Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как только актер почувствует себя в предлагаемых обстоятельствах легко и свободноСодержание книги
Поиск на нашем сайте
А. Вампилов. ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ. Действие первое. Утро Летнее утро в таежном райцентре. Старый деревянный дом с высоким крыльцом, верандой и мезонином. За домом Стр. 227 возвышается одинокая береза, дальше видна сопка, внизу покрытая елью, выше — сосной и лиственницей. На веранду дома выходят три окна и дверь, на которой прибита вывеска "Чайная". Перед мезонином небольшой балкончик, и дверь на него чуть приоткрыта, внизу окна закрыты ставнями. На одной из ставен висит бумажка, должно быть, распорядок работы чайной. Здесь же, на веранде, стоит несколько новеньких металлических столов и стульев. Слева от дома — калитка и скамейка, а дальше высокие ворота. Начинаясь за воротами, вверх к дверям мезонина ведет лестница с перилами. На карнизах, оконных наличниках, ставнях, воротах — всюду ажурная резьба. Наполовину обитая, обшарпанная, черная от времени, резьба эта все еще придает дому нарядный вид. Перед домом — деревянный тротуар и такой же старый, как дом (ограда его тоже отделана резьбой), палисадник с кустами смородины по краям, с травой и цветами посередине. Простенькие бледно-розовые цветы растут прямо в траве, редко и беспорядочно, как в лесу. Палисадник расположен так, что для посетителей, направляющихся в чайную с правой стороны улицы, он выглядит некоторым препятствием, преодолеть которое должно, обойдя его по тротуару, огибающему здесь половину ограды Стр. 228 палисадника. Труд этот невелик — в обход шагов десяток, не более того, но по укоренившейся здесь привычке посетители, не утруждая себя "лишним шагом", ходят прямо через палисадник. Следствием этой манеры является неприглядный вид всего фасада: с одной стороны из ограды выбито две доски, кусты смородины обломаны, трава и цветы помяты, а калитка палисадника, которая выходит прямо к крыльцу чайной, распахнута и болтается косо на одной петле. У крыльца на веранде лежит человек. Устроился он в углу, незаметно. Из-под телогрейки чуть торчат кирзовые сапоги — вот и все. Сразу и не разглядишь, что это человек. Первоначальная тишина и неподвижность картины нарушаются лаем собак где-то по соседству и отдаленным гудением мотора. Потом щелкает заложка большой калитки и появляется Валентина. Валентине не более восемнадцати лет, она среднего роста, стройна, миловидна. На ней ситцевое летнее платье, недорогие туфли на босу ногу. Причесана просто. Валентина направляется в чайную, но на крыльце неожиданно останавливается и, обернувшись, осматривает палисадник. Бегом — так же как и поднялась — спускается с крыльца. Она проходит в палисадник, поднимает с земли вынутые из ограды доски, водворяет их на место, потом кое-где расправляет Стр. 229 траву и принимается чинить калитку. Но тут калитка срывается с петли и хлопает о землю. При этом человек, спящий на веранде и ранее Валентиной не замеченный, неожиданно и довольно проворно поднимается на ноги. Валентина слегка вскрикивает от испуга. Перед Валентиной стоит старик невысокого роста, сухой, чуть сгорбленный. Он узкоглаз, лицо у него темное, что называется, прокопченное, волосы седые и нестриженые. В руках он держит свою телогрейку, а рядом с ним лежит вещевой мешок, который он, очевидно, подкладывает под голову. Его фамилия Еремеев. ЕРЕМЕЕВ. Ты почему? Валентина молчит. Испуг еще не прошел, и она смотрит на Еремеева широко раскрытыми глазами. Почему? Зачем кричать? Валентина. Ой, как вы меня напугали... Еремеев. Напугал?.. Почему напугал? Я нестрашный. Валентина. Нет, вы страшный, если неожиданно... (Улыбается.) Извините, конечно... Еремеев (улыбается). Зачем бояться? Зверя надо бояться, человека не надо бояться. Стр. 230 Валентина . Уже не боюсь... (Снова возится с калиткой.) Помогите, пожалуйста. Еремеев спускается с крыльца. Подержите мне ее... Вот так... Вдвоем они наладили калитку. Ну вот, большое вам спасибо... Я вас разбудила? еремеев (кивает). Разбудила. (Кашляет.) валентина (поднимается на крыльцо). Как же вы здесь спали?.. Холодно же. Да и жестко, наверно... Постучались бы. еремеев. Зачем стучаться? Зимой надо стучаться... Ты Афанасия знаешь? валентина. Афанасия?.. А вы к нему? Еремеев быстро кивает. Так он сейчас придет. Сюда. еремеев. Сюда? валентина. Должен прийти. Он сейчас здесь работает, чайную ремонтирует... Да вы лучше к нему сходите. Вон их дом (показывает), два окна... Знаете? еремеев. Сейчас придет — тут его подожду. Стр. 231 валентина. Как хотите... (Ключом открывает дверь чайной.) Да вы садитесь, чего зря стоять. Присаживайтесь. В это время с громким стуком распахивается дверь на балкончике мезонина. Валентина, которая в это мгновение заходит в помещение чайной, на секунду замирает на пороге. На балкончике мезонина появляется Пашкина. Прищурясь, она смотрит на улицу. Кошкиной двадцать восемь лет, не меньше, но и не больше. Она привлекательна. Недлинные прямые волосы, до сего момента непричесанные. Чуть близорука и впоследствии появится в очках. Сейчас она босая, в домашнем халате. кашкина (негромко). Ну вот... День будет отличный — опять... Валентина исчезает в помещении чайной и поспешно закрывает за собой дверь. Еремеев присел на стул, сидит неподвижно. Послушай, почему мне так не везет? (Обращается к кому-то находящемуся в комнате, но говорит, не оборачиваясь, глядя на улицу.) В мае здесь стояла замечательная погода, помнишь? Так вот. Я ухожу в отпуск — начинается дождь. Приезжаю в город — там идет дождь. Еду к тетке, Стр. 232 ну, думаю, наконец позагораю. Заявляюсь — и там дождь. А за день до моего приезда было солнце. (Расчесывает волосы.) Возвращаюсь сюда, выхожу на работу, и вот пожалуйста: прекрасные деньки. Ужас какой-то... (Приостанавливает руку с расческой.) Послушай. Ты ждал меня хоть немного?.. Или вовсе не ждал? (Мгновение ждет ответа, потом продолжает расчесывать волосы, усмехается.) Ладно, можешь не отвечать. Не затрудняй себя. Это я так спросила, от нечего делать... А все же денек сегодня будет чудесный. Послушай-ка! Идем сегодня на танцы... А почему бы и не пойти?.. Ну да, сейчас ты скажешь, что это безумие, что для танцев ты уже устарел, — я уже знаю, что ты скажешь... Что?.. Молчишь. Значит, все правильно... Ну ладно, я ведь только предлагаю... Заварить тебе чаю?.. (Ждет ответа, потом оборачивается.) Чаю тебе заварить?.. Неужели уснул?.. Успел уже... (Помолчав.) Ну и спи. (Не без горечи.) Спать — на это ты способен. Это единственное, что тебе еще не надоело... Ну и ладно. Ну и спи себе. (Уходит с балкончика.) Стр. 233 С правой стороны улицы появляется Мечеткин. Ему около сорока лет. Он в новом сером костюме, в потешной зеленой шляпе, при галстуке. Держится он до странности напряженно, явно напуская на себя начальственную строгость, руководящую озабоченность. Старается говорить низким голосом, но часто срывается на природный фальцет. Он приближается к ограде, вынимает из нее одну доску, пытается протиснуться, но безуспешно — мужчина он, что называется, в теле. Вынимает другую доску и проходит через палисадник, оставляя за собой открытую калитку. При его появлении Еремеев поднимается и собирает свою постель: складывает в мешок телогрейку. Мечеткин. Что такое?.. (Строго.) Ты что тут делаешь? Еремеев молчит, А?.. Спал, что ли? еремеев (кивает головой, улыбается). Отдыхал маленько. Мечеткин. Отдыхал, значит?.. (Язвительно.) Ну и как ты отдохнул? еремеев (простодушно). Хорошо отдохнул. мечеткин. Так, так... Ну, а кто тебе разрешил?.. А?.. Я вопрос задаю, кто тебе Стр. 234 разрешил здесь спать?.. (Стучит в дверь.) Еремеев молчит. Валентина появляется на пороге. На ней белый фартук. (Приподнял свою шляпу, заговорил любезно.) Работникам общепита... мечеткин. Доброе утро. мечеткин. Ну и как оно... Как дела? Как настроение? валентина. Спасибо, хорошо. мечеткин. Впечатление производите положительное... валентина (смеется). Неужели? мечеткин. Определенно, определенно... валентина. Вы, Иннокентий Степанович, я гляжу, сегодня в хорошем настроении... мечеткин. А где же буфетчица? Еще не пришла? (Смотрит на часы.) Опять она задерживается. валентина. Не волнуйтесь, сейчас придет. Садитесь, обождите минутку... (Исчезает.) Мечеткин (прошелся по веранде). Так, так... А ведь ты мне так и не ответил. Кто Стр. 235 разрешил тебе здесь спать?.. А? Гостиница тут, что ли? еремеев. Ночью пришел, из тайги пришел... М ечетк и н. Видать, что из тайги... А зачем? По какому поводу? еремеев. По делу пришел. мечеткин. По делу, говоришь?.. Знаем мы ваши дела. Налижетесь, пони маете ли, и все дела. А пришел, так иди в гостиницу. На общем основании. еремеев. Зачем в гостиницу. У меня друг есть. Афанасий. Будить его не стал. Появляется Хороших, женщина лет сорока пяти. Она моложава на вид, энергична, в движениях смела и размашиста. Одета щеголевато. мечеткин (Еремееву). Будить не стал, скажи какой стеснительный. А в общественном месте валяться нестеснительный?.. Вот друг, понимаете. хороших (Мечеткину). Дай пройти. Чего опять разоряешься? (Еремееву.) Никак Илья? еремеев. Илья, илья-хороших. Здравствуй-ка, Илья! Стр. 236 еремеев. Здравствуйте, здравствуйте! хороших (проходит в помещение чайной, на пороге). Здравствуй, Валентина. мечеткин (разглядывает свои часы). Так, так... Хороших появляется и открывает ставни одного из трех окон. В этом окне оказывается витрина буфета, весы, бутылки на полке и прочее. Между прочим, уже десять девятого. хороших. Ну и что? мечеткин. Опаздываете, Анна Васильевна. Раньше вставать надо. хорош. Тебя я не спросила. (Исчезает за дверью. Тут же появляется в буфете за окном. Еремееву.) Давненько ты здесь не заявлялся. еремеев. Давно, давно. мечеткин (Хороших). Имейте в виду,дисциплина у нас для всех существует. Положение общее. Хорош. Да отстань ты, дай с человеком поговорить. мечеткин. Смотрите, Анна Васильевна. Вы ведь не в первый раз, вы Стр. 237 систематически задерживаетесь, так что имейте в виду... Мне две яичницы, простоквашу, хлеб и стакан чаю... Имейте в виду, на вас и так сигналы поступают... хороших. Да иди ты со своими сигналами. Ты лучше скажи мне, когда ты женишься. мечеткий. То есть?.. Что вы этим хотите сказать? хороших. А то сказать, что давно тебе пора. Уж я жду, жду... М е ч етк и н. Гм... А ваше-то, между прочим, какое до этого дело? хорош. Да как же. Женился бы, так, слава богу, сюда перестал бы ходить. Дома бы питался. Вот бы удружил так удружил. Зато жене твоей я бы не позавидовала. мечеткин. Анна Васильевна!.. Вы забываетесь, между прочим. хороших (пишет на бумажке. Громко). Валентина! Две яичницы! (Подает Мечеткину хлеб и талоны.) Ешь да помолчи немного. (Еремееву.) А ты, Илья? Завтракать будешь? еремеев. Спасибо, спасибо. Тренинговое задание №17 Это Тренинговое упражнение предлагал своим ученикам Михаил Чехов. Оно так и называется — «тренинг атмосферы». Тренинг атмосферы Представьте себе пространство вокруг вас наполненным атмосферой (как оно может быть наполнено светом или запахом). Представляйте вначале простые, спокойные атмосферы, например: уют, благоговение, одиночество, предчувствие (радостное или печальное) и т.п. не прибегайте ни к каким отвлекающим ваше внимание воображаемым обстоятельствам, якобы создающим данную атмосферу. Представляйте себе непосредственно то или иное чувство разлитым вне вас в вашем окружении. Продолжайте это с целым рядом различных атмосфер. Выберите одну атмосферу. Сделайте легкое движение рукой в гармонии с окружающей вас атмосферой. Повторяйте это простое движение, пока вы не почувствуете: ваша рука пронизана атмосферой и в движении своем выражает и отражает ее. Перейдите к более сложным движениям: встаньте, сядьте, лягте, возьмите предмет, положите его и т.п. Добивайтесь тех же результатов, что и в предыдущем случае. Стр. 239 Произнесите одно слово (сначала без движения) в созданной вами атмосфере. Следите за тем, чтобы оно прозвучало в гармонии с ней. Произнесите короткую фразу в определенной атмосфере. Соедините эту фразу с соответствующим ей простым движением. Проделайте это упражнение в различных атмосферах. Снова проделайте все вариации описанного выше упражнения с такими атмосферами, как экстаз, отчаяние, паника, ненависть, пламенная любовь и т.п. перейдите к следующему варианту упражнения. Окружите себя атмосферой. Вживитесь в нее. Найдите простое движение, органически вытекающее из атмосферы. Проделайте его несколько раз. Перейдите к более сложному движению, исходя из той же атмосферы. Выполните простое бытовое действие. Присоедините к нему слова. Сделайте их более сложными и продолжайте упражнение, пока оно не примет вид законченной импровизации. Создайте вокруг себя атмосферу и, побыв в ней некоторое время, вызовите в своей памяти соответствующие ей образы из жизни. Атмосфера душевного холода, например, может вызвать образ официального учреждения и т.п. Читайте пьесы и литературные произведения, интуитивно (не рассудочно) Стр. 240 определяя атмосферы, сменяющие одна другую. Создайте мысленно "партитуру" следующих одна за другой атмосфер. Вживаясь в различные атмосферы, старайтесь осознать динамику, волю каждой из них. Начните двигаться в гармонии с этой динамикой. Постепенно усложняя ваши движения, перейдите к импровизации. Если вы упражняетесь не один, делайте импровизации двоякого рода: 1.Все участники, охваченные определенной атмосферой, живут индивидуальными 2.Один из участников живет чувствами, противоположными общей атмосфере. С группой партнеров приготовьте небольшой отрывок. При работе над ним старайтесь исходить из атмосферы не только в игре, но и в выборе мизансцен. Обсудите с партнерами возможные декорации, свет и сценические эффекты, соответствующие атмосфере отрывка. Старайтесь в повседневной жизни замечать атмосферы, в сферу которых вы вступаете. Слушайте их, как музыку. [11] Стр. 241 Глава десятая ОБНАРУЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. ТУАЛЕТ АКТЕРА. ТРЕНИНГ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В последнем тренинговом задании состоялся переход от тренинга интеллектуального к тренингу физическому. Наверняка это было не так-то просто. Человек устроен так, что умственно-эмоциональная Стр. 242 сфера откликается на предлагаемые обстоятельства быстрее, чем тело. Одно дело — почувствовать атмосферу, придумать «роман жизни» для персонажа, даже понять его мотивацию, и совсем другое — начать действовать. «Самое трудное в нашей профессии — перевести язык эмоций и чувств на язык действия. Этот процесс может осуществиться тогда, когда ваше воображение натренировано». — говорил об этом Товстоногов. Задача режиссера в процессе поиска верного действия становится чрезвычайно сложной. Необходима огромная педагогическая точность в работе режиссера, чтобы весь комплекс интеллектуального и психологического, всю глубину образа раскрыть через простейшее, элементарное выражение, направленное к конкретному результату. Роль актера в этом процессе становится необычайно активной, потому что «разведка действием» требует участия в работе всего его психофизического аппарата. Внутренняя глубина, идейность и эмоциональная заразительность могут быть обнаружены только тогда, когда для каждого данного случая будет найдено то единственно верное физическое действие, которое действительно может «взорвать» изнутри данный кусок, всю пьесу, чтобы полнее выразить авторский замысел. [5] Стр. 243 В обнаружении физического действия актеру может помочь метод действенного анализа, предложенный Станиславским. «Благодаря методу действенного анализа, -утверждал Товстоногов,—мы имеем возможность на самом первом этапе работы переходить, так сказать, к «разведке телом». Важно руками, ногами, спиной, всем своим физическим существом внедряться в пьесу и разведывать ее. Вот в чем сила метода. Здесь нужно с ролью в руках во что бы то ни стало добиваться конечного результата, и надо разобраться в том, что происходит в пьесе. Читая пьесу по ролям, не следует искать интонационную окраску той или иной фразы, а нужно раскрыть действенную основу роли. С самого начала должна производиться «разведка телом» через действие». [8] Что такое верное физическое действие В основу метода Станиславского легло то положение, что всякое действие есть акт психофизический. Любое движение тела (даже неосознанное, произведенное машинально, автоматически) имеет две природы — психическую и физическую. Эти две природы Стр. 244 неразрывно связаны друг с другом. Когда речь идет об обыденной жизни, в которой чело-пек чувствует себя естественно, когда ему не нужно приспосабливаться к искусственно созданным условным обстоятельствам, эти две природы разъединять нет нужды. Но в условиях сцены, где все неестественно, ненатурально — от бутафорских аксессуаров до чужих слов текста роли — разделение это имеет большой практический смысл. Каковы могут быть физические действия на сцене? Точно такими же, каковы они и в жизни. Кроме стояния, ходьбы, бега, танца, актер может производить на сцене все виды физической работы; бытовые действия — одеваться, умываться, причесываться, накрывать на стол и т. д. К физическим действиям также относятся и такие, которые человек совершает по отношению к другому человеку: объятия, отталкивание, ласка, поцелуй, драка и проч. Психические действия — те, которые призваны воздействовать на психику (чувства, сознание, волю) человека. Объектом воздействия здесь будет сознание самого человека либо же сто партнера. Верное физическое действие - то, которое точно соответствует своей психической природе. Вот почему актера, прежде всего, должна интересовать психическая природа всякого действия. А психика напрямую зависит от тех Стр. 245 обстоятельств, в которых находится человек. На нее воздействуют обстоятельства большого, среднего и малого круга. А эти обстоятельства для каждого человека разные. Потому и психофизические действия будут в одних и тех же условиях разные для разных людей. Б. Е. Захава писал: «Там, где один будет подтрунивать, другой станет утешать; там, где один похвалит, другой начнет бранить; там, где один будет требовать и угрожать, другой попросит, там, где один удержит себя от чересчур поспешного поступка и скроет свои чувства, другой, наоборот, даст волю своему желанию и во всем признается. Это сочетание простого психического действия с теми обстоятельствами, при наличии которых оно осуществляется, и решает, в сущности говоря, проблему сценического образа. Последовательно выполняя верно найденные физические или простые психические действия в предлагаемых пьесой обстоятельствах, актер и создает основу заданного ему образа». [13] Психика, сложившаяся под влиянием всех кругов обстоятельств, определяет тип и характер физического действия. Однако верно и обратное: физическое действие также может влиять на психику. Например: муж читает газету, жена на кухне готовит обед. В комнате работает телевизор: идет любимый Стр. 246 сериал жены. Звук его отвлекает мужа, он встает и делает тише. Жена выходит из кухни и делает громче, потому что ей не слышны диалоги. Муж снова делает тише. Жена снова выходит и делает громче. Так повторяется несколько раз, пока ситуация не становится напряженной и не выливается в открытый конфликт. Совершенно ясно: физические действия, совершаемые мужем и женой в начале и в конце, будут иметь абсолютно разную психическую природу. Бывает и так, что разные психические и физические процессы протекают одновременно. Например: мать готовит ужин и в то же время делает ребенку выговор за плохое поведение в школе. Понятно, что раздражен-I юе состояние матери отразится на приготовлении ужина. Она может ронять утварь, несколько раз посолить суп и проч. При этом физическое действие будет влиять на психику: раздражение от того, что готовка идет вкривь и вкось, будет наслаиваться на раздражение по поводу школьных бед ребенка. В результате мать может настолько выйти из себя, что может дать оплеуху ребенку, хотя, когда она только начала выговаривать, она вовсе не собиралась этого делать. Как видим, психика и физика действительно связаны между собой, и понимание этого может сильно облегчить актерскую задачу. Стр. 247 Туалет актера Для того чтобы сразу, не задумываясь находить верное физическое действие в предлагаемых обстоятельствах, актеру нужно постоянно тренироваться в выполнении самых простых действий в определенных психических состояниях. Этот тренинг должен быть ежедневным; ему нужно посвящать всего несколько минут; однако повторять его надо достаточно часто. Перед завтраком, перед выходом из дома, на прогулке, перед занятием в институте, перед репетицией в театре. Такой короткий тренинг называется ежедневным туалетом актера. Туалет актера — это комплекс упражнений, благодаря которому развивается сенсорная система, то есть, органы чувств. С помощью несложных физических действий актеры постигают сложный мир внутренней психотехники человека. Туалет актера предназначен для того чтобы чувства и действия не подделывались актером, а естественно рождались из самой глубины его подсознания. Цель тренинга заключается в том, чтобы освободить тело и психику, приучить их действовать естественно в любых обстоятельствах, в том числе и в искусственно созданных условиях сцены, в условиях публичности. Стр. 248 Впервые термин «туалет актера» (или «туалет артиста») был предложен К. С. Станиславским в книге «Работа актера над собой». «Туалет артиста»... это ежедневные упражнения, которые проделываются дома и перед началом занятий в школе для развития и поддержания внутренней творческой техники. Эти упражнения являются квинтэссенцией тех приемов, которые подготовляют правильное сценическое самочувствие. Все его составные части/которые мы называем «элементами», ежедневно просматриваются и выверяются при «туалете артиста». Сейчас, при демонстрации этих упражнений, вы узнаете и поймете, из каких частей составляется правильное сценическое самочувствие. Вы увидите и технические приемы, с помощью которых оно развивается. Чтоб избежать лекций, мы покажем вам на примере, когда и как начинается процесс нашего творчества. преподаватель. Ильинский и [Тузиков]. Пройдите вдвоем из самой задней кулисы, где вы сидите, сюда, на авансцену. Они проходят, останавливаются на авансцене, не понимая, что им дальше делать, и удивленно смотрят на преподавателя. Стр. 249 - Что это было, искусство, творчество? — Какое же тут творчество? Мы просто прошли, как в жизни. преподаватель. Хорошо. Идите назад и повторите тот же проход, но только я ввожу вам одно «если б» и говорю: «если б сегодня, здесь, сей час был не пол сцены, а речка, что бы вы сделали?» Оба, по принципу беспредметных действий, якобы засучили панталоны, сняли обувь, носки и пошли по холодной воде из задней кулисы на авансцену. Придя туда, они воображаемыми платками отерли мокрые ноги и обулись. [1] Ежедневный туалет актера помогает овладеть простым физическим действием и способствует рождению верного психического самочувствия. И. Малочевская пишет: «По словам Станиславского, упражнения на память физических действий и ощущений— гаммы нашего искусства, необходимы также, как вокализы — певцам, экзерсисы—танцовщикам, потому что они тренируют все элементы системы. В этом заключена их сила. Упражнения — путь самопознания. Здесь Стр. 251 нельзя ничего показывать, имитировать; необходимо подлинно исследовать явление. Разрушив привычный автоматизм жизни, нужно, к примеру, проанализировать, как ведут себя мышцы человеческого тела, когда холодно или жарко; создавая цепь препятствий, «придираясь» к предметам (они, разумеется, воображаемые), — изучить их досконально, во всех подробностях, чтобы заново научиться совершать самые простые физические действия. А затем упорным трудом (как говорил Станиславский, с помощью тренинга и муштры!) добиться автоматизма действий с воображаемыми предметами. «Нужно трудное сделать легким, легкое—привычным, привычное — красивым, красивое — прекрасным» — так можно описать принцип овладения этим упражнением. Все самое сложное создается через самое простое». [10] На основе упражнений «Туалета актера» делается множество этюдов и импровизаций - индивидуальных и групповых. Речь об этом пойдет в следующей главе, а пока что мы предлагаем вам группу упражнений из ежедневного «Туалета актера». Контрольные вопросы ▲ Что такое физическое и психическое действие? ▲ Охарактеризуйте каждое из них. ▲ Как влияют друг на друга физическое и психическое действие? Стр. 251 ▲Что такое верное физическое действие? Каким образом можно его обнаружить? ▲ Что такое туалет актера, и для чего он нужен? Тренинговое задание №18 Выполняйте предложенные" упражнения несколько раз в день, ежедневно. Запоминайте свои ощущения и записывайте их в дневник. Упражнение 1. Поднимите и опустите руку. Теперь проделайте то же самое, только с определенным чувством: · с чувством осторожности, ·с чувством беспокойства, · с чувством радости, прилива сил, · с чувством упадка сил, уныния. Придумайте к каждому чувству обстоятельства, которые бы оправдывали ваше настроение и этот жест. Упражнение 2. Произведите какое-либо привычное действие: возьмите со стола книгу, откройте или Стр. 252 закройте форточку, встаньте, сядьте, пройдитесь по комнате, поприседайте, попрыгайте. А теперь повторите все эти действия, только с чувством радости, скорби, уныния, веселья, эйфории, задумчивости, раздражительности... Упражнение 3. Возьмите стул и перенесите его на другое место. Теперь сделайте это так, будто: · об этом вас попросил любимый человек, •ф- об этом вас попросил нелюбимый человек, · у вас вечеринка, и вы освобождаете пространство для танцев, · У вас похороны: сейчас привезут гроб с покойником, и нужно освободить место для него, · вы красуетесь перед дамами. Упражнение 4. Сядьте на диван. А теперь встаньте и садитесь снова — со следующими условиями: · чтобы отдохнуть, · чтобы спрятаться, притаиться, стать незаметным, Стр. 253 · чтобы подслушать, что делается в соседней комнате, · чтобы посмотреть в окно, · чтобы выпить рюмку коньяку, · чтобы почитать книжку, · чтобы поговорить с пришедшим к вам человеком. Упражнение 5. Придумайте цель для следующих действий: · посмотреть в окно, · открыть дверь, · взять книгу. Упражнение 6. Войдите в дверь, чтобы: · чтобы повидать близких и друзей, · чтоб познакомиться и представиться незнакомым, · чтоб уединиться, · чтоб скрыться от неприятной встречи, · чтоб удивить и обрадовать неожиданным Стр. 254 · чтоб испугать, · чтоб незаметно посмотреть, · что делается в комнате, · чтоб встретить любимую женщину или друга, · чтоб впустить неприятного или опасного человека (врага, злодея, неизвестного, который стучится), · чтоб понять, есть ли кто-нибудь за дверью или нет. Упражнение 7. Поднимите платок с пола: · чтоб показать свое превосходство, · чтоб дать понять свою обиду, · чтоб снискать к себе благоволение, • · чтоб подлизаться, · чтоб, по возможности, не обратить на себя внимания, · чтоб, напротив, показаться всем, обратить на себя внимание, · чтоб показать свою близость, интимность, запанибратство, · чтоб рассмешить, развеселить, оживить общество своим появлением, Стр. 255 · чтоб выразить свое молчаливое соболезнование, · чтоб поскорее перейти к делу. Упражнение 8. Придумайте чувства и цели для следующих действий: · писать письмо, · накрывать на стол, · жарить яичницу, · пить чай, · шить платье, · строить дом. Упражнение 9. Одевайтесь, так, будто бы: · в воскресный день вы идете на прогулку, · вы опаздываете на свидание, работу, похороны, · вы собираетесь в театр, · позвонили в дверь, а вы не одеты, · вы почувствовали толчки землетрясения. Стр. 256 Упражнение 10. Снимайте пальто. Вот задание Станиславского на это простейшее действие: · Снимаю пальто: только что лишился места. · Снимаю пальто в передней моего начальника. · Снимаю пальто, ищу, куда бы его повесить. Оно дорогое, давно мечтал сшить себе такое, но у приятеля, в грязной квартире, куда я пришел, повесить некуда, всюду пыль. · Снимаю пальто: пришел на именины своей возлюбленной и принес букет. · Снимаю пальто: приехал приглашать знаменитость участвовать в концерте. Действуя в заданных обстоятельствах, уточните их, углубите. Следите, не рвется ли цепочка видений, подкрепляет ли она ваши простейшие физические действия? Запишите свои ощущения в дневник. Тренинговое задание № 19 1) прочтите следующий отрывок из пьесы Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия». Постарайтесь найти физическое действие для каждого из персонажей. Повторите это действие. Запишите свои ощущения. Стр. 257 2) Подумайте, кого бы из действующих лиц могли бы сыграть вы сами. «Назначьте» на роли остальных персонажей известных актеров -тех, кто, по вашему мнению, подходит к той или иной роли больше всего. Перечитывая сцену, проиграйте ее в воображении — с интонациями, характерными для каждого актера. Поставьте перед каждым актером ряд задач: · ярче выразить ту или иную черту характера, · усилить или ослабить интонацию, чувство, · сыграть сдержанно, спокойно, · сыграть бурно, эмоционально, · ускорить или замедлить темп сцены. Наблюдайте за изменениями, которые произойдут в этой воображаемой игре актеров под влиянием ваших заданий. Повторяйте это упражнение каждый день в течение недели. Как изменилась сцена по сравнению с первым разом? Результаты запишите в дневник. Вс. Вишневский. ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. Сцена из первого акта. вожак. Почему шум? Сиплый (помощник Вожака). Отвечать! Стр. 258 алексей. К нам назначен комиссар. вожак. Чего же горло дерёшь? От какой партии? алексей. Правительственной. Большевиков. вожак. Привыкнет. Воспитаем. К напряжённо молчащей толпе мужчин откуда-то подходит женщина. Её появление кажется странным, невозможным, нарушающим давние понятия. Кажется, что от первых же вопросов, заданных грубыми голосами, с этой женщиной произойдёт что-то непоправимое. Её разглядывают, но не удостаивают вопросом. Алексей. Я бы советовал этого комиссара... вожак. Я бы советовал мне не советовать! Пауза. Кричишь лишнее. Женщина, поняв, кто в этой толпе является первым, подходит к нему и подаёт ему бумагу. Вожак читает. Он пристально глядит на женщину и снова читает. Так вы к нам комиссаром? Женщина кивком дает понять, что этот вопрос ясен и обсуждать его не стоит. Стр. 259 Кто-то, оправившись от столбняка, изумлённо открывает рот. Голос. Н-ну... Вожак медленно закрывает ему рот рукой. вожак. Вы социал-демократ, большевик? женщина.Да. вожак. Давно? женщина. С шестнадцатого года. вожак. Ну, будем жить. Устраивайтесь, действуйте... (Приближающимся матросам). А ну, не мешать! Люди медленно уходят, поворачивая головы и оглядывая женщину. Может, кого... помочь... вещи? рябой. Носильщики отменены. женщина. Я сама. Она остаётся одна. Тишина. Удивление. У входа новый человек. Он слишком типичен, чтобы не узнать в нём царского морского офицера. Он несколько удивлён, не понимает, что произошло. Он видит женщину и предлагает ей свои услуги. офицер. Вы позволите, я помогу? (Вносит небольшой багаж, желая Стр. 260 узнать, каким образом, откуда и как попала сюда эта женщина. Понизив голос). Вы к кому-нибудь из офицеров этого бывшего корабля? женщина. Я... офицер (кланяясь). Лейтенант Беринг. (Немного интимно и удивлённо.) Назначен сюда командиром. (Снимает фуражку, чтоб поцеловать руку, которую скорее берёт сам, чем получает.) женщина. Я комиссар, назначенный к вам. Старые привычки забудьте. Она говорит подчиняющее просто. Ни неожиданность, ни неловкость не смущают офицера. Он спокойно выпрямляется, надевает фуражку и, отдавая гораздо больше по привычке, чем по желанию, честь, говорит голосом, бесконечно далёким от тёплого, светского, которым он начал разговор. офицер. Для исполнения предписанных мне служебных обязанностей прибыл. Военный моряк Беринг. Оба они поворачиваются, потому что где-то в глубине возникает шум и угрожающий гул. Пятясь с пуккой в руке, отступает перед кем-то маленький финн! Стр. 261 Он сдавленно говорит теснящим его, но пока невидимым людям. ваинонен. Не сметь... Не сметь... (Указывая на женщину.) Тебе и эту надо? Сатана... На него надвигаются двое — Балтийского флота матрос первой статьи Алексей и его сообщник, тяжёлый парень. Почти беззвучно, глазами и губами, они хотят укротить финна. Он сжавшись и прикрывая женщину, стоит с ножом. На него наступают. вайнонен. Так не оставим! И финн кинулся за подмогой. Женщина насторожилась. офицер. Какие-нибудь ваши политические дела? Я могу быть свободным? Алексей не обращает внимания на офицера. Это слишком незначительная величина для него. Он подходит к женщине. алексей. Давайте, товарищ, женимся. Отчего вы удивляетесь? Любовь — дело в высшей степени почтенное. Продолжим наш род и побезумствуем малую толику. офицер. Что здесь происходит? (Матросу). Послушайте, вы!.. Стр. 262 комиссар. Идите, товарищ командир. Мы здесь поговорим сами. Товарищ интересуется вопросом о браке. Подчиняясь и переставая понимать, бывший офицер уходит. алексей. Я повторяю — по прелюбодействуем, товарищ представитель из центра. Скорей, а то уж торопит следующий, а тут ведь нас много. Комиссар вникает главным образом не в смысл слов, а в смысл обстановки. Все движения людей находят в ней едва уловимые контрдвижения. Ну? С разных сторон из полутьмы надвигаются анархисты. второй (комиссару). «Под душистою веткой сирени целовать тебя буду сильней...» Глухой хохоток из толпы. Позаботься о нуждающихся... Н-ну! Женщина! третий. Вы скоро там? (Входит с простынёй в руке.) Чего ты смотришь? Ложись. комиссар. Товарищи... адексей. Не пейте сырой воды. Стр. 263 комиссар. Товарищи... второй матрос (угрожающе). Ты к кому ехала, ну? Из люка снизу неожиданно и медленно поднимается огромный полуголый татуированный человек. Стало тихо. комиссар. Это не шутка? Проверяете? полуголый матрос...унаснешутят. (И он из люка кинулся на женщину.) Комиссар. У нас тоже. И пуля комиссарского револьвера пробивает живот того, кто лез шутить с це лой партией. Матросы шарахнулись и остановились. Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела? Ты? (Другому.) Ты? (Третьему.) Ты? (Стремительно взвешивает, как быть, и, не давая развиваться контрудару, с оружием наступает на парней.) Нет таких? Почему же?.. (Сдерживая себя и после молчания, которое нужно, чтобы ещё немного успокоить сердце, говорит.) Вот что. Когда мне понадобится — я нормальная, здоровая женщина, — я устроюсь. Но для этого вовсе не нужно целого жеребячьего табуна. Стр. 264 рябой (полузаискивающе гоготнул). Это действительно... Влетает Вайнонен. С ним высокий матрос, старый матрос и еще двое. вайнонен. Держись, комиссар... Поможем. комиссар. Ну, тут уже всё в порядке. Люди обернулись, затихли. Идёт вожак. Он появляется не спеша. Тишина. Последовательный обмен взглядами. Взгляд на труп. Вожак молча даёт пинок трупу. Труп падает вниз и глухо ударяется о ступени трапа. Вожак глядит на комиссара. вожак. Вы его извините... Хамло, что спросишь? алексей. Пошли. комиссар. Членам коммунистической партии и сочувствующим остаться. Сиплый (мгновенно парируя). Нельзя. У нас общее собрание. (Не тратя слов, надвигается на тех, кто остановился после обращения комиссара. Наступает на высокого матроса, у которого на лице выражение высокомерия и насмешки.) Э, сочувствующий нашёлся? Высокий матрос. И не один. Стр. 265 Сиплый и его подручный оттесняют всех. Упрямо остаётся только маленький финн. Он остаётся один на огромном опустелом пространстве. комиссар. Ты один? ваинонен. И ты одна, комиссар? комиссар. А партия? Старшины полна выходят. первый старшина. Спрашиваю у каждого из вас: помните ли, сколько было коммунистов в те годы в рядах Красной Армии и Флота?.. Ну, ну, припоминайте, участники!.. Пауза. Двести восемьдесят тысяч. Половина партии. Каждый второй коммунист был под огнём на фронте. Каждый оставшийся был подогнём в городах, в степях и в лесах, ибо тыла не существует в классовой войне. И в списке раненых коммунистов — Владимир Ленин, а среди убитых — Володарский, Урицкий, двадцать шесть комиссаров, целые губкомы и начисто вырезанные организации. Но разве дрогнула партия? второй старшина. Разве мыслимо остановить такую партию, Стр. 266 препятствовать ей, партии, вооружённой, смелой, гибкой, поднявшей весь класс! Партии, создавшей страну — гигантский стан всех лучших элементов человечества! Партии, создавшей единство пролетарской воли в борьбе кровавой и бескровной,насильственной и мирной — против всех сил старого мира. Пауза. Тот, кто попробует стать против такой партии, против нашей страны, тот будет сломлен и растёрт. Пространство пусто. Идёт вожак, за ним Сиплый и Балтийского флота матрос первой статьи Алексей. Тяжёлое молчание. Настороженность. Алексе й А вокруг неё симпатизирующие заводятся... Сиплый. Ликвидируем... Тс-с-с... Финн идёт. (Проходящему финну.) Пойди сюда, ты, член партии. вайнонен. Пойду. Люблю слушать твой ангельский голосок. «Спой, светик, не стыдись». Сиплый (сдерживаясь). Чего она там наговорила? Стр. 267 вайнонен (вызывающе-тонко). Говорила. (И, улыбнувшись, пошёл неторопливо. Шаги затихли.) алексей. Немыслимая женщина! Сиплый. Порвать её на собачью закуску. вожак. Помолчи ты. Пауза. Кто её теперь тронет... (Жест, обещающий конец.) « Порвать»! Другого пришлют. Не понимаете? (Задумался.) А эта понравилась всем. Женщина для нас ценная. Алексей. Давно стал так думать? вожак (не удостаивая ответом). Она хорошей выделки. Вот по глазам чувствую — она поймёт. В ней жилка для анархизма есть... Решительная. алексей. Я попробую. Сиплый. Ха-ха... Пойди, пойди — предложи ей брошюрку Кропоткина. комиссар (войдя, посмотрев). Почему, товарищи, вы не известили меня об этом собрании? Хотя, раз собрались... попросите тогда сюда заодно и нового командира. Кто сходит за ним? Стр. 268 Молчание. (Заметив кого-то в люке.) Внизу! Есть там кто-нибудь? Из люка поднимается плотный седой человек. комиссар. Пойдите сюда. Вы кто, товарищ? боцман (глухо). Боцман. Сиплый издал смешок. комиссар. Боцман? Не таким голосом и не так говорят боцманы. Ещё раз. Кто вы? боцман (что-то почуяв, по-флотски). Бывший боцман линейного корабля «Император Павел Первый», товарищ комиссар. Алексей удивлённо гмыкнул. комиссар. Ага, вот теперь я вижу, что вы боцман. Попросите сюда нового ко мандира. боцман. Есть. (Спохватился, подчинённо взглянул на вожака.) комиссар. Ну? Вожак кивнул: «Можешь». боцман. Есть попросить сюда нового командира. (И двинулся за ним.) Стр. 269 Сиплый (комиссару). Вы к нам подходите... комиссар.Да. Сиплый. Женский пол, он на смягченье нравов действует. комиссар. Я это уже заметила. Входит командир и неопределённо отдаёт честь. Знакомьтесь, товарищи. Стр. 270 Глава одиннадцатая ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И ЗЕРНО РОЛИ. ЭТЮД И ИМПРОВИЗАЦИЯ. ТРЕНИНГ ИМПРОВИЗАЦИИ Вам наверняка часто приходилось слышать, что труд актера заключается в «перевоплощении», то есть, в воплощении личности актера в личность того или иного образа. Считается, что «перевоплощение» - вещь чисто техническая, однако это не совсем так. Товстоногов считал, что даже у великих Стр. 271 артистов перевоплощение происходит не всегда, и только в особенные минуты. В частности, он говорил следующее: «перевоплощение — это награда артисту за огромный напряженный труд, в результате которого перевоплощение или приходит, или нет. Причем я лично не склонен упрекать артиста, если этот процесс до конца не завершился, при условии, что работа над образом протекала органично и верно. Ибо это уже область вдохновения, область подсознательного взрыва, который может и не последовать, потому что во многом зависит от индивидуальности артиста и характера, им создаваемого». [3] Станиславский утверждал, что «понятие перевоплощения с вязано с поисками так называемого «зерна» роли». Что понимал Станиславский под этими словами? «Зерно» роли — это такая особенность, которая позволяет артисту жить в предлагаемых обстоятельствах, не только заданных автором, а в любых обстоятельствах жизненного порядка, в новом качестве. Говорят, что «зерном» роли Тартальи в «Принцессе Турандот» была для Б. В. Щукина двенадцатилетняя девочка, и это «зерно» можно было очень точно обнаружить на протяжении всей сценической жизни артиста в этом спектакле. Это «зерно» артист искал очень долго и добился того, Стр. 272 что мог существовать в нем легко, свободно, в любых обстоятельствах». [5] Зерно роли, по словам Товстоногова, есть та «изюминка» в творении артиста, которая создает неповторимость образа и помогает процессу перевоплощения. Чем больше расстояние между данными артиста и ролью, тем выше этот качественный скачок». В театре и кино заняты множество прекрасных актеров, у которых, тем не менее, практически никогда не происходит перевоплощения. Конечно, это связано, прежде всего, с недостатком профессионализма — и у актеров, и у режиссеров, которые отбирают актеров на роль. Надо сказать, что введение такого новшества, как «кастинг» во многом снизило качество актерской подготовки. Режиссеры отбирают актеров по типажу, по близости индивидуальных качеств характера актера к образу роли. И это снижает планку; главное требование сегодня -- не профессионализм, а фор-матность. Получается, что в предлагаемых обстоятельствах пьесы действует не персонаж, а артист, который очень похож на этого персонажа. Но эта проблема родилась не сегодня. Уже Товстоногов с прискорбием отмечал, что «если артист останавливается на «я в предлагаемых обстоятельствах» и дальше не идет, подгоняя все под свое «я»,— это беда театра». Стр. 273 Впрочем, перевоплощение не есть единственный признак мастерства и таланта. Товстоногов пишет: «Из истории театра мы знаем, что не у всех больших артистов происходил процесс перевоплощения. В таких случаях мы обычно говорим: у него такая богатая индивидуальность, что ему это не обязательно. Нам интересна, например, сама индивидуальность В. ф. Комиссаржевской, хотя она не была актрисой перевоплощения», [3] И тем не менее, каждый артист обязан стремиться к перевоплощению как к идеалу мастерства. «...я поставил бы идеалом для каждого актера —полное духовное и внешнее перевоплощение. Пусть такая цель окажется недостижимой, как недосягаем всякий идеал, но уже одно посильное стремление к нему откроет таланту новые горизонты, свободную область для творчества, неиссякаемый источник для работы, для наблюдательности, для изучения жизни и людей, а следовательно, и для самообразования и самоусовершенствования. Пусть та же цель окажется не по плечу бездарностям. Такой девиз — злейший враг рутины, и он победит ее, злейшего врага искусства». [3] Стр. 274 Товстоногов сравнивал момент перевоплощения «с таким жизненным моментом: вы идете по улице и встречаете человека, которого не видели двадцать лет. Перед вами совершенно другой человек. Вы даже не сразу узнали его: он стал толстым, лысым, он теперь не носит очки и движется как-то иначе, чем тот человек, которого вы знали прежде, и в то же время это тот же самый человек». При перевоплощении у артиста меняется не только внешность — меняется способ думать, меняется его отношение к окружающему миру. Ритм жизни становится иным, изменяется даже физиологический ритм его сердца, его движений. В этом, по мнению Товстоногова, и заключается суть перевоплощения. Роль от роли, образ от образа отличаются не только разными предлагаемыми обстоятельствами, но и способом их отбора. Для определения склада сценической жизни одного персонажа имеет значение, например, его самочувствие, характер работы, даже погода; для построения логики жизни другого персонажа все это может оказаться неважным и ненужным, потому что заданная автором тональность его жизни, весь ее строй требуют совершенно другого. [3] Стр. 275 Этюд и импровизация В предыдущей главе мы коснулись такого важнейшего для актерской работы понятия, как этюд. Этюд — это мини-сценка на основе какого-либо текста или даже простого физического действия. Этюды помогают актеру в обнаружении верного жеста, в построении рисунка роли. Этюды бывают одиночные, парные и групповые. Этюды можно делать без слов, с минимальным количеством слов (или вовсе междометиями), этюды на основе какого-либо литературного текста. Что касается одиночного тренинга, то начинать нужно с этюдов без слов. И. Малочевская предлагает для таких этюдов следующие темы: ▲ Первый раз в жизни. ▲ Находка. ▲ Музыкальный момент. ▲ Пропажа. ▲ Совершенно невероятное событие. ▲ Ожидание. ▲ На чердаке. ▲ На крыше дома. Стр. 276 ▲ Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»). ▲ Этюды на смену темпо-ритма. ▲ Этюды на свободную тему. ▲ Темы парных этюдов на взаимодействие ▲ «Молча вдвоем»: ▲ Знакомство. ▲ Прощание. ▲ Подарок, ▲ Предательство. ▲ На охоте, ▲ Примирение. ▲ Обман. ▲ На рыбалке. ▲ Реванш. ▲ Встреча. ▲ Наказание. ▲ Свидание. ▲ Розыгрыш. ▲ Расплата. ▲ Открытие. ▲ Искуситель. Стр. 277 Коллективные этюды-импровизации: Ремонт. Подготовка к празднику. Этюды на переходы (опасные места, через препятствия). Этюды на смену обстоятельств, определяющих физическое самочувствие (темнота, холод, жара, дождь, пожар, снежная пурга, наводнение, голод, жажда, боль). Станиславский считал этюды важнейшим элементом сценической жизни, в котором сфокусированы все элементы системы: ▲ действие, ▲ внутренний монолог, ▲ событие, ▲ оценка факта, ▲ конфликт, ▲ обстоятельства разных кругов, ▲ сквозное действие и сверхзадача. Этюд тесно связан с импровизацией. Особенно это касается этюдов на основе литературного текста, когда у артиста «отнимаются» слова роли, и он остается наедине со своим персонажем в предлагаемых Стр. 278 обстоятельствах. Физические действия персонажа нужно совершать без текста, или с приблизительным текстом, но обязательно сохраняя логику персонажа. «И если эти поступки отобраны верно, -пишет Товстоногов, — если верен посыл, то в процессе репетиций должны возникать примерно те же слова, что и у автора. Говоря своими, подчас топорными словами авторские мысли, артисты постигают смысл произведения через действие. И тогда вы добьетесь того, что авторский текст возникает сам собой, а не в результате механического заучивания». Стало быть, надо позволять актеру отойти от авторского текста, но он должен начать пробовать действовать сразу. Когда же найдено главное, приблизительный текст легко заменяется авторским. Слова героев должны стать для артистов своими в постепенном репетиционном процессе. Текст окончательно появится тогда, когда в полном соответствии с авторской логикой будет выражено действие. Иногда мы сталкиваемся с тем, что свои слова остаются дольше, чем нужно, и создается известная угроза для чистоты авторского текста, поэтому на определенном этапе работы мы должны: строго следить за тем, чтобы артисты точно придерживались текста пьесы. Стр. 279 начнет переживать чужую жизнь как свою, действовать за другого, в нем возникнут черты этого другого человека. Наступает самый волшебный момент в творчестве актера. К его пробуждению и возникновению ведет система Станиславского в части работы с актером, что так кратко и точно выражено в его гениальной формуле — «от сознательного к подсознательному». Способствовать этому процессу перевоплощения — главная цель метода действенного анализа. [3] Этюд тесно связан с поиском «зерна роли». Существует целый ряд тренинговых упражнений, цель которых заключается в быстром определении сути образа. К таким упражнениям относятся задания представить «душу» вешей, животных, растений, игрушек, рыб, детей и стариков. Ведь «зерно образа» и есть глубинная сущность предмета или живого существа. При помощи таких небольших упражнений можно вплотную подойти к нахождению зерна образа. Когда постигнута суть вещей, животных и абстрактных людей, можно приступать к постижению сути персонажей. Б. Е. Захава называет это «домашними этюдами»: «Когда в результате изучения жизни и фантазирования о роли уже накоплен известный внутренний материал, а в результате упраж- Стр. 280 нений на элементы физической характерности достигнуто органическое овладение хотя бы некоторыми из этих элементов, большую пользу актеру могут принести домашние этюды на образ. В чем же они заключаются? Например, еще с вечера, ложась спать, актер решает: завтра я буду все свои действия до ухода на репетицию выполнять так, как если бы это был не я, а заданный мне образ. И вот, проснувшись утром, актер совершает все свои обычные утренние процедуры — встает с постели, умывается, одевается, бреется, причесывается, завтракает — не так, как это свойственно ему самому, а так, как это стал бы делать данный персонаж: Фамусов, городничий, Тузенбах, Незнамов, Отелло и т.д.» [13] В этюдных и импровизационных упражнениях ведущую роль играет воображение. Но прежде чем приступать к этюдам, нужно иметь достаточный опыт «интеллектуального тренинга».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.137 (0.026 с.) |