0 0,98   +5,0 1,05
  –1,0 0,99   +6,0 1,06
    1,0   +7,0 1,07
  +1,0 1,01   +8,0 1,08

 

Поправку лага мы рассчитали по формуле (5.11).

.

Если вместо скорости хода (истинной) судна (VО) в формулу (5.11) подставить пройденное по лагу расстояние (SЛ), а вместо скорости по лагу (VЛ) подставить разность отсчетов лага (РОЛ), то формула (5.11) примет вид:

(5.19)

Из формулы (5.19) следует, что

(5.20)

В формуле (5.20) вынесем РОЛ за скобки – получим:

(5.21)

Выражение в скобках есть коэффициент лага, показывающий отношение расстояния, пройденного судном по лагу (SЛ), к разности отсчетов лага (РОЛ).

КЛ – число относительное:

- если SЛ = РОЛ, то КЛ = 1;

- если SЛ > РОЛ, то КЛ > 1;

- если SЛ < РОЛ, то КЛ < 1.

Из формулы (5.21) имеем:

(5.22)

(5.23)

(5.24)

Вот теперь, зная значение КЛ (для V = 10 уз. КЛ = 0,98) и значение РОЛ (12,2) по формуле (5.22) можем рассчитать пройденное судном расстояние по лагу, т.е.

Решение задачи по формуле (5.22) упростится, если использовать специальную таблицу «МТ-75» (Приложение № 4) или таблицу 2.17 «МТ-2000» (с. 277¸280).

Входные аргументы: 1) – величина РОЛ (от 1 до 100) – левая колонка и 2) – значение D Л % (от +1% до +10% и от –1% до –10% через 1%) или значение КЛ (от 1,01 до 1,10 и от 0,99 до 0,90) – верхняя строка.

 

Использование специальных таблиц

Пройденное по лагу расстояние (из табл. 2.17 «МТ-2000»)

а) при Кл < 1Л% – отрицательная)

Таблица 5.4.

РОЛ Δ Л= –1% Кл= 0,99 Δ Л= –2% Кл= 0,98 Δ Л= –3% Кл= 0,97 Δ Л= –4% Кл= 0,96 Δ Л= –5% Кл= 0,95 Δ Л= –6% Кл= 0,94 Δ Л= –7% Кл= 0,93 Δ Л= –8% Кл= 0,92 Δ Л= –9% Кл= 0,91 Δ Л= –10% Кл= 0,90
  МИЛИ
9 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 5,9 6,9 7,9 8,9 9,9 10,9 11,9 12,9 13,9 1,0 2,0 2,9 3,9 4,9 5,9 6,9 7,8 8,8 9,8 10,8 11,8 12,7 13,7 1,0 1,9 2,9 3,9 4,8 5,8 6,8 7,8 8,7 9,7 10,7 11,6 12,6 13,6 1,0 1,9 2,9 3,8 4,8 5,8 6,7 7,7 8,6 9,6 10,6 11,5 12,5 13,4 1,0 1,9 2,8 3,8 4,8 5,7 6,6 7,6 8,6 9,5 10,4 11,4 12,4 13,3 0,9 1,9 2,8 3,8 4,7 5,6 6,6 7,5 8,5 9,4 10,3 11,3 12,2 13,2 0,9 1,9 2,8 3,7 4,6 5,6 6,5 7,4 8,4 9,3 10,2 11,2 12,1 13,0 0,9 1,8 2,8 3,7 4,6 5,5 6,4 7,4 8,3 9,2 10,1 11,0 12,0 12,9 0,9 1,8 2,7 3,6 4,6 5,5 6,4 7,3 8,2 9,1 10,0 10,9 11,8 12,7 0,9 1,8 2,7 3,6 4,5 5,4 6,3 7,2 8,1 9,0 9,9 10,8 11,7 12,6

б) при Кл > 1 (Δ Л% – положительная)

РОЛ Δ Л= +1% Кл= 1,01 Δ Л= +2% Кл= 1,02 Δ Л= +3% Кл= 1,03 Δ Л= +4% Кл= 1,04 Δ Л= +5% Кл= 1,05 Δ Л= +6% Кл= 1,06 Δ Л= +7% Кл= 1,07 Δ Л= +8% Кл= 1,08 Δ Л= +9% Кл= 1,09 Δ Л= +10% Кл= 1,10
  МИЛИ
14 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,1 7,1 8,1 9,1 10,1 11,1 12,1 13,1 14,1 1,0 2,0 3,1 4,1 5,1 6,1 7,1 8,2 9,2 10,2 11,2 12,2 13,3 14,3 1,0 2,1 3,1 4,1 5,2 6,2 7,2 8,2 9,3 10,3 11,3 12,4 13,4 14,4 1,0 2,1 3,1 4,2 5,2 6,2 7,3 8,3 9,4 10,4 11,4 12,5 13,6 14,6 1,0 2,1 3,2 4,2 5,2 6,3 7,4 8,4 9,4 10,5 11,6 12,6 13,6 14,7 1,1 2,1 3,2 4,2 5,3 6,4 7,4 8,5 9,5 10,6 11,7 12,7 13,8 14,8 1,1 2,1 3,2 4,3 5,4 6,4 7,5 8,6 9,6 10,7 11,8 12,8 13,9 15,0 1,1 2,2 3,2 4,3 5,4 6,5 7,6 8,6 9,7 10,8 11,9 13,0 14,0 15,1 1,1 2,2 3,3 4,4 5,4 6,5 7,6 8,7 9,8 10,9 12,0 13,1 14,2 15,3 1,1 2,2 3,3 4,4 5,5 5,6 7,7 8,8 9,9 11,0 12,1 13,2 14,3 15,4

Например: 1) РОЛ = 9,0 D Л % = -7% (КЛ = 0,93); SЛ =? = (8,4 мили).

2) РОЛ = 13,0 D Л % = +3% (КЛ = 1,03); SЛ =? = (13,4 мили).

В том же случае, когда лаг по какой-либо причине не работает, а также для проверки правильности его работы, пройденное судном расстояние рассчитывается по частоте вращения движителей (по оборотам) и времени плавания – по формуле:

(5.25)

или

(5.26)

где VОБ – скорость хода судна, соответствующая заданному режиму работы движителей (обороты линии вала) – см. рис. 5.2.

Для нашего примера: VОБ = 10 уз., t = 1 час 12 мин., SОБ =? = 12,0 мили.

Т.е. SЛ (12,0 мили) = SОБ (12,0 мили) ® лаг работает исправно и D Л % (КЛ) – верна.

Формулу (5.25) удобно решать с помощью специальной таблицы «МТ-75» – Приложение 2, или таблицы 2.15 «МТ-2000» (с. 275) – см. табл. 5.5.

 

Расстояние по времени и скорости (из табл. 2.15 «МТ-2000»)

Таблица 5.5.

Узлы Минуты Узлы
          6        
Мили
15 0,02 0,03 0,05 0,07 0,08 0,10 0,12 0,13 0,15 0,17 0,18 0,20 0,22 0,23 0,25 0,27 0,28 0,30 0,32 0,33 0,35 0,37 0,38 0,40 0,42 0,43 0,45 0,47 0,48 0,50 0,03 0,07 0,10 0,13 0,17 0,20 0,23 0,27 0,30 0,33 0,40 0,43 0,47 0,50 0,53 0,57 0,60 0,63 0,67 0,70 0,73 0,77 0,80 0,83 0,87 0,90 0,93 0,97 1,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,45 0,50 0,55 0,60 0,65 0,70 0,75 0,80 0,85 0,90 0,95 1,00 1,05 1,10 1,15 1,20 1,25 1,30 1,35 1,40 1,45 1,50 0,07 0,13 0,20 0,27 0,33 0,,40 0,47 0,53 0,60 0,67 0,73 0,80 0,87 0,93 1,00 1,07 1,13 1,20 1,27 1,33 1,40 1,47 1,53 1,60 1,67 1,73 1,80 1,87 1,93 2,00 0,08 0,17 0,25 0,33 0,42 0,50 0,58 0,67 0,75 0,83 0,92 1,00 1,08 1,17 1,25 1,33 1,42 1,50 1,58 1,67 1,75 1,83 1,92 2,00 2,08 2,17 2,25 2,33 2,42 2,50 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 0,60 0,70 0,80 0,90 1,00 1,10 1,20 1,30 1,40 1,50 1,60 1,70 1,80 1,90 2,00 2,10 2,20 2,30 2,40 2,50 2,60 2,70 2,80 2,90 3,00 0,12 0,23 0,35 0,47 0,58 0,70 0,82 0,93 1,05 1,17 1,28 1,40 1,52 1,63 1,75 1,87 1,98 2,10 2,22 2,33 2,45 2,57 2,68 2,80 2,92 3,03 3,15 3,27 3,38 3,50 0,13 0,27 0,40 0,53 0,67 0,80 0,93 1,07 1,20 1,33 1,47 1,60 1,73 1,87 2,00 2,13 2,27 2,40 2,53 2,67 2,80 2,93 3,07 3,20 3,33 3,47 3,60 3,73 3,87 4,00 0,15 0,30 0,45 0,60 0,75 0,90 1,05 1,20 1,35 1,50 1,65 1,80 1,95 2,10 2,25 2,40 2,55 2,70 2,85 3,00 3,15 3,30 3,45 3,60 3,75 3,90 4,05 4,20 4,35 4,50 0,17 0,33 0,50 0,67 0,83 1,00 1,17 1,33 1,50 1,67 1,83 2,00 2,17 2,33 2,50 2,67 2,83 3,00 3,17 3,33 3,50 3,67 3,83 4,00 4,17 4,33 4,50 4,67 4,83 5,00  

Входные аргументы: 1)VОБ узлы (от 1 до 60) – левая и правая колонки; 2) – минуты (от 1 до 10) – верхняя строка. Искомая величина – SОБ мили.

Например: VОБ = 14уз. t = 6 мин. SОБ =? (1,4 мили).

До сих пор мы решали прямую задачу: – по РОЛ (12,2) нашли пройденное судном расстояние (SЛ = 12,0 мили) и отложив его от начальной точки (рис. 5.7 т. ) нашли место судна в т. (отложили по линии ИК).

В практике судовождения часто приходится решать и обратную задачу (рис. 5.8).

Следуя ИК = 90,0°, имея V = 10 уз. когда мы подойдем к точке постановки на бочку (в заданную точку).

 

Рис. 5.8. Расчет времени и отсчета лага для заданной точки

Решение:

1. Снимаем с карты расстояние до заданной точки (S = 8,0 мили).

2. Из таблицы (5.3) «Поправка и коэффициент лага» выбираем для V =10 уз. D Л = –2% и КЛ = 0,98.

3. По формуле (5.23) рассчитываем

4. Рассчитываем значение ОЛ2, которое будет по счетчику лага по приходу в заданную точку: ОЛ2 = ОЛ1 + РОЛ = 95,8 + 8,2 = 104,0.

5. Рассчитываем, сколько потребуется времени на переход (табл. 5.6) и в какое время будем в заданной точке

(специальная табл. «МТ-75» Приложение № 3 или табл. 2.16 «МТ-2000» с. 276).

Ответ: в 11.00 при ОЛ = 104,0 будем в заданной точке.

Время по расстоянию и скорости (из табл. 2.16 «МТ-2000»)

Таблица 5.6.

Узлы Мили
              8    
  Минуты
11 60,00 30,00 20,00 15,00 12,00 10,00 8,57 7,50 6,67 6,00 5,45 5,00 4,62 4,29 4,00 3,75 3,53 3,33 3,16 3,00 2,86 2,73 2,61 2,50 2,40 2,31 2,22 2,14 2,07 2,00 120,00 60,00 40,00 30,00 24,00 20,00 17,14 15,00 13,33 12,00 10,91 10,00 9,23 8,57 8,00 7,50 7,06 6,67 6,32 6,00 5,71 5,45 5,22 5,00 4,80 4,62 4,44 4,29 4,14 4,00 180,00 90,00 60,00 45,00 36,00 30,00 25,71 22,50 20,00 18,00 16,36 15,00 13,85 12,86 12,00 11,25 10,59 10,00 9,47 9,00 8,57 8,18 7,83 7,50 7,20 6,92 6,67 6,43 6,21 6,00 240,00 120,00 80,00 60,00 48,00 40,00 34,28 30,00 26,67 24,00 21,82 20,00 18,46 17,14 16,00 15,00 14,12 13,33 12,63 12,00 11,43 10,91 10,43 10,00 9,60 9,23 8,89 8,57 8,28 8,00 300,00 150,00 100,00 75,00 60,00 50,00 42,86 37,50 33,33 30,00 27,27 25,00 23,08 21,43 20,00 18,75 17,65 16,67 15,79 15,00 14,29 13,64 13,04 12,50 12,00 11,54 11,11 10,71 10,35 10,00 360,00 180,00 120,00 90,00 72,00 60,00 51,43 45,00 40,00 36,00 32,73 30,00 27,69 25,71 24,00 22,50 21,18 20,00 18,95 18,00 17,14 16,36 15,65 15,00 14,40 13,85 13,33 12,86 12,41 12,00 420,00 210,00 140,00 105,00 84,00 70,00 60,00 52,50 46,67 42,00 38,18 35,00 32,31 30,00 28,00 26,25 24,71 23,33 22,11 21,00 20,00 19,09 18,26 17,50 16,80 16,15 15,56 15,00 14,48 14,00 480,00 240,00 160,00 120,00 96,00 80,00 68,57 60,00 53,34 48,00 43,64 40,00 36,92 34,29 32,00 30,00 28,24 26,67 25,26 24,00 22,86 21,82 20,87 20,00 19,20 18,46 17,78 17,14 16,55 16,00 540,00 270,00 180,00 135,00 108,00 90,00 77,14 67,50 60,00 54,00 49,09 45,00 41,54 38,57 36,00 33,75 31,76 30,00 28,42 27,00 25,71 24,55 23,48 22,50 21,60 20,77 20,00 19,29 18,62 18,00 600,00 300,00 200,00 150,00 120,00 100,00 85,71 75,00 66,67 60,00 54,55 50,00 46,15 42,86 40,00 37,50 35,29 33,33 31,58 30,00 28,57 27,27 26,09 25,00 24,00 23,08 22,22 21,43 20,69 20,00

5.5. Задачи по расчету: Sоб, Sл, t, РОЛ, Δ Л%

а) – пройденного судном расстояния (Sоб) заданной скоростью (Vоб)

за назначенное время (t)

                     
Vоб , уз = t, мин = 7,0 8,0 9,0 10,0 11,0 12,0 13,0 14,0 15,0 16,0
Sоб, мили? 2,7 4,5 7,2 8,7 7,7 5,4 8,0 6,8 5,5 4,5

 

б) – пройденного судном расстояния (Sл) по показаниям лага

(РОЛ = ОЛ2 – ОЛ) и известной поправке лага (Δ Л%)

                     
РОЛ = Δ Л% = 4,2 + 7 5,5 + 6 7,0 + 5 7,5 + 4 8,4 + 3 10,0 – 3 9,0 – 4 7,8 – 5 6,7 – 6 5,5 – 7
Sл, мили? 4,5 5,8 7,3 7,8 8,6 9,7 8,7 7,4 6,3 5,1

в) – необходимого времени (t) для прохождения заданного

расстояния (S) заданной скоростью (Vоб)

                     
S, мили= Vоб, уз = 1,1 11,0 2,2 13,0 3,5 14,0 4,6 15,0 7,5 16,0 21,0 23,0 19,0 21,0 15,0 20,0 12,0 19,0 6,5 17,0
t, мин.?                    

г) – разности отсчетов лага (РОЛ) при прохождении судном

заданного расстояния (S) и известной поправке лага (Δ Л%)

                     
S, мили= Δ Л% = 1,6 – 5 1,9 – 6 5,3 – 7 7,6 – 6 10,0 – 5 12,4 + 7 13,6 + 6 14,7 + 5 15,8 + 4 16,9 + 3
РОЛ? 1,7 2,0 5,7 8,1 10,5 11,6 12,8 14,0 15,2 16,4

 

д) – значений поправки лага на режиме (Δ Л%) по результатам испытаний на визуальной

мерной линии (3 пробега и расстояние между секущими створами – 3,0 мили)

           
Пробег ОЛ1 ОЛ2 ОЛ1 ОЛ2 ОЛ1 ОЛ2 ОЛ1 ОЛ2 ОЛ1 ОЛ2
  19,2 23,0 27,0 22,5 26,2 30,3 06,0 10,0 14,8 09,0 13,1 17,9 13,2 17,8 21,4 16,0 20,7 24,2 52,0 57,0 61,2 55,2 60,1 64,4 16,2 20,1 24,0 19,1 23,0 26,8
Δ Л% =? – 7,7 – 2,3 + 5,3 – 4,7 + 4,4
           
Пробег ОЛ1 ОЛ2 ОЛ1 ОЛ2 ОЛ1 ОЛ2 ОЛ1 ОЛ2 ОЛ1 ОЛ2
  86,0 90,0 93,3 88,8 92,7 96,0 84,0 88,8 93,6 87,1 91,9 96,8 18,2 22,0 25,8 21,0 24,9 28,7 92,0 96,6 101,0 95,1 99,7 104,2 13,0 17,5 22,0 16,1 20,7 25,2
Δ Л% =? + 10,2 – 3,9 + 4,4 – 3,8 – 5,4

Выводы

1. За единицу длины в судовождении принята стандартная морская миля, равная 1852 метра и соответствующая 1¢ дуги меридиана в широте 45°.

2. За единицу скорости в судовождении принят 1 узел = 1 миля/час.

3. Скорость хода судна измеряется специальными приборами – лагами.

4. Определение скорости хода судна, поправок его лага производится на специальном полигоне – мерной линии.

5. По результатам испытаний на мерной линии составляются:

- график соответствия скорости хода судна частоте вращения движителей;

- график соответствия поправки лага скорости хода судна.

6. Пройденное судном расстояние определяется по показаниям счетчика лага с учетом его поправки (коэффициента).

 

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.045 с.)