Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разговор с голландским советологом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учитывая интерес к вопросам демократизации, обновления нашего общества, редакция предлагает читателям изложение беседы политического обозревателя «Тюменской правды» С. ХАЛИНА с голландским профессором, доктором социологии и политологии Яном ван ПУТТЕНОМ. «Никогда не слышал о Тюмени» С. Халин: Уважаемый профессор, для начала я хотел бы спросить вас о вашей работе в качестве парламентского корреспондента, ее принципах. Я. Путтен: Я работал в одной из газет города Гааги. Посещал сессии нашего парламента, правительственные учреждения, беседовал с министрами, официальными представителями правительства. Это я делал в течение десяти лет. Что касается принципов моей работы, то считаю важнейшими два. Первый из них касается того, что политика — это очень сложное явление. Многие люди этого не понимают. Что нужно учитывать, поскольку пишешь ведь для всех людей. Второй момент касается того, что журналист, парламентский в частности, должен писать по возможности объективно, не поддаваясь внешнему влиянию. Иногда пытался критиковать некоторых политиков. Мне кажется, я делал это достаточно удовлетворительно. С. Х.: С какими представлениями о Тюмени вы к нам приехали? Что знали о Тюменском крае? Я. П.: В прошлом году я встретил Клару Григорьевну Барбакову, профессора Тюменского госуниверситета, на конференции по социологии в Восточной Германии, бывшей ГДР. Она сказала, что если мне позволят обстоятельства, то я могу приехать в Тюмень. До этого никогда не слышал о Тюмени. С. Х.: Совершенно ничего? Но ведь Тюмень — это нефть, газ, о чем много говорят во всем мире. Я. П.: Да, но я не считаю себя большим специалистом по нефти и газу. В нашей стране Сибирь представляют, как нечто очень обширное и очень холодное. Многие люди, жена, когда узнали о моем намерении поехать к вам, сказали, что я сошел с ума. Но я очень рад, что нахожусь здесь. Могу видеть здешних людей, знакомиться с тем, что они делают. С. Х.: Профессор, а в настоящее время вы продолжаете писать, выступать в печати? Я. П.: Конечно. И сейчас уже готовлю две статьи для голландских газет. Одна статья будет о Тюмени. Вторая — о развитии нефтяной промышленности. Голландия тоже имеет значительные запасы газа и нефти. Она их даже экспортирует во многие страны Западной Европы. Это хорошая статья доходов для нашего государства. Сейчас наш премьер-министр выходит с предложением в Европейский Союз об организации Европейского Энергетического Союза, объединяющего все страны. И, конечно, включая Советский Союз. С. Х.: Несколько слов, профессор, о вашей деятельности в качестве председателя Голландской организации сторонников мира. Я. П.: У нас в стране, как вы знаете, было движение против размещения ракет средней дальности в центре Европы. В связи с этим я был избран председателем организации, которая называлась «Межцерковный (межприходской) мирный совет». Это самая крупная организация движения за мир в Нидерландах. Было очень много международных контактов, в том числе с Советским комитетом защитников мира. С. Х.: Вчера, профессор, во время лекции для студентов и преподавателей Тюменского госуниверситета вы говорили, что работали в различных комитетах, вырабатывавших предложения правительству вашей страны. Что это за комитеты и предложения правительству? Я. П.: Я участвовал в работе комитета, который оценивал проект правительства по реорганизации собственной структуры. Другой комитет экспертов оценивал проект нового закона о праве людей на информацию. Как журналист со стажем я активно участвовал в нем. Еще одна интересная работа была связана с предложениями правительству по развитию экономического сознания населения. Речь шла об оценке правительственной программы, об учете в ней особенностей различных категорий населения Голландии и формировании у него ответственности за состояние окружающей среды. «Первое впечатление — люди живут в очень трудных условиях С. Х.: Мой следующий вопрос о религии. Вы говорили, что свои первые исследования начинали как социолог религии. Что было предметом ваших исследований? Я. П.: Я изучал особенности представителей различных религиозных течений, которые лежат вне политики. Главное, что мы выяснили, — у них нет никаких гносеологических причин, а только социальные. Религия в своей основе есть общественный институт, потому что главный вопрос ее — вопрос о взаимоотношениях человека и того, что называют Богом. С. Х.: Профессор, скажите, пожалуйста, а себя вы относите к религиозным людям? Я. П.: Я стараюсь быть христианином. Есть Бог или нет его — это можно обсуждать, но этого нельзя доказать. С. Х.: Фома Аквинский, католический философ XIII века, пытался доказывать. Я. П.: Да, я знаю. Но был конкретный человек — Иисус Христос, учение которого имеет важное значение для нормальных взаимоотношений между людьми в обществе. Для меня именно этот аспект наиболее важен. С. Х.: Профессор, где вы уже побывали в области? Ваши впечатления? Я. П.: Мы побывали в Нижневартовске и теперь вот в Тюмени. Мое первое впечатление — люди здесь живут и работают в очень трудных условиях. Правда, в Тюмени в отличие от Нижневартовска менее заметна ориентация жизни на индустрию нефте- и газодобычи. Ей присуще большее разнообразие. Приятно и интересно пройтись по ее улицам. Была ли демократия в Древней Греции? С. Х.: Вернемся к политике. Хочу спросить, каково ваше краткое определение демократии? Я. П.: Демократия — это форма самоуправления народа, осуществляемая непосредственно или опосредованно. Форма самоуправления, в которой уважаются политические права всех людей, а люди обладают социальным равенством. С. Х.: Можно ли в таком случае говорить о демократии в Древней Греции? Я. П.: Да, женщины и рабы не имели прав участвовать в управлении. В этом отношении это не была демократия. Но взрослое население обладало этим правом. С этой стороны была демократия, одна из ранних форм демократии. С. Х.: Я обратил внимание, вы до сих пор не упомянули понятие «гражданское общество». Значит ли это, что оно не входит в понятийный аппарат ваших исследований? Я. П.: Когда я объясняю понятие плюрализма специально, то выхожу на понятие гражданского общества. В моей книге есть целая глава, посвященная обсуждению вопросов гражданского общества в Советском Союзе. С. Х.: Несколько слов о методологической основе вашей исследовательской работы. Я. П.: В политологии существует много различных подходов. Один из них — марксизм, опирающийся на классовую борьбу, конфликт и т.д. Мы считаем, что люди действуют, исходя из некоторых своих целей, сознательных решений. Именно изучение принятия решений является целью моих исследований. «Существует риск Дезинтеграции, распада» С. Х.: Слушая вашу лекцию, я пришел к мысли, что ваш подход лежит в русле так называемой «теории факторов». В ней различные моменты считаются равноправными, одинаково важными. В том числе экономика. Считаю, что экономический фактор следует все же выделять особо как базовый. Я. П.: В принципе, конечно, все возможные факторы должны изучаться. Но взять, к примеру, фактор культурный, вытекает ли он из экономического? Я думаю, что в Советском Союзе, например, национальные вопросы не могут быть сведены к экономическим. С. Х.: Но большинство в СССР склоняется к тому, чтобы объяснить обострение национального вопроса прежде всего именно социально-экономическими трудностями. Я. П.: Да, я согласен. Но если люди испытывают затруднения со своим родным языком, национальным самоопределением, то противоречия будут сохраняться и в силу других причин. С. Х.: Официально у нас вообще никогда не было войны с национальными языками. К тому же речь не идет о том, чтобы сводить все к экономике. Речь идет о том, чтобы видеть в единстве все уровни общественной жизни, причем с учетом их взаимной дополнительности, несводимости полностью друг к другу... Профессор Путтен, вы наверняка знакомы с Законом СССР о выходе из состава СССР. Ваше мнение об этом законе. Я. П.: Первое, что касается числа проголосовавших за выход. Я считаю, что для этого нужно две третьих от всего состава голосующего населения. Девяносто процентов — это слишком много. Следующее, это десятилетний срок реализации решения о выходе, если оно будет принято. Это слишком длительный срок. С. Х.: А какие бы сроки вы предложили? 2—3 года, 5 лет? Я. П.: Если быть реалистичным, то, думаю, достаточно двух лет. Третий аспект — экономический. Он связан с различными видами собственности, в частности, собственностью союзного государства. В социалистическом государстве слишком многое находится в его собственности. В то время как оно должно находиться в собственности самих людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.012 с.) |