Найти ведущее, главное предполагаемое обстоятельство, которое определяет существо куска;
Стр. 68
· Видение.
· Характерность.
· Слово.
· Творческая атмосфера.
Для Товстоногова метод действенного анализа заключался в следующем:
1)Найти ведущее, главное предполагаемое обстоятельство, которое определяет существо куска;
2)за эмоциональным, чувственным результатом обнаружить конкретное, реальное действие;
3)помнить, что действие строится на столкновении людей, но конфликт в настоящем произведении искусства совсем не обязательно лежит в плоскости прямого, лобового столкновения;
4)стремиться уйти от литературного комментирования и приблизиться к раскрытию действенной логики куска.
В каждой пьесе, у каждого автора, в каждом куске есть своя сложность. И выявить эту конкретную сложность не всегда легко. Это требует определенных практических навыков, вот почему я говорил вам о постоянном тренаже своего мышления. Здесь дело не в том, чтобы изобрести новое, а в том, чтобы приложить свои знания к конкретному материалу. Ведь нет нужды ставить
Стр. 69
на шахматную доску новую фигуру, как в музыке — прибавлять к музыкальной гамме еще одну ноту. Новизна не в этом. Театр тоже имеет свои семь нот — и миллион комбинаций. Важно найти ту единственную комбинацию, которая необходима для данного конкретного случая [5].
Для Станиславского м.д.а. был, прежде всего, репетиционным методом. Однако дальнейшие поиски других режиссеров показали, что без интеллектуального тренинга м.д.а. будет неполным. Товстоногов и вовсе считал, что перед «разведкой действием» — то есть, этюдами и непосредственно самим репетиционным периодом — непременно должен быть интеллектуальный и эмоциональный анализ роли.
Некоторые режиссеры считают, что сначала должна происходить «разведка действием», а потом, на каком-то этапе работы, образ должен набирать эмоции. Это неверно.
|