Педагогика спорта как метапредмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика спорта как метапредмет



Спортивная педагогика,  как относительно самостоятельная наука сформировалась на стыке различных отраслевых систем знаний. Среди них: социально-гуманитарного характера- социология, психология, этика, аксиология, антропология, культурология. Естественно-научного: анатомия, физиология, биомеханика. А так же- технико-технического цикла и математико-измерительного характера. Спортивная педагогика как бы объединила комплексные задачи изучения биосоматического, психического и духовного, т.е. социокультурного существования человека. Именно эта особенность, проявляющаяся как интеграционное свойство отражение человеческого бытия с точки зрения различных наук, обеспечила ей стать объединяющей межотраслевой системой знаний, т.е. метанаукой.

 Педагогика спорта  базируется на спортивной деятельности в следствии, которой происходит разностороннее развитие обучающихся: физическое, умственное, интеллектуальное, творческое, духовно-психологическое и т.д.   Таким образомпедагогику спорта можно определить, как развивающий метапредмет.

В настоящее время, важным качеством специалиста становится умение выделять актуальные проблемы и эффективно решать их на междисциплинарном уровне. При этом все более очевидно, что невозможно эффективно решать проблемы развития, не подходя к ним системно, то есть, не рассматривая каждую проблему как часть более общей проблемы. Так и при разработке метапредмета «Развивающая педагогика спорта» можно отметить три основания. Во-первых, четкое представление о теориях, которые являются определяющими понятие «метапредмета».

Это: 1) теория основных типов сознания и мышления и соответствующих им действий

2) теория учебной деятельности

3) теория развивающего обучения 

4) методология системного проектирования.

Во-вторых, рассматривая понятие «развивающая педагогика спорта» необходимо первоначально специально и тщательно проанализировать содержание и структуру пространства спорта, а также структуру деятельности вообще. Затем можно перейти к рассмотрению собственно учебной деятельности студентов вузов физической культуры и спорта.

Третьим основанием разработки понятия метапредмета «Развивающая педагогика спорта» является форма и строение понятий. Строение понятий, - в частности строение его формы, определяются, во-первых, характером объекта мысли, во-вторых, глубиной познания, глубиной проникновения в объект. Последнее, в свою очередь, определяется характером познавательной деятельности, в частности характером и степенью опосредования исследуемого отношения другими отношениями в процессе познания.

 

2.3. Физическое воспитание и спорт, имея степень общности, принципиально различаются. Если сущность физического воспи­тания выражается в потребности человека систематически и гра­мотно заниматься физическими упражнениями, то сущ­ность спорта — в систематическом достижении спортивного ре­зультата на соревнованиях. Условно в спорте можно выделить две подсистемы показателей:

 1) спортивные результаты, соответ­ствующие общим средним способностям людей;

 2) спортивные результаты на пределе человеческих возможностей. В первом слу­чае подразумевается массовый спорт, во втором — спорт высших достижений.

 

Коренное отличие педагогики спорта от те­ории и методики физического воспитания заключено в раз­личии исходных (базовых) понятий этих областей:

1.в теории физического воспитания к основным средствам относят физическое упражнение, естественные силы природы (солнце, воздух, воду) и гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, медицинское обслуживание);

2.в педагогике спорта основным средством является вид спортивной деятельности, воздействующий на человека через время занятий и соревновательный результат.

Основным средством и методом спортивно-педагогического воздействия на людей становятся многочисленные спортивные дисциплины, диапазон которых в последние десятилетия продол­жает стремительно расширяться и которые выбираются каждым конкретным человеком добровольно. Спортивная дисциплина отдельное упражнение или определенный комплекс упражнений какого-либо вида спорта, по которым проводятся официальные соревнования. Перечень дисциплин, охватываемых определенным видом спорта, утверж­дается соответствующими международными спортивными феде­рациями в обязательном порядке в программе Олимпийских игр спортивная дисциплина является одним из номеров, по кото­рым разыгрываются первенства. В педагогике спорта спортивная дисциплина — основное средство воздействия в интересах раз­вития, обучения, образования и воспитания занимающихся ею людей. В современных условиях возрастающего технического процесса в спортивной деятельности особую актуальность приобретают вопросы методологии и методики научно-педагогических исследований. Эту тенденцию в гармонизации новых отношений в этой области физической культуры способна обеспечить ветвь новой области научных и гуманитарных знаний — педагогика спорта.

Вопросы на семинарских занятиях.

1.Что изучает педагогика Ф. К., какова её цель, задачи и методы обучения.

2. Почему педагогику Ф.К. Можно назвать метонаукой.

3. Как современные ученые представляют себе предмет педагогики спорта9

4. Теоретическая база и функции педагогики спорта.

5. Каковы особенности проявления общепедагогических категорий в педагогике спорта?

Литература к лекции.

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическомвоспитании. М., 1978

2. Коропов В. М. Воспитывающее обучение М, 1980

3. Леонтьев А И Деятельность: теории, методология, проблемы. М. 1990.

4. Неверкович С. Д. Развивающая педагогика физической культуры и спорта: Учебник для вузов. – М., 2012. - с. Антология гуманитарной педагогики. Платон. –М.:Издательский

дом Шалвы Амоношвили, 2000.-224с.

5. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». –Институт учебника «Пайдея», 1998.-382с.

6. Проблемы материалистической диалектики как теории познания.М.: Наука, 1979.-357с.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.-541с.

8. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. М.:Научный мир, 2005, 240с.

9. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М.: Центр «Школьная книга». 2001, -248с.

10. Методология современной общей и спортивной педагогики.\\ Материалы Всероссийской научной конференции.-М.:»Евсти».-372с.

12.Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. –М.: Наука,1978. – 391с.

 

Лекция № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.006 с.)