ТОП 10:

Святой патриарх Фотий (858-867, 878-886 гг.)



 

Патриарх Фотий происходил из богатой и знатной семьи; он был пемянником святого

патриарха Тарасия. До восшествия 25 декабря 858 года на патриарший престол он

был светским человеком и по своему высочайшему интеллектуальному потенциалу,

одаренности и блестящей эрудиции обогнал свой посредственный в деле просвещения

век, пожалуй, на несколько столетий. Фотий возглавил константинополькую церковь

в очень нелегкое для нее время политического противостояния с латинством в лице

римского папы Николая I (858-867 гг.).

Именно в годы правления Фотия противостояние Запада и Востока впервые было

осознано как столкноение двух различных миров. Именно святитель Фотий впервые

указал на те нововведения в доктрине Западной Церкви, которые составляют

настоящую сущность разделения: папизм и учение об исхождении Святого Духа от

Отца и Сына (filioque). Наконец, в первое десятилетие патриаршества Фотия

осуществилась яркая апостолькая миссия в хазарских и славянских землях святых

солунских братьев - Константина - Кирилла и Мефодия. Кроме этого, в это

десятилетие начи-нается письменная история греко-русских взаимоотношений:

знаменитая осада Константи-нополя войсками киевских князей Аскольда и Дира 862

года и чудесное их крещение, о котором говорится в "Окружном послании к

восточным престолам" патриарха Фотия, написанном в 867 году.

С приходом Фотия церковное общество разделилось на две партии - фотиан и

зилотов-игнатиан. Однако противостояние внутри Константино-польской церкви не

имело того существенного исторического значения, которое приобрело вызванное им

усиление напряжения в отношениях Рима и Константинополя.

Обе константинопольские партии в целях разрешения спора обратились к третейскому

судье - римскому папе Николаю. И вот тут епископу апостолькой кафедры

предствился удобный случай заявить о вселенском значении и власти Рима над всей

Вселенской Церковью, мысля себя верховным судьей в делах "подведомственной" ему

константинопольской церкви. Николай I отправил на собор в Константинополь своих

легатов и письмо императору Михаилу, где он настойчиво проводил требование

недопустимости возведения или низложения патриархов без ведома папы, а также

выдвинул требование возвращения в юрисдикцию Римского престола Иллирии, Калабрии

и Сициллии. В то же время прибывшие в Константинополь послы Николая I признали

легитимным избрание в патриархи Фотия, а поведение Игнатия предосудительным и

присоединились к приговору над ним.

Будучи официально утвержден в патриаршем достоинстве на Перво-Втором Соборе 861

года, в разгар преследований Игнатия, патриарх Фотий всячески старался облегчить

мучения своего предшественника, многократно обращаясь, хотя и тщетно, к Варде с

призывом милосердия и кротости.

Однако реакция папы не совпала с мнением его легатов. Увидев, что Византия не

признает его в качестве решающей инстанции, а Иллирия, Калабрия и Сицилия

остаются в юрисдикции Константинополя, Николай I в 863 году провел в Латеране

свой собственный собор, где анафематствовал Фотия и вернул в патриаршее

остоинство Игнатия, разослав при этом окружное послание всем восточным

патриархам, в котором призывал разорвать всяческое общение с Фотием. Реальных

последствий эти решения папкого претола в Византии не имели; зато святитель

Фотий в ответ на них в 867 году созвал в Константинополе собор, где осудил папу

Николая I и учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (filioque).

В том же году римский первосвященник умер, и папский престол наследовал Адриан

II (867-872 гг.). Поменялась власть и в Византии. В результате очередного

государственного переворота был убит сначала кесарь Варда, а затем и император.

Царский трон занял бывший друг Михаила III, которого он приблизил к себе из

простых крестьян - Василий Македонянин (867-886 гг.), основатель новой

македонской династии.

Новый византийский император, движимый побуждениями к восстановлению отношений с

Римом, низверг Фотия с престола, куда вернул опального Игнатия. Причем этим,

казалось бы, благовидным актом очередной раз было грубо попрано мнение Церкви,

выраженное на Соборе 861 года в пользу патриршества Фотия. И потом, на тот

момент именно личность Фотия наилучшим образом отвечала потребностям церковной

жизни, наполненной духовным и политическим противостоянием с папством. Это

трудно объяснить как-то иначе, нежели характерным для византийскимх правителей

проявлением слепого восточного деспотизма.

Теперь Игнатий с Фотием поменялись ролями: десятилетие преследований Игнатия

сменилось десятилетием изгнания Фотия - не менее жестокого и унизительного, чем

выпало на долю его коллеги по первосвятительскому служению и постигшему обоих

несчастью.

В 869-870 годах в Константинополе состолся Собор, в котором участвовли папские

легаты; и Римская церковь даже считает его VIII Вселенским Собором, хотя и здесь

не обошлось без противостояния Рима и Константинополя. Согласия римские легаты и

игнатиане достигли лишь втом, что патриарх Фотий был объявлен не только

низложенным, но и отлученным от Церкви. В вопросе же юрисдикции Римского

престола единого мнения достигнуто не было: Византия продолжала не признавать

верховенство Рима. Кроме этого, не в пользу апостольской кафедры был решен и

вопрос о юрисдицкии Болгарской Церкви: Собор принял обращение болгарского князя

с просьбой принять Болгарскую Церковь в юрисдикцию Константинопольского

патриархата, причем уделив ей довольно высокое 16-место из 60-ти, что говорит о

признании собором автономии Болгарской Церкви.

В 70-х годах раскол византийского клира на две партии усугубился: причем в

оппозиции к Игнатию было большинство священства, полюбившего святитель Фотия за

годы его правления и твердо следовавшему ему равно на пьедестале и в опале.

Заточенный в монастырь, Фотий был лишен всего, что составляло все глубинное

существо его бытия: общения с близкими и книгами; большей муки придумать для

него было невозможно. Критичнсность создавшегося положения не могла не

беспокоить императора Василия, и в 873 году он возвращает Фотия из ссылки и

приближает ко двору. Здесь произошло примирение двух святых иерархов, после чего

они в согласии трудились на благо Церкви вплоть до кончины Игнатия в 877 году.

В связи со смертью Игнатия Фотий вернулся на патриаршию кафедру. Вернулся, чтобы

по прошествии еще одного десятилетия быть снова низвергнутым и снова заточенным

в монастырь. Но если первый раз его низложение хоть как-то оправдывалось

стремлением к восстановлению достоинства опального Игнатия, то во втором случае

он стал жертвой исключительного самодурства императорской власти.

Ликвидации конфликта между фотианами и игнатианами способст-вовал и римский папа

Иоанн VIII, пришедший в 872 году на смену Адриану II. К концу 70-х годов, после

возвращения Фотия наметилось потепление в отношениях Рима и Константинополя,

окончательно закрепенное на Великом Соборе святой Софии 879-880 годов. Здесь

собралось 383 епископа, чего не было со времени Халкидонского Собора. Этот

Великий Собор до XII века на Западе причислялся к Вселенским.

Папский престол в лице своих легатов, присланных на Собор, объявил об исключении

Собора 869-870 гг., где был осужден святитель Фотий, исключенным из числа

Вселенских Соборов. Теперь папа Иоанн VIII высказывал самые братские чувства к

Константинопольскому патриарху, призывал к миру и единству.

Свято-Софийский Собор, внося ясность с религиозно-политические споры Востока и

Запада, постановил, что Римский папа и Константинопольский патририарх имеют

равные юрисдикционные права в своих сферах влияния. Никео-Цареградский Символ

веры провозглашен навечно неизменяемым (таким образом было осуждено filioque).

Итак, святитель Фотий завершил свой подвиг патриаршего служения в полном

согласии как внутри Константинопольской Церкви - со смертью патриарха Игнатия

конфликт фотиан и игнатиан изжил сам себя, - так с Римской Церковью.

Взаимоотношения с государственной властью в этот период также были гармоничны.

Патриарх Фотий принимал активное участие в законотворческой деятельности Василия

I, сопоставимой по своим размахам только с эпохой Юстиниана. В частности, он

внес огромный вклад в создание знаменитой "Эпанагоги" (в греч. - "введение",

подразумевалось введение в свод законов) в части, касаемой Церкви. В "Эпанагоге"

была представлена новая модель теории симфонии властей, рожденной юстиниановским

законодательством. Император и патриарх изображаются в качестве двух глав

вселенной, сотрудничающих на благо человечества.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.006 с.)