Содержание книги

  1. По системе георгия товстоногова
  2. Предуведомление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………. 9. Глава первая. . Распознавание мотивов. . Глава вторая. . Круги обстоятельств. . Метод действенного анализа. И система станиславского. . Событийный
  3. Что такое актерский тренинг по Товстоногову
  4. Режиссер обязан обладать актерской природой. Множество судеб прошло пере­до мной. Самые несчастные, порой трагичес­кие — судьбы тех режиссеров, которые пре­красно рассуждали о произведениях, изла­гали фундаментальные замыслы, но ничего не могли построить.
  5. Какие потребности лежат в основе мотива­ции выборов и поступков человека? Приве­дите примеры этих потребностей.
  6. Круги обстоятельств. Тренинг обстоятельств
  7. Есть три круга обстоятельств — большой, средний и малый. Большому соответствует
  8. Что такое круги обстоятельств?
  9. Как они влияют на поведение персонажей.
  10. Метод действенного анализа представля­ется мне самым совершенным на сегодняш­ний день приемом работы с актером, венцом многолетних поисков станиславского в об­ласти методологии.
  11. В чем, с моей точки зрения, заключается су­щество метода действенного анализа.
  12. боты вызывает только банальное, тривиаль­ное изображение любого чувства.
  13. процессе, который безошибочно ведет актера от сознательного к подсознательному».
  14. Метод действенного анализа и его составляющие
  15. Найти ведущее, главное предполагаемое обстоятельство, которое определяет существо куска;
  16. Выражения. Именно здесь реализуют-«и задачи, но в этой реализации действия все должно быть доведено до максимума сразу, и никакого специального перехода к эмоци­ям быть не может.
  17. Бессознательно. Если же они вообще не возникают, стало быть, неверен сам про­цесс: ведь в конечном счете самое важное — прийти к нужной эмоции.
  18. Что такое метод действенного анализа?
  19. Из каких элементов он состоит.
  20. Вот эти индивидуальные отклики в душе разных исполнителей имеют важное значение
  21. Сверхзадача, или идея спектакля, лежит в пьесе. Мы по-разному можем ее понять, но
  22. Достоевский всю жизнь искал в людях бога и черта. Это толкнуло его к созданию «братьев карамазовых». Вот почему бого-искание является сверхзадачей этого произведения.
  23. Лев николаевич толстой всю жизнь стре­мился к самоусовершенствованию, и многие из его произведений выросли из этого зерна, которое является их сверхзадачей.
  24. Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: «хочу, что­бы меня считали больным».
  25. Дайте определение следующим понятиям: «сверхзадача роли», «сверхзадача пьесы», «сверхзадача автора».
  26. Когда я говорю о настройке на произве­дение, я имею в виду необходимость
  27. Осторожного, ибо на первом этапе работы над пьесой видение является самым главным врагом нашего воображения, как у актера — видение результата. Почему.
  28. Не всегда первое впечатление бывает точ­ным. Иной раз глубина произведения не об­наруживается при первом знакомстве, А иной
  29. Но, повторяю, я говорю не о первом впе­чатлении, А о том, что называется видением на нашем профессиональном языке.
  30. Первое впечатление часто бывает диле­тантским, даже обывательским. Оно и содер­жит в себе банальность, которая мешает про­никновению в глубину содержания произве­дения.
  31. В каких условиях должна осуществляться пер­вая читка пьесы?
  32. Что такое режиссерское и актерское видение, и в чем его опасность.
  33. через призму художника, через «магический кристалл», выражаясь словами Пушкина. Чи­тая эти произведения, мы скажем, что они на­писаны в разных жанрах.
  34. Что такое жанр произведения. •о* из чего он складывается.
  35. Как влияет жанр на взаимоотношения зрите­ля и актера.
  36. Действие первое Явление четвертое.
  37. Постановка спектакля кажется некото­рым режиссерам делом простым и легким. Это мнимая простота и мнимая легкость. И на
  38. Что такое замысел актера и режиссера?
  39. Чем он отличается от режиссерского видения .
  40. Каждая минута, каждая секунда сцениче­ского действия есть беспрерывный поеди­нок. Режиссеру нужно помнить, что вообще
  41. Трудность заключается в том, чтобы об­наружить за текстом пьесы единственно
  42. Чем он отличается от факта, события, проис­шествия.
  43. Борис Лавренев. . Сорок первый. Восприятие актера и зрителя.
  44. Когда мне не нравится спектакль, это не всегда бывает потому, что он плох. Бывает и
  45. Вне атмосферы не может быть образно­го решения. Атмосфера — это эмоциональная
  46. Что такое восприятие актера и восприятие зрителя?
  47. Как восприятие зависит от психологической
  48. Как только актер почувствует себя в пред­лагаемых обстоятельствах легко и свободно
  49. Что такое «зерно роли», и как его найти.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое восприятие актера и восприятие зрителя?



«меняет для него ту же мелодию, делая ее то мрачной и темной, то полной надежд и ра­дости. Тот же знакомый ему пейзаж "звучит" для него иначе в атмосфере тихого весеннего утра или в грозу и бурю. Много нового узнает он через это звучание, обогащая свою душу и пробуждая в ней творческие силы. Жизнь

Стр. 213

полна атмосфер, то только в театре режис­серы и актеры слишком часто склонны пре­небрегать ею». [11]

Атмосферу спектакля надо сперва почувс­твовать, а потом уже - начинать выстраи­вать. Товстоногов вспоминал, как создава­лась та неповторимая атмосфера в спектакле «Три сестры», которая с первых же мгновений покоряла зрителя. Эта пьеса — одна из самых сложных для создания атмосферы. В ней нет «борьбы двух лагерей, борьба в ней незри­мая, главный противник в пьесе не называ­ется. Любя своих героев, Чехов ненавидел тупую, бессмысленную жизнь, которая по­родила и их трагическую бездеятельность, и их пассивность, безволие и, в конечном сче­те, их равнодушие... Мы стремились проти­вопоставить жизнь и идеалы и выразить это сценически через сочетание контрастных хо­дов. Вот почему мы добивались, чтобы пер­вый акт был по атмосфере беззаботно свет­лым, чтобы во втором возникало ощущение зябкости, холода, чтобы атмосфера третье­го акта была как бы пропитана духотой и га­рью пожара, чтобы в самом воздухе его ощу­щалась охватившая всех тревога. И как логи­ческое завершение трагедии воспринималась бы стеклянная прозрачность последнего ак­та. Мы искали этого соединения в каждом

Стр. 214

образе, в каждой сцене, и порой для нас самих оно открывалось совершенно неожиданно. Мы не ставили перед собой задачу ни спе­циально переосмыслить Чехова, ни удивить мир неожиданностью прочтения «Трех сес­тер», мы стремились лишь к одному — рас­крыть в произведении те мысли и чувства, которые делают Чехова необходимым и жи­вым сегодня». [5]

Атмосфера — не просто настроение. Это определенный градус существования актеров в данной сцене, при котором каждый харак­тер раскрывается в самой своей сути. Атмос­фера — не во внешних признаках, не в настро­ении, а в отборе предлагаемых обстоятельств. Атмосфера не существует сама по себе, она является ведущим предлагаемым обстоятельс­твом данной сцены, помогающим выявить внут­реннее существо героев. Вне этой взаимосвя­зи разговоры об атмосфере останутся об­щим местом.

Атмосфера — понятие конкретное, осяза­емое и режиссером контролируемое. Иног­да говорят: все вроде хорошо, но не хватает атмосферы. Это чепуха, хотя такое суждение бытует даже среди профессионалов. Атмос­фера понимается как некая дополнительная окраска, как аккомпанемент, как настроение, сопутствующее тому, что происходит. Это глу­бокое заблуждение. Атмосфера — это дове­денная до предела логика, обостренная сие-

Стр. 215

тема предлагаемых обстоятельств, проявляю­щая зерно и существо сцены. [1 ]

Сценическая атмосфера и авторский замысел

Правильно выстроенная сценическая ат­мосфера может идти только от правильно раскрытого авторского замысла. Здесь сно­ва перед нами встают проблемы жанрового решения. Крайне важно уделять внимание авторским ремаркам — в них зачастую кро­ется главный тон сценической атмосферы. В своих воспоминаниях Товстоногов писал:

«Известный режиссер музыкального теат­ра Б. Покровский рассказал мне однажды, как он вошел на оркестровую репетицию «Евге­ния Онегина» и услышал, что знаменитый вальс в сцене ларинского бала звучит непривычно— неожиданно иронически. После репетиции он спросил у дирижера, как возникло такое свое­образное звучание? И тот объяснил, что во всех спектаклях в этом месте были приглуше­ны ударные, отчего вальс делался лирическим. Когда же оркестр сыграл его так, как написано в партитуре Чайковского, вальс зазвучал гром­ко и иронично, и — бал сразу стал провинци­альным, а не балом «вообще», как это обычно бывает. Вот и нам надо прежде всего читать

Стр. 216

«партитуру» автора - оригинальную пьесу, а не чужой режиссерский ее экземпляр, где «при­глушены ударные». С собственного отношения к первоисточнику и начинаются режиссерские открытия, но обнаружить их можно только из­нутри пьесы, а не извне». [6]

Атмосфера имеет прямое отношение к обстоятельствам времени и места действия. «Возьмите контраст действий у Пушкина в «Пире во время чумы». — советовал Товсто­ногов. События пьесы не имеют никакого от­ношения к чуме, но то, что действие проис­ходит во время чумы, создает неожиданную атмосферу трагического».

Верно выстроенная атмосфера спектакля не только облегчает процесс творчества ак­теров. Она позволяет зрителю включиться в сценическое действо и стать сотворцом дра­матического произведения.

Контрольные вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.86 (0.006 с.)