Глава 11. Нарушения интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11. Нарушения интеллекта



В среде психологов и психиатров не существует однозначного понимания, что следует называть интеллектом. При исследовании интеллекта обычно анализируют множество функций: мышление, счет, понимание речи, пространственную ориентацию, обнаружение сходства и различий, словарный запас и др. Английский психолог Чарлз Э. Спирмен (1863-1945) высказал предположение, что все эти специфические функции имеют общий определяющий фактор (фактор G). Таким образом, кроме приобретенных в процессе воспитания способностей, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Американский психолог Луис Терстоун (1887-1955) решительным образом возражал против такого подхода и считал, что интеллект как отдельная функция не существует, а представляет собой сумму относительно независимых способностей.

Большинство современных шкал интеллекта ориентируется на коэффициент интеллекта, или IQ. Расчет этого коэффициента основан на работах Альфреда Бине (1857-1911), который составил подробный перечень способностей, соответствующих различным возрастным периодам. Пользуясь данным перечнем, можно определить психологический возраст ребенка. Коэффициент интеллекта затем рассчитывают по следующей формуле:

Таким образом, данный показатель указывает на отставание или опережающий темп развития ребенка. При оценке интеллекта взрослых (старше 15 лет) данную формулу не применяют, так как в зрелом возрасте совершенно иная динамика интеллекта. По этой причине для определения IQ у взрослых используют ряд тестов, например, тест Век-слера (см. раздел 6.5).

В клинической психиатрии оценка интеллекта имеет особое значение при диагностике органических заболеваний. Известный немецкий психиатр Карл Ясперс (1883-1969) при анализе интеллекта предлагал отдельно оценивать предпосылки интеллекта, багаж знаний, интеллект в собственном смысле.

• К предпосылкам интеллекта следует отнести психические процессы, позволяющие осуществлять получение, накопление информации и первичный анализ приобретенного опыта. Это означает, что расстройства памяти, внимания, сознания, стройности ассоциаций, снижение мотивации, ошибки в восприятии действительности закономерно ведут к невозможности полноценно использовать разум, однако не свидетельствуют о низком уровне интеллекта как такового. Попытки оценить интеллект человека во время острого психоза (депрессии, делирия, острого бредового приступа) дают ошибочный результат, поскольку временная беспомощность больных не позволяет им продемонстрировать свои истинные способности.

• Багаж знаний, с одной стороны, служит базой для деятельности рассудка, с другой - отражает богатство интеллектуального опыта, демонстрирует способность человека к быстрому накоплению информации. Многие методики исследования интеллекта включают задания на оценку багажа знаний, однако понятно, что он характеризует в большей степени не интеллект как таковой, а условия воспитания человека и полученное им образование.

• Интеллект в собственном смысле - развивающаяся параллельно с формированием ЦНС способность находить существенные связи между предметами и явлениями, умение понимать и предвидеть действительность. Это свойство во многом отражает зрелость, уровень здоровья ЦНС и приближается к понятию фактора G Спир-мена. Генетические исследования показывают существенную роль наследственности в формировании умственных способностей, однако понятно, что потенциал, заложенный генетически, реализуется в зависимости от условий, способствующих последовательному развитию психики.

В процессе становления мышление человека постоянно обогащается. Так, ребенок еще до формирования полноценной речи, наблюдая и копируя действия взрослых, научается действовать в своих интересах (доставать спрятанные игрушки, есть ложкой без помощи взрослых, одеваться) - это наглядно-действенное мышление. Развитие речи

и накопление чувственного опыта позволяют делать выводы о вещах, не наблюдаемых в данный момент непосредственно, а лишь представляемых человеком. Такое основанное на представлениях мышление называют конкретно-образным. Поступая в школу, ребенок постепенно знакомится с миром абстрактных понятий и символов, которые иногда невозможно представить, - математическими действиями, физическими законами, философскими категориями. Умение оперировать этими понятиями определяют как абстрактное (понятийное) мышление. Таким образом, интеллект взрослого человека предполагает сосуществование и взаимодействие практических навыков, конкретно-ситуационных представлений и способности к абстрагированию. Недоразвитие каждой из этих способностей ухудшает адаптацию человека; так, ученый, погруженный в мир абстрактных идей, может оказаться беспомощным в простейшей ситуации, требующей от него конкретных действий. Однако именно способность к абстрактному мышлению как свидетельство завершенности естественного развития нервной системы - наиболее важный показатель уровня развития интеллекта.

В клинической практике врачу недостаточно просто определить IQ пациента с помощью тестов, поскольку низкие значения этого коэффициента не позволяют понять, нарушены собственно интеллект или его предпосылки, определенную роль играет и эмоциональное состояние обследуемого (лень, протест, недоверие к исследователю). Путем сопоставления уровня образования, степени нарушения предпосылок интеллекта, динамики способностей в течение жизни и их изменений за годы болезни врач может составить более детальное заключение о состоянии интеллекта, чем при тестировании.

В беседе с больным следует обратить внимание на самые различные его способности. Не нужно ожидать, что снижение интеллекта будет заметно из первых же высказываний пациента. Необходимо учитывать, что даже глубоко слабоумные больные могут обладать достаточным словарным запасом и сохранять многие практические навыки. Если врач в основном задает вопросы конкретно-ситуационного характера, то в процессе длительной беседы он может не заметить расстройств абстрактного мышления. Для оценки такого мышления необходимо специально поставить больного в ситуацию испытания (эксперимента) с помощью логических задач, с которыми он не сталкивался ранее.

Невозможно оценить абстрактное мышление по вопросам, которые больной многократно решал в прошлом и хорошо заучил ответ. Даже имеющие очень глубокое нарушение интеллекта больные могут пере-

числить месяцы года по порядку, помнят таблицу умножения. Однако стоит несколько изменить условия задания - и расстройства логики станут очевидны. К примеру, следует попросить перечислить месяцы года и дни недели в обратном порядке, оценить простейшие отношения родственников («Кем приходится мне сын моего родного отца?»), выполнить задания на сравнение понятий («В чем отличие между ложью и ошибкой?», «Что тяжелее - килограмм пуха или килограмм гвоздей?»), объяснить смысл картинок и образных выражений (пословиц и поговорок).

При некоторых заболеваниях параллельно с признаками слабоумия нарастают расстройства праксиса, поэтому одновременно с интеллектом всегда следует оценивать двигательные навыки - артикуляцию, умение пользоваться предметами, способность к письму и конструированию простейших фигур.

Синдромы расстройств интеллекта разделяют на недоразвитие интеллекта (олигофрению) и снижение или утрату интеллекта (деменцию).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.005 с.)