Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция методов спортивного воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
4.1. Поиск гармонической системы воспитания — сложный творческий процесс, зависящий от многих факторов, главным из которых являются способности спортивного педагога, Талантливый тренер может с успехом пользоваться в интересах воспитания любой теоретической системой. Это зависит от его образованности, вкусов и предпочтений. В современной педагогической литературе нашли отражение самые разные точки зрения на определение основ той или иной системы методов воспитания. В интересах практического удобства предлагается концепция методов спортивного воспитания, в которой все способы и приемы воспитательных воздействий представлены следующими семью методами: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример, соревнование (игра), критика (самокритика ). Перечисленные методы могут быть основой любой системы воспитания. Со спортивно-практической точки зрения тренеру, в зависимости от целей задач, ситуации, контингента можно использовать различные комбинации воспитательных воздействий из ниже предложенных методов. В основе метод убеждения лежит процесс нравственного просвещения. Убеждать — значит так воздействовать на сознание и поведение воспитуемых, чтобы у них формировалось стремление к поиску истинности миропонимания. Методика убеждения подразделяется на этапы: восприятия информации, поиска идей и фактов подтверждения истинности.. Метод убеждения проявляется в информационной, поисковой, дискуссионной и просветительской разновидностях.Информационная разновидность осуществляется педагогом в различных организационных формах (лекциях, докладах, рассказах, разъяснениях, советах, внушениях, встречах с интересными людьми). Например, этическая беседа или чтение художественной литературы с последующим обсуждением обеспечивает возможность перехода к дискуссиям. Поисковая разновидность основана на привитии воспитанникам стремления к новым знаниям через поиск нужной литературы, документального материала, положительных примеров из жизни замечательных людей.. Дискуссионная разновидность метода убеждения заключается в умении педагога вовлекать воспитуемых в активное обсуждение моральных проблем в интересах преодоления ошибочных представлений. Дискуссия — школа воспитания. Это не только спор, но и обмен мнениями, и утверждение нравственной личной позиции. Более эффективно реализовать метод убеждения помогает применение метода упражнения.
Метод упражнения представляет собой планомерно организованное выполнение воспитуемыми различных практических действий и дел для накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности. Выработка у воспитуемых высоких моральных качеств предполагает умение педагога «создавать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек» Метод упражнения применяется как в воспитании, так и в обучении. В воспитании он имеет свою специфику. Она заключается в том, что упражнение в воспитании предполагает обогащение сознания человека, в то время как в обучении оно направлено на отработку навыков действий до высокой степени автоматизма, когда контролирующая роль сознания понижается. В практике воспитательной работы применяются три типа упражнений: • упражнение в деятельности (трудовые упражнения, упражнения в общественной работе, спортивные упражнения и т. п.); • режимные упражнения (распорядок дня, спортивный режим и т. п); • специальные упражнения (в навыках этикета, культуры поведения, речи). Метод упражнения включает в себя информационную, исполнительскую и контролирующую части. Информационная часть отвечает на вопросы: зачем, в чем и как упражняться. В исполнительской части отражено содержание действия, поступка или стиля поведения, а также способы их повторения. Контролирующая часть предусматривает критическое оценивание результатов выполнения упражнений субъектом. Начальным этапом методики упражнения является процесс приучения. Он состоит из определенной последовательности, включающей в себя формулировку правил поведения, их разъяснение (напоминание), демонстрацию норм и формирование положительного отношения к правилам поведения, а также многократное выполнение их воспитуемыми. Основой процесса приучения является педагогически целесообразное требование. Требование как методический прием в большей мере относится к области действия такою общего метода воспитания, как принуждение. Тем не менее процесс приучения не может быть эффективным, если он не подкреплен системой педагогических требований. Требование — это один из важнейших методических приемов воспитания, с помощью которого педагоги организуют процесс воспитания. Оно является действенным инструментом управления поведением воспитуемых. Требования содействуют возникновению полезных навыков, привычек и традиций, способствуют формированию положительных черт характера и нравственных идеалов. Педагогически требования можно также представить в виде человеческого общения, при помощи которого один человек, или группа людейможет добивается от другого человека, или другой группы людей определенного действия или поведения.
Разумность и обоснованность педагогических требований предполагают наличие реальных условий для их осуществления Требование теряет педагогическую целесообразность, если не подготовлены воспитанники, не обеспечена соответствующая обстановка, а также если воспитатель не обладает способностями для его реализации. Инструментовка педагогических требований разнообразна и многовариантна. Группа прямых (непосредственных) и косвенных (опосредованных) требований включает в себя следующие приемы: • требования советом, мимикой, жестом, паузой; • требования в игровой форме; • требования выражением доверия (недоверия); • требования просьбой (намеком); • требования одобрением (осуждением); • условные требования (через правила); • требования угрозой (наказанием). Методика упражнений требует учета индивидуально-психологических особенностей воспитанников. Требовать от воспитанников выполнения непосильных задач педагогически нецелесообразно, так как это ослабляет их веру в себя. Применение на практике метода упражнений через систему спортивно-педагогических требований предполагает учет условий, организации и содержания спортивной деятельности, состояния социально-психологического климата в спортивном коллективе, а также степени включенности группы спортсменов в воспитательный процесс Мощный потенциал воспитательных воздействий заключен в поощрении. Метод поощрения представляет собой совокупность морального и материального стимулирования человеческой деятельности. Поощрение выражено единством оценочной и стимулирующей функций. Положительная оценка, одобрение успехов, общественное признание вырабатывают у воспитанника правильное представление о своих качествах, поведении и в конечном счете объективизируют процесс человеческой самооценки. В социально-педагогическом плане — это побудительные причины деятельности, которые выступают в качестве регуляторов ее эффективности. В основе материальных и моральных стимулов лежат потребности и интересы. Материальные стимулы направлены на улучшение условий жизни людей. В их основе интерес человека к материальному вознаграждению личного груда.Моральные (духовные) стимулы выражаются в мотивах самореализации — профессиональная гордость, самоосуществления — спортивное мастерство, самоутверждения — спортивный престиж. Стимулы могут быть сгруппированы на основании интересов людей: идейные пристрастия, этические и эстетические прел- почтения. В спорте основными могут быть стимулы соревнования, спортивной карьеры. Стимулы общения несут в себе и психологический, и нравственный заряд. Воспитанники заинтересованы в доброжелательном отношении тренера к себе и часто ставят это выше остального. Важную роль в воспитании играют спортивно-коллективистские стимулы. В этом плане существенная роль принадлежит факторам психологической совместимости и социально-психологического климата в спортивной группе. Коллективистские стимулы проявляются в отношениях сотрудничества и взаимопомощи, в активности воспитанников. Они направлены на улучшение всех сторон совместной деятельности. Метод поощрений включает в себя широкий диапазон разнообразных способов и приемов — от денежного вознаграждения до одобрения взглядом. В спортивной практике применяются похвала и благодарность тренера, предоставление спортсмену почетного права подъема флага соревнований, следования во главе колонны на парадах. Заслуги спортсменов пропагандируются в печати, по радио и телевидению. Их отмечают знаками, призами, денежными суммами и правительственными наградами. Поощрение воспитывает эффективно, если оно педагогически обоснованно, целесообразно и воздается по заслугам. Ценность поощрения теряется, если оно применено за незначительные дела, а также в том случае, если противоречит мнению спортивного коллектива. К поощрению юных спортсменов, которые, как правило, далеки от объективной оценки своих заслуг и повеления, следует подходить особенно осторожно Захваливание может оказать вредное воздействие и привести к «зрездной болезни». Поощрения, выносимые тренером в спортивном коллективе, должны производиться с учетом характерологических особенностей спортсменов: один скромен и стеснителен, второй честолюбив и тщеславен, третий судит себя строго и не стремится выделиться, четвертый самоуверен и преувеличивает свои достоинства. В одних случаях можно и перехвалить, в других — желательно воздержаться. Неуместная и частая похвала может потерять воспитательную силу. Воспитанники быстро к ней привыкают и перестают на нее реагировать. Лучший способ воспитать у спортсмена трудолюбие — хвалить не самого спортсмена, а выполненное им задание. Спортсмен должен быть приучен испытывать чувство удовлетворения не ради поощрения, а во имя результатов спортивного труда.
Метод принуждения — это воздействие на воспитуемого с целью побудить его к строго определенному типу поведения, заставить его что-нибудь сделать. Условием эффективности применения этого метода в процессе воспитания является педагогическое правило, по которому необходимо прежде убеждать воспитуемых, а уже затем применять способы и приемы принуждения. Более узким и частным понятием по отношению к принуждению является наказание. Наказание — это мера жёсткого воздействия на человека,. В педагогической практике опытный воспитатель пользуется методом принуждения незаметно для воспитуемых, наказывая лишь в крайнем случае. Педагогически оправданное наказание должно быть поддержано общественным мнением. Педагогическое наказание должно использоваться в качестве профилактической меры и средства приучения воспитанников к этике общественного поведения. Педагогический опыт позволяет сформулировать ряд правил применения наказаний в процессе воспитания:
• нельзя наказывать группу воспитанников, наказание всегда должно быть индивидуально; • наказывать по подозрению и часто не следует; • нельзя напоминать о ранее наложенных взысканиях. Понятия «наказание» и «взыскание» в педагогическом плане следует различать. Взыскание тоже является наказанием, но наказанием служебным. К педагогическим видам наказания можно отнести такие, как наказание-внушение - порицание, замечание, выговор. Наказание-ограничение -удаление с занятий, исключение из учебного заведения, спортивная дисквалификация. Наказание-привлечение - уборка помещений, ремонт испорченного имущества и инвентаря и т. п. Метод примера усиливает действие всех методов, рассмотренных ранее. Воспитательная сила примера основана на естественном стремлении людей к подражанию образцам социальных норм и ролей. Пример — великая сила, вызывающая у человека самые разнообразные чувства, способные изменить его поведение. В практике воспитания используются личные примеры, примеры из жизни и деятельности других людей, а также из природы и художественного творчества. Роль личною примера в спорте повышается, если тренер обладает высокой профессиональной культурой, мастерством, опытом и мотивацией на деятельность, основанной на личных спортивных достижениях Умелое применение метода примера в воспитании обусловлено следующими правилами: его своевременностью и реальностью; новизной и соответствием примера, его близостью к объекту воспитания. Жизнь богата всякими примерами — и положительными, и отрицательными. Метод соревнования (игры ) — один из путей мобилизации творческой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению какой-либо деятельности. Этот термин обозначает объективное социальное явление, существующее в человеческих взаимоотношениях. Его суть — в стремлении людей не отставать друг от друга в каком-либо деле, добиваться лучших результатов, отличаться на каком-либо поприще. Игра как вид человеческой деятельности тесно связана со спортом. Поэтому метод соревнования (игры) выступает в качестве одною из важнейших путей воспитания, обучения, развития и психологической подготовки не только в спорте, но и в процессе подготовке детей и взрослых к решению жизненных задач
Метод критики (самокритики) представляет собой процесс обсуждения человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков. В точном переводе с греческого слово «,критика» обозначает искусство разбирать и судить. Доброжелательная и конструктивная критика может стать мощным фактором улучшения спортивно-педагогического процесса. Мастерство спортивного педагога проявляется в тактичном применении многочисленных способов и приемов критики с пользой для воспитания. Чрезмерная критичность по отношению к воспитуемым может принести непоправимый вред. Склонность тренера злоупотреблять применением метода критики приводит к ортодоксальности и формализму в учебно-тренировочном процессе Критика прекращается в критиканство. Мелочная, придирчивая и пристрастная критика в спорте недопустима. Если тренер сумел поставить ь спортивном коллективе критику на должную высоту — успех обеспечен. Умение разбирать и оценивать свои действия и поведение (самокритика) — признак высокого уровня развития спортивного коллектива (личности) и фактор дальнейшего совершенствования дела. Применение методов воспитания в условиях занятий молодежи спортом определяется следующими особенностями: • видом спорта (спортивной дисциплиной); • задачами спортивной подготовки (массовый спорт, спорт высших достижений); • лимитом отведенного времени; • педагогическим мастерством тренера; • состоянием материально-технической базы и уровнем организации учебно-тренировочно) о процесса; • возрастным контингентом людей, занимающихся спортом. Формы и методы воспитательной работы в спорте отличаются от подобных форм на занятиях физической культурой. Еслина занятиях по физическому воспитанию преподаватель стремится к достижению всей группой средненормативного уровня физической подготовленности, то в спорте делается упор на достижение высоких спортивных показателей. В воспитательном воздействии здесь превалируют индивидуальный подход, личный контакт тренера и спортсмена. Тут, как ни в какой другой сфере человеческих взаимоотношений, успехи и в спортивном, и в жизненном плане строятся на всестороннем доверии к трене- руководителю и на вере тренера в возможности учеников. Вопросы для самопроверки Перечислить методы спортивного воспитания. Что лежит в основе метода убеждения? Назвать три типа упражнений используемых в в практике воспитательной работы. Охарактеризовать метод поощрения. Охарактеризовать метод наказания. Использованная литература. Белорусова ВВВоспитание в спорте. М., 1974. Белорусова ВВ Тезисы этических бесед о спорте. Л, 1987. Гальперин П Я Актуальные проблемы возрастной психологии. М„ 1978. Добролюбов Н А. О значении авторитета в воспитании: Избранные педагогические сочинения М, I486. Зараковский Г М Психофизиологический анализ трудовой деятельности М., 196б Макаренко А С Соч. Т. 5. С 148—149.Маршцук В Л, Серова Л К. Информационные аспекты управления спортсменом. М., 1983. Меньшиков И К Труд и спорт. JL, 1987. Ушинский К Д О пользе педагогической литературы // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974.
Тема №.2.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.016 с.) |