Глава 4. Категории, неосновные законы, диалектики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Категории, неосновные законы, диалектики



 

Категории диалектики отражают всеобщие взаимосвязи вещей в окружающем нас Мире. Их можно назвать неосновными законами диалектики. Они «детализируют» механизмы действия основных законов. Иными словами, категории диалектики есть виды пар противоположностей.

Категории так же, как и основные законы диалектики, абстрагированы из объективной реальности, являются ступенями нашего познания.

В данной главе будут описаны категории, понимание которых, на мой взгляд, необходимо для усвоения диалектики. Остальные категории (абсолютное и относительное, непосредственное и опосредованное и другие) тоже важны, но они для понявшего диалектику носят уточняющий, расширяющий, углубляющий характер, - легко усваиваемый материал. Рассмотрение их отвлекло бы читателя от основной цели изложения: «схватывания» читателем стержня, основы диалектики. С той же целью опущены всевозможные «комбинации» категорий (абстрактное тождество, внутреннее и внешнее тождество, абстрактная форма, относительная необходимость и т.п.).

Бытие, ничто, становление

Бытие вещи есть среда, содержащая основные элементы вещи с их случайными внутренними и внешними связями и условия возникновения и становления вещи. Вещи еще нет, ее определенность (качество) еще не оформлена, между элементами нет еще стабильных необходимых связей. Наблюдая за хаотичными движениями этих элементов нельзя увидеть вещи, - это отсутствие вещи, ее ничто. Бытие и ничто, следовательно, одно и то же, оба они выражают несуществующую вещь. Бытие отражает наличие лишь разрозненных элементов вещи (взгляд на вещь изнутри), а ничто констатирует факт, что вещи нет (взгляд на вещь снаружи).

В главе 1 было показано становление единичной вещи (телесной формы Ивана) посредством взаимодействия и развития ее бытия и ничто. В процессе становления одни элементы вещи возникают, другие уничтожаются. Вещь изменяется в направлении своей целостности, изменяя условия своего существования, устанавливая связи с окружающими ее вещами. Здесь вещь выступает как единичное при вполне сформировавшихся особенном (отличие от себе подобных) и всеобщем (тождество с себе подобными). И здесь возникает вопрос: а как же появились особенное и всеобщее.

Всеобщее есть множество особенных единичных (всеобщее есть тип, класс, отряд, вид и т.п.). Возьмем, для примера, простейших, царство одноклеточных животных (амёбы, инфузории и другие). Понятно, что они возникли из какого-то водного раствора, «бульона». Процесс возникновения проходил спонтанно: отдельные элементы (атомы, молекулы) хаотично двигаясь, сталкивались друг с другом, объединяясь в группы, колонии. В результате образовывались более сложные элементы, из которых одни оказывались стабильными, способными существовать длительное время в окружающей их среде, а другие распадались. «Разношерстные» стабильные элементы «кучковались» в благоприятных условиях своего существования, продолжая хаотично сталкиваться и объединяться между собой и с отдельными элементами, образуя еще более сложные соединения. Каждое мгновение в «бульоне» возникали, существовали, распадались всевозможные соединения. Более стабильные заполняли район благоприятных условий, вытесняя менее стабильные или разрушая их, потребляя их, тем самым изменяя и условия своего существования под себя. (Любая химическая реакция есть процесс возникновения более стабильных соединений и разрушение менее стабильных, создание нового раствора, среды. То есть, уже на этой стадии действует закон естественного отбора). В конце концов, стабильные соединения развиваются в многочисленные типы различных соединений, между которыми идет не только борьба, но и «сотрудничество». (Например, трава является пищей для скота, а скот, выделяя продукты своей жизнедеятельности, удобряет почву, на которой растет трава).

Единичное не может возникнуть в одном экземпляре, оно всегда возникает как особенное среди себе подобных, а, следовательно, и как всеобщее. И в настоящее время на Земле появляются и исчезают множества микроорганизмов. В животном мире наблюдается исчезновение видов из-за изменения условий существования. Среди людей идет неявный естественный отбор через многочисленные их мутации, в результате которых прерывается развитие отдельных ветвей человеческого древа. В неорганической химии известны нестабильные изотопы химических элементов. Одним словом, всё «бурлит», изменяется, обновляется.

 Становление любой вещи происходит в определенной среде (бытие), элементы которой являются строительным материалом для возникающей вещи (ничто). Появившаяся вещь (нечто) приспосабливается к существованию в этой среде, эта среда, изменяясь в процессе становления вещи, становится полезной для этой вещи, превращаясь из бытия в наличное бытие, в бытие для вещи. Поэтому вещь существует нормально в среде, где прошло ее становление. Примером тому может служить факт, что животным на Земле необходим воздух, вода, продукты питания, солнечный свет, которые в совокупности, во взаимосвязи друг с другом, во взаимообусловленности друг друга (без воды и воздух, и продукты питания будут непригодными), создают животным среду существования. Этот факт уже много веков назад был известен людям и нашел свое выражение в пословице: «Где родился, там и пригодился».

 

Тождество и различие

Любая вещь в процессе своего существования изменяется и в то же время остается сама собой, т.е. в каждый момент она сама с собой и тождественна, и различна, - в этом и заключается внутренняя противоречивость вещи.

Но любая вещь есть особенная вещь по отношению к себе подобным, т.е. она и сходна с ними, тождественна им, и отлична от них, различна с ними. Тождественность вещи с себе подобными есть качественная однородность.

В первом случае мы имеем внутренние тождество и различие, во втором – внешние. Тождество противоположностей есть их единство, обогащенное различием.

Тождество телесной и половой форм заключается в принадлежности их к одному биологическому роду, причем это тождество сохраняется (снимается) и после их обособления, и перехода внутреннего тождества во внешнее, в тождество между людьми.

Для образного представления отношения тождества и различия приведу понравившийся мне пример Энгельса  о женихе и невесте [1, т. 38, с. 176-177]. Жених и невеста тождественны, так как относятся к одному роду, человеческому, и различны как мужчина и женщина. Отбросьте тождество – и жених перестанет быть женихом, а невеста – невестой, отбросьте различие – получите то же самое; в обоих случаях получим противоестественные отношения, губительные для человеческого рода.

Тождество предполагает различие, а различие предполагает тождество. Вообще, говорить о тождестве имеет смысл, когда есть различие. Если мы утверждаем, что А=А, то это пустое повторение, тавтология, ничего не дающая ни уму, ни сердцу. В действительности любые две вещи, как бы тождественны они ни были, содержат и различие, хотя бы потому, что они разные вещи. Также и в социальной жизни экономическое равенство между людьми предполагает различие, экономическое равенство не есть уравниловка.

В крайностях тождество и различие переходят друг в друга. В примере Энгельса, если уберем женщину, как элемент различия (т.е. женщин превратим в мужчин), то останется тождество (человеческий род), представленное однополыми существами, тождество, которое сразу становится абсолютным различием их, т.е. безразличием. Если уберем женщину, как элемент тождества (т.е. как людей), то останется различие, представленное только мужчинами, и такое различие сразу становится абсолютным тождеством их, превращающее мужчин просто в отдельных людей. Таким образом, абсолютное тождество (одинаковость) и абсолютное различие (безразличие) – одно и то же.

И более глубокая мысль. Тождество и различие – противоположности. Но любые противоположности тотальны, а это значит, что каждая противоположность содержит внутри себя другую противоположность, т.е. каждая противоположность представляет собой единство себя и своей противоположности. Но это и есть их тождество. А различаются противоположности по форме и, естественно, по содержанию. Например, опять же, половая клетка человека (сперматозоид, яйцеклетка и оплодотворенная яйцеклетка) выступает в своей форме, но содержит внутри себя скрытую телесную форму человека, и, наоборот, р а звитая телесная форма человека содержит внутри себя скрытую половую форму человека.

Конкретное и абстрактное

Конкретное есть любая существующая вещь. Абстрактное есть ее свойства, стороны, связи, которые не могут существовать самостоятельно, отдельно от вещи. Сама вещь неизменяемая или вырванная из условий своего существования тоже является абстракцией. Наши представления абстрактны. Например, мы знаем, что древние люди жили в пещерах, охотились на животных. Эти образы мы держим в сознании, передаем следующим поколениям; эти образы могут существовать в головах людей вечно, но вот конкретных живых тех древних охотников и животных уже нет.

Здесь нужно отметить, что не следует путать абстрактное с частью вещи, так как часть может существовать отдельно от вещи, являясь другой вещью со своими свойствами, сторонами, связями.

Познание вещи мы начинаем с ее созерцания, с ее восприятия своими органами чувств. Такое начальное познание дает нам внешнее представление о вещи (форму, цвет, величину), позволяет предугадать некоторые ее свойства. Дальнейшее познание при помощи приборов и инструментов, которые предоставляют нам наука и техника, открывает нам множество других свойств вещи. С развитием науки и техники мы открываем всё новые и новые свойства вещи, но, тем не менее, мы никогда не познаем вещь полностью. Процесс познания бесконечен. Следовательно, наши знания о вещи всегда будут неполны, будут абстрактны, не будут отражать вещь целиком.

Однако, на каждом этапе развития науки и техники наше понятие о вещи, а понятие есть совокупность всех наших знаний о вещи, дает нам возможность использовать ее свойства в практической деятельности. То есть практика подтверждает правильность, истинность, наших знаний о вещи. Следовательно, понятые нами свойства, стороны, связи вещи, хотя и являются абстракциями, но такими абстракциями, которые приближают нас к истине, к целостному пониманию вещи. Из таких абстракций складывается понятие о вещи. Такие абстракции (правильные, научные) глубже, вернее, полнее отражают вещь, чем созерцание. Например, при созерцании мы не обнаружим магнитные свойства вещи или ее электропроводность.

До сих пор мы говорили о конкретном и абстрактном с точки зрения познания вещи. Но сама конкретная вещь является абстракцией. Любая конкретная вещь постоянно изменяется, одни ее свойства заменяются противоположными, другие ослабевают, третьи усиливаются. Можно сказать, что процесс развития вещи есть ее становление в изменяющихся условиях ее существования. Поэтому конкретная вещь в то же время есть и абстрактная вещь: на любом этапе своего существования конкретное выступает как неразвившееся (развивающееся), а, следовательно, как абстрактное.

Конкретное и абстрактное – противоположности, и между ними должна быть борьба. И борьба происходит, не только в природе, но и в нашем сознании. Истина всегда конкретна. Если мы не учитываем изменения в конкретном, или не учитываем изменения условий существования конкретного, то это конкретное превращается в абстрактное, не истинное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.011 с.)