Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика для поездки в англию

Поиск

В. Авдеев: Еще раз предлагаю вернуться к началу разговора: так чем сейчас должны заниматься парторганизации учебных заведений?

Г. Чеботарев: Во всяком случае не контролем по старинке.

М. Мальцев: Они должны заниматься всем, но иными методами, не лобовыми. Раньше меня постоянно избирали в партбюро. Зачем? Хотя я, кажется, вовсе не из партии кадетов.

Это было формой контроля и в большей степени руководством мною как членом партии. А сейчас? Предлагают снова включить меня в партбюро. А если через месяц у нас появятся комитеты других партий? Не входя в партбюро, я могу сохранять позицию объективизма. Не буду связан организационно.

В. Авдеев: Недавно я столкнулся с таким аргументом в пользу вывода парторганизаций из вузов: партийный диктат сохраняется хотя бы потому, что до сих пор в деловой характеристике требуется подпись секретаря партбюро. В самом деле, зачем это нужно?

Реплики: Да и не надо этого делать. Преподаватель прав. На деловой характеристике не нужна подпись профкома. Ее подписывает ректор, она принимается ученым советом вуза.

М. Мальцев: А я приведу обратный пример. Ко мне приходит студент-первокурсник. Ему нужна характеристика для поездки в Англию. Почему я должен ее подписывать? А с банком еще хуже. Подписал документы на кредитование садово-огородных участков преподавателей и сотрудников. Они не платят за кредиты, а мне говорят — плати ты, раз подписал документ!

В. Власов: Я бы усилил вопрос о том, что делать нашим парторганизациям. Будут другие партии. Появятся в вузах на руководящих постах члены этих партий. Даже ректор может оказаться из их числа. Как тогда? Как строить взаимоотношения?

 В. Авдеев: Ясно одно: превращать учебные заведения в плацдарм политических боев мы не имеем права. Путь вижу один — сотрудничество с ними в главном — повышении образованности учащихся.

М. Мальцев: Надо не допускать выхода порядочных людей из нашей партии. А вот из устава убрать требование о порядочности. Это должно быть само собой разумеющимся. У нас есть чем удерживать. Еще Ленин на III съезде комсомола говорил о необходимости обогатить свою память всем тем, что накопило до нас человечество, в том числе и политическими знаниями.

И. Комиссаров: Но ведь в том-то и дело, что каждый усваивает политические знания по-своему...

В. Авдеев: Наблюдал недавно, как действуют партийные организации Слонимского района Гродненской области. У них действительно все «комы» действуют в одном ключе — работа с коллективами учебных заведений. Первичка в первую очередь занимается созданием творческой атмосферы, поддержкой хороших преподавателей. Я все о том же, что мы можем рекомендовать коммунистам учебных заведений?

М. Мальцев: Поддержу вас. Вот у нас состоялся отчет партбюро. Вроде бы и сказать было особо не о чем, а отчет прошел хорошо. Все дело в том, что сохранился коллектив, в институте нормальная рабочая обстановка. И собрание это оценило. Оказалось, что этого достаточно. Но вот на будущее — уже мало. Надо искать новые формы. И не так, как это делает наш Крекнин, например. Такие люди не о деле заботятся. Они ищут престижного места. Хочется за власть подержаться.

В. Авдеев: А ведь все началось гораздо раньше. Когда т. Крекнин, будучи секретарем партбюро, пригласил на партийное собрание без ведома коммунистов представителей Народного фронта. Многие тогда просто ушли с собрания. Но случившееся так и осталось без каких-либо последствий, к обсуждению этого факта коммунисты не возвращались. А надо было бы. Если т. Крекнин в чем-то был неправ, то ему об этом надо было сказать сразу.

И еще. Все говорят, что КПСС, партийные комитеты постоянно опаздывают, вместо того, чтобы работать на опережение. Как нам быть? Вы сами говорите, что никаких бумаг, воззваний, обращений не нужно. Что взамен?

Г. Чеботарев: Это так. Появится документ. Начнутся обсуждения. Нужны ли они?

И. Комиссаров: Да и нет у нас такой прямой атаки по линии деполитизации. Может, в университете есть? У нас нет. А всякие обращения, они ведь объективно исходят из признания такой атаки. А ее нет.

М. Мальцев: Не надо бумаг. Если хотите провести работу — соберите партийных секретарей, партактив вузов, поговорите с ними, посоветуйтесь. Выскажите свои соображения. Если так уж надо — запротоколируйте разговор. Опять же, возвращаясь к нашему институтскому собранию. Если бы не выступление Крекнина, не было бы там разговора на эти темы вообще. Собрание прошло бы в этом отношении спокойно.

С. Халин: Конечно, прошло бы. Все бы обошлось спокойно и на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, если бы не выступил Ельцин. Но значит ли это, что не произошли бы и все последующие события, с ними связанные? И даже гораздо более широкие и глубокие процессы? Очевидно, нет. Так что я бы не обольщался спокойствием. Ведь говорил же Игорь Дисанович, что какой-то разговор подспудно постоянно идет. Какое-то неудовлетворение имеется. Есть же немало людей с «нестрогим сознанием» и среди преподавателей. Эта нестрогость сознания характеризует все наше общество сегодня. Взять то же понятие «деполитизация». Мы, кстати, по ходу внесли уточнения. Развели «деполитизацию», «департизацию» и «деидеологизацию». Недавно слышал еще и «декоммунизацию». Это не случайно. За всем этим действительно стоят разные смыслы, и их нам нужно уметь различать. Хотя бы для того, чтобы правильно понимать своих оппонентов, не говоря уже о сторонниках.

Конечно, образование надо «деполитизировать» в том смысле, чтобы, как говорил Вячеслав Валерьевич, избавиться от некомпетентного вмешательства в учебный процесс. Конечно, никакой не может быть «деполитизации» в смысле ухода коммунистов из сферы образования. Что касается «деполитизации» как ограждения студентов, учащихся от политических реалий сегодняшнего дня, то это просто нонсенс, и анекдотический пример Михаила Васильевича с первоклассником это подтверждает. Все мы помним и соглашаемся с марксовым положением: быть в обществе и быть свободным от него нельзя.

Считаю, что коммунисты учебных заведений, особенно их лидеры, должны бы заняться и своей собственной политической подготовкой. Согласен с Геннадием Николаевичем: это прежде имела место «деполитизация» образования. Тогда нормальные политические подходы в сфере образования, как и в других, были в загоне, просто невозможны. Политика, любая, — это учет интересов людей и деятельность по их удовлетворению. Здоровых интересов, конечно. Сейчас в условиях перестройки, отказа от административно-командного диктата налицо как раз дефицит нормальной политической работы, восполнением которого и надо заняться. Вопрос в том, какие интересы в первую, вторую и т.д. очередь и какими методами в сфере образования проводить. Никакая администрация не в состоянии охватить, а тем более реализовать все интересы учащихся и преподавателей. Роль партийных организаций никем, кроме разве что организаций других партий, не может быть заменена. И умные, дальновидные руководители учебных заведений отлично это понимают, стремятся опереться на коммунистов.

Кладут билеты на стол, считаю, те преподаватели, которые нормальной политической деятельности не понимают, да и просто не знают.

Что касается вышестоящих партийных комитетов, то их роль вижу не столько в том, чтобы писать новые бумаги для широкого обнародования, сколько в повседневной кропотливой работе по повышению политической квалификации коммунистов в учебных заведениях. Через семинары, научно-практические конференции и т.п.

Речь не идет, конечно, об откровенно экстремистских вылазках — им надо давать немедленный и публичный отпор. Здесь и специальная резолюция к месту.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ДЕНЬГИ?

А. Мальчевский: Я согласен с прозвучавшими выступлениями. Основа образования — научный подход. В то же время коллективы учебных заведений как субъекты определенной деятельности не могут выпадать из политики. Будут в них и поддерживающие позиции КПСС и других организаций. Тем более, что конституция гарантирует нам политические свободы.

Кого мы воспитываем в учебных заведениях? Специалистов-роботов? Если да, то можно, конечно, обойтись и без политики. А если активного члена общества, гражданина? А именно этого мы и хотим. Тогда надо научить студентов разбираться в политике. Чтобы они могли делать сознательный выбор позиции. Надо готовить их к политической жизни. Конечно, многое надо делать во внеучебное время. Но я не вижу необходимости выводить первички из учебных заведений.

Затем об общественных дисциплинах. Опять кидаемся в крайности: то история КПСС была для нас главным предметом, теперь не нужна вообще. Надо сказать, что мы строили. А мы перестали давать историю, историю Советского государства.

А как изучать философию? Она ведь вбирает в себя все, в том числе идеи всех политических течений. Однако то, как нередко еще ведется преподавание этих дисциплин, работает на формирование озлобленного человека. Чего и так достаточно.

Первички вузов, школ и т.д. должны формировать климат в коллективе, помогать администрации в ее усилиях. И делать это через сам коллектив, через знание его нужд и их удовлетворение. Тот же «сбыт» студентов, социально-экономическая инфраструктура учебных заведений. Через коммунистов в представительных органах надо делать это. Особенно сегодня, когда сфера народного образования в связи с переходом к рынку будет испытывать дополнительные затруднения.

С. Пантелеев: Нам нужна государственная политика в сфере народного образования. А поскольку государство у нас социалистическое, значит, политика эта должна быть социалистической.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям каждая вузовская партийная организация должна стать пропагандистом и активным организатором коллективных форм собственности, готовить коллективы к переходу именно на эти формы. Совместно с администрацией они должны стать разработчиками программ перехода на полную самостоятельность, с передачей основных фондов вузов в собственность членов трудового коллектива. В виде акционерной или иной формы. Я против выкупа учреждений сферы образования частными лицами с утратой контрольного пакета акций трудовым коллективом. Я за коллективную частную собственность

В. Авдеев: О деятельности партийных организаций учебных заведений в условиях рыночных отношений стоило бы действительно поговорить особо.

М. Мальцев: Не думаю, что об этом нужно много говорить.

И. Комиссаров: Ну как же, Михаил Васильевич, вы ведь первые у себя в институте организовали «аукцион» выпускников?

М. Мальцев: Да нет, это было просто свободное распределение выпускников. И вы тоже к этому придете. Я хочу сказать вот что. Очень уж здесь пахнет нарушением законов: экзамены, прием, перевод — все это за деньги. Я очень опасаюсь, что мой внук не поступит при таких условиях в вуз. Я против торговли людьми, торговли образованием. Что? Плати десять тысяч рублей, и путь в вуз тебе открыт? А кто заплатит? И все ли достойные смогут попасть в вуз?

И. Комиссаров: Михаил Васильевич, никто так вопроса не ставит. Речь идет о договорах с предприятиями и организациями. Они направляют абитуриентов и платят за них. И никак иначе.

В. Авдеев: Думаю, что эта сторона сферы образования — предмет для особого разговора. Хотя и тесно связанная с темой «деполитизации» учебных заведений. Более того, возможно, что именно она и выйдет на передний план вскоре. Что касается сегодняшнего разговора, который, должен сказать его участникам, задумывался в виде «круглого стола», то в целом он, на мой взгляд, таким и получился. Мы попросим редакцию «Тюменскую правды» поместить его материалы в одном из номеров.

М. Мальцев: У меня есть, к сожалению, печальный опыт общения с газетой.

С. Халин: Надеюсь, на этот раз все будет в порядке.

В. Авдеев: Я не думаю, товарищи, что нам нужно какое-то обширное подведение итогов. Ряд позиций прозвучал достаточно отчетливо, они зафиксированы. Так? Тогда спасибо всем участникам встречи и до новых встреч.

Беседу записал С. ХАЛИН.

«Тюменская правда»

16 ноября 1990 г.

*******

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ К КОНФЕРЕНЦИИ.

 

В условиях перестройки лекционная пропаганда обретает все большее значение. Это одна из важнейших форм воздействия на сознание человека, обновление мышления трудящихся. Ясность аргументации, конкретность, научная доказательность выводов, умение говорить с людьми языком правды обо всем абсолютно необходимы сегодня каждому лектору. Любая лекция должна звучать на высокой эмоционально-нравственной ноте, наступательно, формировать у слушателей активное отношение к злободневным задачам, побуждать их думать и действовать.

Главный организатор лекционной пропаганды в области — общество «Знание», работу которого обсуждала недавно XVI отчетно-выборная конференция. Областная, окружные, городские, районные, большинство первичных организаций в последние годы немало сделали для совершенствования стиля, методов и форм своей деятельности. Думается, однако (и это отчетливо прозвучало в отчетном докладе, в выступлениях), что основная работа по перестройке важного идеологического направления еще впереди.

Приходится с сожалением признать, что в областной организации общества активность аппарата значительно превосходит активность выборных органов. Ведь невозможно отрицать, что президиумы правлений, их пленумы, бюро методических секций, руководители этих органов не стали еще главными центрами в организации лекционного дела, прежде всего в подготовке лекторов. Совсем не редкость, когда председатели правлений фактически не принимают никакого участия в работе своих организаций. Не случайно в ходе отчетов и выборов сменились 21 председатель окружной, городских и районных организаций из 52.

Привожу этот факт отнюдь не из желания лишний раз констатировать очевидное. Вижу в нем ближайшую, самую главную задачу областного правления, его президиума, председателя и заместителей. Задача эта — оживить самодеятельные начала во всех звеньях организации. Предстоит создать надежную систему подбора, подготовки и эффективного использования лекторских кадров.

Особое положение в структуре общества занимаю его штатные работники. Ведь от степени их активности зависит очень многое. Ответственными секретарями, референтами видятся люди квалифицированные, искренне заинтересованные в успехе дела. Понимаю, как непросто найти таких людей в каждом городе и районе. Но без них трудно рассчитывать на какие-либо серьезные сдвиги в лекционной пропаганде.

Может показаться, что чрезмерно заостряю проблему. Нет, нисколько. Посмотрите, как часто сменяются ответственные секретари. В Голышмановской, Кондинской, Советской, Тобольской районных и Новоуренгойской организациях за два последних года работают уже по третьему ответственному секретарю. Больше года не было его в Аромашевском районе, с октября прошлого года вакантна эта должность в Юргинской районной организации. Только за прошлый год в области сменился каждый второй ответственный секретарь. Можно ли всерьез полагать, что это не снижает эффективность лекционной пропаганды.

В руководящие органы общества пришло много новых людей. Хочется надеяться: активных, ищущих, неравнодушных. Всем нам нужно учиться отыскивать главное звено в своей работе. Для «Знания» это, думаю, детальная разработка той тематической направленности лекций, которую предлагают партийные комитеты и первичные организации. Как обеспечить этот социальный заказ квалифицированными лекторами? Об этом нужно думать инициативно, масштабно. Качество организационных мер поможет повысить совместная работа партийных органов и руководителей общества.

Конечно, кое-что уже сделано. В прошлом году, к примеру, областное правление подготовило именную тематику выступлений для лекторов областного звена. Разработана тематика и в помощь первичным партийным организациям. Но проблема-то в том, что во многих городах и районах, да и на областном уровне явно недостает лекторов по многим ведущим направлениям, связанным с перестройкой. В частности, по научно-техническому прогрессу, по вопросам социальной политики партии, углубления социалистической демократии, интернационального и военно-патриотического воспитания, социалистического образа жизни. В 27 городских и районных организациях общества нет ни одного лектора по вопросам научно-технического прогресса, в 10 — по пропаганде теории марксизма-ленинизма и исторических знаний, в 6 — по пропаганде военных знаний и военно-патриотическому воспитанию.

Можно было бы и продолжить этот «негатив». Но суть не в перечне. Казалось бы, ясно высвечено слабое звено, давайте же работать. Но нужных лекторов как не было, так и нет. Или их явно не хватает. И прежде всего потому, что плохо поставлена работа по созданию резерва. Этим объясняется и так называемое старение лекторских кадров.

Ведущие организации общества «Знание» — Нижневартовская, Урайская, Новоуренгойская, ноябрьская, Тобольская и Ишимская городские, Заводоуковская районная и некоторые другие — серьезно занимаются внедрением перспективного планирования на основе преимущественно годовых планов-графиков. Но делается далеко не все. Много еще случаев, когда целые коллективы, в том числе крупные, выпадают из поля зрения. Это касается и большинства национальных поселков автономных округов. Для объяснения недостатков подобного рода придумано немало всевозможных аргументов. Однако они выглядят несостоятельными, если вспомнить, что областное общество «Знание» насчитывает в своих рядах 25 тысяч лекторов, половина которых — коммунисты.

За всеми внутренними проблемами никак нельзя упускать существа дела, тех, для кого работает общество. Имею в виду аудитории слушателей. В области проведен первый этап паспортизации лекционных аудиторий. Теперь мы должны позаботиться о том, чтобы обеспечить каждую квалифицированными лекторами. Процесс формирования аудиторий, новых групп слушателей будет, естественно, продолжаться. Поэтому организациям общества нужно заранее позаботиться о достаточном количестве лекторов и предлагаемой тематике. Наверное, не ошибусь, если скажу, что самого пристального внимания требуют молодежные аудитории и лекции по интересам. Особенно это важно для севера области, где преобладают именно молодежные коллективы.

Много на конференции говорилось о лекторских кадрах. Понятна тревога, прозвучавшая в докладе и прениях. Вопрос стоит так: нужно резко поднять качество работы с лекторами. Фактически речь идет о создании в каждой организации общества единой системы их подбора, подготовки и использования.

Правлению областной организации, его президиуму, методическим советам и секциям предстоит добиться качественных перемен в работе школ лекторского мастерства, школ молодого лектора, семинаров, проводимых в немалом количестве. Мы нуждаемся в стройной системе такой работы, где всем методам и формам нашлось бы свое место. Организации общества должны взять на себя заботу о создании информационно-методических центров лекционной пропаганды на базе кабинетов политического просвещения, библиотек и красных уголков.

В свое время, говоря о задачах производственной пропаганды, В. И. Ленин предлагал ввести трудовую повинность для всех, кто только в состоянии разъяснять людям вопросы электрификации, тейлоризма. Почему бы в условиях перестройки организациям общества «Знание» области при поддержке партийных организаций не активизировать работу по привлечению к лекционной пропаганде руководителей и специалистов всех категорий, способных вести квалифицированный разговор по насущным проблемам?

Ответственность, возлагаемая на лекторов, на организаторов лекционной пропаганды, сейчас резко возрастает. Но возрастают и их самостоятельность, возможность проявить свои творческие способности, реализовать интересные задумки. Сейчас выступление, в котором не звучат личная позиция лектора, его личное отношение к предмету разговора, не может считаться удовлетворительным. Думается, что не может быть признана удовлетворительной и работа организатора любого уровня, если он, как говорится, лишь «отбывает номер», не проявляет личной заинтересованности в улучшении дел на своем участке.

На конференции очень отчетливо прозвучали просьбы и, я бы даже сказал, упреки в адрес партийных организаций области. В основном они сводятся к недостаточному вниманию и спросу за работу всех звеньев лекционной пропаганды. Критика справедливая. Отдел пропаганды и агитации обкома партии, его лекторская группа стремятся повысить уровень партийного руководства лекционной пропагандой.

Продлен срок исполнения бюро обкома КПСС по записке отдела о совершенствовании лекционной пропаганды в области. Усиливается спрос за состояние лекционной работы с городских, районных комитетов партии, первичных парторганизаций. Лекторская группа подготовила и доводит до сведения партийных комитетов рекомендации по комплексной перестройке лекционной работы. Ее цель мы видим в создании единой системы идеологического обеспечения задач социально-экономического и духовного развития области.

Но чтобы в области сложилась такая система, нам нужно создать ее полноценные элементы на местах, начиная с первичных ячеек во всех без исключения трудовых коллективах.

 

 «Тюменская правда»

27 февраля 1987 г.

 

*******

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.011 с.)