Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательства рф участниками вэд

Поиск

Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без контроля над применением валютного законодательства Российской Федерации, актов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответствующий вид контроля получил название «валютный контроль».

Ни в ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — закон № 173-ФЗ) [18], ни в ранее действовавшем Законе РФ с аналогичным названием от 9 октября 1992 г. № 3615-1 (далее — Закон № 3615-1) [2] не дано определение валютного контроля.

В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля — «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте РФ» [32].

Исходя из изложенного, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного Законодательства РФ, а также актов валютного регулирования при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона № 3615-1, однако в действующем Законе № 173-ФЗ цель валютного контроля прямо не указана.

По сравнению с Законом № 3615-1, В' Законе № 173^ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1-2 ч. 1 ст. 23):

• проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; '"

• проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов'.

С учетом требований, предъявляемых Законом № 173-ФЗ к валютным операциям резидентов и нерезидентов первое направление валютного контроля следует конкретизировать. В нем можно выделить проверку соблюдения:

• требований правовых режимов совершения валютных операций между резидентами (ст. 9), между нерезидентами (ст. 10), а также резидентами и нерезидентами (ст. 6);

• требований правовых режимов специальных счетов резидентов (ч. 8 ст. 14);

 

• порядка открытия резидентами банковских счетов и банковских вкладов в иностранной валюте (ч. 1-3 ст.Л4) и нерезидентами банковских счетов и банковских вкладов в иностранной валюте и валюте РФ (ч. 1-4 ст. 13) в уполномоченных банках и совершения операций по ним;

• порядка открытия резидентами счетов и вкладов в иностранной валюте в банках, расположенных за пределами территории РФ (ст. 12);

• исполнения резидентами обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19);

• соблюдения порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ст.11);

• соблюдения порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

Таким образом, валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно, либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение валютных операций, как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства.

Следовательно, валютные операции считаются предметом валютного контроля. Его объектом выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты — это те государственные органы, а в ряде случаев — негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.

Основными методами валютного контроля в РФ являются наблюдение и проверки. Законом № 173-ФЗ достаточно подробно регламентируются права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц, в том числе право на информацию в процессе осуществления контрольных мероприятий (ч. 3-5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). С позиций обеспечения интересов подконтрольных субъектов важное значение имеют три момента.

Во-первых, минимальный срок (7 рабочих дней), ранее которого требовать представления документов и информации соответствующие органы не имеют права (п. 3 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 173-ФЗ).

Во-вторых, перечень документов, указанный в ч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ, которые имеют право требовать агенты валютного контроля. Перечень не является закрытым, поскольку не ограничивает органы валютного контроля: они имеют право требовать предоставления и других документов, однако, последние в любом случае должны быть связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В-третьих, ограничения на проведение контрольных мероприятий, установленные Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. от 22 августа 2004 г.), на валютный контроль не распространяются (ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона).

В таблице представлены показатели проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ.

Из таблицы видно, что при меньшем количестве проверок в 2007 г. было выявлено большее число нарушений и взыскано большее количество штрафов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.008 с.)