Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валютное законодательство Российской Федерации

Поиск

Наибольшее место в правовом регулировании валютного регулирования и валютного контроля отводится национальному (внутреннему) законодательству, включающему общие нормы и спегцитъ-ное законодательство.

Общее законодательство представлено правовыми нормами, регламентирующими основные принципы функционирования государства и различных сфер жизнедеятельности, в том числе внешнеэкономической. К общему законодательству относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ

и т. д.

В Конституции РФ сформулированы нормы о приоритете международных договоров (ст. 15), о праве выезда за границу (ст. 27) и праве занятия любой не запрещенной законом экономической деятельностью, о статусе иностранцев (ст. 62), о компетенции субъектов РФ (ст. 71-73,76, 78) и др.

Гражданский кодекс РФ [1] устанавливает правила гражданского законодательства, применяемые к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц (п. 1 ст. 2), правило о недействительности внешнеэкономической сделки при несоблюдении письменной формы (п. 3 ст. 162), отсылочные нормы использования иностранной валюты, сферы и правила применения норм между-народного частного права (раздел 3) и др.

Правила Налогового кодекса РФ [7] охватывают деятельность таможенных органов (ст. 9), а также иностранных физических и юридических лиц (ст. 11), порядок налогообложения и взимания различных видов налогов и сборов (часть вторая НК РФ).

Процессуальное законодательство регламентирует правила производства по делам с участием иностранных юридических лиц в судах общей юрисдикции (ст. 433-438 Гражданского процессуального кодекса РФ) и арбитражных судах (ст. 210-215 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» регламентирует деятельность третейских судов при рассмотрении споров в сфере ВЭД.

В то же время Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность специального регулирования внешнеэкономической сферы, что происходит посредством специального законодательства.

К специальному законодательству, напрямую и косвенно связанному с валютным регулированием и валютным контролем, следует отнести следующие законы и правовые акты;

• ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности в РФ».

• ФЗ от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами».

• Таможенный кодекс РФ (утв. Федеральным законом от 28 мая

2003 г. № 61-ФЗ, вступил в действие с 1 января 2004 г.).

• Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

• ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

• ФЗ от 24 ноября 1996 г. № 1332-ФЗ «Об основах туристской

деятельности в РФ».

• ФЗ от 16 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

• Постановление Правительства РФ от 1.10.1998 г. № 1142 «О реализации отдельных норм ФЗ «О порядке выезда из РФ и

въезда в РФ».

• ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

• ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ».

• ФЗ от 9 июля 1997. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях

в РФ».

• ФЗ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений».

• ФЗ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге».

• ФЗ от 30 декабря 1995 г. № 255-ФЗ «О соглашениях о разделе

продукции».

• ФЗ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

• Патентный закон РФ от 14 октября 1992 г. № 3517-1.

Основным нормативно-правовым актом валютного законодательства, регулирующим валютные правоотношения, права и обязанности российских и иностранных физических и юридических лиц, полномочия органов валютного регулирования, является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который предусматривает существенную либерализацию всей валютной системы страны и режима совершения большинства валютных операций. В данном разделе предлагаются к рассмотрению те положения Закона, которые не рассматриваются в других разделах курса.

В его преамбуле обозначена следующая цель — это обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Главная функция Закона — максимально приблизить механизм государственного регулирования к международному стандарту. В нем установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в стране, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения российскими рублями и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

Согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. валютой и валютными ценностями считаются:

1) валюта Российской Федерации — денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа; средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством наличного платежа на территории соответствующих государств; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги — эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории России;

4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в

бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным

бумагам;

5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» оперирует понятиями «резидент» и «нерезидент». К резидентам относятся:

• физические лица — граждане РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

• иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;

• юридические лица^ созданные в соответствии с законодательством РФ, их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся за пределами территории РФ;

• дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

• Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые вступают в отношения, регулируемые валютным законодательством РФ (пп. 6 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).

Нерезидентами являются соответственно:

• физические лица, не признаваемые резидентами;

• юридические лица и не являющиеся юридическими лицами организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения, находящиеся на территории РФ;

• аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

• межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

• иные лица, не являющиеся резидентами (пп. 7 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право:

· знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Валютным законом расширено понятие «валютная операция» и

под этим подразумевается:

• приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей, их использование

в качестве средства платежа; •

• приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, их использование в качестве средства

платежа;

• приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, их использование в качестве средства платежа;

• ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних

ценных бумаг;

• перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за рубежом;

• перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ (пп. 9 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).

Валютные операции между резидентами запрещены, расчеты между ними производятся только в российских рублях, а использование иностранной валюты допускается лишь в определенных случаях.

Исключения из этого правила установлены п. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ. Например, физические лица — резиденты вправе осуществлять валютные операции с уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой процентов и штрафных санкций, с внесением денежных средств на банковские счета и получением денежных средств с банковских счетов, с куплей-продажей наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства, приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами — резидентами предпринимательской деятельности, а также связанные с иными банковскими операциями. Также физические лица — резиденты могут без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады) в банках за рубежом. Без открытия банковского счета физическое лицо — резидент может осуществлять переводы денежных средств из РФ и получать в РФ переводы, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтовые переводы. Физические лица — резиденты не вправе осуществлять валютные операции с резидентами, не включенные Законом № 173-ФЗ в перечень разрешенных валютных операций.

В законе приведен исчерпывающий перечень валютных операций движения капитала, в отношении которых Правительством Российской Федерации или Банком России могут быть установлены ограничения.

При этом ограничения валютных операций устанавливаются в целях предотвращения сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержания устойчивости платежного баланса РФ. При этом они носят не дискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Таким образом, впервые законодательно установлены цели введения ограничений. Вместе с тем необходимо отметить расплывчатость критериев, при которых могут быть введены ограничения. В частности, на практике велика вероятность возникновения разногласий при толковании таких общих терминов, как «существенное сокращение», «резкое колебание».

В отношении физических лиц — резидентов к валютным операциям относятся расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов, осуществлении операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, -связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), исполнении резидентами обязательств по внешним ценным бумагам.

В этих случаях Банк России может установить требование об использовании специального счета физическим лицом — резидентом. Формально Закон различает специальный и обычный валютный счета. Из п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона следует, что не любой валютный счет получит статус специального, а лишь тот, использование которого будет нормативно предусмотрено органами валютного регулирования в соответствии с Законом. Все остальные счета как используемые для осуществления нерегулируемых валютных операций, так и используемые для совершения регулируемых операций при отсутствии установления соответствующего требования, специальными счетами для целей Закона являться не будут.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ физические лица — резиденты вправе без каких-либо ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных, государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). К 1 странам — членам ОЭСР относятся Австралия, Венгрия, Исландия,

Канада, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Словакия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Южная Корея, Япония, а также все страны ЕС. В состав членов ФАТФ помимо указанных стран входят также Аргентина, Бразилия, Гонконг и Сингапур.

Единственным требованием согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ является уведомление налогового органа по месту учета физического лица — резидента об открытии и закрытии таких счетов (вкладов) в течение одного месяца со дня заключения или расторжения договора с иностранным банком об открытии счета (вклада).

Физические лица — резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках Российской Федерации или с других своих счетов, открытых в банках за рубежом.

ФЗ от 26.07.2006 № 131-ФЗ в Закон № 173-ФЗ внесены некоторые изменения. Они касаются в основном требования о резервировании, которое теперь Банк России не устанавливает в отношении валютных операций движения капитала между физическими лицами — резидентами и нерезидентами, в том числе при расчетах и переводах при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам, операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг, при исполнении резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам (п. 1 ст. 8 Закона № 173-ФЗ).

С 1 июля 2007 г. прекратили свое действие нормы:

• п. 2 ст. 8 Закона № 173-ФЗ об установлении Банком России требования об использовании специального счета физическим лицом — резидентом при расчетах и переводах при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов, осуществлении операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, исполнении резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

• п. 9 ст. 8 об установлении Банком России требования об использовании специального счета резидентом и (или) требования о резервировании при осуществлении валютных операций между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг, в случае, когда операции осуществляются на сумму свыше 150 000 долл. США в

течение календарного года;

• п. 3 ст. 12 об обязательной предварительной регистрации счетов в иностранных банках в валюте РФ либо в банках, расположенных в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ;

• ст. 18 о порядке предварительной регистрации счетов за рубежом.

Ниже приведем сравнительную характеристику законов о валютном регулировании и валютном контроле 1992 г. и 2003 г.

Таблица 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.01 с.)