Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проектирование спортивно-педагогических системСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Многообразие средств физической культуры- физические упражнения. виды спорта и спортивные дисциплины, гигиенические средства и факторы естественных сил природы — ставят спортивного педагога пере а необходимостью их целесообразного подбора и конструирования в интересах повышения качества педагогического процесса. Эта научная и практическая задача относится к числу фундаментальных проблем педагогики спорта. Проектирование (от лат progectus — выступающий, выдающийся вперед) понимается как информационная подготовка действия, направленная на изменение реальности. Первым и основным этапом проектирования является разработка частной методики, осуществляемая по определенным правилам языковыми средствами. Частная методика преподавания учебной дисциплины -«Физическая культура» в вузе призвана дать развернутый ответ на три вопроса: чему учить? Как учить? Как учиться? Диалектика педагогического процесса, взаимосвязанность и взаимообусловленность его основных функций определяют круг задач, решаемых частной методикой профессионально-прикладной физической подготовки. Частная методика обсуждается на заседании кафедры, подписывается заведующим кафедрой, членами авторского коллектива и утверждается ректором учебного заведения. Профессионально-прикладная физическая подготовка в каждом конкретном учебном заведении имеет свою историю и положительный опыт, анализ и обобщение которых позволяют проследить пути совершенствования частной методики и прогнозировать направления ее дальнейшего развития. Поэтому авторскому коллективу частной методики целесообразно начать с краткого обзора особенностей преподавания физической культуры в данном вузе, выделить передовые педагогические идеи и научно-методические направления в области физического воспитания и спорта. На основе этих сведений устанавливаются связи с другими дисциплинами, включенными в учебный план, осуществляется преемственность методик смежных дисциплин, способствующая формированию специалиста; выявляются сущность и методология учебной дисциплины, ее научно теоретическая основа, являющиеся тем стержнем, вокруг которою будут располагаться все элементы частной методики.
Комплекс методических, дидактических и психологических проблем физическою воспитания на уровне проектирования частных методик спортивно-педагогического процесса потребует от специалистов более высокого качества научных исследований. Научно-технический прогресс в области компьютерного проектирования позволяет предположить возможность разработки новых эффективных систем физической культуры припо мощи современных программ и ЭВМ. Такие частные методики позволят в более полной мере решать задачи специальной направленности физического воспитания. Информационные технологии спортивного обучения Осмысление обществом феномена педагогического воздействия спорта, связанного со здоровьем нации и социализацией отдельной личности, открывает широкие горизонты развития собственных метатеоретических концепций. В связи с этим в теории педагогики спорта открываются широкие возможности проектирования частных методик спортивно-педагогического процесса на основе новых информационных технологий. С их помощью множество накопленных спортивной наукой знаний можно сконцентрировать в нужную систему, позволяющую целенаправленно использовать её в целях совершенствования как учебного процесса, так и профессионального мастерства.Перспективы внедрения информационных технологий спортивного обучения связаны с развитием двух направлений: первое — в высшем образовании по физической культуре, второе (более сложное) — в практике подготовки спортсменов. В настоящее время понятия «технология» и «методика» в педагогике спорта приобрели следующий смысл. В педагогике возникли два класса принципиально различных дидактических систем: а) традиционные методики, основанные на наглядном, словесном и практическом способах обучения, б) новые технологии обучения на основе электронных носителей информации. Педагогическая технология (от греч. techmke — искусная, techne — искусство, мастерство и logos — понятие, учение, наука), говоря современным языком, это система взаимоотношений педагога и контингента обучаемых, которая построена на основе кибернетических принципов и приемов работы. Это понятие включает в себя все (и традиционное, и инновационное), что непосредственно связано с воплощением творческого замысла педагога. Педагогическая техника в таком случае определяется частной методикой как привилегированной совокупностью закономерностей, принципов, способов, средств и организационных форм творческого процесса обучения. Индивидуальные особенности мастерства спортивного педагога называютсяманерой, или стилем. Когда в процессе обучения задействованы сложная электронно вычислительная техника, современное программное обеспечение, следует говорить о применении новых информационных технологий (НИТ) в учебно-воспитательном процессе. Содержание высшего физкультурного образования находит свое отражение в учебных программах, тематических планах, в многообразной учебно-методической литературе по различным предметам. Взаимодействие преподавания и учения, осуществляемое на основе этого содержания, реализуется путем использования устоявшихся в общей педагогике традиционных методов, средств и организационных форм обучения Частная дидактика физической культуры, опирающаяся на теорию физического воспитания и спортивной тренировки, позволяет корректировать и обогащать содержание высшего физкультурного образования. Однако тенденция экспоненциального нарастания научной, технической, культурной и специальной информации, проявившаяся в XX в.. актуализирует проблему социальной адаптации специалистов с высшим образованием. Противоречие между темпами прироста знаний и ограниченными возможностями их приобретения человеком вызвало потребность в новых информационных технологиях обучения (НИТО) Несмотря на отсутствие единой классификации НИТО, можно выделить три их отличительные особенности: 1) различие теоретических принципов построения обучающих программ; 2) различие обучающих функций, заложенных в обучающую систему НИТ; 3) различие способов реализации обучающих функции Появление в дидактике пассивных и активных информационных обучающих систем, которые отражают более высокий уровень развития новых обучающих технологий, ставит в качестве научно-педагогической проблемы будущего возможную ревизию традиционных функций и задач высших учебных заведений. Решение новой задачи вузовского образования, заключающейся в обеспечении взаимосвязи компьютера — учебного заведения — социализации личности, становится прогнозируемым. Если пассивную интеллектуальную систему обучает человек по принципу «учение без обучения», то активная интеллектуальная система функционирует в соответствии с заложенными правилами. В теории обучения начинает складываться многоуровневая система представления учебного материала на различных носителях. Эта система включает технические, программные, предметные и методологические особенности собственной среды, что требует учета в ходе целостного педагогического процесса. Можно с уверенностью констатировать, что применение НПТ в обучении расширяет возможности человека, способствует завоеванию им большего информационного пространства, формирует механизмы адаптации, обеспечивает эффект самореализации личности в динамически развивающемся социуме. Решение обличающими системами более сложных педагогических задач ограничено проблемой интеграции разрозненных научных дисциплин, каждая из которых разрабатывает присущую ей сторону этого явления. Так, теория вероятностей связана с проблемами извлечения информации, теория алгоритмов — с проблемами ее переработки, теория формальных языков — с проблемами записи информации. Проблема эффективного применения НИТ в обучении — новая и совсем молодая отрасль педагогики, получившая название «медиа-обучение». Наряду с безусловными достижениями ь области информационных технологий, их применение в педагогических целях встретилось с рядом существенных затруднений. Разработка средств ИТО в высшем образовании осложняется необходимостью быть не только конструктором и программистом, но и знать содержание предметной области, а также уметь учитывать присущую ей специфику обучения, что на практике без целенаправленного и соответствующего финансирования вряд ли возможно. Развитие компьютерной индустрии, производство электронно- вычислительной техники (ЭВТ) и программного обеспечения (ПО) более высокого качества позволяет говорить о повышении приоритетности мультимедийного образования в высших учебных заведениях по физическом культуре. Необходимо выйти на такой уровень обучения, чтобы специалист относился к персональной ЭВМ как к естественному инструменту профессиональной работы и научного исследования. Для этого нужно осуществить следующие пошаговые действия. Первым шагом является оборудование мест проведения занятий по новой учебной дисциплине «Технология обучения». Второй и последующие шаги связаны с разработкой и внедрением в процесс высшего образования по физической культуре «электронных учителей». К ним принято от носить электронныеэнииклопедии, учебники, словари, справочники и обучающие игры. Энциклопедия (от греч. enkykhospaideia — круговое образование) — свод сжатого постатейного изложения совокупности человеческих знаний или отдельных их отраслей. Педагогическая энциклопедия аккумулирует психолого-педагогическую информацию и дает общее представление о сподвижниках и парадигмах в области воспитания, обучения, развития и образования. В электронных энциклопедиях учебный материал находится в тематической и логической связи. Активность взаимодействия пользователя с ЭЭ повышается благодаря наглядности и возможности выведения необходимой информации на печать Электронный учебник (ЭУ) представляет собой мультимедийную обучающую программу по определенному предмету. Опробованная «вживую» и скорректированная, она превращается в электронный курс обучения, который обладает неоспоримыми преимуществами перед традиционным самоучителем. Электронные обучающие игры в силу своей межпредметной сущности и группового взаимодействия являются фаворитами информационных технологий. От студента — будущего педагога при проведении игр такого рода требуется знание различных дисциплин. Таким образом, электронные педагогические игры приобретают роль нового фактора изменения формы и содержания процесса образования — преподаватель выступает не как передатчик информации, а в качестве организатора и партнера. Перечисленные шаги способствуют автоматизации управления обучением, обеспечивая качественно новый уровень обучения спортивно-педагогической подготовки студентов. Одновременно с этим осуществляется процесс разработки учебно-методическиго кадастра, то есть составление свода сведений о наличии и состоянии учебно-методических материалов на спортивных кафедрах, их соответствии требованиям сегодняшнего дня. Локальная сеть спортивной кафедры предполагает ее дальнейшее развитие на уровнях академии (подразделения) и других вузов (объединения). Внедрения информационных технологий в процесс обучения и образования, сближение педагогики спорта и кибернетики происходит не так быстро, как того хотелось бы. Поэтому компьютеризация спортивно-педагогического процесса в обозримом будущем не сможет обеспечить видимую замену спортивного педагога как творца, носителя знаний и чувств искусственным интеллектом обучающих машин. Вопросы для самопроверки Перечислить ряд составляющих, которые определяют область спортивно педагогической технологии. Назвать чем проявляется гуманистическая позиция тренера, работающего со спортсменами высокого класса. Назвать какой наиболее важный практический совет можно дать тренеру, которому необходимо следовать в общении со спортсменами. Использованная литература. Архангельский С. И Лекции по теории обучения в высшей школе М, 1974. Никандров Н Д Программированное обучение и идеи кибернетики М. 1970 Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов //Труды ВНИИФК М, J975. Педагогика / Под ред. Ю. К Бабанского М, 1972 Платонов К. К. Проблемы способностей М., Тема № 3
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.01 с.) |