Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные аспекты поведения человека
Работая с пациентами разных возрастов, врач и психолог должны понимать, что различия между младенцами, детьми, подростками, зрелыми людьми и стариками носят не количественный, а качественный характер. Ж. Пиаже подробно исследовал развитие мышления в процессе роста и взросления ребенка (табл. 2.7). Он убедительно продемонстрировал, что понимание окружающего у младенца и подростка отличается коренным образом. Если ребенок младшего возраста способен усвоить лишь конкретные понятия, тесно связанные с определенной ситуацией или материальным объектом, то подросток приобретает способность мыслить абстрактно и гипотетически. Работы Пиаже наглядно показывают, что именно в дошкольном возрасте складываются наилучшие условия для формирования грамотной речи, поскольку для этого нужно не понимание, а копирование и накопление образов, в то время как способность усваивать систематические школьные знания (счет, чтение, письмо) приобретается лишь к 7 годам. Попытки начать школьное обучение в более раннем возрасте, как правило, заканчиваются неудачей. Сторонники психодинамического направления рассматривают детство не только как период приобретения навыков и знаний, но и как важный этап формирования личности. С точки зрения Фрейда, развитие человека определяется формами реализации его либидо. В детстве удовлетворение сексуального влечения осуществляется через иные виды деятельности: прием пищи, физиологические отправления, самолюбование и др. Фрейд выделил пять основных фаз развития личности: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную (табл. 2.8). Необходимость преодоления всех этих фаз Фрейд считал биологически обусловленной чертой человека. Проблемы, возникающие при удовлетворении базовых потребностей (помехи, наказания, излишнее внимание со стороны родителей), приводят к фиксации (задержке) в развитии личности и попыткам взрослых людей удовлетворить либидо детским способом. В тяжелых жизненных ситуациях поведение взрослых может быть обусловлено регрессией, т.е. возвращением к более ранним формам сексуальности. Таблица 2.7. Этапы общего развития по Ж. Пиаже
Таблица 2.8. Фазы развития и возрастные кризисы с точки зрения авторов психодинамического направления
детской агрессии. У взрослого вариантами орального поведения считают поцелуи, курение, грызение сухарей и чипсов, брань. Фиксация на этой фазе, с точки зрения Фрейда, может проявиться в стремлении получить заботу и защиту, укрыться от судьбы (припасть к груди) или, наоборот, в виде оральной агрессии, т.е. цинизма, недоверия к окружающим, брани (оскалиться на всех). • В анальную фазу либидо удовлетворяется через дефекацию. В этот период формируется терпение, стремление к поддержанию чистоты и порядка. Фиксация на этой фазе проявляется чувством стыда, упрямством, скупостью, избеганием неопределенности, педантизмом или, наоборот, расточительностью, ненавистью к вещам, стремлением ломать и крушить добро, чувством власти и могущества. • Фаллическая фаза связана с осознанием своего пола и интересом к половым органам. Дети в этом возрасте активно интересуются устройством своего тела (игра в доктора). Важной задачей ребенка на этом этапе становится усвоение ролей, свойственных своему полу. Это достигается путем копирования поведения родителей (идентификация). Результатом такого копирования у мальчиков становится конкуренция с отцом за обладание матерью (эдипов комплекс1), а у девочек - конкуренция с матерью за обладание отцом (комплекс Электры1). Фиксация на этой стадии у мужчин проявляется непостоянством и стремлением всем демонстрировать свою мужественность, сочетающимися с самообвинением, а у женщин - кокетством, соблазнительной наивностью или, наоборот, сексуальной ненасытностью, сочетающейся с ненавистью к противоположному полу. Многие сексуальные дисгармонии(фригидность, гомосексуализм, промискуитет) Фрейд связывал с этой стадией развития. • Согласно психоаналитической концепции, в латентную фазу явного проявления сексуальности не наблюдается. • Для генитальной фазы характерно поведение зрелого человека, который способен любить другого, не заботясь о преодолении своих детских комплексов. Эрик Эриксон (1902-1994) развил теорию Фрейда. Он считал, что людям приходится преодолевать серьезные психологические кризи- 1 Названия заимствованы из древнегреческих легенд о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на своей матери, и Электре, которая помогала брату отомстить за их отца и убить мать.
сы не только в детстве, но и на каждом из этапов развития. Эриксон не связывал фазы развития исключительно с удовлетворением сексуальной потребности. Он считал, что оральной фазе соответствует формирование чувств защищенности и доверия, анальной - воли, фаллической - инициативности. В латентную фазу формируются профессиональные навыки, стремление к достижению мастерства и компетентности. Юность (генитальная фаза), с точки зрения Эрик-сона, - время выбора своего места в жизни, оно осуществляется путем пробы себя в разных группах и разных ролях (например, участие в рок-группе, туристической компании или группе болельщиков). Фиксация на этой стадии приводит к ощущению, что выбран неправильный путь в жизни, что слишком поздно все начать сначала. Задача молодости - создание близких отношений, основанных на взаимопонимании и взаимной заинтересованности в чувствах и ценностях другого человека. Отказ от близости наказывается чувством одиночества и неразделенности. Взросление, которое связывают с возрастом 35-40 лет, связано с кризисом, когда достигнутый успех может смениться чувством утраты смысла жизни, разочарованием в идеалах, потерей интереса. Умение найти пути дальнейшего самосовершенствования, стремление передать свои навыки детям, воплотить себя в учениках свидетельствуют об успешном разрешении этого кризиса. Наконец, старость, которая ассоциируется с уходом от дел, появлением болезней и беспомощности, с точки зрения Эриксона, - период осмысления пройденного пути, что выражается в чувстве порядка, удовлетворенности собой, примирении со своим ослабшим телом. Страх смерти, горечь по поводу прожитой жизни свидетельствуют о том, что основная задача этой фазы не решена. В концепции К.Г. Юнга особое внимание уделено направленности психики вовне (экстраверсия) или внутрь себя (интроверсия). Детство, юность и молодость Юнг рассматривал как период преимущественно экстравертивной деятельности (поиск друзей, доказательства собственной значимости, стремление к доминированию), а старость - интровертивной (осмысление жизни, умение сдерживать порывы, мудрость и молчаливость). Особый интерес Юнга вызывал кризис середины жизни (кризис сорокалетних), когда происходит перелом стереотипов, примирение с противоположными ролями. Так, мужчина находит в себе не только стремление к карьере и доминированию, но и чувственность, сентиментальность. Женщина же, наоборот, берет на себя инициативу, освобождается от своей зависимости и ищет реализации себя в работе. В работе с пациентами следует учитывать их возрастные особенности. Так, с малышами до 3 лет часто невозможно установить продуктивное взаимодействие из-за их боязливости и жесткой привязанности к матери. Все вопросы решают исключительно с родителями, ребенок обычно выступает как пассивный объект обследования и лечения. Дети 4-10 лет не допускают, чтобы их здоровье обсуждали без их участия («Раз речь идет обо мне, то и разговаривайте со мной, а не с мамой.»). Им важно чувствовать себя самостоятельными и взрослыми, они хотят ничем не отличаться от родителей, заявляют, что готовы жениться. В этом возрасте мнение родителей и других взрослых (воспитателей, учителей) весьма значимо.
Подростковый возраст представляет существенную проблему и для самого человека, и для его родителей, а порой и для окружающих. В этот период человек активно разрывает свои связи с родителями, особую значимость приобретает мнение сверстников. Происходит болезненное преодоление комплекса неполноценности, подростки с негодованием относятся к любым проверкам их компетентности и здоровья, отказываются участвовать в испытаниях и соревнованиях. Быстрые перемены в теле рождают в них страх несовершенства, потери сексуальной привлекательности. В юношеском периоде в большинстве случаев комплекс неполноценности бывает преодолен, широкие контакты позволяют испробовать разные пути в жизни, найти спутника. Зрелая молодость сопровождается принятием всей ответственности на себя, признанием своего профессионализма и компетентности. Молодые люди не нуждаются в советах старших, воспринимают их как вмешательство в свою личную жизнь. Кризис середины жизни часто бывает связан с настойчивыми попытками вернуть молодость, люди бывают склонны к необдуманным шагам, резким переменам в жизненном укладе, они настойчиво пытаются доказать, что обладают достаточным здоровьем и физической силой. Инволюционный возраст у женщин совпадает с наступлением климакса, в этот период часто возникают периоды депрессии, обеспокоенность своим здоровьем, порой необоснованная. Старость и отход от дел ассоциируются с признанием своего зависимого положения, при этом человек проявляет настойчивое стремление не быть обузой для окружающих. Свою жизнь старики часто наполняют переживаниями за детей и внуков, гордятся их успехами. Типичные проблемы каждого возрастного периода и способы их коррекции приведены в табл. 2.9.
Таблица 2.9. Типичные возрастные психологические особенности и рекомендации по коррекции возникших проблем Окончание табл. 2.9 Задания для самоконтроля Выберите среди слов, заключенных в скобки, верный вариант. 1. Представителем бихевиорального направления в психологии был (З. Фрейд; К.Г. Юнг; Ж. Пиаже; К.Р. Роджерс; Б.Ф. Скиннер; А. Маслоу; А. Адлер). 2. Согласно психодинамической концепции (поведение регулируется системой наказаний и поощрений; любой человек стремится к самореализации; психическая жизнь в основном определяется неосознаваемыми процессами; поведение человека во многом генетически детерминировано; поведение человека определяется его направленностью в будущее).
3. Понятие комплекса неполноценности сформулировал (З. Фрейд; Г. Селье;Ж. Пиаже; К.Р. Роджерс;Б.Ф. Скиннер; А. Маслоу; А. Адлер). 4. Понятие условного рефлекса является важнейшим для (гуманистического; бихевиорального; социобиологического; психодинамического; когнитивного) направления в психологии. 5. Самореализация - важнейшая потребность человека, по мнению (З. Фрейда; Г. Селье; Ж. Пиаже; К.Р. Роджерса; Б.Ф. Скиннера; А. Мас-лоу; А. Адлера). 6. Крайне неприятное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворить актуальную или доминирующую потребность, называют (фиксацией; фрустрацией; диссоциацией; компенсацией; аффилиацией; сублимацией). 7. Индивидуальные способы совладания со стрессом включаются в понятие (коупинга; импринтинга; эмпатии; архетипа; манипуляции; игры). 8. С точки зрения С. Розенцвейга, наибольшей адаптации достигают люди, которые в ситуации фрустрации (обвиняют во всем других; обвиняют во всем себя; добиваются желаемого результата любой ценой; считают, что все решится само по себе). 9. Внутренний локус контроля означает (потребность в безусловной позитивной оценке; склонность к формированию иррациональных конструктов; неспособность преодолеть комплекс неполноценности; чрезмерную силу психологической защиты; уверенность в своих способностях управлять сложившейся ситуацией). 10. Среди перечисленных событий самый высокий уровень стресса по шкале Холмса-Рэйха предполагает (смерть близкого друга; женитьба; уход на пенсию; ссуда на покупку дома; начало обучения в учебном заведении). 11. Высокой степени адаптации достигают люди, которые в стрессовой ситуации чаще всего используют (эмоциональную разрядку; дистанцирование; психологическую защиту; активные формы коупинга). 12. К зрелым механизмам психологической защиты относят (расщепление; конверсию; регрессию; сублимацию; диссоциацию; идеализацию; идентификацию). 13. Преходящие соматические и неврологические расстройства, обусловленные стрессом, служат примером (расщепления; конверсии; регрессии; сублимации; диссоциации; идеализации; идентификации). 14. Приписывание собственных неприемлемых чувств другим людям, толкование их поступков исходя из собственных предубеждений объясняют механизмом (рационализации; вытеснения; проекции; отрицания; репрессии; гиперкомпенсации). 15. Педантизм относят к (примитивным; невротическим; зрелым; постоянным) механизмам психологической защиты. 16. Важнейшим способом передачи метасмысла служит (манипуляция; сексуализация; процедура; процессуальная активность; невербальная коммуникация). 17. С точки зрения Э. Берна, наибольшее удовольствие людям приносит (процедура; времяпрепровождение; ритуал; игра; близость). 18. По мнению Э. Берна, семейные скандалы почти всегда представляют собой (процедуру; ритуал; времяпрепровождение; игру; близость).
19. По мнению Э. Эриксона, воля и ответственность формируются в возрасте (1,5-3 года; 4-5лет; 6-11 лет; 12-15лет; 16-25лет). 20. В общении с подростком очень важно (хвалить и вознаграждать за хорошее поведение; установить строгие рамки допустимого поведения с помощью системы наказаний; решать все споры путем дискуссии; выслушивать его, избегая эмоциональных оценок; нагружать его работой, чтобы не было свободного времени на шалости).
Глава 2 1. Б.Ф. Скиннер. 2. Психическая жизнь в основном определяется неосознаваемыми процессами. 3. А. Адлер. 4. Бихевиорального. 5. К.Р. Роджерса. 6. Фрустрацией. 7. Коупинга. 8. Добиваются желаемого результата любой ценой. 9. Уверенность в своих способностях управлять сложившейся ситуацией. 10. Женитьбу. 11. Активные формы коупинга. 12. Сублимацию. 13. Конверсии. 14. Проекции. 15. Постоянным. 16. Невербальная коммуникация. 17. Близость. 18. Игру. 19. 1,5-3 года. 20. Выслушивать его, избегая эмоциональных оценок.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.04 с.) |