Первый Вселенский Собор и ересь Ария



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый Вселенский Собор и ересь Ария



 

В ряду вновь появившихся в Церкви ересей первое место занимает арианство. Свое

название оно получило от Ария, пресвитера Александрий-ского, который первый

открыто высказал мысль, составляющую сущность ереси, что Сын Божий сотворен.

Арий родился в Ливии, слушал со многими другими в начале IV века в антиохийском

училище уроки известного пресвитера Лукиана и, по окончании образования, получил

сан пресвитера в Александрии. Здесь он и высказал в первый раз свое еретическое

учение.

Свое учение Арий подтверждал местами из Священного Писания, объясняя все

выражения, относящиеся к человеческой природе Иисуса Христа в приложении к

божественной Его природе, якобы ограниченной. Арий преимуществ

е

нно развил свои

воззрения на Лице Сына Божия, но из его положений выходило, что и третье Лице

Святой Троицы, Дух Святой, есть творение и занимает место низшее Сына, хотя

подобно Сыну имеет ограниченную божественную природу.

Заблуждение Ария могло остаться его личным заблуждением не произвести таких

волнений в Церкви, какие оно произвело, ели бы он не был человеком гордым и

честолюбивым. Занимая в Александрийской церкви должность пресвитера, Арий сильно

домогался епископской кафедры той же церкви. Но клир и народ предпочли ему

святителя Александра. Честолюбие Ария было затронуто; он решился мстить и искал

к тому случая. Случай представился. Святитель Александр имел обыкновение, по

временам, беседовать со своими пресвитерами и другими клириками о богословских

истинах.

Так было и в 318 г. Рассуждая философски, Александр говорил, между прочим, что

Святая Троица есть в Троице Единица. Арий, присутствовавший на этом совещании,

намеренно предполагая, что его епископ в своем учении сливает Лица Святой Троицы

в одно, стал немедленно возражать, и при этом высказывал, что если Отец родил

Сына, то рожденный имеет начало бытия, а отсюда явно, что было время, когда не

было Сына, и необходимо следует, что Сын имеет Свою личность из небытия.

Александр хотел кроткими увещеваниями вразумить Ария, но он стоял на своем.

Вскоре к его мнениям пристали другие - два епископа александрийского округа,

Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, и несколько пресвитеров и диаконов

александрийской церкви. Арий начал даже составлять отдельные от своего епископа

собрания, на которых предлагал свое учение. Чтобы прекратить зло, Александр в

321 г. созвал в Александрии из епископов своего округа собор, на котором учение

Ария было осуждено, а он сам и его приверженцы отлучены от церковного общения.

После этого Арий удалился в Палестину и обратился с жалобами на своего епископа

к епископам Востока. Одни, подобно Александру, осудили Ария, другие, напротив,

приняли его сторону. Между последними выдавались Евсевий, епископ Кесарийский и

особенно Евсевий, епископ Никомидийский.

Таким образом, ересь Ария выступила за пределы александрийской церкви и охватила

весь Восток. Начались горячие рассуждения и споры о Лице Господа Иисуса Христа

не только в среде духовенства, но и в народе. Такие споры и толки не могли не

дойти до Константина Великого, который в то время, после победы над Ликинием,

только что прибыл в Никодимию. Евсевий Никомидийский, получивший, как епископ

столицы, большое значение при дворе, успел расположить Константина в пользу Ария

и представил происходившие споры делом маловажным в религиозном отношении.

Поэтому Константин сначала отнесся к делу Ария легко. Он желал только, чтобы

Арий и Александр помирились, так как ему казалось, что они в существенных

пунктах вероучения согласны между собой и расходятся только в частном и неважном

вопросе. В этом смысле он написал на имя Александра и Ария послание и отправил

его в Александрию с Осиею, епископом Кордубским, прибывшим на восток вместе с

ним; вместе с этим Осию поручено было лично позаботиться о примирении

враждующих. Но Осия, прибыв в Александрию и разобрав без всякого предубеждения

учение Ария, донес Константину, что Арий проповедует ересь, ниспровергающую все

христианство. Теперь и Константин посмотрел на дело иначе. Чтобы умиротворить

Церковь, он, по совету благомыслящих епископов, решился созвать Собор из всех

епископов, которые бы общим голосом решили вопрос об учении Ария и учении

православном, которое защищал Александр.

По приглашению Константина, в 325 г. в мае месяце, собралось в вифинском городе

Никее 318 епископов. Это был Первый Вселенский Собор.

Все издержки на переезд и содержание Отцов Собора, по распоряжению Константина,

приняты были на счет казны. Большинство собравшихся епископов было из восточных

областей империи. Впрочем, тут были представители и западных церквей, например,

кроме Осии Кордубского, Цецилиан, епископ Карфагенский, пресвитеры римской

церкви Витт и Викентий, заменявшие своего епископа Сильвестра, который по

старости не мог прибыть на Собор, и другие. Были даже епископы персидский и

скифский.

Во главе православных епископов Востока, прибывших на собор, стояли Александр

Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский и др. К этим

присоединились также епископы, хотя и не отличавшиеся образованностью, но зато

славившиеся своей святой жизнью, например, Николай Мирликийский - исповедник и

чудотворец, Иаков Низибийский, Спиридон Тримифунский - оба чудотворца.

Во главе арианских епископов, число которых простиралось до двадцати, стоял

Евсевий Никомидийский. Кроме того, на Соборе было значительное число епископов,

составляющих середину между православными и арианами. Таков, например, Евсевий

Кесарийский, который, выходя из положений Оригена, считал Сына Божия хотя и

неравным Отцу, но подобосущным Ему, и таким образом, не допускал ни

православного единосущия, ни арианского творения.

Вместе с епископами прибыло на Собор много пресвитеров и диаконов. Между

последними особенно выдавался своими богословскими познаниями и красноречием

молодой архидиакон Александрийской церкви, Афанасий. Собравшиеся отцы, прежде

тржественного открытия Собора, вступали между собой в частные рассуждения о

спорных вопросах. Таким образом, еще до сборного совещания определилось, кто из

епископов какой стороны держится. Наконец, 20 мая 325 г. Собор был торжественно

открыт.

Все отцы собрались в один из залов императорского дворца, сюда же прибыл и сам

император. Один из епископов, по всей вероятности, Евстафий Антиохийский,

приветствовал его речью, в которой, высказав, что причиной настоящего собрания

является неистовый Арий, не признающий Сына Божия единосущным и равным Отцу,

просил Константина, чтобы он велел Арию оставить свое заблуждение, или, в случае

упорства, изгнать его из общества Православной Церкви.

Император со своей стороны обратился к отцам Собора с речью, прося их

рассмотреть причины происшедшего раздора и решить все спорные вопросы совещания.

На заседание приглашен был сам Арий, и ему дозволено было изложить свое учение.

А Евсевий Никомидийский представил Собору арианское испове-дание веры.

Православные отцы Собора, по поводу выслушанного, вступили в спор с арианами.

Особенно сильно вооружились против них Евстафий Антиохийский и архидиакон

Александрийской церкви Афанасий.

Таким образом, после непродолжительных споров учение арианское было отвергнуто

отцами Собора. Тогда Евсевий Кесарийский, в видах примирения православных с

арианами, предложил исповедание веры своей церкви, в котором Сын Божий назывался

Богом от Бога, перворожденным всей твари и рожденным от Бога прежде всех веков.

Ариане, понимая выражение этого исповедания по своему, согласились принять его,

но православные потребовали, чтобы в это исповедание внесены были точные

определенные выражения о Сыне Божием, именно, что Он рожден из сущности Отца и

единосущен Отцу. Так как на стороне православных было большинство, и их же

стороны держался и император Константин, то предлагаемые ими выражения были

внесены во вновь составленное, на основании кесарийского исповедания, Соборное

вероопределение.

Это вероопределение есть известный Никейский Символ, во втором члене которого

точно и определенно выражено равенство и единосущие Сына Божия с Отцом. В

заключение Символа отцы собора прибавили еще: "Говорящих же, что было время,

когда не было (Сына), что Он не существовал до рождения, и произошел не из



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.013 с.)