Возрастные аспекты поведения человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные аспекты поведения человека



Работая с пациентами разных возрастов, врач и психолог должны понимать, что различия между младенцами, детьми, подростками, зрелыми людьми и стариками носят не количественный, а качественный характер.

Ж. Пиаже подробно исследовал развитие мышления в процессе роста и взросления ребенка (табл. 2.7). Он убедительно продемонстрировал, что понимание окружающего у младенца и подростка отличается коренным образом. Если ребенок младшего возраста способен усвоить лишь конкретные понятия, тесно связанные с определенной ситуацией или материальным объектом, то подросток приобретает способность мыслить абстрактно и гипотетически. Работы Пиаже наглядно показывают, что именно в дошкольном возрасте складываются наилучшие условия для формирования грамотной речи, поскольку для этого нужно не понимание, а копирование и накопление образов, в то время как способность усваивать систематические школьные знания (счет, чтение, письмо) приобретается лишь к 7 годам. Попытки начать школьное обучение в более раннем возрасте, как правило, заканчиваются неудачей.

Сторонники психодинамического направления рассматривают детство не только как период приобретения навыков и знаний, но и как важный этап формирования личности. С точки зрения Фрейда, развитие человека определяется формами реализации его либидо. В детстве удовлетворение сексуального влечения осуществляется через иные виды деятельности: прием пищи, физиологические отправления, самолюбование и др. Фрейд выделил пять основных фаз развития личности: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную (табл. 2.8). Необходимость преодоления всех этих фаз Фрейд считал биологически обусловленной чертой человека. Проблемы, возникающие при удовлетворении базовых потребностей (помехи, наказания, излишнее внимание со стороны родителей), приводят к фиксации (задержке) в развитии личности и попыткам взрослых людей удовлетворить либидо детским

способом. В тяжелых жизненных ситуациях поведение взрослых может быть обусловлено регрессией, т.е. возвращением к более ранним формам сексуальности.

Таблица 2.7. Этапы общего развития по Ж. Пиаже

 

 

Таблица 2.8. Фазы развития и возрастные кризисы с точки зрения авторов психодинамического направления

детской агрессии. У взрослого вариантами орального поведения считают поцелуи, курение, грызение сухарей и чипсов, брань. Фиксация на этой фазе, с точки зрения Фрейда, может проявиться в стремлении получить заботу и защиту, укрыться от судьбы (припасть к груди) или, наоборот, в виде оральной агрессии, т.е. цинизма, недоверия к окружающим, брани (оскалиться на всех).

• В анальную фазу либидо удовлетворяется через дефекацию. В этот период формируется терпение, стремление к поддержанию чистоты и порядка. Фиксация на этой фазе проявляется чувством стыда, упрямством, скупостью, избеганием неопределенности, педантизмом или, наоборот, расточительностью, ненавистью к вещам, стремлением ломать и крушить добро, чувством власти и могущества.

• Фаллическая фаза связана с осознанием своего пола и интересом к половым органам. Дети в этом возрасте активно интересуются устройством своего тела (игра в доктора). Важной задачей ребенка на этом этапе становится усвоение ролей, свойственных своему полу. Это достигается путем копирования поведения родителей (идентификация). Результатом такого копирования у мальчиков становится конкуренция с отцом за обладание матерью (эдипов комплекс1), а у девочек - конкуренция с матерью за обладание отцом (комплекс Электры1). Фиксация на этой стадии у мужчин проявляется непостоянством и стремлением всем демонстрировать свою мужественность, сочетающимися с самообвинением, а у женщин - кокетством, соблазнительной наивностью или, наоборот, сексуальной ненасытностью, сочетающейся с ненавистью к противоположному полу. Многие сексуальные дисгармонии(фригидность, гомосексуализм, промискуитет) Фрейд связывал с этой стадией развития.

• Согласно психоаналитической концепции, в латентную фазу явного проявления сексуальности не наблюдается.

• Для генитальной фазы характерно поведение зрелого человека, который способен любить другого, не заботясь о преодолении своих детских комплексов.

Эрик Эриксон (1902-1994) развил теорию Фрейда. Он считал, что людям приходится преодолевать серьезные психологические кризи-

1 Названия заимствованы из древнегреческих легенд о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на своей матери, и Электре, которая помогала брату отомстить за их отца и убить мать.

сы не только в детстве, но и на каждом из этапов развития. Эриксон не связывал фазы развития исключительно с удовлетворением сексуальной потребности. Он считал, что оральной фазе соответствует формирование чувств защищенности и доверия, анальной - воли, фаллической - инициативности. В латентную фазу формируются профессиональные навыки, стремление к достижению мастерства и компетентности. Юность (генитальная фаза), с точки зрения Эрик-сона, - время выбора своего места в жизни, оно осуществляется путем пробы себя в разных группах и разных ролях (например, участие в рок-группе, туристической компании или группе болельщиков). Фиксация на этой стадии приводит к ощущению, что выбран неправильный путь в жизни, что слишком поздно все начать сначала. Задача молодости - создание близких отношений, основанных на взаимопонимании и взаимной заинтересованности в чувствах и ценностях другого человека. Отказ от близости наказывается чувством одиночества и неразделенности. Взросление, которое связывают с возрастом 35-40 лет, связано с кризисом, когда достигнутый успех может смениться чувством утраты смысла жизни, разочарованием в идеалах, потерей интереса. Умение найти пути дальнейшего самосовершенствования, стремление передать свои навыки детям, воплотить себя в учениках свидетельствуют об успешном разрешении этого кризиса. Наконец, старость, которая ассоциируется с уходом от дел, появлением болезней и беспомощности, с точки зрения Эриксона, - период осмысления пройденного пути, что выражается в чувстве порядка, удовлетворенности собой, примирении со своим ослабшим телом. Страх смерти, горечь по поводу прожитой жизни свидетельствуют о том, что основная задача этой фазы не решена.

В концепции К.Г. Юнга особое внимание уделено направленности психики вовне (экстраверсия) или внутрь себя (интроверсия). Детство, юность и молодость Юнг рассматривал как период преимущественно экстравертивной деятельности (поиск друзей, доказательства собственной значимости, стремление к доминированию), а старость - интровертивной (осмысление жизни, умение сдерживать порывы, мудрость и молчаливость). Особый интерес Юнга вызывал кризис середины жизни (кризис сорокалетних), когда происходит перелом стереотипов, примирение с противоположными ролями. Так, мужчина находит в себе не только стремление к карьере и доминированию, но и чувственность, сентиментальность. Женщина же,

наоборот, берет на себя инициативу, освобождается от своей зависимости и ищет реализации себя в работе.

В работе с пациентами следует учитывать их возрастные особенности. Так, с малышами до 3 лет часто невозможно установить продуктивное взаимодействие из-за их боязливости и жесткой привязанности к матери. Все вопросы решают исключительно с родителями, ребенок обычно выступает как пассивный объект обследования и лечения.

Дети 4-10 лет не допускают, чтобы их здоровье обсуждали без их участия («Раз речь идет обо мне, то и разговаривайте со мной, а не с мамой.»). Им важно чувствовать себя самостоятельными и взрослыми, они хотят ничем не отличаться от родителей, заявляют, что готовы жениться. В этом возрасте мнение родителей и других взрослых (воспитателей, учителей) весьма значимо.

Подростковый возраст представляет существенную проблему и для самого человека, и для его родителей, а порой и для окружающих. В этот период человек активно разрывает свои связи с родителями, особую значимость приобретает мнение сверстников. Происходит болезненное преодоление комплекса неполноценности, подростки с негодованием относятся к любым проверкам их компетентности и здоровья, отказываются участвовать в испытаниях и соревнованиях. Быстрые перемены в теле рождают в них страх несовершенства, потери сексуальной привлекательности.

В юношеском периоде в большинстве случаев комплекс неполноценности бывает преодолен, широкие контакты позволяют испробовать разные пути в жизни, найти спутника.

Зрелая молодость сопровождается принятием всей ответственности на себя, признанием своего профессионализма и компетентности. Молодые люди не нуждаются в советах старших, воспринимают их как вмешательство в свою личную жизнь.

Кризис середины жизни часто бывает связан с настойчивыми попытками вернуть молодость, люди бывают склонны к необдуманным шагам, резким переменам в жизненном укладе, они настойчиво пытаются доказать, что обладают достаточным здоровьем и физической силой.

Инволюционный возраст у женщин совпадает с наступлением климакса, в этот период часто возникают периоды депрессии, обеспокоенность своим здоровьем, порой необоснованная.

Старость и отход от дел ассоциируются с признанием своего зависимого положения, при этом человек проявляет настойчивое стремление

не быть обузой для окружающих. Свою жизнь старики часто наполняют переживаниями за детей и внуков, гордятся их успехами.

Типичные проблемы каждого возрастного периода и способы их коррекции приведены в табл. 2.9.

 

 

Таблица 2.9. Типичные возрастные психологические особенности и рекомендации по коррекции возникших проблем

Окончание табл. 2.9

Задания для самоконтроля

Выберите среди слов, заключенных в скобки, верный вариант.

1. Представителем бихевиорального направления в психологии был (З. Фрейд; К.Г. Юнг; Ж. Пиаже; К.Р. Роджерс; Б.Ф. Скиннер; А. Маслоу; А. Адлер).

2. Согласно психодинамической концепции (поведение регулируется системой наказаний и поощрений; любой человек стремится к самореализации; психическая жизнь в основном определяется неосознаваемыми процессами; поведение человека во многом генетически детерминировано; поведение человека определяется его направленностью в будущее).

3. Понятие комплекса неполноценности сформулировал (З. Фрейд; Г. Селье;Ж. Пиаже; К.Р. Роджерс;Б.Ф. Скиннер; А. Маслоу; А. Адлер).

4. Понятие условного рефлекса является важнейшим для (гуманистического; бихевиорального; социобиологического; психодинамического; когнитивного) направления в психологии.

5. Самореализация - важнейшая потребность человека, по мнению (З. Фрейда; Г. Селье; Ж. Пиаже; К.Р. Роджерса; Б.Ф. Скиннера; А. Мас-лоу; А. Адлера).

6. Крайне неприятное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворить актуальную или доминирующую потребность, называют (фиксацией; фрустрацией; диссоциацией; компенсацией; аффилиацией; сублимацией).

7. Индивидуальные способы совладания со стрессом включаются в понятие (коупинга; импринтинга; эмпатии; архетипа; манипуляции; игры).

8. С точки зрения С. Розенцвейга, наибольшей адаптации достигают люди, которые в ситуации фрустрации (обвиняют во всем других; обвиняют во всем себя; добиваются желаемого результата любой ценой; считают, что все решится само по себе).

9. Внутренний локус контроля означает (потребность в безусловной позитивной оценке; склонность к формированию иррациональных конструктов; неспособность преодолеть комплекс неполноценности; чрезмерную силу психологической защиты; уверенность в своих способностях управлять сложившейся ситуацией).

10. Среди перечисленных событий самый высокий уровень стресса по шкале Холмса-Рэйха предполагает (смерть близкого друга; женитьба; уход на пенсию; ссуда на покупку дома; начало обучения в учебном заведении).

11. Высокой степени адаптации достигают люди, которые в стрессовой ситуации чаще всего используют (эмоциональную разрядку; дистанцирование; психологическую защиту; активные формы коупинга).

12. К зрелым механизмам психологической защиты относят (расщепление; конверсию; регрессию; сублимацию; диссоциацию; идеализацию; идентификацию).

13. Преходящие соматические и неврологические расстройства, обусловленные стрессом, служат примером (расщепления; конверсии; регрессии; сублимации; диссоциации; идеализации; идентификации).

14. Приписывание собственных неприемлемых чувств другим людям, толкование их поступков исходя из собственных предубеждений объясняют механизмом (рационализации; вытеснения; проекции; отрицания; репрессии; гиперкомпенсации).

15. Педантизм относят к (примитивным; невротическим; зрелым; постоянным) механизмам психологической защиты.

16. Важнейшим способом передачи метасмысла служит (манипуляция; сексуализация; процедура; процессуальная активность; невербальная коммуникация).

17. С точки зрения Э. Берна, наибольшее удовольствие людям приносит (процедура; времяпрепровождение; ритуал; игра; близость).

18. По мнению Э. Берна, семейные скандалы почти всегда представляют собой (процедуру; ритуал; времяпрепровождение; игру; близость).

19. По мнению Э. Эриксона, воля и ответственность формируются в возрасте (1,5-3 года; 4-5лет; 6-11 лет; 12-15лет; 16-25лет).

20. В общении с подростком очень важно (хвалить и вознаграждать за хорошее поведение; установить строгие рамки допустимого поведения с помощью системы наказаний; решать все споры путем дискуссии; выслушивать его, избегая эмоциональных оценок; нагружать его работой, чтобы не было свободного времени на шалости).

 

 

Глава 2

1. Б.Ф. Скиннер.

2. Психическая жизнь в основном определяется неосознаваемыми процессами.

3. А. Адлер.

4. Бихевиорального.

5. К.Р. Роджерса.

6. Фрустрацией.

7. Коупинга.

8. Добиваются желаемого результата любой ценой.

9. Уверенность в своих способностях управлять сложившейся ситуацией.

10. Женитьбу.

11. Активные формы коупинга.

12. Сублимацию.

13. Конверсии.

14. Проекции.

15. Постоянным.

16. Невербальная коммуникация.

17. Близость.

18. Игру.

19. 1,5-3 года.

20. Выслушивать его, избегая эмоциональных оценок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.04 с.)