Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-философские размышления Н. Н. Гоголя.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гоголь масштабно подходил как к современной ему, так и прошлой России. Он видел вполне особенности ее становления: — «строение нынешнего нашего гражданского порядка произошло не из начал, уже пребывавших прежде в земле нашей … гражданское строение наше произошло от потрясения, от того богатырского потрясения, которое произвел царь-преобразователь» (С. 213). Затем последовал «блистательный маневр»: «Россия вдруг облеклась в государственное величие, заговорила громами и блеснула отблеском европейских наук» (С. 214). Произошел «разлив гражданских законов» (С. 205), хотя — «законы остаются только для вида» (С. 190). Еще противоречивы характеристики современного Гоголю общества: — «… богатырски задремал нынешний век» (С. 103), «… дремлет ум наш среди вялой и бабьей светской жизни, которую привели к нам, под именем просвещения, пустые и мелкие нововведенья» (С. 106). Но с другой стороны: — «… слава Богу, уже прошли те времена, чтобы несколько сорванцов (декабристов — С.Х.) могли возмутить целое государство» (С. 201). Или: — «… мысли о счастии человечества сделались почти любимыми мыслями всех; … многие только и грезят о том, как преобразовать человечество, как возвысить внутреннее достоинство человека» (С. 263); «…стали даже поговаривать о том, чтобы все было общее — и дома, и земли» (С. 264). — «… еще никогда не бывало в России такого необыкновенного разнообразия и несходства во мнениях и верованиях людей, никогда еще различие образований и воспитанья не оттолкнуло так друг от друга всех и не произвело такого разлада во всем» (С. 133). В то же время: — «Все более или менее согласились называть нынешнее время переходным. Все, более чем когда-либо прежде, чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани, не на ночлеге, не на временной станции или отдыхе. Все чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя. Вопросы нравственные взяли перевес и над политическими, и над учеными, и над всякими другими вопросами. И меч, и гром пушек не в силах занимать мир. Везде обнаруживается более или менее мысль о внутреннем строении: все ждет какого-то более стройного порядка. Мысль о строении как себя, так и других делается общею» (С. 300-1). Мысли Гоголя о России, о русском народе, несмотря на все то темное и отсталое, что он, как никто другой видел, имеют патриотический, но отнюдь не квасной характер: — «Еще пройдет десяток лет, и вы увидите, что Европа придет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках» (С. 184). Впрочем, это Гоголь говорил больше в успокоенье другим. Но вот его слова об умных русских людях: — «… до сих пор еще, к нашему стыду, указывают нам европейцы на своих великих людей, умней которых бывают у нас иногда и невеликие люди; но те хоть какое-нибудь оставили после себя дело прочное, а мы производим кучи дел, и все, как пыль, сметаются они с земли вместе с нами» (С. 187). О европейских веяниях: — «… еще во всяком из нас бестолковая встреча чужеземного с своим, а не разумное извлечение того самого вывода, для которого повелена Богом эта встреча» (С. 255). Но «европейские» веяния уже овладели Россией, и Гоголь это тоже отмечал: — «Велико незнанье России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не на земле своей» (С. 138). — «… газетный листок, признаваемый лживым всеми, становится нечувствительным законодателем его не уважающего человека» (С. 268). Но тут же, парадокс, совсем другие утверждения: — «… еще нет у нас непримиримой ненависти сословья противу сословья и тех озлобленных партий, какие водятся в Европе и которые поставляют препятствие непреодолимое к соединению людей в братской любви между ними» (С. 271). — «… страсти ума уже начались; уже враждуют лично из несходства мнений, из-за противуречий в мире мысленном. Уже образовались целые партии, друг друга не видевшие, никаких личных сношений еще не имевшие — и уже друг друга ненавидящие» (С. 267). «Даже честные и добрые люди между собой в разладе; только между плутами видится что-то похожее на дружбу и соединение в то время, когда кого-нибудь из них сильно станут преследовать» (С. 135). Гоголь, как говорится, нутром чувствует присутствие особого надличностного начала: — «… вина так теперь разложилась на всех, что никаким образом нельзя сказать вначале, кто виноват более других. Есть безвинно-виноватые и виновно-невинные» (С. 190). Он отмечает и такое новое явление: — «Все, с которыми мне случалось познакомиться, наделяли меня уже готовыми выводами, заключениями, а не просто фактами, которых я искал. Я заметил вообще некоторую перемену в мыслях и умах. Всяк глядит на вещи взглядом более философическим, чем когда-либо прежде, во всякой вещи хотел увидеть ее глубокий смысл и сильнейшее значение, — движение, вообще показывающее большой шаг общества вперед. Но, с другой стороны, от этого произошла торопливость делать выводы и заключения из двух-трех фактов о всем целом и беспрестанная позабывчивость того, что не все вещи и не все стороны соображены и взвешены» (С. 296); «… я и сам начал невольно заражаться этой торопливостью заключать и выводить, всеобщим поветрием нынешнего времени» (там же). И вот еще одно обстоятельство, которое огорчительно привлекло внимание Гоголя: — «… в последнее время, сильней всех прочих свойств наших, развилась у нас насмешливость» (С. 255).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.006 с.) |