Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие в отражении основных законов диалектикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В главе 1 была показана диалектика развития телесной формы Ивана из половой клетки. Телесная форма достигает наивысшей стадии своего развития с половым созреванием Ивана, после чего начинается процесс старения, заканчивающийся смертью Ивана. Появится ли у Ивана потомство или нет, не имеет значения, - Иван всё равно умрет. Следовательно, для Ивана, как единичного, конкретного человека, процесс развития является одноактным. Биологическое Ивана, просуществовав в двух формах, половой и телесной, распадается на составляющие, которые становятся основанием для других, более низших, форм биологического или представляют собой неорганические соединения, отдельные молекулы и атомы. Ребенок, рожденный от Ивана, имеет свою телесную человеческую форму, со своими особенностями, наряду с другими особенными людьми. Ребенок Ивана, как единичное, как конкретный человек, повторяет судьбу Ивана, т.е. он смертен, преходящ. Но особенное, как род человеческий, передающееся от поколения к поколению, сохраняется на протяжении всех поколений, обеспечивая, тем самым существование всеобщего, человечества. Если посмотреть на телесную форму человека, то она существует тоже благодаря рождению и умиранию отдельных своих клеток, благодаря обмену веществ. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что любая вещь существует и развивается за счет возникновения, существования и умирания элементов внутри ее. Но любая вещь всегда является элементом другой, более сложной, вещи. Такую цепочку связей вещей можно продолжить до бесконечности как вглубь материи, так и в макромир, космос. Это, в очередной раз, доказывает, что все вещи смертны, конечны, преходящи. Однако вернемся к телесной форме Ивана. Оплодотворенная яйцеклетка, прикрепившись к стенке матки, начинает развиваться; причем, только здесь возможно ее нормальное развитие, обеспеченное необходимыми связями с организмом матери для получения нужных веществ и удаления ненужных продуктов жизнедеятельности. Неправильное прикрепление к стенке матки или прикрепление вне матки ведет к неправильному развитию, выкидышу или разложению яйцеклетки. Следовательно, для развития яйцеклетки необходимы внешние нужные ей связи, в нашем случае, с организмом матери. Без таких внешних, количественно увеличивающихся связей яйцеклетка развиваться не будет. То есть, для развития необходимы подходящие внешние условия, которые своим воздействием способствуют правильному развитию яйцеклетки, в основе которого, как было показано в главе 1, борьба половой и телесной форм, наследственности и изменчивости, т.е. противоположностей. Из этого следует вывод, что толчок к началу борьбы противоположностей в вещи и подпитка этой борьбы осуществляются извне. Никакая вещь не может существовать без многочисленных связей с другими вещами, без обмена с ними энергией и веществом. Никакая вещь не может развиваться, если внешние воздействия на нее не будут способствовать развитию в ней борьбы нужных противоположностей. Ярчайшим примером этому служат дети-маугли. Лишенные человеческого общения в определенный период своего развития они не развивают заложенной в них способности абстрактного мышления, и их развитие идет в другом направлении. Наличие в вещи множества других пар противоположностей допускает возможность развития вещи или отдельных ее сторон, частей в другом направлении. Это может произойти при изменении внешних условий, которые активизируют сверх нормы какую-то второстепенную пару противоположностей в вещи при ее становлении. Такие сбои на стадии становления вещи приводят, например, к рождению детей с различными уродствами, в том числе и анахронизмами. В процессе развития телесная форма Ивана изменяется под действием внешних условий, у нее появляются новые свойства, элементы (например, антитела против каких-то вирусов), которые принимаются половыми клетками и передаются детям Ивана. То есть, приобретенные при жизни Ивана полезные для биологического (человеческого рода) изменения приводят к изменению качества телесной формы детей Ивана. Таким образом, каждая последующая телесная форма биологического качественно отличается от предыдущей, оказывается изначально лучше приспособленной к изменившимся условиям жизни. Здесь можно добавить, что уже в утробе плод реагирует на какие-то изменения в организме матери, а растущий ребенок быстрее взрослых приспосабливается к среде обитания. То есть, в процессе развития дети настраивают функции своих внутренних органов на существующие условия жизни. Поэтому медицина советует в зрелом и, тем более, пожилом возрасте проводить отпуска в привычной климатической широте и употреблять привычную с детства пищу. Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что биологическое с каждым переходом из одной формы (телесной) в другую (половую) и возвратом к опять же старой форме (телесной) изменяется качественно, т.е. эта «опять же старая» форма только по образу похожа на предыдущую телесную форму, а на самом деле она приобрела новые свойства для лучшего функционирования в изменившихся условиях. Следовательно, возврат происходит к якобы старой форме, возврат не замыкает круг превращений, потому что не попадает точно на место старой, а возвышается над ней. Поэтому множество циклов перехода двух форм друг в друга можно изобразить как вертикальную спираль. Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные и качественных изменений в количественные отражает развитие вещей не как движения по одному и тому же кругу, а как движение по спирали. Как было сказано выше, элементы вещи, возникая, развиваясь и умирая, совершают свой круг (виток спирали) существования и заменяются новыми элементами, каждый из которых тоже совершает свой круг. А вещь, благодаря многочисленным сменам своих элементов, совершает свой единственный круг существования – круг, состоящий из кругов своих элементов, т.е. круг кругов. (Более точно: виток большой спирали, состоящий из спиралей со множеством мелких витков.) Но если учесть, что любая вещь является элементом другой, более сложной вещи, которая тоже совершает свой круг существования, состоящий из кругов существования многочисленных простых вещей, то получается, что круг кругов уходит в бесконечность как в микромир, так и в макромир. Например, жизнь человека есть круг, состоящий из множества следующих друг за другом кругов жизней отдельных клеток человека, но сам человек является элементом рода человеческого, а род совершает свой круг, состоящий из жизненных кругов людей следующих друг за другом поколений. Подведем итоги. Развитие вещи осуществляется с одновременным действием всех трех основных законов диалектики. Первоначально закон отрицания отрицания воспринимался нами только как закон смены формы вещи на противоположную с последующим возвратом ее к первоначальной форме. Закон единства и борьбы противоположностей, каковыми являются как раз формы вещи, раскрывает внутреннюю борьбу этих форм в процессе развития вещи, раскрывает внутренний источник процесса развития. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывает содержание процесса развития, раскрывает качественные изменения все тех же форм вещи. Таким образом, все три закона отражают диалектику двух форм вещи, следовательно, закон отрицания отрицания как бы включает в себя другие два закона, охватывает процесс развития в целом. Исходя из вышеизложенных рассуждений и памятуя о том, что внутренняя борьба противоположностей требует внешней «подпитки» энергией и веществом, дадим определение понятию «развитие». Развитие вещи есть такие ее изменения, которые происходят под действием внешних условий ее существования, определены борьбой противоположностей внутри вещи и способствуют ее сохранению через поочередное принятие ею форм этих противоположностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.143 (0.01 с.) |