Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностно-ориентированные парадигмы в дидактике спорта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Парадигма - исходная концептуальная идея, господствующаяв течение исторического периода.Большую роль в становлении личностно ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы. В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося. Сущность личностно ориентированной педагогики заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного воздействия. В личностно ориентированном обучении происходит непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение учебным материалом с помощью различных форм, методов и средств. В нёмкаждый ученик имеет свой вектор развития, свойантропологический подход,базируется на принципе природосообразности, в которомучитываться: возраст, пол, морфологические особенности, темперамент, наклонности, способности и т.д. В личностно ориентированном обучении каждый учитель в процессе профессиональной деятельности формирует свою дидактическую систему обучения, ориентированную на развитие личности, реализацию её потенциальных возможностей, функционирование которой будет обеспечивать его творческую самореализацию в осуществлении учебного процесса. Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают учащиеся в ходе обучения. Но также необходимо преподавателю смоделировать конечный результат, то есть описать «модель ученика», завершившего обучение. А именно: какими знаниями и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в каких конкретно форма должна проявляться его образованность. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися. Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает:новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей;новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса; систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями;демократический стиль педагогического и профессионального общения;включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся. Гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований: Безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом. Осознание права личности быть не похожей на других. Предоставление права на свободу выбора. Оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка. 3.3. Спортивный педагогический процесс как система: СПП – это специально организованное взаимодействие тренеров и спортсменов, направленное на решение спортивно- развивающих и воспитательных задач. Он характеризуется такими понятиями как: непрерывность целостность и единство и рассматриваться в системе, обеспечивающей единство обучения, воспитания, развития и формирования. На СПП влияют условия, методы и формы в которых он осуществляется. Условия, которые влияют на его течение включают в себя:материально-технические условия, санитарно-гигиенические условия, психологические условия, эстетические условия. СПП имеет свою структуру,- систему расположения компонентов в системе. Структурные компоненты СПП получили следующие названия целевой, содержательный, деятельностный и результативный.Первый предполагает определение целей, второй- направления, третий-отражает готовность к исполнению воспитательных задач, на основе поставленных целей, четвёртый –отслеживает эффективность воспитательного процесса. СПП может осуществляться в следующих направлениях: спортивный-профессиональный, оздоровительный, воспитательный, реабилитационный,паралимпийский. 3.4. Основные направления воспитательной работы с тренерами по спорту. Воспитание – это систематический и планомерный процесс формирования личности человека, основанный на целенаправленном воздействии педагога на воспитанника. Егоглавными компонентами является: педагог-тренер и спортсмены-учащиеся. Процессуальными компонентами во спитания являются цель, задачи, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д Области умственного воспитания предусматривают: чтение классических произведений, эврические беседы, интеллектуальные игры, компьютерное образование, изучение иностранных языков. Области нравственного воспитания предусматривает: этическое просвещение, использование общественно полезных дел. Военно- патриотическое воспитание предусматривает: знакомство с историейитрадициями страны, спорта, подготовку к службе в вооружённых силах. Эстетическое воспитание предусматривает: развития понимания прекрасного на основе посещения культурных мероприятий и заведений: музеев, выставок, театра, кино, концертов. Физическое воспитание предусматривает: тренировку тела и закаливание Сущность спортивно-педагогической деятельности тренера составляет решение ряда и спортивных, и воспитательных задач в их единстве: не умел — научился, не мог — смог, не знал — узнал, не понимал — понял, не верил — поверил и т. д. Успешное решение задач, возникающих в спортивней практике обусловлено: • способностями и умениями тренера; • спецификой спортивно-педагогического труда; • общими и специальными требованиями к тренеру. Деятельность тренера предполагает наличие у него определенных педагогических способностей и умений. К ним относятся: Гностические способности, предполагающие непрерывное развитие интеллекта и своих познавательных возможностей. Конструктивные способности. которые предполагают умение преподавателя(тренера) прогнозировать их результаты и проектировать методику спортивной подготовки в соответствии с поставленными целями. Коммуникативные способности, требующие от преподавателя (тренера) умения устанавливать правильные отношения со спортсменами и ближайшим окружением, корректируя их в соответствии с развитием системы взаимоотношений. Организаторские способности, которые проявляются в умении создать необходимые условия для качественного и эффективного протекания спортивно-педагогического процесса Специфика спортивно-педагогической деятельности тренера объективно обусловлена рядом особенностей. 3.5.Особенности практической деятельности преподавателя (тренера) высшей квалификации определяют требования к его спортивно-педагогическому мастерству. Спортивно-педагогическое мастерство определяется как синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, спортивных навыков, умений и эмоционально-волевых качеств - — все это во взаимосвязи с высокими моральными качествами личности позволяет тренеру эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи. Сложная структура педагогического мастерства тренера включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. К ним относятся: • широта кругозора, высокий обший культурный уровень, эрудиция; • глубокое знание вопросов теории и практики спорта; • умение планировать спортивно-педагогический процесс и управлять им; • воздействие на других через спортивный коллектив; владение собой (юлосом, мимикой, жестом, эмоциями) • подвижное мышление, умение схватывать сущность педагогической ситуации и быстро принимать решение о характере необходимых воздействий; • высокие организаторские качества и стремление к передовому; • высокая требовательность, основанная на подлинном гуманизме. Сочетание приемов, способов, методов и форм процесса воспитания является залогом успеха в формировании индивидуального стиля споргивно-педагогической деятельности. Стиль работы – почерк организатора. В психологии разработаны довольно чёткие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей. 1.4.Стили отношения учителя к ученикам Исследователи вычленяют пять основных стилей отношения учителя к классному коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, ситуативно-отрицательный, устойчиво-отрицательный. Устойчиво-положительный стиль характеризуется стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в общении с детьми. Учителя этой группы отличаются яркой педагогической направленностью, любят свою профессию и детей, испытывают потребность в неформальном общении с ними. Пример: «В школу и детей влюблена. Умеет научить любого ребёнка. Не любит крайних мер. В то же время принципиальна и требовательна». Пассивно-положительный стиль характеризуется нечётко выраженной и эмоционально-положительной установкой в отношении к детям. Сухость обращения и официальный тон являются в основном результатом педагогической установки: только требовательность и сугубо деловые отношения могут обеспечить успех в обучении и воспитании учащихся. Пример: «Учительница великолепная, но какая-то сухость в общении – слова доброго, ласкового не скажет детям». Неустойчивый стиль характеризуется ситуативностью отношений при общей эмоционально-положительной установке. Учителя этой группы нередко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка личности ученика и манера поведения зависит от сложившейся в данный момент ситуации. Пример: «Добросовестная, грамотная, много работает, любит свою профессию и детей, но если ученики путают, теряет самообладание». В классах, где работают учителя с устойчиво-положительным стилем отношения к ученикам, наибольшая часть детей находится в условиях благоприятного эмоционально-психологического климата, имеют почву для хорошего эмоционального самочувствия. В классах учителей с чертами отрицательного стиля немало детей, у которых нет устойчивой привязанности к одноклассникам. Дефицит в общении со сверстниками-одноклассниками создаёт почву для возникновения таких черт личности, как недоверие к людям, низкая общительность, стремление к одиночеству, а то и к таким уродливым формам самоутверждения, как лицемерие, подхалимаж, исполнение роли классного клоуна и т. д.
Главный вывод о роли стиля отношения учителя к учащимся в том, что и «отрицательные», и «неустойчивые» учителя вызывают отрицательное отношение к себе 3.4.Самовоспитание — это целеустремленная, активная деятельность, направленная на формирование и развитие у себя положительных привычек, личностных качеств (с устранением отрицательных) в соответствии с осознанными общественными потребностями и личным планом самосовершенствования. Поскольку все явления окружающей действительности человек независимо от образования может нравственно разделить на «хорошо» и «плохо». Это составляет основу побуждений и мотивов индивида к самосовершенствованию самовоспитанию, самообраюванию, саморазвитию, самосозерцанию, самоуглублению. Самовоспитание специалиста в области физической культуры — тренера высшей квалификации — отражает специфику педагогической деятельности. Тот, кто серьезно готовит себя к этой специальности, должен не только сам уметь воспитывать себя, но и владеть методикой руководства самовоспитанием, то есть уметь готовить спортсмена к самовоспитанию, прививать ему навыки и умения самостоятельной работы над собой. Вопрос для самопроверки 1). Охарактеризовать в чём заключены особенности спортивно-педагогического труда и каковы основные направления воспитательной работы при подготовке тренеров. 2). Охарактеризовать личностно-ориентированные парадигмы в дидактике спорта.
3).Охарактеризовать спортивный педагогический процесс как систему 4). Охарактеризовать каковы педагогические условия руководства самовоспитанием спортсменов. Использованная литература. Агеевец В. У., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности // Спорт в современном обществе. М, 1980. ВендровскаяР Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982. Волков И П, Пономарев Я И. Социально психологическое воздействие спорта на массовое сознание людей // Теория и практика физической культуры. 1984 Добролюбов Н А. О значении авторитета в воспитании: Избранные педагогические сочинения М, I486. Чихачев Ю Т.,Беспалько В П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 177. С. 292.
Лекция № 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.011 с.) |