Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стресс на рабочем месте. Теория развития стресса .

Поиск

Стресс - состояние индивида, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические или психологические функции человека.

Хронический стресспредполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находит­ся в повышенно напряженном состоянии (например, длительный поиск работы, постоянная спешка, выясне­ние отношений). Острый стресс - состояние личности, например, после события или явления, в результате которого теряется психологическое равновесие (непосредственно конфликт с на­чальником, ссора с близкими людьми). Физиологич. стрессвозникает при физической перегрузке организма. Психологич. стрессявл. следствием наруше­ния психологической устойчивости личности; причиной бывает задетое самолюбие, оскорбление, работа, несоответ­ствующая квалификации человека. Стресс может быть результатом психологической пе­регрузки личности, например, выполнение слишком боль­шого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы, в результате чего возникает эмоциональный стресс - вариант психологич. стрес­са как реакция индивида на угрозы, опасности, обиды. Информац-ный стрессвозникает в ситуациях информационных перегрузок или информац.-го вакуума.

По классическому определению Г. Селье, стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозм-ть сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются и др.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы: 1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма; 2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями; 3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных воз­можностей организма и его способности сопротивляться разнооб­разным заболеваниям.

Тревога – это ощущение неопределенной угрозы, неопределенное беспокойство. Тревога представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль. Но если тревога не адекватна ситуации, то она препятствует адаптации. Т. о., тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Организация эмоционального стресса предполагает фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги составляет основное тело стресса. Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт. Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям – увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа работников.

Стрессы работников в организации вызываются целым рядом факторов. Организационные факторыопределяются положением индивида в организации, например отсутствием работы всоответствии с его квалификацией; плохими взаимоотно­шениями с окружающими, неясными перспективами рос­та, наличием конкуренции на рабочих местах и т. д.  Политика организации — неверный, с точки зрения индивида, выбор направления организационного воздей­ствия на сотрудников. Физические условия труда — слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запа­хи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума. Ролевые конфликты — несоответствие поведения ин­дивида ожиданиям окружающих. Коммуникации — здесь: сложные отношения с началь­ником, коллегами, подчиненными. Конкуренция на рабочем месте.

В процессе развития стресс проходит несколько стадий, каждая из которых по-разному влияет на эффективность деятельности индивида.

Стадия мобилизации — нарастание напряжения характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую ин­формацию. В этой стадии работникам удается сделать мно­гое и уложится в срок. Стадия дезаптации, внутренний стресс — характеризуется истощением, спадом внутренней активно­сти индивида до фонового уровня, а иногда и ниже.  Стадия дезорганизации — возникает при продолжении сохранения стрессовой нагрузки. На этой ста­дии может произойти нарушение внутренней регуляции по­ведения личности, ее поведение становится неадекватным ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс, даже при сохранении внешнего со­стояния индивида без изменения, может привести к серьез­ным внутренним заболеваниям.  Последствия стресса: Субъективные последствия — беспокойство, апатия, быстрая утомляемость, чувство вины за плохо, по мнению индивида, выполненную работу. Поведенческие последствия — алкоголизм, частые не­счастные случаи, распространение искаженной информа­ции (сплетен), неадекватная реакция на окружающих. Физиологические последствия — растущее кровяное давление, сосудистые заболевания. Организационные последствия — прогулы, текучесть кадров, неудовлетворенность деятельностью, низкая про­изводительность труда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.007 с.)