Расцвет Византийской империи при императорах Никифоре Фоке (962-969), 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расцвет Византийской империи при императорах Никифоре Фоке (962-969),



Иоанне Цимисхии (969-976)

И Василии II (976-1025)

 

После смерти в 959 году Константина VII Багрянородного Византийская империя

вступила в эру своего зенита, наивысшего могущества. Императором стал его сын

Роман II Лакопин (959-963 гг.), внук Романа I. В 956 году он женился на

простолюдинке Анастасии, ставшей императрицей Феофанией. После смерти своего

молодого царственного супруга она стала регентше при двух малолетних сыновьях

Василии II и Констатине VIII и вскоре вышла замуж за известного и знатного

генерала Никифора Фоку (963-969 гг.). Параллельно с этим императором его

провозгласила и армейская среда.

В царствование Никифора Фоки начинается расцвет святой Афонской горы. Никифор

был энергичным законодателем. В частности, в 964 году он издал Новеллу,

ограничивающую рост монастырских и церковных земель, продиктованную, с одной

стороны, государственными интересами непрстанных военных действий, а с другой -

пониманием монашества как молитвенного делания, а не экономического предприятия.

Активной была и внешняя политика: ведя войны с исламом, император постоянно был

проникнут сознанием того, что он защищает не только государство, но и

христианскую веру. Поэтому он предложил даже всех воинов, павших в сражениях с

неверными, почитать как святых. При Никифоре была отвоевана Антиохия - центр

древней патриархии, весь малоазийский полуостров принадлежал теперь византийцам.

В 969 году в результате заговора против Никифора Фоки, во главе которого стояла

императрица Феофания и ее новый избранник - талантливый полководец и друг

Никифора - армянин Иоанн Цимисхий (968-976 гг.), император был зверски убит.

В ответ на это патриарх Полиевкт отлучил всех убийц императора от Церкви,

вынудил Иоанна Цимисхия сослать Феофанию в монастырь и еще вдобавок потребовал

отменить закон Никифора Фоки об ограничении роста монастырских и церковных

земель. Эти условия, получившие наименование "византийского схождения в

коноссо", свидетельствовали об огромном влиянии в данный период Церкви на

светскую власть. Время расцвета Византийской державы во второй половине X

столетия на практике воплощало принцип симфонии двух властей. Классическими

стали слова Иоанна Цимисхия: "Я признаю две власти в этой жизни: священство и

царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней - заботу о

телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности".

Новый правитель империи женился на дочери Константина Багрянородного Феодоре,

тетке венценосных наследников Василия и Константина.

Цимисхий сочетал в себе качества блестящего военачальника и талантливого

государственного деятеля. Он с успехом решил балканкую проблему: отвечая на

притязания киевского князя Святослава, завоевавшему часть Болгарии, - ни больше,

ни меньше - на Константинополь и все византийские земли в Европе, Иоанн Цимисхий

в 971 году взял болгарскую столицу Великий Преслав и чуть позже вынудил

Святослава подписать унизительный договор, по которому тот обязывался не только

убраться с Балкан и никогда не нападать на Византию, но и помогать ей защищаться

от своих врагов.

Император нормализовал также отношения с Западной империей, выдав замуж за

Оттона II одну из своих родственниц. Небывалых размеров достигли в его правление

завоевания на Востоке - в Северной Месопотамии, Сирии, Ливане, Палестине,

Галилее и т.д. Расширение византийской территории продолжилось бы и далее, если

бы не внезапная кончина Иоанна Цимисхия в 976 году.

Императорский трон ему наследовал представитель законной Македонской династии,

внук Константина VII Багрянородного Василий II (976-1025 гг.) Болгаробойца. В

первое десятилетие его правления Византию сотрясали гражданские войны;

неспокойными были отношения с болгарами, создавшими в это время мощную империю.

В 987 году подняли мятеж генералы Варда Склир и Варда Фока, контролировавшие

практически все вооруженные силы страны. Молодому императору срочно нужна была

внешняя помощь, и он нашел ее в лице киевского князя Владимира, который вторгся

в византийские земли с шеститысячным отрядом и наголову разгромил повстанцев.

В награду за эту услугу Владимиру была обещана в жены царевна Анна при условии

принятия им и его народом христианской веры. Это было бепрецедентное решение: до

этого момента еще не один правитель мира не был удостоин чести получить в жены

порфирородную принцессу. Правда, когда опасность миновала, греки решили дать

"задний ход" и взять свои обещания назад, но Владимир военной силой принудил их

свое слово сдержать; при этом он выполнил и свое обещание. Эти события 988 года

вошли в историю как крещение Руси. Тем самым юрисдикция Константинопольского

патриархата была расширена до необозримых пределов.

Большую часть времени своего правления Василий II проводил на театре военных

действий, главным образом на Балканах. Продолжалась упорная борьба с Болгарией,

и лишь после полутора десятков лет постоян-ного напряжения сил императору

удалось сокрушить могущест-венного болгарского правителя Самуила. В 1014 году в

одном из сражений его армия была наглоу разбита, а пленные ослеплены, после чего

Василий получил прозвище Болгаробойца, а Болгария вновь была включена в состав

империи.

После кончины в 1025 году императора Василия II, не оставившего наследников,

власть в империи на протяжении почти двух десятков лет доставалась неудаливым

мужьям сестры Василия Зои, последним из кторых был старый пьяница и развратник

Константин IX Мономах (1042-1054 гг.). Византия в это время переживала время

небывалого культурного подъема и с полным правом считалась единственным

по-настоящему цивилизованным государством мира. Одним их крупнейших философов,

богословов, литераторов и историков того времени был знаменитый Михаил Пселл

(1018-1096 гг.), а виднейшим представителем господствующей "монашеской партии",

составляющей около 10 % населения, был преподобный Симеон Новый Богослов

(949-1022 гг.). Он проявил себя раным образом как в восхитительной гимнографии,

так и в возвышенном богословии, за что с снискал наряду с апостолом Иоанном и

святителем Григорием редчайший в Церкви титул Богослова.

 

 

Христианская жизнь в Западной Церкви в IX-XI веках

 

Христианская жизнь в Западной Церкви в IX-XI веках представляла собой

безотрадное явление. Новые народы Запада, едва вышедшие из состояния дикости,

приняв христианство, исполняли его небрежно, формально-обрядово, да и то

непостоянно, сохраняя при этом свои языческие понятия о нравственности и обычаях

и придавая языческий смысл православным обрядам. Нравственная порча коснулась и

западного монашества. Монастыри, во главе со своими аббатствами, подобно

епископам, ставшие в вассальные отношения к королям и князьям, приобрели большие

имения, а через них и богатства. Обобщение имущества прекратилось, монахи начали

вести жизнь роскошную и распущенную. Об умственном и физическом труде не было и

речи.

Вследствие такого извращения монастырской жизни явились попытки восстановить

древний устав Бенедикта Нурсийского и преобразовать монашество в соответствии с

этим уставом. Наиболее удачной была попытка аббата Бернона, прежде бургундского

графа. В 910 г. он основал монастырь в Клюньи, в Бургундии, в котором ввел устав

Бенедикта. Его преемник Одон (ум. 942 г.) распространил клюнийские порядки в

других монастыря, так что составилась новая конгрегация монастырей под

управлением клюнийского аббата. Монахи этой конгрегации с успехом занимались

воспитанием детей и приобрели большое влияние на общество.

В начале XI в. были даже попытки восстановить древнее восточное отшельничество.

Некто Ромуальд, из рода герцогов равеннских, и собравшиеся вокруг него другие

ревнители благочестия стали вести пустынническую жизнь на Аппенинах, основав

монашеское общество, известное под названием Камальдольского ордена,

отличавшегося строгостью монашеской жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.5.144 (0.016 с.)