Процесс преодоления кризисных ситуаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс преодоления кризисных ситуаций.



В ходе научных наблюдений было установлено, что в различных ситуациях спортивной деятельности начинают доминировать переживания соответствующие сложившейся в ходе данных условий. Например, в предстартовой ситуации обычно доминируют переживания неуверенности, в случаях после поражения доминирует переживание неудовлетворённости, а у возрастных спортсменов переживание завершения спортивной карьеры. Иногда, в ряде ситуаций может доминировать их целый комплекс переживаний, например, в предстартовом отрезке времени может появиться неуверенность, боязнь поражения, ответственность, одиночество. Управлять самому этим процессом самому спортсмену сложно, поэтому поддерживать его должен опытный наставник, который должен знать, как трансформировать его значимые переживания- это значит уметь помогать изменять отношения к ним. Для этого наставник должен умело вступать в диалог со спортсменом и завоёвывать его доверие с первых фраз. Своим сопереживанием раскрывать спортсмена, вызывать у него желание выговориться, затем успокаивать его на эмоциональном уровне. Умело работать над содержательной стороной переживания снижать в сознании спортсмена его значимость. Предлагать ему конкретный план преодоления кризисной ситуации, одновременно незаметно переводить его в категорию менее значимого переживания.

Кризисные ситуации может помогать преодолевать группа психологической поддержки, в которую могут входить: тренер, родные, друзья, подруги, психолог, а так же различные жизненные ценности, включающие память о каком-то человеке, или событии.

Выполнение системы поведенческих ритуалов в основе которых лежит порядок поведения и мыслей, направленный на формирование предстартового психофизиологического состояния, концентрацию внимания на предстоящую деятельность и оптимизацию мотивации.

Ведение личного дневника, в который спортсмен может записывать свои значимые переживания, анализировать их и находить пути решения. А так же в случае установления доверительных отношений показывать свои записи тренеру, или психологу и с их помощью, на основе совместных решению преодолевать кризисные ситуации

 Что бы предвидеть возможные кризисные ситуации и предотвращать их в самом начале, опытный педагог должен также уметь разбираться в типологии характеров своих учеников выделено следующие типы, основанные на мотивации:

«Человек долга» - обладает положительной мотивацией: чувством ответственности, чести, патриотизма.

 «Человек одиночка»- обладает отрицательной мотивацией: негативизмом к людям и жизни, злостью и ненавистью к соперникам, индивидуализмом и меркантилизмом.

Эти два типа объединяет высокая мотивация к основной деятельности, приводящая к заданной цели.

«Артистический тип»- отличается пониженной мотивацией, получает воодушевление от внешних атрибутов спорта: зрителей, публичности жизни, популярности, творчества деятельности. Для стабильных больших побед ему не хватает спортивной злости. Наличие соперничества затрудняет у них проявление артистичности и ведёт к ухудшению соревновательной деятельности.

«Интеллектуальный тип, или философ» - спорт для него испытательный полигон, в котором он изучает себя, свои возможности, готовит к новой деятельности, в которой часто добивается успеха.

«Хрупкий тип»- сложившийся в результате счастливого детства, не терпящий грубостей, диктаторства, хамства. Тяжело переживает кризисные ситуации, особенно предстартовую, и после поражения. Даже при высокой степени одарённости не добивается успехов, рано уходит из спорта.

Вопросы на семинарском занятии.

1.Назвать причины значительных переживаний во внутреннем мире спортсменов.

2. Процесс преодоления кризисных ситуаций.

3. Типология характера спортсменов по Загайнову Р.М

Литература к лекции.

Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1984.

Загайнов Р.М. Поражение (психологическое эссе) - М.; Компьютер-пресс, 1993.- 192. Доверие души.- М.: ФиС, 1983.-112 с.

Загайнов Р.М. Психолого - педагогические основы преодоления кризисных ситуаций. Докторская диссертация. – Л., 1992.

Загайнов Р.М. Поражение (психологическое эссе) - М.; Компьютер-пресс, 1993.- 192 с.

Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений М.: Советский спорт, 2012.- 192 с.

Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.- М.: Медицина. 1989.

Приложение - педагогика спорта в вопросах и ответах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.004 с.)