Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. Горький о русских людях на переломе 1917–1918 годов, или «программа горького» («несвоевременные мысли». ).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«… если бы я вам рассказал то, что я знаю (а знаю я, без всякого сомнения, далеко еще не все), тогда бы, точно, помутились ваши мысли и вы сами подумали ба, как бы убежать из России». Н.В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями». «До чего же бесприютен русский человек». М. Горький. «Тяжело жить на Руси! Тяжело. Грешат в ней — скверно, каются в грехах — того хуже». М. Горький. «… у нас лучший в мире балет и — самая отвратительная постановка книгоиздательского дела». М. Горький. «Оригинальнейшая черта русского человека — в каждый данный момент он искренен». М. Горький.
2011 год — год 75-летия со дня кончины Алексея Максимовича Пешкова — Максима Горького. Как великий писатель и как великий гуманист, М. Горький не мог не откликнуться на все те труднопереносимые для всякого народа, если вообще переносимые, испытания, которые выпали на долю русского народа, России в 1917-1918 годах. Мы позволим себе привести известный ряд высказываний, названных М. Горьким «Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре» (М. Горький. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре / Вступ. ст., публ., подгот. текста и коммент. И. Вайнберга. М.: Советский писатель, 1990). При жизни писателя это издание не выходило, но его принято считать выражением последней воли автора. «Несвоевременные мысли» — цикл статей М. Горького, печатавшихся в 1917-1918 годах в газете «Новая жизнь» (Всего 64 статьи). И еще одно обстоятельство. Настоящая работа представляет собой, прежде всего, подбор высказываний М. Горького, поэтому правильнее было бы указать не ее автора, а скорее — составителя. Все приведенные в работе высказывания Горького, включая вынесенные в эпиграф, взяты из названного издания, помещенного в книге «Максим Горький. Книга о русских людях. М.: Вагриус, 2000. 572 с. С. 433–559. I. Предварительное. М. Горький вполне объективно оценивал свои возможности, повлиять на ход событий, которые вызвали названные «заметки», и со стороны своих способностей, и со стороны, конечно же, самих обстоятельств: — «Весьма вероятно, что мои мысли «наивны», я уже говорил, что считаю себя плохим публицистом, но все-таки с упрямством, достойным, быть может, лучшего применения, «я буду продолжать свою линию», не смущаясь тем, что «глас» мой остается «гласом вопиющего в пустыне», увы! — не безлюдной» (С. 484). И делать это М. Горький собирался потому, что, как он писал: — «… я верю в разум русского народа, в его совесть, в искренность его стремления к свободе, исключающей всякое насилие над человеком. Верю, что «все минется, одна правда останется»» (С. 555). Но для этого нужно понимать народ, иметь представление о закономерностях истории, а главное, хотеть бороться за светлое будущее народа, каким бы ни было его настоящее. Он писал: — «… иностранцы народ наивный и невежественный, и Русь для них — загадка. Для некоторых русских людей она тоже является загадкой, и притом весьма глупой, но эти русские — просто люди, лишенные чувства любви к родине, патриотизма и прочего)» (С. 505). Горький понимал, что для такого дела в такое время нужна и смелость: — «Может быть, я — в некоторых случаях — не стану защищать себя, но на защиту любимого мною у меня хватит сил» (С. 482). Горький активно заявляет о своем праве высказывать свое мнение о русском народе: — «Я имею право говорить обидную и горькую правду о народе … будет лучше для народа, если эту правду о нем скажу я первый, а не те враги народа, которые теперь молчат да копят месть и злобу для того, чтобы в удобный для них момент плюнуть этой злостью в лицо народа, как они плевали после 905 и 6го годов» (С. 546). Более того, он прямо отстаивает это свое право перед властями: — «В чьих бы руках ни была власть — за мною остается мое человеческое право отнестись к ней критически. И я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к русскому человеку у власти, — недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего» (С. 537). Он заявляет о том, что будет последовательно объективным при этом: — «… превосходные душевные качества русского народа никогда не ослепляли меня» (С. 511). И далее — «… я никогда не восхищался русской деревней и не могу восхищаться «деревенской беднотой», органически враждебной психике, идеям и целям городского пролетариата» (С. 551). И «… если наш мужик — зверь, надо сказать это» (С. 511). Правда, зверского в тот момент, в условиях 1-й мировой войны, обнаружилось чрезвычайно много не одного только русского народа, и это тоже угнетало М. Горького: — «… хочется бешено крикнуть людям: — Несчастные, пожалейте себя!» (С. 444). И все же, несмотря на весь свой, как говорил сам Горький, «социальный идеализм», он видел и необходимость, неизбежность, и даже оправданность страданий русского народа, хотя, по всему видно, ему было невыносимо узнавать о гибели и одного человека, даже плохого человека: «… эти бешеные, испачканные грязью и кровью дни — великие дни рождения Новой России. Да, вот именно теперь, когда люди, оглушаемые проповедью равенства и братства, грабят на улицах ближнего своего, раздевая его догола, когда борьба против идола собственности не мешает людям зверски истязать и убивать мелких нарушителей закона о неприкосновенности собственности, когда «свободные граждане», занявшись торговлишкой, обирают друг друга безжалостно и бесстыдно, — в эти дни чудовищных противоречий рождается Новая Россия» (С. 526). Горький понимал — русский народ — это «неуклюжая, не организованная разумом сила — сила огромная, потенциально талантливая, воистину способна к всестороннему развитию» (С. 498). Он знал — «… путем великих мук, невыносимых испытаний мы идем к возрождению человека…» (С. 516).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.008 с.) |