Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический базис педагогики спорта

Поиск

6.1.Методология (от греч. methodos— исследование, logos— учение, наука, зна­ние) — это одна из исторически сложившихся философских дис­циплин.которую интересует применение путей и способов в на­учных исследованиях окружающей действительности. Проще го­воря, методология — это учение о методе.

Методология частных наук по своему содержанию является совокупностью исследований, включающих обработку языка данной предметной области, ее терминологии и положений, сло­жившихся на основе опыта. Она занимается конструированием и усовершенствованием теорий, выявлением эвристических до­пущений и правил, установлением закономерностей и формулированием принципов.

 

Методология высшего порядка, то есть всеобцая методоло­гия, это та, которая позволяет  наиболее полно отражать явления веч­ного развития мира. Частная методология не может существо­вать сама по себе и быть обособленной. Она является составной и органической частью современной науки. Происхождение ме­тодологического базиса педагогики лежат теоретические достижения многих наук. Их можно с успе­хом использовать в качестве теоретического базиса педагогики частная методология и теоретические концепции педагогика спорта. такаксиоматический(от греч. само­очевидное) Аксиоматический базис педагогики спорта — это те положения, которые очевидны и принимаются данной научной областью знаний без доказательств. Например, спортивно- педагогический процесс, интуитивно понимаемый как законо­мерный ход событий по обучению, развитию, образованию и воспитанию людей средствами спорта. Методический базис педагогики спорта включает в себя ши­рокий спектр методов различных наук и их конструкций, кото­рыми пользуется исследователь, чтобы получить ответ на инте­ресующие его вопросы. Способности и умение представить те­оретический, аксиоматический и методический базисы в качест­ве единой и подвижной конструкции выводят ученого на вершину частной методологии. Если спортивно-педагогический процесс исследовать на уров­не единого целого, то при решении этой научной задачи можно столкнуться с рядом частных методологических трудностей, так как объект исследования слишком сложен. Чтобы активно уча­ствовать в проектировании, обеспечении и реализации его но­вых форм, необходимо:

• уметь получать научную информацию о качестве функциони­рования существующей спортивно-педагогической системы;

• уметь интегрировать имеющиеся и полученные знания.

Системный подход означает формирование взглядов на цело­стный обьект исследования. Идея системного подхода означает определенное развитие философского понимания действитель­ности и возможность практического решения частных научных задач.

Развитие методологии системного подхода происходит в рам­ках общей теории систем, которая не имеет четко очерченных границ применимости. Абстрактность и достаточная конкрет­ность этой теории предоставляют возможность практически ис­пользовать методологию системного подхода в различных облас­тях, придавая ей общенаучный характер. Системная методо­логия, оснащенная точными методами и знаковой символикой, позволяет осуществлять полилогическое конструирование раз­личных систем научной информации об исследуемом явлении. Основное содержание системного подхода заключено не в фор­мальном математическом аппарате, а в его установках. В связи с этим при изучении спортивно-педагогического процесса можно использовать следующие принципы обшей теории систем: 1) бесконечного множества; 2) подобия', 3) достижения\ 4) целевого назначения, 5)эмерджентности; 6) сложности', 7) порядка. Уни­версальность перечисленных принципов заключается в том, что они позволяют выявлять степень сложности, упорядоченность, степень подобия и организацию любых объектов природы, об­щества, познания.

 

6.2. Классификация и содержание методов научного исследования педагогики спорта

Для ведения спортивно-педагогических исследований приме­няются разнообразные методы. Арсенал традиционно-педагогических методов дополняется и расширяется за счет творческого использования методов смежных областей научного знания.

Всеобщая группа методов включает в себя историографиче­ские, философские и логические методы. Применение этих мето­дов позволяет анализировать исторический процесс в спортивно-педагогических целях. Исследова­телю необходимо уметь пользоваться методами философской аргументации, формальной и формализованной логики. Этот  подход дает возможность, продвигаясь в теорети­ческих исследованиях от абстрактного к конкретному, под­няться до обобщений и выводов высокого научного достоинства.

Специальная группа методов, базируясь на потребностях и закономерностях педагогики спорта, включает разнообразные методы исследования, среди них: наблюдение, опрос, анкетирование, изучение документа­ции, экспертную оценку, самооценку, незагисимые характерис­тики, моделирование, эксперимент.

Педагогическое наблюдение — метод, в основе которого лежит целенаправленное восприятие исследователем определенных сто­рон и явлений спортивно-педагогической практики. Наблюде­ние планируется, то есть составляется его программа, которая учитывает частоту, количество и объекты наблюдений, время, характеристики ситуаций в спорте и т. д. Оно зависит от способа регистрации. Наблюдение бывает непосредственным и опосредо­ванным. Способ непосредственной регистрации позволяет фик­сировать моменты реального явления. Способ опосредованной регистрации предоставляет возможность получать фактический материал о произошедшем явлении. Визуальные способы на­блюдения все чаще сопровождаются применением разнообраз­ных технических средств (кинофотосъемка, видеозапись, телеви­дение, тслефонометрия и т. п.).

Педагогический опрос — метод, в основе которого лежит про­цесс получения информации от людей о каких-либо сторонах или явлениях спортивно-педагогической практики. Он предусмат­ривает логически продуманную систему небольшого количества (3—5) вопросов, их точную формулировку, а также предполага­ет возможность ответа в категоричной форме (да, нет). К разно­видностям опроса относятся беседы и интервью. Беседа приме­няется в устно-контактной форме общения и без записывания ответов собеседника. Интервью предусматривает изложение суждений в определенной (заранее намеченной) последователь­ности.

Анкетирование — метод, в основе которого лежит получение письменных ответов на поставленные вопросы. От формы анке­ты, содержания вопросов, количества респондентов, их умелого подбораво многом зависит достоверность результатов исследо­вания. Анкеты следует составлять таким образом, чтобы их дан­ные можно было обработать методами математической статис­тики с применением ЭВМ.

Экспертная оценка представляет собой разновидность кос­венного наблюдения. Информация к исследователю поступает от компетентных лиц, которые по определенным правилам оце­нивают стороны, явления и признаки спортивно педагогической практики. Метод предусматривает использование экспертами оценочных шкал различного рода, что открывает для исследова­теля возможность применять аппарат математико-статистической обработки данных. От качества программы оценивания каких либо свойств личности, качеств деятельности зависит и качество полученного исследовательского материала. Расхожде­ние мнений определяется с помощью коэффициента конкордации (от лат. concordatum — договор), значение которого распо­ложено в пределах от 0 до 1, — чем больше коэффициент, тем меньше расхождение в суждениях экспертов.

Самооценка является частным случаем рейтинга и имеет ряд определенных достоинств. Например, если этот метод применя­ется самостоятельно, то исследователь получает относительно объективные данные об уровне притязаний отдельной личности. Если же она сопоставляется с экспертной оценкой, то появляет­ся возможность определять взаимоотношения в спортивно-педагогических коллективах.

Независимые характеристики можно получить способам парных сравнений.  В результате парного сравнения по каждому параметру (0, 1) исследователь получает сравнительные оценки в баллах Это позволяет ему ранжировать ряд изучаемых параметров по степени их значи­мости.

Моделирование в спорте. Теория моделей (modele — образец, лепить) — раздет математики, в котором изучаются связи между формальными языками и их интерпретациями или моде­лями. Моделирование — это не что иное, как воспроизведение характеристик реально существующего объек­та на специально созданной для  их изучения модели. Классифи­каций моделей в науке много, но применительно к моделирова­нию в спорте наиболее приемлема система, которая подразделя­ет все модели на два типа материильные (физические) и идеаль­ные (математические).

К первому типу относятся модели, которые имеют  природу, сходную с при­родой изучаемого явления. Они  сохраняют подо­бие оригиналу и отличаются от него лишь размерами, скоростью протекания процессов, а иногда и материалами изготовления.  Ко второму типу относятся модели, имеющие отличительную от прототипа физическую, химиче­скую или биологическую природу, но допускающие математиче­ское описание оригинала.

В спорте к данному типу относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели: а) коли­чественные параметры функций роста спортивных результатов в различных видах спорта; б) количественные параметры уровней тренированности спортсменов; в) математические модели структурyрфизических качеств высококлассных спортсменов и их тех­ническою мастерства; г) взаимосвязи различных сторон подго­товленности спортсмена к соревнованиям; д) расчеты надежнос­ти соревновательной деятельности спортсменов и команд и т. п.

Применение метода моделирова­ния в спорте необходимо осуществлять на следующих уровнях:

• спортсмена (моделирование характеристик, его мастерства, прогнозирование его результатов);

• системы спортивной тренировки и системы спортивной под­готовки,

• системы развития спорта в стране;

• системы глобального развития спорта в мире, и прежде всего олимпийского спорта.

Используя научную разработку модельных характеристик конкретных спортсменов необходимо в це­лостном виде представить состояние спортсмена, в котором тот может показать результаты, соответствующие мировым дости­жениям. Качественные характеристики личности делятся на консервативные, не поддающиеся тренировке, прогрессивные, то есть изменяющиеся под влиянием тренировки, а также на компенсируемые и некомпенсируемые

Педагогический эксперимент помогает проверять достовер­ность рабочих гипотез, выявлять связи между отдельными эле­ментами спортивно-педагогических систем. Основные виды пе­дагогического эксперимента — естественный и лабораторный. Они имеют много подвидов. В условиях естественного экспери­мента без нарушения типичного режима апробируются новые учебные планы, программы, учебники и т. д. Лабораторный пе­дагогический эксперимент — более строгая форма научного ис­следования. Из широкого педагогического контекста выделяется определенный момент, затем создается обстановка, позволяющая точно изменять и контролировать переменные величины. В экс­периментальных и контрольных группах фиксируются началь­ные и конечные показатели измерений, анализируются происхо­дящие в рамках эксперимента изменения и сопоставляются раз­личия На основании полученных данных делается заключение о степени влияния факторов (аргументов) на целевой результат.

Этапами педагогического эксперимента являются: планиро­вание, организация и проведение, а также интерпретация полу­ченных результатов. Планирование включает постановку целей и задач эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), факторов влияния и количества их уровней, необходимое число наблюдений, порядок проведения эксперимента, метод провер­ки полученных результатов (способ верификации). Организация и проведение эксперимента осуществляются в соответствии с планом На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных, вычисляются статистики для проверки рабочих гипотез. Для того чтобы проведение эксперимента отвечало принципу до­стовернее™, необходимо: 1) оптимальное число испытуемых и количество опытов; 2) надежность методик исследования; 3) ста­тистическая значимость различий полученных данных.

Комплексное применение различных методов позволяет по­высить эффективность и качество спортивно-педагогических ис­следований. Этому также способствуют активное применение в педагогике спорта математических методов и использование счетно-решающих устройств. При этом вычисляются: средняя арифметическая, мода, медиана, дисперсия, среднее квадратическое отклонение выборочной совокупности, ошибка среднего значения, коэффициенты корреляции признаков. К числу ос­новных статистических критериев проверки достоверности ре­зультатов эксперимента обычно относят:

-Стьюдента — проверка гипотезы о равенстве центров рас­пределения нормальных генеральных совокупностей при неиз­вестном стандартном отклонении;

-Фишера — проверка гипотезы о равенстве дисперсий двух нормальных генеральных совокупностей;

-Пирсона — проверка гипотезы о законе распределения.

Метод «мозговой атаки» основан на гипотезе о том, что сре­ди множества тривиальных знаний закономерно возникают пе­редовые идеи. Он позволяет использовать знания, опыт и твор­ческие способности ведущих специалистов. Для этого организу­ются семинары, проведение которых должно удовлетворять сле­дующим требованиям:

• проблема должна быть заранее точно сформулирована, особо выделен центральный пункт обсуждения;

• обсуждаются идеи любого рода, в том числе и те, возмож­ность реализации которых не предвидится в ближайшее время; поощряются научная фантазия, предвосхищение путей развития проблемы; наиболее интересные идеи обсуждаются до тех пор, пока не будет достигнуто согласие между шестью высо­коквалифицированными экспертами.

Метод «сценариев» представляет собой краткое изложение содержания исследуемого предмета по определенному плану. Сюжетная схема сценария позволяет одновременно рассматривать несколько аспектов про­блемы, критически оценивать события и предполагать точки их альтернативного ветвления, которые в дальнейшем могут быть исследованы более детально.

Примером использования метода «сценариев» в педагогике являются частные методики, главная особенность которых со­стоит в научной проработке знаний и навыков, предназначен­ных для освоения человеком.

 Вопросы для самопроверки

 Охарактеризовать взаимоотношения между общей и частной ме­тодологиями науки.

Охарактеризовать, что понимается под аксиоматическим и теоретическим базисом частной науки.

 Рассказать о методологии и принципах системного подхода в пе­дагогике спорта.

Перечислить известные  методы качественного анализа спортивно-педагогических явлений.

Какие методы научного исследования обладают свойствами все­общности?

Перечислить специальную группу методов педагогики спорта

Использованная литература.

Андреев, И.Д. Теория и форма организации научного знания / И.Д. Андреев.- М: Наука, 1979.- 354 с.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин.- М.: Физкультура и спорт, 1987.-222 с.

Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина.- М.: ЛГУ,1980.-205 с.

Нагоров П.С. Способы освоения генеративно- сематической информацией.: дис. Канд. Пед. Наук / П.с. Нагоров.- М.: ВНИИФК,2005.- 24 с.

Лекция № 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.009 с.)