Личностно-ориентированные парадигмы в дидактике спорта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностно-ориентированные парадигмы в дидактике спорта.



Парадигма - исходная концептуальная идея, господствующаяв течение исторического периода.Большую роль в становлении личностно ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы. В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося. Сущность личностно ориентированной педагогики заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного воздействия. В личностно ориентированном обучении происходит непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение учебным материалом с помощью различных форм, методов и средств. В нёмкаждый ученик имеет свой вектор развития, свойантропологический подход,базируется на принципе природосообразности, в которомучитываться: возраст, пол, морфологические особенности, темперамент, наклонности, способности и т.д. В личностно ориентированном обучении каждый учитель в процессе профессиональной деятельности формирует  свою дидактическую систему обучения, ориентированную на развитие личности, реализацию её потенциальных возможностей, функционирование которой будет обеспечивать его творческую самореализацию в осуществлении учебного процесса. Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают учащиеся в ходе обучения. Но также необходимо преподавателю смоделировать конечный результат, то есть описать «модель ученика», завершившего обучение. А именно: какими знаниями  и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в каких конкретно форма должна проявляться его образованность. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности.

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает:новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей;новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса;

систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями;демократический стиль педагогического и профессионального общения;включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований:

Безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом. Осознание права личности быть не похожей на других. Предоставление права на свободу выбора. Оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.

3.3. Спортивный педагогический процесс как система: СПП – это специально организованное взаимодействие тренеров  и спортсменов, направленное на решение спортивно- развивающих и воспитательных задач. Он характеризуется такими понятиями как: непрерывность целостность и единство и рассматриваться в системе, обеспечивающей единство обучения, воспитания, развития и формирования.  На СПП влияют условия, методы и формы в которых он осуществляется. Условия, которые влияют на его течение  включают в себя:материально-технические условия, санитарно-гигиенические условия, психологические условия,  эстетические условия. СПП имеет свою структуру,- систему расположения компонентов в системе. Структурные компоненты СПП получили следующие названия  целевой, содержательный, деятельностный и результативный.Первый предполагает определение целей, второй- направления, третий-отражает готовность к исполнению воспитательных задач, на основе поставленных целей, четвёртый –отслеживает эффективность воспитательного процесса. СПП может осуществляться в следующих направлениях: спортивный-профессиональный, оздоровительный, воспитательный, реабилитационный,паралимпийский.

3.4. Основные направления воспитательной работы с тренерами по спорту. Воспитание – это систематический и планомерный процесс формирования личности человека, основанный на целенаправленном воздействии педагога на воспитанника. Егоглавными компонентами является: педагог-тренер и спортсмены-учащиеся. Процессуальными компонентами во спитания являются цель, задачи, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты.

В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д

Области умственного воспитания предусматривают: чтение классических произведений, эврические беседы, интеллектуальные игры, компьютерное образование, изучение иностранных языков.

Области нравственного воспитания предусматривает: этическое просвещение, использование общественно полезных дел.

Военно- патриотическое воспитание предусматривает: знакомство с историейитрадициями страны, спорта, подготовку к службе в вооружённых силах.

Эстетическое воспитание предусматривает: развития понимания прекрасного на основе посещения культурных мероприятий и заведений: музеев, выставок, театра, кино, концертов.

Физическое воспитание предусматривает: тренировку тела и закаливание

Сущность спортивно-педагогической деятельности тренера составляет решение ряда и спортивных, и воспитательных задач в их единстве: не умел — научился, не мог — смог, не знал — узнал, не понимал — понял, не верил — поверил и т. д.

Успешное решение задач, возникающих в спортивней прак­тике обусловлено:

• способностями и умениями тренера;

• спецификой спортивно-педагогического труда;

• общими и специальными требованиями к тренеру.

Деятельность тренера предполагает наличие у него определен­ных педагогических способностей и умений. К ним относятся:

Гностические способности, предполагающие непрерывное развитие интеллекта и своих познавательных возможностей.

 Конструктивные способности. которые предполагают уме­ние преподавателя(тренера)  прогнозировать их результаты и проектировать  методику спортивной подготовки  в соответствии с постав­ленными целями.

Коммуникативные способности, требующие от преподава­теля (тренера) умения устанавливать правильные отношения со спортсменами и ближайшим окружением, корректируя их в соот­ветствии с развитием системы взаимоотношений.

 Организаторские способности, которые проявляются в умении создать необходимые условия для качественного и эф­фективного протекания спортивно-педагогического процесса

Специфика спортивно-педагогической деятельности тренера объективно обусловлена рядом особенностей.

3.5.Особенности практической деятельности преподавателя (тре­нера) высшей квалификации определяют требования к его спортивно-педагогическому мастерству. Спортивно-педагогическое мастерство определяется как синтез высокоразвитого педаго­гического мышления, профессионально-педагогических знаний, спортивных навыков, умений и эмоционально-волевых качеств - — все это во взаимосвязи с высокими моральными качествами лич­ности позволяет тренеру эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи.

Сложная структура педагогического мастерства тренера включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные ком­поненты. К ним относятся:

• широта кругозора, высокий обший культурный уровень, эру­диция;

• глубокое знание вопросов теории и практики спорта;

• умение планировать спортивно-педагогический процесс и уп­равлять им;

• воздействие на других через спортивный коллектив; владение собой (юлосом, мими­кой, жестом, эмоциями)

• подвижное мышление, умение схватывать сущность педагоги­ческой ситуации и быстро принимать решение о характере необходимых воздействий;

• высокие организаторские качества и стремление к передово­му;

• высокая требовательность, основанная на подлинном гума­низме.

Сочетание приемов, способов, методов и форм процесса вос­питания является залогом успеха в формировании индивидуаль­ного стиля споргивно-педагогической деятельности.  Стиль работы – почерк организатора.

 В психологии разработаны довольно чёткие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей.

 1.4.Стили отношения учителя к ученикам

Исследователи вычленяют пять основных стилей отношения учителя к классному коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, ситуативно-отрицательный, устойчиво-отрицательный.

Устойчиво-положительный стиль характеризуется стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в общении с детьми. Учителя этой группы отличаются яркой педагогической направленностью, любят свою профессию и детей, испытывают потребность в неформальном общении с ними.

 Пример: «В школу и детей влюблена. Умеет научить любого ребёнка. Не любит крайних мер. В то же время принципиальна и требовательна».

Пассивно-положительный стиль характеризуется нечётко выраженной и эмоционально-положительной установкой в отношении к детям. Сухость обращения и официальный тон являются в основном результатом педагогической установки: только требовательность и сугубо деловые отношения могут обеспечить успех в обучении и воспитании учащихся.

 Пример: «Учительница великолепная, но какая-то сухость в общении – слова доброго, ласкового не скажет детям».

Неустойчивый стиль характеризуется ситуативностью отношений при общей эмоционально-положительной установке. Учителя этой группы нередко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка личности ученика и манера поведения зависит от сложившейся в данный момент ситуации.

 Пример: «Добросовестная, грамотная, много работает, любит свою профессию и детей, но если ученики путают, теряет самообладание».

 В классах, где работают учителя с устойчиво-положительным стилем отношения к ученикам, наибольшая часть детей находится в условиях благоприятного эмоционально-психологического климата, имеют почву для хорошего эмоционального самочувствия.

 В классах учителей с чертами отрицательного стиля немало детей, у которых нет устойчивой привязанности к одноклассникам. Дефицит в общении со сверстниками-одноклассниками создаёт почву для возникновения таких черт личности, как недоверие к людям, низкая общительность, стремление к одиночеству, а то и к таким уродливым формам самоутверждения, как лицемерие, подхалимаж, исполнение роли классного клоуна и т. д.

 

 Главный вывод о роли стиля отношения учителя к учащимся в том, что и «отрицательные», и «неустойчивые» учителя вызывают отрицательное отношение к себе

3.4.Самовоспитание — это целеустремленная, активная деятель­ность, направленная на формирование и развитие у себя поло­жительных привычек, личностных качеств (с устранением отри­цательных) в соответствии с осознанными общественными по­требностями и личным планом самосовершенствования.

Поскольку все явления окружающей действительности человек независимо от образова­ния может нравственно разделить на «хорошо» и «плохо». Это составляет основу побуждений и мотивов индивида к самосовер­шенствованию самовоспитанию, самообраюванию, саморазви­тию, самосозерцанию, самоуглублению.

Самовоспитание специалиста в области физической культу­ры — тренера высшей квалификации — отражает специфику пе­дагогической деятельности. Тот, кто серьезно готовит себя к этой специальности, должен не только сам уметь воспитывать себя, но и владеть методикой руководства самовоспитанием, то есть уметь готовить спортсмена к самовоспитанию, прививать ему на­выки и умения самостоятельной работы над собой.

Вопрос для самопроверки

1). Охарактеризовать в чём заключены особенности спортивно-педагогического труда и каковы основные направления воспитательной работы при подготов­ке тренеров.

2). Охарактеризовать личностно-ориентированные парадигмы в дидактике спорта.

 

 3).Охарактеризовать спортивный педагогический процесс как систему

 4). Охарактеризовать каковы педагогические условия руководства самовоспитанием спортсменов.

Использованная литература.

Агеевец В. У., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интел­лектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности // Спорт в современном обществе. М, 1980.

ВендровскаяР Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982.

Волков И П, Пономарев Я И. Социально психологическое воз­действие спорта на массовое сознание людей // Теория и практика физической культуры. 1984

Добролюбов Н А. О значении авторитета в воспитании: Избран­ные педагогические сочинения М, I486.

Чихачев Ю Т.,Беспалько В П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 177. С. 292.

 

Лекция № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.022 с.)