Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности валютного регулирования и контроля бартерных сделок

Поиск

В России бартерные сделки получили широкое распространение в начале 1990-х гг. Основными причинами распространения бартерных сделок являлись недостаток валютных средств у участников ВЭД и стремление сокрытия валютных средств за счет неэквивалентного обмена в рамках заключаемых и реализуемых бартерных контрактов. Долгое время бартерные сделки оставались вне государственного контроля.

Бартерные сделки относятся к числу товарообменных операций. Увеличение удельного веса бартерных сделок в международной торговле объясняется обострением международной валютной ликвидности, т. е. способности данной страны или группы стран своевременно рассчитываться по своим внешним долгам и обязательствам приемлемыми платежными средствами.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим бартерные операции во внешнеэкономической сфере, является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

В соответствии со ст. 2 вышеназванного Федерального закона под внешнеторговой бартерной сделкой понимается сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной

собственностью.

При осуществлении внешнеторговых бартерных сделок по договору на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве встречные товары могут быть реализованы без их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом:

1) фактическое получение встречных товаров должно быть подтверждено соответствующими документами;

2) российские лица не позднее чем через 90 дней со дня фактического получения встречных товаров обязаны обеспечить их реализацию по рыночным ценам, действующим в стране их реализации, и зачисление на свои счета в уполномоченных банках на территории РФ всех денежных средств, полученных от их реализации, г или получение платежных средств.

Внешнеторговая бартерная сделка оформляется единым договором (контрактом), в котором содержится оценка товаров (услуг), необходимая для эквивалентности обмена, определения страховых сумм, оценки претензий, начисления санкций, таможенной статистики и других.

В ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлены требования к документу, оформляющему внешнеторговую бартерную сделку (ст. 45). В частности, в нем должны указываться:

1) дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки;

2) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара. В договоре на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве указывается стоимость товаров (далее — встречные товары), предусмотренных для обмена на равноценные по стоимости экспортируемые из Российской Федерации товары, а номенклатура, количество, качество и цена встречных товаров указываются в дополнительных протоколах, которые должны являться частью таких договоров;

3) перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности;

4) перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.

Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. Контроль внешнеторговых бартерных сделок базируется на методическом и методологическом обеспечении технологии валютного контроля за экспортными и импортными операциями, но осуществляется в более сложных формах, для которых характерно активное участие не только Федеральной таможенной службы России, но и иных контролирующих ведомств: Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют контроль за сроками исполнения и стоимостной сбалансированностью бартерных контрактов I 1 ноября 1996 г. При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы Российской Федерации представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки. Оформление и выдача ПСб производится уполномоченным Минэкономразвития РФ в регионе (по месту государственной регистрации российского лица), а когда сумма договора превышает в эквиваленте 5 млн долл. США — Управлением уполномоченного Минэкономразвития РФ по Центральному району по согласованию с Минэкономразвития РФ.

Основные этапы контроля при таможенном оформлении внешнеторговых бартерных сделок включают:

1) рассмотрение представленных документов, необходимых для осуществления контроля за исполнением бартерных сделок;

2) проверку достоверности ПСб, а также соответствия информации, содержащейся в ПСб, условиям внешнеэкономического договора;

3) проверку соответствия ПСб внешнеэкономическому договору, в том числе проверку.

• переоформления ПСб с учетом внесенных во внешнеэкономический договор изменений и/или дополнений;

• наличия информации о разрешении Минэкономразвития России, если условиями внешнеторговой сделки предусмотрены операции, для проведения которых требуется получение такого разрешения;

• соответствия сведений, заявленных в ГТД, сведениям, содержащимся в ПСб.

Таможенные органы не осуществляют выпуск товаров в случаях:

• несоответствия сведений, содержащихся в представленных документах, сведениям, указанным в ПСб;

• предоставления договора мены, оформленного с нарушением требований Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 и иных нормативных актов РФ;

• несоответствия оттиска печати уполномоченного Минэкономразвития РФ в регионе образцам оттисков, полученных от Федеральной таможенной службы России;

• предоставления ПСб и иных документов, используемых при осуществлении контроля за исполнением бартерных сделок, оформленных с нарушениями установленных требований.

При отсутствии расхождений между документами и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление товаров, подписывает копию ПСб, заверяет личной номерной печатью. Подписанный и заверенный экземпляр ПСб вместе с экземпляром ГТД остаются в делах таможенного органа.

Если условиями бартерного контракта определено, какие из ввозимых (вывозимых) товаров оплачиваются в денежной форме, а какие — обмениваются на эквивалентные по стоимости товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, таможенное оформление производится по двум ГТД (отдельно — на товары под оплату, указывать под номером 3 в гр. 28 код формы расчетов; отдельно — на товары по обмену — указывать под номером 3 в гр. 28 код формы расчетов, не предусматривающей использования денежных или иных платежных средств).

По завершении таможенного оформления бартерных поставок в ГТД проставляются соответствующие отметки. Копия ПСб и экземпляр ГТД хранятся в делах таможенного органа в течение срока хранения ГТД. Таможенные органы передают в Федеральную таможенную службу России информацию о представленных ПСб и иных документах, оформленных с нарушениями установленных требований. Информация о перемещении товаров через таможенную границу РФ в счет исполнения бартерных сделок, содержащаяся в ГТД, передается в Федеральную таможенную службу России, где централизованно обрабатывается и анализируется. На основе этой информационной базы в Федеральной таможенной службе России выявляется информация о нарушении установленных сроков или о неэквивалентных по стоимости встречных поставках товаров и направляется для проведения проверок в таможенный орган по местонахождению российского лица, заключившего сделку, для проведения проверки (в установленные сроки) и принятия решения о привлечении к административной ответственности. Информация о ввозе товаров по бартерным сделкам в обмен на экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности направляется ФТС России в Минфин России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.218 (0.007 с.)