Добавление. Вода и пар, механизм скачка 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Добавление. Вода и пар, механизм скачка



Для пояснения категории «скачок» приведу классический пример с нагреванием воды. Выделим одно свойство воды: быть жидкостью.  Это свойство она сохраняет в диапазоне температур от 0ºС до 100ºС. Противоположное свойство – пар. Однако над водой при любой температуре всегда находятся микро капли воды, пар. И чем выше температура, тем больше пара. Испарение воды происходит и без повышения ее температуры; последнее лишь увеличивает интенсивность испарения.

При нагревании воды до 100ºС происходит скачок, изменение свойства воды на противоположное, т.е. при температуре воды 100ºС и выше существование ее в форме жидкости невозможно. Переход всей жидкости в пар происходит в течение какого-то времени, т.к. остающаяся вода не дает подняться температуре пара над водой выше 100ºС; таким образом вода сопротивляется превращению в пар. Продолжительность перехода зависит от объема жидкости, теплоотдачи нагревающего воду устройства и других параметров. Ясно, что скачок можно ускорить, замедлить или прервать (давая возможность оставшейся воде сохраниться в жидком состоянии).

Мера

В вещи постоянно происходят скачки, - переходы количества в качество и качества в количество. При каждом скачке хотя бы одно свойство вещи исчезает, переходит в свою противоположность, а другие свойства сохраняются. В этом суть диалектического противоречия: с точки зрения сохранившихся свойств вещь та же, с точки зрения исчезнувших или вновь приобретенных свойств вещь не та же, т.е. в любой момент времени вещь и та, и не-та. Если рассматривать вещь с одной ее стороны или свойства (а это на практике часто так и бывает), то она предстает перед нами неизменной, благодаря чему появляется возможность ее использования и изучения. Собственно, и название вещи связано с каким-то наиболее устойчивым в данных условиях ее свойством. Но в процессе количественных и качественных изменений в вещи (скачков) наступает момент, когда происходит очередной скачок, и данное свойство вещи исчезает. Совокупность всех количественных и качественных изменений в вещи, после которых данное ее свойство сохраняется, называется мерой. Или другими словами: мера есть интервал качественных и количественных изменений в вещи, в пределах которого сохраняется важное для нас свойство вещи, т.е. качество вещи. Для каждого свойства вещи есть своя мера. В этом смысле любая вещь многомерна.

Кроме того, нужно отметить, что в пределах меры свойство, определяющее качество вещи, изменяется в борьбе с противоположным свойством, уступая последнему все больше и больше. Например, при нагревании воды количество пара над ней увеличивается, а количество воды уменьшается. При этом качество воды, как жидкости, постоянно изменяется, что отражается даже словесно: вода холодная, прохладная, теплая, горячая, очень горячая, кипяток.

Органическая система

Система вообще – это множество вещей, представляющее собой определенное целостное образование. Системы бывают органические (конкретные) и неорганические (абстрактные). Неорганическая система объединяет вещи по их внешним признакам. Примером такой системы является система расстановки на полках различных книг (по авторам, по темам, по цвету или узорам переплета). Органическая же система – саморазвивающаяся система. В органической системе каждый элемент находится в необходимых связях с другими элементами, что обеспечивает жизнеспособность и саморазвитие системы. Примерами органической системы являются наука, общество, живой организм. Становление, развитие и умирание органической системы происходит по законам диалектики. Следовательно, изучая определенную органическую систему, мы, во-первых, находим в ней противоречия, раскрываем ее диалектику (ее сущность, механизм существования) и, во-вторых, исходя из ее диалектики, можем критически осмыслить ее прошлое и настоящее и предвидеть в общих чертах ее будущее.

Наука – не сумма знаний, и даже не система знаний, а совокупность знаний, органическая система знаний, в которой знания находятся в необходимых связях, обуславливают друг друга.

Добавление. Примеры становления органических систем

Если взять капиталистическое общество, то его основой являются машинное производство и товарно-денежные отношения. В нем каждое экономическое отношение выступает в форме товарно-денежного отношения и предполагает другое также в этой форме. Становление капитализма представляло собой процесс внедрения машинного производства и замены всех форм отношений феодального общества товарно-денежными отношениями. При капитализме всё продается и всё покупается.

Становление органической системы заключается в том, что, заполучив свои предпосылки (основу), система начинает свое развитие в направлении своей целостности, подчиняя себе все элементы общества и создавая недостающие ей органы.

Переход вещи в новое качество осуществляется поочередным переходом качества в количество и количества в качество; старое качество сначала переходит в простое количество (разрушаются связи элементов вещи), а потом это простое количество переходит в новое определенное количество (образуются новые связи элементов вещи, появляются новые элементы), т.е. появляется новое качество вещи.

Возьмем пример из техники. Замена повозки на автомобиль. Замена животного на двигатель (паровой, внутреннего сгорания, электрический) изменила не только внешний вид транспорта. Появились новые элементы (карбюратор, коробка скоростей, трансмиссию и другое), изменилась функция колеса на противоположную: в повозке колесо было пассивным элементом (вращалось, когда ехала повозка), а в автомобиле стало активным элементом, движителем. Кроме того, источник движения и элементы управления им были в повозке внешними элементами, а в автомобиле стал внутренними элементами. То есть, мы видим, что свойства элементов в вещи изменились на противоположные. Теперь представим, используя закон отрицания отрицания, дальнейшее развитие одного элемента транспорта – источника движения. В переходе от повозки к автомобилю этот элемент перешел из вне во внутрь, значит, на следующем этапе при своем качественном изменении он должен перейти опять во вне. Это мы и наблюдаем сейчас у новых видов транспорта (на магнитной подушке, пневмотранспорт и прочие), к тому же и колес нет. Если представить далее очередной этап, то источник движения снова должен вернуться внутрь транспорта. Как он будет выглядеть, трудно сказать, может будет похож на «летающие тарелки».

Еще пример. Переход графита в алмаз. В графите атомы углерода соединены между собой слабыми связями, поэтому графит мягкий материал; под большим давлением связи в графите разрываются, определенное количество (качество) превращается в простое количество не связанных друг с другом атомов углерода, а потом возникают новые связи, сильные связи, простое количество переходит в новое определенное количество (в количество, организованное по-другому, в новое качество) – алмаз.

Добавление. О русском языке

Русский язык также является органической системой. Это живой, развивающийся язык, имеющий свои традиции, структурный стиль, отличающийся мелодичностью, плавностью течения речи. За последнее столетие в русский язык вошло много технических терминов, названий новых вещей быта, иностранных слов. Все эти неологизмы должны органично входить в систему русского языка, а для этого они должны видоизменяться, чтобы стать созвучными со словами русского языка. Немаловажную роль играют в этом интонации, ассоциации и прочее. В народной речи так и происходит. Давно обрусевшие слова, например, «бутерброд», «галстук» воспринимаются как исконно русские, а ведь в немецком языке, откуда они пришли, эти слова и звучат по-другому, и имеют средний род. Нелепо было бы использовать их на иностранный лад. Так почему же слова «жалюзи», «тюль», «кофе» и много других официальная наука требует употреблять в формах иностранного языка, коверкая русский язык, превращая его в конгломерат, механическую смесь, слов. В результате получается не певучая, раздумчивая, раздольная, как русская душа, речь, а что-то гавкающее, картавящее, трудно выговариваемое. Один только «Башкортостан» чего стоит!

Французы, например, переняв у нас слово «баня», произносят его, как и все слова во французском языке, с ударением на последнем слоге, не уродуя свой родной язык. Даже имена и фамилии иностранцев произносят с ударением на последний слог.

Носителем языка является народ, а не сообщество филологов. В разговорной речи не услышишь, чтобы про тюль люди говорили «он», т.к. тюль ассоциируется с занавеской, - словом женского рода.

Так и хочется воскликнуть: ученые-филологи, берите пример с великих своих предшественников Даля В.И. и Ожегова С.И., - «идите в народ». Иначе «филологическая наука» уничтожит русский язык насильственным внедрением в него принципов и правил иностранных языков.

Гипотеза. О будущем языков

Дальнейшей прогресс человечества (развитие науки и техники, культурный обмен между народами) будет сопровождаться интеграцией языков, взаимным проникновением языков друг в друга. Каждый язык впитает в себя множество слов из других языков. Какие это будут слова, будет зависеть от лидерства нации в данный момент в конкретных областях науки, техники, культуры. Кроме того, будет учитываться способность иностранного слова органично влиться в язык, «экономичность» слова, т.е. замена им нескольких слов родного языка без эмоционального, культурного, смыслового урезания. Например, слово «принтер» заменяет в полном объеме слова «устройство для распечатывания на бумаге» и поэтому легко вошло в русский язык.

Сейчас англоязычные страны являются лидерами в области компьютерных технологий, и применяемые ими технические термины в этой области проникают во все другие языки. Но всё же в будущем общем языке общения стержнем, основой, должен стать язык народа, лидирующего в науке, но и язык, наиболее широко и четко выражающий эмоции, родственные отношения, отношения между полами, нюансы настроения и другие житейские тонкости. Одним из претендентов на основу общего языка является русский язык.

Действительно, одно из многих преимуществ русского языка, а именно, безразличная очередность слов в предложении, позволяет отразить особенности и нюансы выражаемой ситуации. Например, предложение «Я пойду в магазин» дает информацию, куда я пойду. Предложение «Пойду в магазин я» дает информацию, кто пойдет в магазин. Предложение «Я в магазин пойду» означает, что я пойду, а не поеду. Предложение «Пойду я в магазин» означает, что пойду в магазин, а не в какое-то другое место. Перестановка допускает еще два варианта: «В магазин я пойду» и «В магазин пойду я», которые несут свои оттенки информации. А если каждое предложение произнести с различными интонациями и эмоциями, обилием которых славится русский язык, то этими тремя словами можно описать почти все нюансы этой жизненной ситуации.

Наличие в русском языке падежей и склонений позволяет по одному высказанному слову (например, «красивая» или «пришел») определить о женщине или мужчине идет речь.

Представьте, сколько труда, сообразительности и находчивости необходимо приложить русскому ребенку, чтобы научиться составлять предложения, выражающие его желания, чувства, эмоции. Сколько при этом проскальзывает юмористических моментов, неожиданных поворотов мысли, новых взглядов на вещи. Поэтому русский народ отличается изобретательностью и непредсказуемостью.

Возможно, и эта книга будет стимулом к изучению русского языка народами мира. За диалектикой – будущее.

 


Глава 3. Развитие

 

Категория «развитие» является ключевой в материалистической диалектике Маркса. А вот у Гегеля, произведения которого, казалось бы, насквозь пропитаны духом диалектики, нет даже ни одного фрагмента, не говоря уже о параграфе, главе или разделе, посвященного раскрытию этой категории. Количество простых упоминаний этого слова можно посчитать по пальцам. Да это и понятно. Для объективного идеалиста развитие присуще лишь понятиям, но раскрыть развитие понятий невозможно, так как понятия сами по себе не развиваются, они изменяются в голове человека спонтанно, хаотично, нелогично по мере приобретения им знаний об окружающем Мире.

Для более легкого усвоения вышесказанного, покажу на примере, что в действительности развиваются конкретные реальные вещи, а не понятия о них.

Возьмем понятие «дом». Для первобытного человека в Африке домом являлась вся окружающая среда, фактически д о ма в нашем понимании у него не было. По мере увеличения количества людей, они начали расселяться на территориях севернее и южнее экватора, где в зимнее время температура воздуха ниже. Люди стали обживать пещеры, поддерживать в них огонь; позже рыли землянки, еще позже стали делать шалаши, юрты, мазанки. Так по мере познания природы через свою деятельность люди дошли до строительства деревянных, каменных, железобетонных домов. На каждом этапе жилье имело свои недостатки, или другими словами, не имело удобств, которые хотелось бы иметь. Эти недостатки и выступали движущей силой, источником самодвижения, развития жилища. И в течение этого исторического развития жилища понятие «дом» у людей менялось в соответствии с жильем, где жил человек. Сейчас на зов матери идти домой, трехлетний малыш бежит к своей пятиэтажке, к своему подъезду, на свой этаж и в свою квартиру, которая в его голове закрепилась понятием «дом».

Где здесь самодвижение, саморазвитие понятия «дом»? Понятие лишь отражает в нашей голове знание о реальной вещи и изменяется вслед за изменением этой вещи или углублением наших знаний о ней.

Развитие и существование

Любая вещь постоянно изменяется от внешнего действия на нее окружающих ее других вещей и от борьбы противоположностей внутри ее. От этих изменений зависит само ее существование, т.к. суть существования заключается в приспособлении вещи к изменяющимся условиям окружающей ее среды. Изменения в вещи, способствующие наилучшему приспособлению вещи к окружающей ее среде, есть ее развитие. Следовательно, можно сказать, что развитие любой вещи есть ее существование, и существование вещи есть ее развитие. Но если существование вещи означает просто наличие этой вещи, т.е. наличие ее связей с другими вещами (ее обмен веществом и энергией с другими вещами), то развитие вещи отражает качество и количество ее связей с другими вещами.

Любая вещь от возникновения до умирания проходит два этапа своего существования. Первый этап – восходящая линия развития вещи, характеризующаяся увеличением количества и повышением качества ее внешних и внутренних связей. Второй этап – нисходящая линия развития вещи, убывание и истощение ее связей.

На первом этапе идет ускоряющееся ее развитие, появляются новые ее связи с другими вещами, появляются новые и преобразовываются существующие ранее элементы, которые необходимы вещи, - возникшая вещь начинает количественно расти, т.е. качество переходит в количество и в то же время количество изменений в вещи, переходит в ее качество, способствуя укреплению вещи, расширению и углублению ее связей.

Но с возникновением вещи возникает и ее противоположность. Последняя существует в скрытом виде, внутри вещи, и развивается вместе с ней. Противоречие между вещью и ее же внутренней противоположностью развивается и в конце первого этапа развития вещи обостряется настолько, что свойства вещи, которые до этого были ей полезны, становятся для нее вредными, смертельно опасными. Количество свойств начинает сокращаться, снижается количество внешних и внутренних связей вещи. Вещь переходит на второй этап своего развития – этап отмирания.

На втором этапе вещь с целью своего сохранения разрывает ставшие ненужными и вредными для нее связи, сокращая себя количественно и качественно. Её же противоположность на этом этапе, наоборот, ускоренно развивается, создавая свою сеть связей, и, в конце концов, поглощает остатки вещи. Вещь принимает форму своей противоположности.

На обоих этапах вещь развивалась, только цели развития были разные. На первом этапе вещь развивалась в своей форме, чтобы достичь расцвета в этой форме, достичь вершины своего развития, а на втором этапе развивалась, чтобы постепенно умирать, переходя в форму своей противоположности.

Таким образом, целью развития вещи является ее самосохранение, ее существование. И если для этого нужно ограничивать или уменьшать себя в своих свойствах (связях), то вещь будет это делать. Существование вещи возможно только при ее развитии, а развитие вещи есть способ ее существования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.003 с.)