Положение Церкви при последующих императорах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение Церкви при последующих императорах



И окончательное падение язычества в Римской империи

Юлиан был последним из языческих императоров. После его смерти на иператорский

престол выбран был войском Иовиан (363 - 364 гг.), который при самом избрании

заявил, что он христианин. Впрочем, этот царь относился к язычникам

снисходительно, запретив только те жертвоприношения, которые соеденены были с

годаниями и разного рода суевериями. Подобной же терпимостью отличались его

преемники: Валентиниан I (364 - 375 гг.), управлявший западом, и Валент (364 -

378 гг.), брат последнего, управлявший Востоком.

С V века, можно сказать, восточная империя стала христианской. На западе

язычество держалось крепче, чем на востоке. Нападения на Италию варваров в V

столетии поддерживали надежды языческой партии. Римские сенаторы из языческих

фамилий высказывались открыто, что все несчастья постигают империю за оставление

религии отцов. В 476 году западная империя пала под оружием варваров, но

язычество не было востановлено, и Христианская Церковь оставалась непоколебимой.

 

 

Усилия ученых язычников защитить падающее язычество.

Опровержение их со стороны христиан

 

С IV столетия, когда христианство в Римской империи фактически восторжествовало

над язычеством, нападение ученых язычников на христианство становится

малочисленнее и слабее сравнительно с предшествовавшими веками.

Приверженцам язычества приходилось теперь не столько нападать на христианство,

сколько защищать и поддерживать свое язычество. В своих речах и беседах, не

нападая прямо на христианство, они старались возбудить в народе и особенно в

молодом поколении угасшую любовь к языческо - классическому миру и отстоять

перед христианским правительством языческие культы, во имя их древности и

значения в прошлой государственной жизни, или во имя общечеловеческих прав

язычников на свободу убеждений. Но были и прямые нападения на христианство со

стороны языческих ученых. В этом отношении первое место принадлежит Юлиану

Отступнику. Пред своим походом в Персию он написал сочинение в трех книгах под

названием "Против христиан". Однако ничего нового, сравнительно с прежними

языческими писателями против христианства, несмотря на свое знакомство с

христианским учением, Юлиан в своем сочинении не высказал.

С другой стороны, христианские писатели, как и в первые века, продолжали дело

опровержения язычества и защиты христианства, хотя в настоящее время весь

литературный интерес сосредоточивался на богословских вопросах. Евсевий, епископ

Кесарийский, продолжавший свою апологетическую деятельность, в этот период

написал "Приготовление к Евангелию" в пятнадцати книгах и "Доказательство

Евангелия" в двадцати книгах. В первом сочинении Евсевий раскрывает

несостоятельность всех языческих учений. Святитель Афанасий, епископ

Аллександрийский (ум. в 373 г.), также оставил два апологетических сочинения,

отличающиеся ясностью, глубиной и силой мысли: "Слово против эллинов" и "О

вочеловечении Слова". Из латинских аппологетов V века первое место принадлежит

Блаженному Августину, епископу Иппонскому, жившему в Африке (354-430 гг.),

который написал много апологетических сочинений и особенно замечательное "О

граде Божием" в двадцати двух книгах. В первых пяти книгах Августин опровергает

упреки язычников, будто бы христианство виновно в бедствах империи, доказывая,

напротив, что весь склад римской жизни, сложившийся под влиянием язычества и

удерживающий языческий характер даже после распространения христианства,

естественно ведет к падению империи. В следующих пяти книгах он раскрывает

безнравственность языческой мифологии и культов, несостоятельность философии и

пр. В остальных двеннадцати книгах развивается учение о Царстве Божием в

противоположность царству земному, человеческому.

 

ГЛАВА II. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРОСТРОНЕНИЕ ЦЕРКВИ

Распространение Церкви вне пределов Римской империи

 

В первые три века христианская Церковь только отчасти проникла за пределы

Римской империи; борьба с римским язычеством за свое существование заставляло

христианское общество сосредоточить все свои силы на одной территории, а именно

- в Римской империи. Теперь же, когда борьба кончилась падением язычества и

Римская империя сделалась христианским государством, Церковь получила

возможность выступить решительным образом за пределы империи. Пути, которыми она

проникает в языческие близкие и отдаленные от империи страны, весьма

разнообразны. Христианские купцы, посещая языческие страны по делам торговли,

заносят сюда христианство; христиане, попадающие в плен к язычникам, просвещают

их светом Евангелия и, наоборот, язычники, попадающие в плен к христианам,

знакомятся с христианством и, возвращались на родину, становятся в свою очередь

распространителями его между своими соотечественниками; монахи-подвижники,

поселяясь в пустынях на границах Римской империи или даже в языческих странах,

своей святой жизнью пробуждают в язычниках уважение к христианству и заставляют

их принимать его. Ревностные проводники Евангелия с апостольской неустрашимостью

отправляются в страны варваров и основывают между ними Церковь; предстоятели

церквей и государи устраивают правительственные миссии для обращения язычников;

принцессы-христианки, выходя замуж за языческих королей и князей, располагают к

принятию христианства как своих мужей, так и подданных-язычников. Вообще всякого

рода столкновения и сношения между народами, принявшими христианство, и не

принявшими, служили более или менее удачными поводами к распространению

христианства между последними. Таким образом, во второй период, Церковь

распространилась во многих языческих странах Африки, Азии и особенно Европы.

 

Распространение Церкви в Африке

 

Из обитателей Африки, в первой половине IV века, приняли христианство абиссинцы

или эфиопляне. Около 316 г. один христианский ученый Меропий, родом из Тира, с

своими родственниками, еще юношами, Едессием и Фрументием, путешествовал с

научными целями в страны на юг от Египта по Черному морю. Случилось, что

корабль, на котором они плыли, пристал к берегам Абиссинии. Абиссинцы напали на

мореплавателей, убили и потопили их всех, кроме Едессия и Фрументия, которых

представили в дар своему царю. Абиссинский царь нашел их годными для своей

службы и дал им должности при своем дворе. Вскоре Едессий и Фрументий сделались

лицами влиятельными; по смерти царя Фрументий сделался даже воспитателем

малолетнего наследника престола Айзана.

Пользуясь таким значением в стране, Едессий и Фрументий могли свободно

исповедовать свою веру. Они знакомились с приехавшими в Абиссинию по торговым

делам римскими купцами, устраивали с ними богослужебные собрания и даже

построили маленькую церковь.

Когда Айзан вырос, Едессий и Фрументий выпросились на родину. Эдессий отправился

в Тир к своим родным, а Фрументий - в Александрию, где тогда был епископом

Афанасий Великий. Фрументий рассказал ему, как легко могут быть просвещены

христианством абиссинцы, и просил прислать к ним епископа и клир.

Святитель Афанасий счел за лучшее поставить в епископа для абиссинцев самого

Фрументия, который и отправился к ним обратно. Молодой царь Абиссинский, по

убеждению Фрументия, крестился; за ним крестились и многие из его подданных.

Фрументий был Абиссинским епископом долгое время, построил много храмов для

новообращенных, и после своей смерти оставил Абиссинскую церковь прочно

устроенной; вероятно, он же дал ей и перевод Священного Писания Нового Завета на

абиссинский язык.

Абиссинская церковь в V веке уклонилась к монофизиству.

 

Распространение христианства в Азии



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.026 с.)