Что такое актерский тренинг по Товстоногову
СЦЕНИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА.
ТРЕНИНГ ВОСПРИЯТИЯ............ ………………………………………….209
Восприятие актера и зрителя.
Настройка восприятия.
Что такое атмосфера театра............. …………………………………….211
атмосфера спектакля......................... ……………………………………214
Сценическая атмосфера и авторский замысел…………………………..218
Тренинговое задание №16............... ………………………………………..220
Тренинговое задание № 17.............. …………………………………………240
Глава десятая.
ОБНАРУЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ. ТУАЛЕТ АКТЕРА.
ТРЕНИНГ ФИЗИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ..................................... ………………………………………….244
Что такое верное физическое действие …………………………………….246
Туалет актера................................... …………………………………….250
Тренинговое задание №18............... ……………………………………254
Тренинговое задание № 19.............. …………………………………………259
Глава одиннадцатая.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
И ЗЕРНО РОЛИ.
ЭТЮД И ИМПРОВИЗАЦИЯ.
ТРЕНИНГ ИМПРОВИЗАЦИИ…………………………………………273
Этюд и импровизация...................... ……………………………………277
Тренинговое задание №20............... ……………………………………283
Тренинговое задание № 21 ............. ……………………………………306
Несколько слов в заключение.......... …………………………………...307
Список использованной литературы…………………………………….309
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Прежде, чем читатель откроет первую главу, мы хотим предупредить: эта книга — не совсем обычная. Она не является ни учебником, ни пособием по актерскому мастерству. Скорее, это приглашение к эксперименту. Но пусть слово «эксперимент» вас не пугает. По сути, мы предлагаем вам проделать ту работу, через которую проходит любой человек, стремящийся к вершинам творчества. Все выдающиеся мастера искусства (не только театрального, но и изобразительного, музыкального, литературного) интуитивно проживали подобный процесс. Мы лишь постарались этот процесс систематизировать и описать его в максимально доступной форме.
Возможно, некоторых читателей смутило название этой книги. «Разве существует актерский тренинг по Товстоногову?» — удивленно спросят они.
Не существует — в том смысле, что великий русский режиссер Георгий Александрович Товстоногов не занимался специально актерским тренингом и не писал книг на эту тему
стр.9
подобно К. С. Станиславскому, М. А. Чехову или С. В. Гиппиусу.
Да, существует — и это могут подтвердить десятки великолепных актеров и режиссеров, которым посчастливилось учиться и работать у Товстоногова. Каждый актер, работавший под его началом, каждый режиссер, обучавшийся у него на курсе, проходил уникальную школу, неотъемлемой и главнейшей частью которой был актерский тренинг. Да, этот тренинг не составлен в систему, не описан в специальном пособии — но все же актерский тренинг по Товстоногову существовал и существует. Его ученики, ученики его учеников используют товстоноговский тренинг в своей ежедневной творческой работе с актерами.
Работая над этой книгой, мы ставили перед собой задачу систематизировать и описать товстоноговскую школу работы с актерами. Основой для этого издания послужили не только книги, статьи и интервью Товстоногова, воспоминания его учеников и коллег, записи товстоноговских уроков, репетиций и спектаклей. Мы широко использовали и те источники, к которым обращался сам Товстоногов - в первую очередь, наследие Станиславского. Список этих источников вы найдете в конце этой книги. Он опубликован не только из-за издательских правил:
Стр.10
можете считать этот список последним «тренинговым упражнением». Упражнением, которым вам придется заниматься всю жизнь. В том, конечно, случае, если вы хотите овладеть актерской профессией в совершенстве
При помощи этой книги вы шаг за шагом вы будете постигать весь путь, который прошел сам Георгий Александрович и его актеры — в этом и заключается суть тренинга. В основу тренинговых упражнений легла практика работы Товстоногова над пьесой (полностью — от выбора пьесы и ее анализа до сценического воплощения), работа над ролью и этюдные занятия. В качестве тренингового материала мы взяли работы Товстоногова в театре, а также учебные задания, которые он давал своим студентам. Хотя некоторые тренинговые упражнения можно выполнять и в группе, но все же эта книга не рассчитана на групповые занятия. Актерским тренингом по Товстоногову нужно заниматься индивидуально (в этом заключается и его простота и доступность, но в то же время и особая сложность).
|