Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема№1. Введениев проблемы современной педагогики физической культуры и спорта.

Поиск

Оглавление.

Тема№1. Введениев проблемы современной педагогики физической культуры и спорта.

2.Лекция № 1. Возникновение и первоначальное развитие педагогики спорта

3.Лекция №1.Введение в педагогику физической культуры.

4.Лекция № 2.Особенности спортивно-педагогического труда направления воспитательной работы.

5. Лекция № 3. Концепция методов спортивного воспитания.

Тема №.2. Методологические основы и методы научных исследований педагогики спорта.

 Лекция № 4.Методы физического воспитания

8. Лекция № 5.Методологический базис педагогики спорта

9. Лекция № 6.Естественный эксперимент методы и исследований в педагогике спорта.

10. Лекция №7.Понятие педагогическая технология, сущность и эволюция.

11. Лекция № 8.Проектирование спортивно-педагогических систем

Тема № 3 Формирование личности в  спортивной группе.

13. Лекция № 9. Референтные спортивные группы и коллективы

14. Лекция № 10.Физическая культура и спорт как специфическая среда формирования личности человека.

15. Лекция № 11.Педагогические способности

и стиль поведения тренера при формировании личности спортсмена в коллективе.

16.Лекция №12.Патриотическое воспитание в сфере физической культуры.

Тема № 3. Основы спортивной психопедагогики

18Лекция № 13. Основные направления дисциплины.

19. Лекция № 14.Общие направления в изучении спортсмена.

20.Лекция № 15.Психодиагностика состояний спортсмена.

21. Лекция № 16. Признаки психического перенапряжения в тренировочном процессе.

22.Лекция № 17.Предсоревновательное и соревновательное психическое напряжение его динамика и причины.

23.Лекция № 18.Коррекция психических состояний в подготовке к соревнованиям.

24.Лекция № 19. Кризисные ситуации в жизни спортсменов и методы их преодоления.

Приложение - педагогика спорта в вопросах и ответах

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

Программа.


Курс лекций по педагогики спорта составленный на основе работ Неверковича С.Д., Горбунова Г.Д., ЗагайноваР.М., Сидорова А.А.

Тема№1

Введениев проблемы современной педагогики физической культуры и спорта.

Лекция № 1

Вопросы для самопроверки

1 Охарактеризовать сущность систем военно-физического воспитания в Древ­ней Грции и Древнем Риме

2. Охарактеризовать принципиальное отличие афинской системы спортивного воспитания от других известных из истории аналогичных систем.

 3. Охарактеризовать воспитательную роль рыцарских турниров.

4.Охарактеризовать военно-спортивную подготовку в зарубежных буржуазных государствах Европы.

5.Изложить знаменательные события в развитии педагогической те­ории и практики спорта в дореволюционной России вы можете на­звать

6. Расскажите о вкладе генерал лейтенанта Алексея ДмчтриевичаБутовского в Олимпийское движение.

7. Охарактеризовать развитие педагогики спорта спорта в период советской в тасти9

 

Использованная литература.

Булатов А С История физической подготовки войск: Учеб. Л, 1978 С 25.

Гуте Мутси. Книга по гимнастике для сынов отечества. Шнеп-фентать, 1817. В 1879

Вестник русского сокольства 1914 № 3. С. 84

Дощечки гладиаторов у римлян. Мюнхен, 1864.

КлиасП Г. Начальные основы гимнастики или искусство «турнен». Бургдорф в Берне, 1820

Нахтегалт Ф. Учебник по гимнастике для высших учебных заведений Дании Тондерн,1873. Сокол. 1911 № 1.С.4.

Евстафьев Б. В. Начало биографии института (1909—918): Из жизни Главной гимнастическо-фехтовальной школы. Л.. 1981. С 6

Олимпийские игры в Стокгольме // Русский спорт. 1912. № 29. С. 6—7.

Очерки по истории физической культуры. М., 1950. Вып. 5. С. 95 -96

Медынский Е. Н Памяти П. Ф Лесгафта. М., 1947. С. 8.

Чихачев Ю Т., Евстафьев Б. В. Начало биографии института (1909—1918): Из жизни Главной гимнастическо-фехтовальной школы. Л.. 1981. С 65

Олимпийские игры в Стокгольме // Русский спорт. 1912. № 29. С. 6—7.

 

Лекция №2

Литература к лекции.

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическомвоспитании. М., 1978

2. Коропов В. М. Воспитывающее обучение М, 1980

3. Леонтьев А И Деятельность: теории, методология, проблемы. М. 1990.

4. Неверкович С. Д. Развивающая педагогика физической культуры и спорта: Учебник для вузов. – М., 2012. - с. Антология гуманитарной педагогики. Платон. –М.:Издательский

дом Шалвы Амоношвили, 2000.-224с.

5. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». –Институт учебника «Пайдея», 1998.-382с.

6. Проблемы материалистической диалектики как теории познания.М.: Наука, 1979.-357с.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.-541с.

8. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. М.:Научный мир, 2005, 240с.

9. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М.: Центр «Школьная книга». 2001, -248с.

10. Методология современной общей и спортивной педагогики.\\ Материалы Всероссийской научной конференции.-М.:»Евсти».-372с.

12.Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. –М.: Наука,1978. – 391с.

 

Лекция № 3

Вопрос для самопроверки

1). Охарактеризовать в чём заключены особенности спортивно-педагогического труда и каковы основные направления воспитательной работы при подготов­ке тренеров.

2). Охарактеризовать личностно-ориентированные парадигмы в дидактике спорта.

 

 3).Охарактеризовать спортивный педагогический процесс как систему

 4). Охарактеризовать каковы педагогические условия руководства самовоспитанием спортсменов.

Использованная литература.

Агеевец В. У., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интел­лектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности // Спорт в современном обществе. М, 1980.

ВендровскаяР Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982.

Волков И П, Пономарев Я И. Социально психологическое воз­действие спорта на массовое сознание людей // Теория и практика физической культуры. 1984

Добролюбов Н А. О значении авторитета в воспитании: Избран­ные педагогические сочинения М, I486.

Чихачев Ю Т.,Беспалько В П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 177. С. 292.

 

Лекция № 4

Вопросы для самопроверки

Перечислить методы спортивного воспитания.

Что лежит в основе метода убеждения?

Назвать три типа упражнений используемых в в практике воспитательной работы.

Охарактеризовать метод поощрения.

Охарактеризовать метод наказания.

Использованная литература.

Белорусова ВВВоспитание в спорте. М., 1974.

Белорусова ВВ Тезисы этических бесед о спорте. Л, 1987.

Гальперин П Я Актуальные проблемы возрастной психологии. М„ 1978.

Добролюбов Н А. О значении авторитета в воспитании: Избран­ные педагогические сочинения М, I486.

Зараковский Г М Психофизиологический анализ трудовой де­ятельности М., 196б

Макаренко А С Соч. Т. 5. С 148—149.Маршцук В Л, Серова Л К. Информационные аспекты управле­ния спортсменом. М., 1983.

Меньшиков И К Труд и спорт. JL, 1987.

Ушинский К Д О пользе педагогической литературы // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974.

 

Тема №.2.

Лекция № 5

Вопросы для самопроверки

Дать определение термину  методический приём.

 Дать определение термину методический подход.

Назвать и охарактеризовать изложенные методы обучения.

Охарактеризовать этапы  обучения двигательным действиям.

Охарактеризовать процесс  обучения методами   двигательных действий.

Использованная литература.

Архангельский С. И Лекции по теории обучения в высшей шко­ле М, 1974.

Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976.

Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., 1978

БелорусоваВВВоспитание в спорте. М., 1974.

Беспалько В П Основы теории педагогических систем Воронеж, 197

Быков В. В Методы науки М., 1974.

Краевский В.В. Методология педагогической науки. М.: Центр «Школьная книга». 2001, -248с

Лекция № 6.

Лекция № 7.

Вопросы для самопроверки

Какое место в спортивно-педагогических исследованиях занимает естественный эксперимент?

Какие виды экспериментов применяются в социологии, педагоги­ке и технических науках9

Назовите общие составляющие, характерные для научного экспе­римента

 Как вы понимаете функцию абстрактной модели специфической теории?

Использованная литература.

Ананьев Б Г. Научные основы политической работы в массах Л., 1972. С. 102.

Быков В. Методы науки. М, 1974. С. 16

Зиновьев А. А. Логика науки М, 1971 С. 28.

Платт Дж. Методы строгих выводов /' Вопросы философии. 1965. № 9. С 77.

Лекция №8.

Лекция № 9

Вопросы для самопроверки

Перечислить ряд составляющих, которые  определяют область спортивно педагогической технологии.

 Назвать  чем проявляется гуманистическая позиция тренера, работаю­щего со спортсменами высокого класса.

Назвать какой наиболее важный практический совет можно дать тренеру, которому  необходимо следовать в общении со спортсменами.

Использованная литература.

Архангельский С. И Лекции по теории обучения в высшей шко­ле М, 1974.

Никандров Н Д Программированное обучение и идеи киберне­тики М. 1970

Проблемы современной системы подготовки высококвалифици­рованных спортсменов //Труды ВНИИФК М, J975.

Педагогика / Под ред. Ю. К Бабанского М, 1972 Платонов К. К. Проблемы способностей М.,

Тема № 3


Лекция № 10.

Вопросы для самопроверки.

Что является атрибутом организованной группы людей?

Охарактеризовать структуру группового сознания.

 Что такое референтная группа?

Охарактеризовать особенности руководства в спорте.

Охарактеризовать стадии развития коллектива.

Использованная литература.

Бодалев АА. Личность и общение Избранные труды М, 1983.

Спорт и личность: Сборник статей М, 1975

Рамулъ К А О педагогическом эксперименте: Введение в мето­ды экспериментальной психологии. Тарту, 1963.

Лекция № 11.

Вопросы для самопроверки.

Назвать три составляющие основополагающего воспитательного принципа физической культуры и спорта.

Какие главные особенности присущи спортивной деятельности отражающийся в специфических чертах его характера спортсменов.

Что понимается под словосочетанием педагогическая культура?

Что понимается под словосочетанием педагогическое мастерство?

Что понимается под словосочетанием педагогический стиль

Использованная литература.

Нестеров А А., Миронов В В, Сидоров А. А. Кафедра физиче­ской подготовки и спорта военно-учебного заведения М., 1987

Пономарев Н И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека СПб., 1996

Сидоров А. А, Прохорова М. В, Синюхин Б. Д. Пелагогика: У чеб- ник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дис­циплине «Физическая культура». СПб., 1996.

Лекция № 12.

Педагогические способности

Вопросы для самопроверки

В чем сущность воспитания, если рассматривать это явление в ши­роком и узком значениях?

Как можно понимать  взаимоотношение целей и задач воспитания?

Охарактеризовать  закономерности воспитания, и назвать принципах в которых они отражены.

Перечислите этапы формирования коллектива и расскажите об их содержательной основе.

Охарактеризовать каким образом происходит воспитание личности в коллективе.

Охарактеризовать факторы проявления педагогического мастерства спортивного педагога.

Охарактеризовать спортивно- педагогические стили воспитания.

Используемая литература

Гальперин П Я Актуальные проблемы возрастной психологии. М„ 1978.

Гессен С. И Основы педагогики: Введение в прикладную фило­софию М., Ю95.

Гуревич К МПрофессиональнач пригодность и основные свой­ства нервной системы М., 1970.

Зараковский Г М Психофизиологический анализ трудовой де­ятельности М., 196б

Макаренко А. С. Соч. Т. 5 С. 316.

Решетенъ И И, Фролова М И Особенности и воспитательные возможности спортивного коллектива М, 1980

Ушинскии К. Д. Родное слово,/Собр соч.: В 11т. М., 1°49. Т. 6. С 259.

Лекция №13.

Вопросы для самопроверки.

Охарактеризовать понятие патриотическое воспитание.

      Охарактеризовать цели и задачи патриотического воспитания в сфере физической культуры..

      Охарактеризовать принципы патриотического воспитания в сфере физической культуры

     Охарактеризовать задачи патриотического воспитания в сфере физической культуры.

Используемая литература.

Коропов В. М. Воспитывающее обучение М, 1980

Макаренко А. С Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М„ 1977

Нестеров А А., Миронов В В, Сидоров А. А. Кафедра физиче­ской подготовки и спорта военно-учебного заведения М., 1987

Педагогика / Под ред. Ю. К Бабанского М, 1972 Платонов К. К. Проблемы способностей М.,шЩ

Пономарев Н И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека СПб., 1996

Проблемы современной системы подготовки высококвалифици­рованных спортсменов //Труды ВНИИФК М, J975 Вып. 2.

Решетенъ И И, Фролова М И Особенности и воспитательные возможности спортивного коллектива М, 1980

 

Тема № 3.

Лекция № 14.

Основные направления дисциплины.

14.1.Введение в предмет. Предмет психопедагогика стоит на стыке двух дисциплин: педагогики и психологии. Это слияние было обусловлено тем, что педагогика опирается на знания о психике и закономерности психического развития человека, а психология укрепила своё прикладное значение с выходом в широкий спектр педагогической практики. Благодаря этому соединению образовалось новое направление науки, в котором общие задачи педагогики такие, как обучение, воспитание и образование, стали решаться с использованием накопленного в психологии и смежных дисциплинах опыта воздействия на человека, с целью решения практических задач в сферах образования. Поскольку психология занимает главное место в изучении поведения человека, она стала базовой наукой для педагогики а так же, теории и методики физического воспитания. И это не случайно, так как практика во всех видах деятельности человека, в том числе и спортивной, требует не только изучение поведения человека, сколько воздействия на него. Но прежде чем воздействовать на объект, его надо сначала изучить, поскольку без изучения невозможно правильное и целенаправленное воздействие. В связи с этим психология приобретает практическое значение, это особенно проявляется, когда она становится на стыке с другими дисциплинами, а её прикладное значение определяется не только качеством исследования, или обследования объекта, а главным образом эффективностью воздействия на него. Это касается всех отраслей психологии, в том числе и в психологии спорта, когда тренер- педагог, прибегая к услугам психологов с целью улучшить результат выступлений спортсмена в соревнованиях. Критерий деятельности практического психолога спорта состоит в том, чтобы быть полезным спортсмену и тренеру. А так же своим непосредственным участием в проведении тренировочного процесса и подготовке к участию в соревнованиях способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена. Из выше изложенного можно сделать вывод, что в основе психопедагогике спорта лежит изучение, развитие и совершенствование нервно-психологических механизмов в организме спортсменов, а также психология воздействия, главной задачей которой является психологическое обеспечение спортивной деятельности.

Вопросы на семинарских занятиях.

 1. Что лежит в основе психопедагогике спорта.

2.Общие направления психопедагогики в изучении спортсмена.

3. Охарактеризовать управление психическими проявлениями на бессознательном и сознательном уровенях.

Литература к лекции.

Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – 4е издание, испр. И доп.- М: Советский спорт, 2012.-312с: ил.

Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Курс лекций. Под редакцией д.п.н. профессора Блеера А.Н. М.2006, 380

Лекция № 15.

Вопросы на семинарском занятии.

1.Охарактеризовать подсознательный уровень психическойсаморегуляции

1.Охарактеризовать закономерности процесса автоматизации движений в спортивной деятельности.

3. Охарактеризовать сознательный уровень психическойсаморегуляции

1.Охарактеризовать.

Литература к лекции.

Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – 4е издание, испр. И доп.- М: Советский спорт, 2012.-312с: ил.

Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Курс лекций. Под редакцией д.п.н. профессора Блеера А.Н. М.2006, 380

Лекция № 16.

Вопросы на семинарском занятии.

1. Охарактеризовать процесс наблюдения и беседы, как приёмы психодиагностики спорта.

2. Охарактеризовать процессы возникновения психического напряжения в спортивной деятельности.

3. Охарактеризовать признаки психического перенапряжения состояния спортсменов.

 Литература к лекции.

Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – 4е издание, испр. И доп.- М: Советский спорт, 2012.-312с: ил.

Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Курс лекций. Под редакцией д.п.н. профессора Блеера А.Н. М.2006, 380

 

Лекция № 17.

 Признаки психического перенапряжения в тренировочном процессе.

17.1. Стадии психического перенапряжения. Выделяют три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность, астеничность.

Общие признаки: быстрота, утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства бодрости и свежести после пробуждения, эпизодические головные боли.

Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.

Первая стадия -нервозность, к ней относятся: капризность, неустойчивость настроения, внутренняя (сдерживаемая) раздражительность, возникновение ощущения боли в мышцах, внутренних органах и т.д. Вначале они проявляются редко и не очень выражено. Когда проявляется капризность, спортсмен остаётся дисциплинированным, качественно выполняет намеченную работу, но периодически выражает недовольство или заданием, или тоном обращения к нему, либо бытовыми условиями. Это может быть подкреплено, мимикой, жестами, поведением. У взрослого спортсмена каприз - это проявление слабости, усталости, инфантильная реакция на трудную ситуацию, конфликт между пониманием необходимости и нежеланием действовать. В этом случае тренер должен не потакать капризам, так как это создаёт условия для дальнейших проявлений, не пресекать резко, так как это может привести к конфликтам, а мягко корректировать поведение спортсмена, помогая ему проявлять сдержанность и терпение.

Неустойчивость настроения выражается в том, что спортсмен не отвечает на шутки, ходит мрачный, проявляет общее недовольство, при незначительном успехе неадекватно радуется, от неё быстро переходит к негативному отношению к окружающему. Спортсмен, находящейся в подобном расположении духа может надерзить, или нахамить тренеру, поставить в тупик окружающих контрастами своего поведения. Если вовремя не пресечь подобное поведение, вплоть до расставания с талантливым спортсменом, то может появиться опасность потерять тренерский авторитет и испортить наработанный воспитательный процесс.

Внутренняя раздражительность, как одно из проявлений неустойчивого настроения чаще всего проявляется во взгляде, мимике, пантомимике, а так же в высказываниях, в которых спортсмен может стать более прямолинеен, иногда язвителен, но при этом спонтанную раздражительность сдерживает и контролирует.

У многих спортсменов в течении тренировочного процесса могут возникать какие-то неприятные ощущения в мышцах, суставах или внутренних органах, сетуя на них кто-то может отказываться от выполнения каких то заданий, оправдываться за неудачные выступления. Болезненные состояния могут естественно увеличиваться в период нарастающей физической нагрузки и спортсмены тревожно мнительного типа могут начать сильнее на фиксировать на них внимание. В связи с этим обыкновенное состояние психической напряжённости может перерасти у них в ипохондрическое, характеризующееся преувеличенным вниманием к своему здоровью. Жалобы на эти ощущения тренеру нужно учитывать, а где-то мягко пресекать. Для нормализации психического состояния спортсмена можно выяснить причины, изменить досуг и активнее использовать методы психорегуляции.

Вторая стадия психического перенапряжения-это порочная сценичность, которая характеризуется нарастающей несдержанностью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной возбудимостью,беспокойством напряжённым ожиданием неприятностей. Нарастающая несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен всё сильнее начинает утрачивать самообладание, проявлять гнев, направлять его на товарищей, случайных людей и тренера. Ведь именно он определяет нагрузку и заставляет её выполнять. Одновременно понимая, что что тренер прав, что задания нужно выполнять, спортсмен тем не менее может проявлять отрицательные эмоции. В результате может баланс рационального сдвигается в сторону эмоционального, наступить момент острого общения и от привычной рабочей обстановке, спортсмен может перейти к тактике борьбы и отказа.

Эмоциональная неустойчивость выражается в нарушении оптимального уровня эмоционального возбуждения, чаще всего в сторону перевозбуждения. Например, необходимость что-то сказать, или спросить может вызвать у одного неадекватную ситуацию учащения пульса, покраснение лица, потоотделение. У другого может возникнуть непереносимость ожидания, когда становится тяжело усидеть на месте и он может начать злиться и ругаться. У третьего может возникнуть мрачное настроение и пессимизм. Эта стадия может у некоторых спортсменов может проходить очень быстро и переходить в третью стадию –астенизм. Для неё характерен: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сензитивность.

Общий депрессивный фон настроения выражается в подавленности, угнетённости, заторможенности, пассивности, снижении общего тона и мотивации деятельности, отсутствия привычных желаний. Наблюдается ухудшение качества выполнения тренировочных занятий, и их пропуски. Ставится под сомнение запланированный результат и возможность победы над слабыми противниками, в общении присутствует пессимистический тон и появление страха.

 Тревожность – выражается в нарушении внутреннего психологического комфорта, переживании сильного беспокойства, или даже страха. Чаще всего это состояние возникает в связи с приближающимися соревнованиями, в менее острой фазе она присутствует в тренировочном процессе, но более глубокой, продолжительной и устойчивой форме.

Неуверенность в своих силах является следствием мыслей о несоответствии своих возможностей выполнения поставленной цели. Это психическое состояние может возникнуть даже когда уверенный в себе человек начинает сомневаться в своих силах. Крайние случаи развития этого состояния приводят отказу от намеченной цели и уходу из спорта.

17. 2. Педагогические рекомендации спортсмену и тренеру в период наибольших физических нагрузок.

 Знание признаков психического перенапряжения позволяет корректировать тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний каждого из спортсменов и тренер может формулировать для них общие рекомендации.

В тот момент времени, когда тренировочная нагрузка у спортсмена наиболее возрастёт, возможно временное психическое напряжение, к которому нужно относиться спокойно, так как после снижения объема работы и восстановления, наступает рост спортивного результата. В период психического перенапряжения интерес к тренировкам может снижаться, а количество отрицательных переживаний увеличиваться. В этом случае нужно проявить волю и выдержку, заменить побуждения «хочу отдохнуть» на «должен выполнить» и побольше представлять радости победы, как награду за свой нелёгкий путь. В этот трудный период нужно быть более организованным, отвлечься от спешки и суеты и сохранять силы для тренировки и интерес к активному отдыху. Чем выше будет возникать усталость, тем критичнее нужно относиться к себе, уважать окружающих и тренера. А также понимать, что ошибки есть у всех и конфликтен тот, кто не хочет это понять, а обиды -это явление временное, они уходят с уменьшением нагрузки. Поэтому нужно проявлять терпение и оптимизм. А  для экономии сил нужно контролировать общение с окружающими, уходить от раздражающих разговоров, стараться взаимодействовать с теми, которые несут положительный эмоциональный заряд. Стараться переносить различные болевые ощущения, как положительный фактор связанный с жёсткой перестройкой организма, за которой последует облегчение и рост спортивных результатов. Если придут тревоги и беспокойства, они обусловлены утомлённым состоянием, они исчезнут когда всё придёт в норму.

Тренер должен учитывать, что: полное отсутствие у спортсмена признаков психического перенапряжения в пик тренировочных нагрузок, может быть результатом неправильного построения тренировочного процесса. Если при нагрузке далёкой от максимума у спортсмена наблюдаются признаки первой стадии психического перенапряжения, то причину нужно искать во внешних факторах, например: в конфликтах с окружающими, в снижении мотивации, появление новой системы ценностей и т.д. При появлении признаков первой стадии перенапряжения, требуется коррекция поведения спортсмена, или его режима, а не уменьшение тренировочной нагрузки. При появлении второй стадии перенапряжения тренеру следует пересмотреть запланированную нагрузку и систему восстановления спортсмена. Если обнаружатся признаки третий стадии перенапряжения, то это значит, что тренер допустил ошибки в расчётах, в результате которых может произойти, длительное восстановление и смещение целевых установок, нарушение непрерывности подготовки к результату экстракласса. Может быть так, что в самый нагрузочный период от накопившейся усталости спортсмен будет настаивать на пропуске занятия, то трене должен суметь дипломатично, но твёрдо объяснить ему, что делать нельзя. По той причине, что период его нервно психического восстановления возрастёт, и спортсмен не сумеет ко дню выступления подойти в нужной форме. На почве усталости даже между опытным спортсменом и тренером могут возникнуть конфликты, которые тренер должен предвидеть и по возможности предупреждать и делать это таким образом, что бы они ни послужили примером для повторения другими более молодыми учениками.

 Вопросы на семинарском занятии.

1. Назвать стадии психического перенапряжения.

2. Общие рекомендации коррекции психического перенапряжения в тренировочном процессе.

3. Что может показывать полное отсутствие у спортсмена признаков психического перенапряжения в пик тренировочных нагрузок.

Литература к лекции.

Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – 4е издание, испр. И доп.- М: Советский спорт, 2012.-312с: ил.

Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Курс лекций. Под редакцией д.п.н. профессора Блеера А.Н. М.2006, 380

 

Лекция № 18.

Вопросы на семинарском занятии.

1.Охарактеризовать состояния боевой готовности, предстартовой лихорадки и стартовой апатии.

2. Назвать причины, влияющих на динамику психического напряжения.

3. Назвать способы управления предстартовым психическим состоянием.

Литература к лекции.

Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – 4е издание, испр. И доп.- М: Советский спорт, 2012.-312с: ил.

Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Курс лекций. Под редакцией д.п.н. профессора Блеера А.Н. М.2006, 380

Лекция № 19.

Коррекция психических состояний в подготовке к соревнованиям.

19.1. Этапы коррекции. На заключительном этапе подготовке к соревнованиям могут проводится специальные мероприятия по коррекции психических состояний, с целью укрепления психологической защиты. Проведение этих мероприятий начинается за 1-1,5 месяца до начала наиболее значимых выступлений сезона. Этот период делят на несколько частей: примерно за 35-40 дней до дня состязаний проводят воздействия помогающие сохранить интерес к занятиям, мотивацию активности, чувства жизнерадостности от пребывания в большом спорте и формированию положительному отношению к физической нагрузке. За 20-25 дней поддерживается уверенность в хорошем восстановлении после получения нагрузок и внушается необходимость выдержать психическое напряжение и перенапряжение. За 15-20 дней на повышения качества продуктивности работы. За 10-15 дней начинается актуализация предсоревновательной установки на создание боевой уверенности. Примерно за неделю до соревнований объём психорегулирующих мероприятий резко сокращается, в дальнейшем за день, два, или в день выступления коррекция осуществляется гипнотическими внушениями. Установлено, что внушения и самовнушения лучше всего реализуются, когда человек находится в расслабленном состоянии покоя и полудрёмы, когда кора головного мозга несколько заторможена. Естественным образом эти состояния наблюдаются в момент отдыха после окончания тренировочного занятия, или перед сном. Проводить начальное обучение может тренер, или психолог, далее спортсмен их будет осуществлять сам методом саморегуляции.

Вопросы на семинарском занятии.

1.Этапы коррекции психического состояния спортсменов.

2. Охарактеризовать методику обучения аутотренингу.

3. Охарактеризовать методы выполняя установок на определённую деятельность.

Литература к лекции.

Гуревич К МПрофессиональнач пригодность и основные свой­ства нервной системы М., 1970.

Давыдов ВВ О связи современной психологии с педагогической практикой // Вопросы психологии. 1978 № 5

Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – 4е издание, испр. И доп.- М: Советский спорт, 2012.-312с: ил.

 

Лекция № 20

Вопросы на семинарском занятии.

1.Назвать причины значительных переживаний во внутреннем мире спортсменов.

2. Процесс преодоления кризисных ситуаций.

3. Типология характера спортсменов по Загайнову Р.М

Литература к лекции.

Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1984.

Загайнов Р.М. Поражение (психологическое эссе) - М.; Компьютер-пресс, 1993.- 192. Доверие души.- М.: ФиС, 1983.-112 с.

Загайнов Р.М. Психолого - педагогические основы преодоления кризисных ситуаций. Докторская диссертация. – Л., 1992.

Загайнов Р.М. Поражение (психологическое эссе) - М.; Компьютер-пресс, 1993.- 192 с.

Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений М.: Советский спорт, 2012.- 192 с.

Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.- М.: Медицина. 1989.

Приложение - педагогика спорта в вопросах и ответах

Что такое обучающая машина?

Обучающая машина — одно из технических средств, которое реализует функцию управления процессом обучения в интере­сах повышения его эффективности. Обеспечивает комплексное решение дидактических задач:

• углубление теоретических знаний;

• формирование практических навыков и умений;

• контроль над степенью отработки учебного материала.

В зависимости от конструктивных особенностей обучающие машины разделяются на механические, электромеханические и электронные (на базе аналоговых и цифровых ЭВМ). По количе­ству обучаемых различают машины индивидуального и группо­вого пользования.

Что такое самовоспитание?

Самовоспитание — сознательная, целенаправленная и само­стоятельная деятельность, возникшая в результате активного взаимодействия личности со средой.  Выбранная субъектом цель воспитания трансформируется в задачи самовоспитания. Человеческое са­мосознание определяет целенаправленность, осмысленность, устойчивость действий, способы и формы реализации самовоспи­тания. К движущим силам самовоспита­ния относятся: общественное мнение, просвещенность и образо­ванность субъекта в области самовоспитания, социально-психо­логический климат группового общения, а также развитая кри­тичность. Диалектика процесса самовоспитания заклю­чается в превращении внешних педагогических требований во внутренние убеждения личности, что может быть успешно осу­ществлено мастерством педагога через воспитывающие ситу­ации. К путям улучшения педагогического руководства самовос­питанием относятся следующие:

• комплексный подход к организации воспитательного процесса;

• конкретизация осуществляемых воспитательных влияний;

• координация усилий окружения;

• соответствие гигиенических, учебно-материальных и мораль­но-психологических условий;

обеспечение целостности взаимосвязей планирования, орга­низации, регулирования, контроля и анализа результатов вос­питательного процесса. Профессиональное самоопределение -процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. П.с. с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др.

Содержание нравственного воспитания.

Содержание нравственного воспитания определяется мораль­ными требованиями, которые приняты обществом. Эти требова­ния (или принципы морали)  закрепляют обязанности людей по отношению к обществу, к труду, к семье, к своему поведению. Cуществуютобшие нормы и правила поведения и такие, которые характерны для определенной деятельности и со­ставляют содержание профессиональной этики.

Что такое эстетика?

Понятие - эстетика» (от др.-греч. — то, что воспринимается чувствами и ощущениями)  Это понятие определяющее  науку об условиях воплощения прекрасного в искусстве, природе, чело­веке, в его труде и поступках. в добреи зло.

Что такое интерес и мотив?

Интерес (от лат. interest — имеет значение) — это то, что яв­ляется важным, привлекательным, значительным для конкрет­ного человека. В основе интереса лежат ориентировочные реф­лексы и человеческие потребности. Интересы, направленные на познавательную деятельность, подразделяются на активные и пассивные, устойчивые и неустойчивые, прямые и косвенные, поверхностные и глубокие, широкие и узкие. Мотив (от лат. то veo — двигаю) — какой-либо побудитель, повод <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.10 (0.015 с.)