Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая культура и спорт как специфическая среда формирования личности человека.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как известно, что среда формирует сознание. Поэтому перед российским обществом стоит актуальный вопрос о создании среды способствующей сохранению и преумножению состоянии здоровья детей и учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитной средой, способной помочь молодым людям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности и противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Особенность их феномена в отличие от других сфер состоит, в том, что они самым естественным образом соединяют в человеке в единое целое социальное и биологическое, обеспечивают направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Физкультура и спорт представляет собой не только специфическую среду жизнедеятельности, но и среду формирования разносторонней личности. В который присутствует основополагающий воспитательный принцип, соединяющий в единство мировоззренческое, интеллектуальное и духовное. У истоков этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Установлено, что если жизнь молодого человека на длительный промежуток времени будет связана с занятиями спортом, то он начнёт откладывать на неё свой заметный отпечаток, который будет отражающийся в специфических чертах его характера. Это будет происходить в связи с тем, что спортивной деятельности присущи свои особенности, главными из которых являются: 1). Соревновательный характер спортивной борьбы, направленный на завоевание рекорда. 2). Максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы. 3). Систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия. Молодых людей прошедших длительную спортивную подготовку характеризуют: Всестороннее физическое развитие, полученное в процессе спортивной деятельности, на базе совершенствования жизненно важных физиологических функций организма. Высшая степень общей работоспособности организма. Прекрасная способность владения своим телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей – силы, выносливости, быстроты и координации движений. Высокое развитие мышечно-двигательных и зрительных процессов, а также процессов восприятия. Высокая способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде, собственных движениях и действиях Способность выделять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой точности и эффективности тания. 2. Педагогическая культура — это сложное смысловое образование широкая и специфическая по своему содержанию категория. Уточнение ее структуры, с одной стороны, представляет научно педагогический интерес, так как способствует совершенствованию теоретических взглядов, с другой — может служить прочной основой процесса формирования спортивно-педагогического профессионализма. С логико-этимологической точки зрения словосочетание «педагогическая культура » является фундаментальным и более широким по смыслу в сравнении со словосочетаниями « педагогический профессионализм» и « педагогическое мастерство» На базе педагогической культуры путем по- знания, традиций, опыта и новаторства формируется педагогический профессионализм, более высокий уровень которого трансформируется в педагогическое мастерство. Изучение данного вопроса, позволило выделить в структуре педагогической культуры следующие четыре основных блока: I. Специальные способности и свойства педагогической личности 1. Деловые качества (добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность). 2. Рефлексивные качества (аккуратность, подтянутость, самокритичное^, широкий кругозор, эрудиция). 3. Коммуникативные качества (внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность). 4. Эмпатийные качества (гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и атгракции) II Идейно-нравственные качества педагога ( убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность). III. Прпфессионально-этическое поведение педагога (особый образ жизни, характеризующийся направленностью и стремлением к постоянному совершенствованию отношений, взглядов и убеждений в области обучения и воспитания людей). IV Педагогическое мастерство. 1. Знание предмета. 2. Педагогическая технология. 3. Педагогическое творчество (творческое воображение, нестандартное мышление, потребность в поиске новой информации, стремление к эксперименту) 1. Педагогический стиль (педагогическая убежденность, умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность, педагогически направленное общение и повеление, педагогический такт и этика, умение слушать и слышать, интерес к познанию внутреннего мира людей). Содержание структуру понятия «педагогическая культура» может быть достигнуто путем феноменологическою рассмотрения основного свойства, которым является интеллигентность, через понятия «ценностная ориентация» и «социальная направленность личности». Интеллигенция — это социальная группа, состоящая из людей, обладающих образованием и специальными знаниями в области науки, техники, культуры и профессионально занимающихся умственным трудом. По мнению многих великих мыслителей, люди, принадлежащие к этому общественному слою, имеют одно общее качество: их образ мыслей, поведение, то, что можно назвать интеллигентностью, не зависят от власти, профессии, а являются образом жизни, способом гуманистического восприятия окружающего мира. Педагогическая культура — специальная и широкая по своему содержанию категория. Её носителем является определенная личность с присущей ей системой потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих в качестве мотивов индивидуального поведения. Направленность личности на педагогическую пpoцессию определяется единством формирования в человеке ценностной ориентации и социальной установки в процессе становления его нравственного сознания В ценностной ориентации аккумулируется предшествующий жизненный опыт человека Решение такого важного жизненного вопроса, как выбор профессии, зарождается в недрах ценностных ориентаций. Человек созревает как личность при наличии устоявшейся социальной установки. В структуре личности она исполняет функцию координирующего центра, определяющего направленность поведения индивида и мировоззренческую позицию ею отношений к социальной среде. Педагоги, имеющие большой опыт практической работы, не отождествляют педагогическую культуру ни с этикой, ни с эстетикой, ни с педагогическим мастерством Они рассматривают это понятие в виде комплекса различных качеств педагога. К числу важных слагаемых относят любовь к людям, отзывчивость, умение воздействовать на учеников (зажечь мысль, взволновать душу, возбудить чувство, наставить в нужном направлении). В основе педагогической культуры лежат глубокие психолого- педагогические познания, разносторонняя образованное! l, постоянная возбужденность педагогической мысли, внутренняя удовлетворенность по отношению к работе, а не к себе; самокритичность, стремление к профессиональному систематическому росту (обучению, воспитанию, развитию), полная отдача учебно- воспитательной работе не по принуждению, а из внутренней потребности, добровольно; духовное богатство, нравственная чистота, педагогическая этика, постоянный творческий поиск, новаторство. Таким образом, в формально-содержательном плане педагогическая культура — это синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально -педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и самому себе. Ее важными гранями являются: мировоззренческая, нравственная, профессиональная, интеллектуальная.эмоционально волевая, эстетическая и физическая стороны Содержание спортивно педагогической культуры (с нравственной точки зрения) обладает иным планом: передавать спортивные знания, учить, наставлять, тренировать — это основная, но не самая важная работа спортивного педагога. Педагог — не профессия, а образ жизни человека, выбравшего его. В главах других людей он представляет одухотворенный образец социального совершенства. Ему подражают ученики, воспринимая его мировоззрение, стиль поведения, образ жизни, подход к каждому явлению. Это происходит не явным, но существенным образом. Талантливый педагог повторяет себя в учениках. Вопросы для самопроверки. Назвать три составляющие основополагающего воспитательного принципа физической культуры и спорта. Какие главные особенности присущи спортивной деятельности отражающийся в специфических чертах его характера спортсменов. Что понимается под словосочетанием педагогическая культура? Что понимается под словосочетанием педагогическое мастерство? Что понимается под словосочетанием педагогический стиль Использованная литература. Нестеров А А., Миронов В В, Сидоров А. А. Кафедра физической подготовки и спорта военно-учебного заведения М., 1987 Пономарев Н И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека СПб., 1996 Сидоров А. А, Прохорова М. В, Синюхин Б. Д. Пелагогика: У чеб- ник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура». СПб., 1996. Лекция № 12. Педагогические способности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.007 с.) |