Шестой Вселенский Собор и ересь монофелитов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шестой Вселенский Собор и ересь монофелитов



 

Ересь монофелитов составляет продолжение или даже видоизменение ереси

монофизитов. Она вышла из стремления византийского правительства во что бы то ни

стало присоединить монофизитов к Православной Церкви. Император Ираклий (611-641

гг.), один из лучших государей Византийской империи хорошо понимал, какое зло

для государства приносит с собой разделениe религиозное, и потому, подобно своим

предшественникам, принял на себя задачу уничтожить религиозное разделение.

В 20-х годах VII столетия Ираклий, во время похода на персов, виделся о

монофизитскими епископами, - между прочим, Афанасием, патриархом сирских

монофизитов, и Kиром, епископом Фазиса (в Колхиде), - и входил с ними в

рассуждения по поводу спорного вопроса о двух естествах в Иисусе Христе.

Монофизитские епископы подали императору мысль, что монофизиты, может быть,

согласятся присоединиться к православной Церкви, если последняя признает, что в

Иисусе Христе одно действование, или, что тоже, одно обнаружение воли, одна

воля.

Вопрос об одной или двух волях в Иисусе Христе не был еще раскрыт Церковью. Но,

признавая в Иисусе Христе два естества, очевидно, Церковь признавала вместе с

тем и две воли, так как два самостоятельные естества - Божеское и человеческое -

должны иметь каждое и самостоятельные дейст-вования, т.е. в Нем при двух

естествах должны быть две воли. Противо-положная же мысль - признание при двух

естествах одной воли - есть сама в себе протии-воречие: отдельное и

самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли. Должно

быть что-нибудь одно: или в Иисусе Христе одно естество и одна воля, или два

естества и две воли.

Монофизиты, предлагавшие учение о единой воле, развивали только дальше свое

еретическое учение; православные же, если бы приняли это учение, впали бы в

противоречие сами с собой, признав правильным учение монофизитское.

У императора Ираклия была одна цель - присоединить монофизитов; поэтому, не

обращая внимания на сущность предлагаемого учения, он горячо взялся за дело

присоединения монофизитов на основании его. По его совету, Кир, епископ Фазиса,

обратился с вопросом относительно учения о единой воле к Сергию, патриарху

Константинопольскому. Сергий отвечал уклон-чиво, высказывая, что на Соборах не

было решения этого вопроса, но что некоторые из отцов допускали единое

животворящее действие во Христе, Боге истинном; впрочем, прибавлял Сергий, если

будет найдено у других отцов другое учение, утверждающее две воли и два

действования, то следует согласиться на последнее.

Очевидно, все-таки было, что ответ Сергия благоприятствовал учению о единоволии.

Поэтому Ираклий пошел дальше. В 630 г. он признал законным патриархом Антиохии

монофизита Афанасия, соглашавшегося на унию, и в том же году, когда патриаршая

кафедра в Александрии была праздной, сделал патриархом Александрийским Кира,

епископа Фазиса. Киру поручено было войти в сношение с александрийскими

монофизитами относительно соединения с православною Церковью на основании учения

о единоволии. После некоторых переговоров о монофизитами, ocобенно умеренными,

Кир издал (633 г.) девять согласительных членов, из которых в одном (7-м)

высказывалось учение о едином богомужном действовании во Христе или о единой

воле.

Умеренные монофизиты признали эти члены и вступили в общение с Киром; строгие же

отказались. В это время в Александрии находился один монах из Дамаска, Софроний,

любимый ученик известного Александрийского патриарха Иоанна Милостивого. Когда

монофелитская ересь выступила открыто, Софроний первый выступил на защиту

православия. Он ясно и отчетливо доказывал Киру, что учение о единоволии, в

сущности есть монофизитство. Представления его не имели успеха, равно как не

имели успеха такие же его представления в Константинополе патриарху Сергию,

принявшему девять членов Кира.

В 634 г. Софроний был поставлен патриархом Иерусалимским и еще с большей

ревностью защищал православие. Он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил

монофелитство, а в послании к другим патриархам изложил основания православного

учения о двух волях во Христе. Хотя в 637 г. Иерусалим был завоеван

аравитянами-мусульманами и иерусалимский патриах был оторван от общецерковной

жизни, но его послание производило большое впечатление на православных империи.

Между тем, Сергий Константинопольский писал к папе Гонорию по поводу учения о

единоволии, и Гонорий со своей стороны, также признал это учение православным,

хотя и советовал избегать рассуждений о нем, как бесполезных словопрений. Споры

всё-таки возникли. Ираклий, желая положить конец им, в 638 г. издал так

называемое изложение веры (????? ), в котором, излагая православное учение о

двух естествах в Иисусе Христе, запрещал говорить о Его волях, хотя и прибавлял,

что православная вера требует признания одной воли.

Преемник Сергия Константинопольского Пирр принял и подписал экфесис. Но

преемники папы Гонория встретили его неблагосклонно. В то же время жарким

защитником православия выступил константинопольский монах Максим Исповедник,

один из глубокомысленнейших богословов. Из Александрии, где он был еще в то

время, как Кир издал свои девять членов и вместе с Софронием восставал против

них, Максим переселился в северо-африканскую церковь и отсюда писал горячие

послания на восток в защиту православия. Здесь же он имел диспут (645 г.) с

низложенным патриархом Константинопольским Пирром, переселившимся также в

Африку, и убедил его отказаться от единоволия. По влиянию Максима, в Африке

состоялся собор (646 г.), на котором монофелитство было осуждено. Из Африки

Максим вместе с Пирром перешли в Рим и здесь с успехом действовали в пользу

православия. Папа Феодор отлучил от церковного общения нового патриарха

Константинопольского Павла, принявшего экфесис.

После Ираклия на императорский престол вступил Констанс Второй (642-668 гг.).

Церковное разделение с Африкой и Римом было слишком опасно для государства,

особенно ввиду того, что мусульмане, завоевавшие уже Египет (640 г.), сильнее

теснили империю. Констанс решился уничтожить ненавистный экфесис. В 648 г. он

издал Образец веры (???? ), в котором, заставляя всех веровать согласно с

бывшими пятью Вселенскими Соборами, запрещал говорить как об одной, так и о двух

волях. Православные справедливо видели в этом типосе покровительство

монофелитству, так как, с одной стороны, эта ересь не осуждалась, а с другой,

запрещалось учить о двух волях в Иисусе Христе. Поэтому они продолжали борьбу.

Папа Мартин I (с 649 г.) собрал в Риме большой собор (649 г.), на котором осудил

монофелитство, всех защитников его, а также экфесис и типос, и акты собора

отправил в Константинополь к императору с требованием восстановить православие.

Констанс счел такой поступок за возмущение и поступил с Мартином слишком

жестоко. Он поручил экзарху равеннскому привезти его в Константинополь. В 653 г.

Мартина схватили в церкви и после продолжительного путешествия, во время

которого он вытерпел много стеснений, привезли в Константинополь. Вместе с

Мартином захватили в Риме и привезли в Константинополь и Максима Исповедника.

Здесь папу ложно обвинили в политических преступлениях и сослали в Херсонес (654

г.), где он умер от голода (655 г.).

Участь Максима была печальнее. Разного рода пытками заставляли его отказаться от

своих сочинений и признать типос. Максим оставался непоколебим. Наконец,

император приказдал вырезать ему язык и отрубить руку. Изуродованного таким

образом Максима отправили в ссылку на Кавказ, в землю лазов, где он и умер (662

г.). После таких жестокостей православные замолкли на некоторое время. Восточные

епископы были принуждены принять типос, западные не возражали.

Наконец, император Константин Пагонат (668-685 гг.), при кото-ром снова началась

борьба православных с монофелитами, решил поддер-жать православие. В 678 г. он

низложил патриарха Константинопольского Феодора, явного монофелита, а на его

место поставил пресвитера Георгия, сторонника православного учения о волях.

Затем император в 680 г. собрал в Константинополе Шестой Вселенский Собор,

называемый Трулльским.1

Папа Агафон прислал на Собор своих легатов и послание, в котором, на основании

послания Льва Великого, раскрывалось православное учение о двух волях в Иисусе

Христе. Всех епископов на Соборе было около 170 человек. Были тут патриархи

Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский; император также присутствовал на

Соборе. Всех заседаний Собора было 18. На защиту монофелитства в первых же

заседаниях выступил патриарх Антиохийский Макарий, самый ревностный из

монофелитов; ему возражали папские легаты, доказывая, что на основании древних

отцов, необходимо признать в Иисусе Христе две воли. С легатами согласились

патриарх Константинопольский Георгий и другие восточные епископы. Но Макарий,

несмотря на все убеждения, не хотел отказаться от ереси, потому был осужден

Собором и низложен, а императором выслан из Константинополя. Некоторые монахи,

из которых многие присутствовали на Соборе, также не соглашались принять две

воли. В 15-м заседании один из них, до фанатизма преданный ереси, Полихроний

предложил даже доказать истинность монофелитского учения чудом; он вызвался

воскресить умершего. Опыт был дозволен и, разумеется, Полихроний не воскресил

умершего. Собор осудил Полихрония как еретика и возмутителя народа.

В заключение всего Собор таким образом определил православное учение о двух

волях в Иисусе Христе: "исповедуем две естественные воли или хотения в Нем (т.е.

Иисусе Христе) и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно,

неслиянно; два же естественные хотения - не противные, - да не будет, как

нечестивые еретики проповедовали, - но Его человеческое хотение, не

противостоящее или противоборствующее, а последующее, подчиняющееся Его

Божественному и Всемогущему хотению".

Вместе с тем, запретив проповедовать иначе учение веры и составлять новый

Символ, Собор наложил анафему на всех монофелитов, между прочим, на Сергия,

Кира, Пирра, Павла, Феодора и папу Гонория. Заседания Собора окончились уже в

681 г.

На Пято-шестом Трулльском соборе 692 г., дополнившем определения V и VI

Вселенских Соборов составлением 102 правил по разным вопросам церковной

дисциплины и являющемся как бы продолжением VI Собора, догматическое определение

последнего о двух волях в Иисусе Христе было подтверждено снова.

После соборных определений монофелитство на Востоке пало. В начале VIII века

император Филлипик Вардан (711-713 гг.) восстановил было эту ересь в империи, в

видах утверждения себя на престоле при помощи партии монофелитов, но с

низвержением Филлипика низвержена была и ересь. Только в Сирии осталась

небольшая партия монофелитов. Здесь в конце VII в. монофелиты сосредоточились в

Ливане, в монастыре и около монастыря аввы Марона (VI в.) выбрали себе

патриарха, который назывался также Мароном, и образовали самостоятельное

еретическое общество, под именем маронитов. Марониты существуют и до настоящего

времени.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.016 с.)