Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Добавление. Конкретное и абстрактное лечение

Поиск

Для лучшего понимания диалектики конкретного и абстрактного приведу пример из медицины.

Предположим, что больного положили в больницу с каким-то диагнозом и начали лечение. В хорошей больнице пациент будет постоянно находиться под наблюдением врачей, и его изменяющееся состояние будет учитываться в процессе лечения (выбор лекарств, их доз и т.п.). В этом случае больной предстает перед врачами как конкретное, изменяющееся. Результат лечения с большой вероятностью будет положительным.

Теперь предположим второй случай: больной обратился в поликлинику. Терапевт, проведя осмотр больного, выписывает ему лекарства и назначает следующий приход больного на прием через неделю. То есть неделю пациент будет принимать лекарства, а врач не будет видеть, что происходит при этом в организме больного. Для врача в этом случае больной предстает как абстрактное, неизменное, со дня приема. Больной же неделю добросовестно выполняет указания врача, хотя ему лучше не становится или становится даже хуже, но он терпит до приема. А на очередном приеме терапевт предлагает попробовать другие лекарства и прийти через неделю. Такое «лечение» закончится для больного или больничной койкой (если он при ухудшении самочувствия вызовет «скорую»), или летальным исходом. Такое лечение не истинно, не научно, ложно; оно даже хуже самолечения, при котором больной внимательнее следит за своим самочувствием, ответственнее и критичнее относится к выбранному им самим лечению, может прервать лечение в любой момент и вызвать «скорую». При самолечении больной предстает сам перед собой как конкретное, изменяющееся. Однако самолечение имеет недостаток, главный и смертельно опасный, - больной не врач.

 

Необходимость и случайность

В главе 1 высказывалось очевидное: чтобы человечество существовало, необходимо, чтобы рождались новые люди. Необходимость не устанавливает, какой конкретно человек должен родиться, в какой семье, в какой стране и т.п. Это дело случая.

Таким образом, необходимость абстрактна и в действительности проявляется как случайность, как конкретная вещь. Как и любой закон в природе существует в частных проявлениях; например, закон перехода любого вида энергии в другой любой вид энергии мы наблюдаем только в конкретных видах энергии: механическая переходит в тепловую, электрическая – в механическую и т.д., «любого вида энергии» в природе не существует, это абстракция, обобщенное выражение человеком множества известных видов энергии. Необходимость и закон – одно порядковые категории.

Необходимость и случайность – противоположности, они нераздельны, и каждая включает в себя другую. Чтобы появилась случайность, какая-то конкретная вещь, необходимы условия ее существования, необходимы ее предпосылки. Если вернуться к человеку, то необходимым условием его рождения является существование в прошлом его предков, не прервавших рост своей ветви на древе человеческого рода. Однако на протяжении всей истории эта необходимость сплошь состоит из случайностей. Об этом образно, четко, эмоционально рассказала Белла Ахмадулина в своей поэме «Моя родословная». Сколько в жизни ее предков должно было случиться благоприятных событий, чтобы необходимость рождения новых людей проявилась в появлении на свет конкретной девочки – ее самой. Когда ее прапрадед хотел отдать своих дочерей в монастырь и тем прервать свой род, еще не родившаяся Белла пыталась из 20-го века докричаться до него и отговорить его не делать этого, иначе она не родиться. Для прапрадеда Беллы его решение не отдавать дочерей в монастырь случайность (возможно, дочери уговорили, или обстоятельства изменились), но для Беллы его решение – необходимость, условия и предпосылки ее появления на свет.

Следовательно, случайность необходима, а необходимость случайна. В действительности трудно уловить момент, где одна переходит в другую. Случайность есть форма существования необходимости, необходимость появляется в случайности, в конкретной вещи, например, в рождении конкретного человека.

Посмотрим на случайное и необходимое с социальной стороны. Случайное – непонятное для нас, мы к нему не готовы, мы боимся его, оно нас раздражает. Задача науки познать скрытую за случайностью необходимость. Конечно, от этого случайность не перестанет быть случайностью, но она станет для нас необходимой случайностью, ожидаемой случайностью, случайность не будет слепо довлеть над нами. Понимание необходимости случайного делает нас свободными. Поэтому осознанная необходимость есть свобода, но свобода как случайное есть произвол. Например, грозу и другие атмосферные явления мы воспринимаем как результат определенных процессов и даже научились их предугадывать, в отличие от древних людей, воспринимающих эти явления как кару или благодать божию, как божий произвол.

Диалектика необходимости и случайности, как и других пар противоположностей, заключается в их постоянной сменяемости в процессе развития вещи. Например, случайное изменение среды обитания какого-то животного, вызывает изменения органов его тела. Но эти изменения не случайные, а необходимые, исходящие из принципов жизнедеятельности животного, из необходимых связей органов. Однако, и эти необходимые изменения вида животного включают в себя случайные изменения. Так изменение окраски тела происходит потому, что животные, не изменившие окраску, уничтожаются хищниками, и новый вид образуют животные, изменившие окраску. Это уже естественный отбор.

Следовательно, случайное для конкретной вещи есть то, что не имеет связи с ее существованием, а необходимое – то, что исходит из принципов ее существования. Случайное и необходимое могут быть внешними и внутренними.

Выше мы рассмотрели необходимость и случайность, как внутренние противоположности вещи. Но вещь внешне связана с множеством других вещей, и эти связи могут быть необходимыми или случайными. Если какие-то изменения в одной вещи обязательно вызывают определенные изменения в другой вещи, то между этими вещами существует необходимая связь. Задача науки и заключается в установлении и изучении необходимых связей между вещами. Например, если сверкнет молния, то должен последовать гром. Но если в квартире хозяйка переставит стул, то за пределами квартиры из-за этого ничего не произойдет. Наличие случайных связей гарантирует, что Мир не рухнет после исчезновения какой-то пылинки.

Необходимая связь выступает как причинно-следственная связь.

Причина и следствие

При созерцании окружающего нас Мира мы видим множество вещей, покоящихся или движущихся относительно друг друга. При более внимательном рассмотрении замечаем, что одни движения являются причиной других, а другие являются причиной третьих. Так что, во всеобщей взаимосвязи одна и та же вещь по отношению к одним вещам выступает как причина, а к другим как следствие. Это внешняя, во многих случаях очевидная, причинно-следственная связь между вещами.

Когда мы берем для изучения пару вещей, одна из которых является причиной, а другая следствием, то мы довольно скоро придем к противоречию, не раскрыв механизма их причинно-следственных связей. Взаимосвязь между вещами предполагает их обоюдное воздействие друг на друга. Причиной действия, получаемого в результате, являются обе вещи, так же как и следствием этого действия являются обе же вещи. Чтобы не прибегать к абстрактным рассуждениям, поясню это на примере.

Мужчина сел на велосипед, и у велосипеда погнулась рама. Что здесь причина, а что следствие? Ответ двоякий. Если мужчина весом 120 кг сел на велосипед, рассчитанный на вес 80 кг, то причиной поломки является мужчина. Если же велосипед рассчитан на вес 150 кг, то причиной поломки является некачественно изготовленная рама. Но в обоих случаях в процессе деформации рамы, рама выступала одновременно и следствием, и причиной: позволяла (т.е. являлась причиной из-за своих прочностных качеств) изгибать себя, и в тоже время, выступая как следствие, делала вес мужчины причиной своей деформации. Причина без действия (без следствия) не есть причина. Действие происходит (появляется) только при взаимодействии вещей. Взаимодействие есть процесс, в котором в каждое мгновение причина и следствие меняются местами. Взаимодействие есть процесс изменения вещей: рама изгибается, принимая какую-то конечную форму, а сила веса становится всё менее достаточной для дальнейшего деформирования рамы, и, в конце концов, взаимодействие затухает.

Таким образом, причина – это следствие создавшихся условий для осуществления процесса взаимодействия, а следствие – это причина осуществления процесса взаимодействия.

Интересно мимолетное высказывание Маркса, что с рождением сына рождается и отец [1, т. 23, с. 166].

Однако возникновение взаимосвязи вещей начинается с первопричины. Первопричина – это вещь, которая дает толчок процессу взаимодействия. В нашем примере – это мужчина. В жизни очень часто в различных ситуациях приходится выявлять первопричину, способную вызвать нежелательные взаимодействия вещей, и не создавать ей условия для толчка. Особенно важно предвидеть первопричину во взаимоотношениях между людьми: нарушение правила или закона одним человеком может вызвать ответные более значимые нарушения другими людьми, которые по нашим законам окажутся виновными; хотя по логике и справедливости нужно наказывать человека, ставшего первопричиной всех нарушений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.011 с.)