ТОП 10:

Взаимные отношения между поместными Церквами



И их предстоятелями - епископами

 

Все епископы получили от Христа Спасителя равные права - управлять, учить и

священнодействовать в Его Церкви. И апостолы, поставляя предстоятелей -

епископов разных церквей, сообщали им всем одинаковые иерархические права.

Отсюда и все частные христианские церкви были равны между собой. При таком

равенстве апостолов, церквей, основанных ими, предстоятелей их, соборная форма

управления всей Христианской Церковью была единственно возможной, вполне

законной и соответствующей заповеди Спасителя о равенстве и братстве как всех

верующих в Него, так и лиц, назначенных на иерархическое служение. Поэтому

апостолы, совершенно чуждые мысли о главенстве и первенстве кого-либо из своей

среды, сами положили начало соборной форме управления по делам, касающимся всех

или многих церквей. Собор Иерусалимский, на котором присутствовали некоторые из

апостолов и представители от других церквей, был высшим выражением церковной

власти. Власть собора была уже не властью отдельных лиц, даже не властью вообще

людей, но властью Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви и руководящего ее

пастырями, как это засвидетельствовал тот же Иерусалимский собор (Деян. 15, 28).

Апостолы положили, чтобы на будущие времена, подобно составленному им Собору,

епископы непременно составляли соборы ежегодно по два раза.

На таких основаниях, заповеданных Господом Иисусом Христом и апостолами, и

установились во времена послеапостольские взаимные отношения между церквами и их

епископами. Все поместные церкви и их епископы были равны между собой, и каждый

епископ в управлении внутренними делами своей церкви был независим от другого.

По делам же, касавшимся всех или нескольких церквей, хотя и возникавшим в церкви

поместной, епископы собирались на соборе, где и решали их общим голосом.

С половины II века, когда начинают появляться исторические свидетельства, соборы

входят в большое употребление, так что в III веке становятся явлением

повсеместным. На них разбирались дела о еретиках; составлялись общие правила в

руководстве всеми церквами известной области; разбирались недоразумения и

несогласия между епископами по управлению своими епархиями. Но равенство и

независимость церквей и их епископов не вела за собою разъединения их. Напротив,

постоянное и полное общение составляет характерную черту в отношениях между

церквами и их епископами в первые века. Сами по себе соборы служили прекрасным

средством к общению: здесь епископы входили в теснейшее единение друг с другом,

раскрывая свои недоумения по управлению церковными делами и разрешая их после

общего совещания. Кроме того, общение поддерживалось посланиями и грамотами.

Послания были разного рода: одних церквей к другим, например, церкви Смирнской1

о гонении, бывшем здесь при Марке Аврелии, к церкви Филадельфийской и "всем

повсюду святым и кафолическим церквам"; послания предстоятелей церквей по разным

поводам, например, по вопросу о времени празднования Пасхи, о крещении еретиков,

и вообще по делам еретиков; послания соборов к церквам и епископам о соборных

определениях, особенно относящихся к еретикам и т.п.

Из грамот особенно в большом употреблении в Церкви были грамоты

представительные. Они давались епископами всем клирикам и мирянам,

отправляющимся в пределы других церквей; в них заключалось свидетельство об их

православии, честности, общении с Церковью и в особенности о незапрещении

клирикам священнослужения, а мирянам - причащения Святых Тайн. Без этих грамот

никого принимать не дозволялось.

Постоянное общение между церквами и их епископами производило то, что все

поместные церкви составляли в своей совокупности единую Христову Церковь.

Церковное законодательство

 

Относительно правил или узаконений, которыми руководствовалась Церковь в своем

управлении в первые века, следует заметить немногое.

Первыми законодателями Церкви были Основатель её Господь Иисус Христос и

апостолы. В Евангелиях и писаниях апостольских изложены все основные законы,

данные ими Церкви, относительно веры, совершения таинств, устройства церковной

иерархии, относительно церковного благочиния, церковного суда. Затем, большая

часть правил церковного устройства и управления предана была устно самими

апостолами разным церквям. Этими то правилами, заключающимися в Священном

Писании и сохранившимися по преданию в Церквях, основанных апостолами, и

руководствовалась Церковь в своем управлении.

За решением возникавших в какой-либо церкви спорных вопросов, на которые не

находилось указания в Священном Писании, обращались к основанным апостолами

церквям, предстоятели которых хранили, по преемству, правила, преподанные

апостолами устно. Доказательством возможности сохранять эти правила и

руководствоваться ими служит то, что во второй половине II века были еще живы

ученики апостолов, например, св. Поликарп, епископ Смирнский.

Впрочем, в первые же века предстоятели церквей стали заботиться о том, чтобы

сохранить в письменном виде апостольские наставления касательно устройства

церковного управления. Таким образом, как полагают, в конце II века или начале

III века, в Церкви появились "Правила Апостольские", которые послужили

основанием для канона Вселенских церковных законов.

Кроме того, в силу преемственной от апостолов власти, отцы Церкви сами

составляли правила церковного благочиния и христианской жизни, которые были

подробным раскрытием того, что преподано Церкви Иисусом Христом и апостолами.

Таковы принятые в канон правила святых отцов Церкви:

4 правила Дионисия Александрийского (265 г.);

12 правил Григория Неокесарийского (269 г.);

15 правил Петра Александрийского (304 г.).

Правила Дионисия Александрийского и Григория Неокесарийского касаются

нравственной жизни христиан. Полное же и окончательное определение церковных

узаконений принадлежит IV и последующим векам - эпохе Вселенских и поместных

Соборов.

 

 

ПЕРИОД ВТОРОЙ

 

 

ОТ ТОРЖЕСТВА ЦЕРКВИ

НАД ЯЗЫЧЕСТВОМ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ ДО ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ОТПАДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ

ЦЕРКВИ ОТ ВОСТОЧНОЙ (313-1054 годы)

 

 

§ 1. Общая характеристика второго периода

 

В начале IV века, когда римское правительство окончательно перешло на сторону

христиан, Церковь Христова, после трехвековой борьбы с язычеством, взяла над ним

решительный перевес. Христианская религия заняла в империи то место, которое

прежде занимала религия языческая; она объявлена была верою государственной и

господствующей. Наступает эпоха всестороннего развития внешней и внутренней

жизни Церкви. Упрочив свое положение в империи, Христианская Церковь, имеющая

своим назначением обнять все народы, с большею, чем в первые три века, быстротою

начинает распространяться вне ее пределов. Хотя с появлением в VII в.

магометанства распространение ее на Востоке останавливается, и даже целые

христианские области попадают под власть мусульман, но христианство упрочивается

почти у всех европейских народов.

Распространяясь вовне, Церковь, в то же время, при благодетельном, хотя и не

всегда, покровительстве государственной власти, живет полной внутренней жизнью.

Ни одна эпоха в истории Церкви не представляет такого сильного развития

религиозной жизни, как период как со времени Константина до отпадения Западной

Церкви в 1054 г. Религиозные вопросы занимают в значительной степени как

правительство, так и общество. При всеобщем религиозном оживлении появляется

много ересей, расколов и вообще уклонений от истинного христианства; но, с

другой стороны, и истинное христианство является во всем своем величии. Все

стороны церковной жизни развиваются во всей полноте и получают определенный вид.

Церковное управление, богослужение и прочее получают определенные формы, с

которыми остаются на все последующие века.

Христианское вероучение, после борьбы Церкви с еретиками и раскольниками,

раскрывается во всей своей полноте, в строго-православном духе, на семи

Вселенских Соборах, и тем прочно ограждается на все века от изменений и

искажений. Оживленные догматические и церковные споры и затем Вселенские

соборные вероопределения, заключающие в себе единственно истинное разрешение их,

составляют принадлежность только этого периода исторической жизни Церкви. Но, с

другой стороны, со второй половины этого периода церковно-исторической жизни в

Христовой Церкви начинает обнаруживаться разделение. Церковь Римская, со всеми

церквами Запада, мало-помалу начинает уклоняться от благоустройства Церкви

Вселенской. Постепенное уклонение ее происходит в течение нескольких столетий и

оканчивается отделением от союза с Церковью Восточной.

 

ЧАСТЬ I

 

ВНЕШНЯЯ ЖИЗНЬ СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ

 

ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ПРИ СВЯТОМ

КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ И ЕГО ПРЕЕМНИКАХ

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.009 с.)