Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Диалектика познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот фрагмент я начну не с абстрактных, общих, рассуждений о теории познания окружающего нас Мира, а с примера познания конкретной вещи. Выбор конкретной вещи – радиоприемника – связан со случаем в моей жизни. Когда мне было 10 лет, к нам в город приехала из деревни безграмотная бабушка, которая всех, умеющих читать и писать, называла учеными. Как-то, слушая радио, она обратилась ко мне с вопросом: «Вот ты ученый человек, скажи мне, как живут в радио маленькие человечки, которые весь день говорят, поют, рассказывают что-то». Это бабушкино понятие радио изображено на схеме 1 как «Понятие 1». Понятие 1 – первые знания о вещи при ее внешнем созерцании, смесь истины и мистики. Я не раз снимал заднюю стенку радио и знал уже, что никаких человечков в радио нет. Я не стал вступать в словесный спор с бабушкой, а взял радио, снял заднюю стенку и показал ей внутренности. Бабушка воочию убедилась, что никаких человечков в радио нет. Я ей сказал, что говорят человеческим голосом находящиеся внутри радио железки, проволочки, картонки. Б о льшего я ей сказать не мог, потому что сам не понимал ни назначения деталей, ни их взаимосвязи друг с другом. Но эти скудные знания позволили бабушке перейти от понятия 1 к понятию 2. В старших классах, изучая физику, я понял устройство радиоприемника и работу всей сети радиотрансляции (внешних связей радиоприемника), мне стало понятным назначение основных деталей и узлов радиоприемника. Эти знания отразились у меня в понятии 3. Теперь давайте разберемся, что представляют собой эти понятия, чем они отличаются друг от друга, какие из них научные, истинные, а какие нет. Прежде всего, вспомним, что такое понятие. Понятие – это все знания человека о вещи. Понятие 1 объединяет знания, полученные от внешнего созерцания вещи. Созерцание означает восприятие вещи человеком посредством всех его органов чувств. Свойства вещи вызывают различные реакции у человека (приятные ощущения, страх, любопытство, настороженность, радость и другие), которые ассоциируются у него с уже известными ему образами. В результате знания от внешнего созерцания дополняются мистическими, выдуманными объяснениями свойств вещи. В целом, понятие 1 есть мистическое представление о вещи. Понятие 1 выступает как первое утверждение о вещи, как тезис (от греческого – положение, утверждение). Понятие 2 всегда противоположно понятию 1, потому что оно складывается из знаний внутреннего устройства вещи (внешнее и внутреннее – противоположности). Понятие 2 объединяет знания, полученные от созерцания внутренних частей вещи. В понятии 2 отражаются материальные части вещи, и поэтому мистика как господствующее знание отсутствует, но приписывается отдельным материальным частям, скрыта в свойствах этих частей. В целом, понятие 2 является вульгарно-материалистическим представлением о вещи и выступает как антитезис (от греческого – противоположение). Понятие 3 всегда противоположно понятию 2 и формально, по форме, схоже с понятием 1. Понятие 3 основано на знаниях, которые объясняют и растворяют мистические составляющие понятия 1 и понятия 2, переосмысливают эти понятия и позволяют соединить их друг с другом. Понятие 3 является синтезом (от греческого – соединение) понятия 1 и понятия 2. Понятие 3 лишено мистики и потому является истинным, научным понятием, знаниями о вещи, которые подтверждаются практикой. Почему в процессе познания происходит смена понятий? Потому что понятия внутри себя содержат противоречия. В понятии 1 противоречие чувствовала даже безграмотная бабушка, выразившая его в своем вопросе ко мне. В понятии 2 противоречие чувствовал я, когда слушал детские передачи, где ведущий, читая письма детей, эмоционально комментировал их, рассуждал на затронутые в них темы, - чувствовалось человеческое мышление, живое человеческое общение, а неодушевленные железки и картонки не могли так делать. Но устранить эти противоречия в рамках понятий 1 и 2 невозможно, их можно устранить только вместе с этими понятиями. Поэтому противоречия в понятии 1 и понятии 2 являются антагонистическими, а сами понятия ненаучными. Понятие 3 тоже имеет противоречия, но эти противоречия не познания радиоприемника, - сущность его раскрыта, - а противоречия усовершенствования радиоприемника, его развития (улучшение качества звучания, создание 2-х и 3-х программного радиовещания, создание беспроводного и многопрограммного радиовещания). Каково содержание процесса перехода знаний от понятия к понятию? Понятие 2 отрицает понятие 1 через снятие, через перенятие элементов истины: отбрасывает вымышленных человечков и перенимает человеческий голос, правда, искажая его природу, представляя его как голос железок и картонок. Снятие понятия 1 заключается в том, что, изучая внутренние детали, мы воспринимаем их не какими-то посторонними, безымянными, а элементами радиоприемника; ведь в другой вещи та же деталь может выполнять совсем другую функцию. (Например, в юмореске Николая Лукинского ноутбук выполняет функцию опоры ножки стола, который до этого стоял неустойчиво.) Понятие 3 отрицает понятие 2 опять же через снятие элементов истины: отбрасывает «говорящие» железки и картонки, возвращает голос к его истинному источнику, к людям, но не вымышленным человечкам понятия 1, а к реальным людям. Железки и картонки лишаются не только «своего человеческого» голоса, но им запрещено вообще издавать какие-либо свои звуки, чтобы не создавать помехи и не искажать человеческий голос. Их роль сведена к воспроизведению человеческого голоса, произнесенного перед микрофоном. Как следует из вышесказанного и схемы 1, переход от понятия к понятию осуществляется только через изучение конкретной вещи. Непосредственных переходов от одного понятия к другому нет. Кто не согласен с этим, пусть попробует перейти от понятия 1 к понятию 2, не заглядывая внутрь радиоприемника. Процесс познания от начала и до конца происходит по законам диалектики. Уже сама смена понятий – это проявление закона отрицания отрицания. Приобретение новых знаний, т.е. увеличение количества знаний, приводит к скачку, к новому, противоположному, понятию о вещи. Конкретное в мышлении, конкретное для человека, выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, но в познании конкретное есть действительный исходный пункт созерцания и представления (см. также [1, т. 12, с. 729 и т. 46, часть 1, с. 37]). То есть, результат познания (познанная вещь) совпадает с исходным пунктом познания (непознанная, созерцаемая вещь), как две точки конца и начала витка спирали.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.01 с.) |