Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обстоятельство места и времени действия↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
المَفْعُولُ فِيهِ
Обстоятельство места и времени действия – это имя винительного падежа, поясняющее место или время совершения действия. Например:
قَرَأَ زَيْدٌ الكِتَابَ صَبَاحاً Зейд читал книгу утром (когда?) قَرَأَ زَيْدٌ الكِتَابَ أَمَامَ الْمَدْرَسَةِ Зейд читал книгу перед школой (где?)
Время, на которое указывает المَفْعُولُ فِيهِ может быть как определённым, так и неопределённым промежутком. Например:
قَرَأْتُ الكِتَابَ سَاعَةً Я читал книгу один час لا يَفْعَلُ ذَلِكَ أبَداً Он никогда не сделает этого Что касается места, на которое указывает المَفْعُولُ فِيه, то оно не должно быть местом определённой площади. Поэтому нельзя сказать:
قَرَأْتُ الكِتَابَ البَيْتَ, а нужно говорить: قَرَأْتُ الكِتَابَ في البَيْتِ Я читал книгу дома
Упражнения для закрепления
1) Найдите при помощи словаря обстоятельство места или времени действия в следующих предложениях:
خَرَجَ أَحْمَدُ مِنْ بَيْتِهِ لَيْلاً ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ الطَّيْرُ فَوْقَ الْغُصْنِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ سَافَرْتُ إِلَى مُوسْكُو نَهَارًا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ جَلَسْتُ خَلْفَ مُحَمَّدٍ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لَعِبَ الْأَطْفَالُ وَرَاءَ الْمَسْجِدِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ قَرَأْتُ الْقُرْآنَ ضُحًى ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ الْجَرِيدَةُ تَحْتَ الْكِتَابِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ جَاءَ يُوسُفُ مِنْ بَغْدَادَ الْيَوْمَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Дополните следующие предложения обстоятельствами места или времени действия: جَلَسَ زَيْدٌ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ وَضَعْتُ الْكِتَابَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ كَتَبَ أَبِي رِسَالَةً ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
لَعِبَ الْوَلَدُ بِالْكُرَةِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ حَفِظَتْ فَاطِمَةُ سُورَةَ الرَّحْمَان ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Переведите следующие предложения на арабский язык:
Школа за мечетью ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Карандаш под стулом ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мухаммад читал Коран утром ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Инженер уехал в Багдад ночью ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Я написал письмо днём ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) Выучите хадис: الْجَنَّةُ تَحْتَ أَقْدَامِ الْأُمَّهَاتِ «Рай под ногами матерей»
Вопросительное предложение الجُمْلَةُ الاِسْتِفْهاَمِيَّةُ
Вопросительное предложение в арабском языке образуется при помощи вопросительных частиц, местоимений и наречий, которые ставятся в начале предложения.
Имеются две вопросительные частицы – هَلْ и أَ:
هَلْ أَنْتَ طَالِبٌ؟ Ты студент? هَلْ تَتَكَلَّمُ بِالْعَرَبِيَّةِ؟ Ты говоришь по-арабски?
أ فَعَلْتَ هَذَا؟ Ты это сделал? أ لَمْ تَكْتُبْ رِسَالَةً إِلَى زَيْدٍ؟ Ты не написал письмо Зейду?
Примечание. Как видно из примеров, вопросительная частица أَ может входить как в утвердительное, так и отрицательное предложение, тогда какهَلْ используется только в утвердительных предложениях. Поэтому нельзя сказать:
а нужно говорить: أَ لَمْ تَقْرَأْ الْكِتَابَ؟ Ты не читал книгу?
Вопросительные местоимения:
مَنْ كَتَبَ هَذَا؟ Кто написал это? مَاذَا قَالَ لَكَ مُحَمَّدٌ؟ Что сказал тебе Мухаммад? لِمَنْ اِشْتَرَيْتَ هَذَا الْكِتَابَ؟ Кому ты купил эту книгу? لِمَاذَا لاَ يَقْرَأُ زَيْدٌ؟ Почему Зейд не читает? أَيُّ قَلَمٍ؟ Какой карандаш?
Примечание: Вопросительное местоимение أيٌّ присоединяется к поясняемому слову в качестве первого члена идафы (см. гл. I, § 7) и изменяется по падежам:
أَيُّ قَلَمٍ أَحْسَنُ؟ (الرَّفْعُ) Какой карандаш лучше? أيَّ قَلَمٍ أَخَذْتَ؟ (النَّصْبُ) Какой карандаш ты взял? بِأَيِّ قَلَمٍ كَتَبْتَ؟ (الجَرُّ) Каким карандашом ты написал?
Если поясняемое слово является именем женского рода, тоأَيٌّ может принимать ة «та марбуту»: أَيُّ مَدْرَسَةٍ؟ или أَيَّةُ مَدْرَسَةٍ؟ Какая школа? Поясняемое слово при أيٌّдолжно стоять в неопределённом состоянии.
Вопросительные наречия: أيْنَ الْمُدَرِّسُ؟ Где учитель? إِلَى أَيْنَ تَذْهَبُ؟ Куда ты идешь? مِنْ أَيْنَ جَاءَ أَحْمَدُ؟ Откуда пришёл Ахмад? مَتَى اِمْتِحَانُكَ؟ Когда твой экзамен? كَيْفَ دَخَلْتَ هَذِهِ الْغُرْفَةَ؟ Как ты вошёл в эту комнату? كَمْ كِتَاباً قَرَأْتَ؟ Сколько книг ты прочитал? Примечание: Поясняемое слово при вопросительном наречии كَمْ должно стоять в единственном числе винительного падежа неопределенного состояния: كَمْ طَالِباً Сколько студентов?
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие предложения, используя одну из вопросительных частиц:
Ты инженер? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Он студент? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Она студентка? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мухаммад твой брат? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зейд из России? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ты не ходил в школу? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ты не пишешь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ты не студент? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зейд не инженер? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Омар не из России? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Переведите следующие предложения, используя вопросительные местоимения:
Кто побил эту собаку? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что ты написал в этом письме? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кому ты сказал об этом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему ты молчишь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какая книга? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Переведите следующие предложения, используя вопросительные наречия:
Где твоя книга? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Куда идёт этот студент? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Откуда пришёл Зейд? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Когда праздник? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как ты написал? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сколько тетрадей на этом столе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Абсолютный масдар الْمَصْدَرُ المُطْلَقُ
Абсолютный масдар – это имя в винительном падеже неопределённого состояния, которое следует за глаголом и выполняет одну из следующих функций:
1) Усиливает смысл глагола. Например: ضَرَبَ ضَرْباً Он бил битьём Абсолютный масдар, усиливающий смысл глагола, имеет широкое использование в арабском языке. Его эквивалентом в русском языке является обстоятельство образа действия в выражениях типа: «пить запоем», «ходить ходуном», «сидеть сидмя» и т.д.
2) Поясняет, каким образом было совершено действие: نَامَ نَوْماً عَمِيقاً Он спал крепким сном
3) Уточняет, сколько раз было совершено действие. ضَرَبَهُ ضَرْبَتَيْنِ Он ударил его два раза ضَرَبَهُ ضَرَبَاتٍ Он ударил его несколько раз
Абсолютный масдар в большинстве случаев бывает однокоренным с тем глаголом, к которому он относится. Но иногда он заменяется своим синонимом:
جَلَسَ جُلُوسًا Он сидел сидмя جَلَسَ قُعُوداً Он сидел сидмя (جُلُوسٌ = قُعُودٌсидение)
Абсолютный масдар может иметь при себе имя прилагательное или имя в родительном падеже, присоединённое к нему в качестве второго члена идафы:
ضَرَبَهُ ضَرْباً شَدِيداً Он бил его сильным битьём ضَرَبَهُ ضَرْبَ الجَلاَّدِ Он бил его битьём палача Часто абсолютный масдар опускается и заменяется следующими именами:
1) своим прилагательным. Например: يَتَطَوَّرُ بَلَدُنَا سَرِيعاً Наша страна развивается быстро (В основе: يَتَطَوَّرُ بَلَدُنَا تَطَوُّراً سَرِيعاً Наша страна развивается быстрым развитием) При этом абсолютный масдар может быть присоединен к своему прилагательному в качестве второго члена идафы: يَتَطَوَّرُ بَلَدُنَا سَرِيعَ التَطَوُّرِ Наша страна развивается быстро
2) именем числительным. Например: ضَرَبْتُهُ خَمْسا ً Я ударил его пять раз При этом имя абсолютного масдара может быть присоединено к имени числительному в качестве второго члена идафы: ضَرَبْتُهُ خَمْسَ ضَرَبَاتٍ Я ударил его пять раз
3) слитным местоимением. Например: أَحْـبَـبْـتُـهُ حُـبًّا لَمْ أُحِـبَّـ هُ أَحَداً مِنْ قَبْلُ Я полюбил его так, как не любил никого раньше (или: я полюбил его такой любовью, какой никого не любил раньше)
4) словом بَعْضٌ «некоторый; несколько». При этом имя абсолютного масдара присоединяется к нему в качестве второго члена идафы: يَـخَـافُـهُ بَـعْـضَ خَـوْفٍ Он несколько (чуть - чуть) боится его
5) словом كُلٌّ «все, всё». При этом абсолютный масдар присоединяется к нему в качестве второго члена идафы: يَـخَـافُـهُ كُـلَّ خَوْفٍ Он боится его всей боязнью Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие предложения и найдите в них абсолютный масдар:
ضَرَبَ أبِي الْكَلْبَ ضَرْبًا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ قَتَلَ زَيْدٌ الثُّعْبَانَ قَتْلاً ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ جَلَسَتْ عَائِشَةُ جُلُوسًا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ كَتَبْتُ الرِّسَالَةَ كِتَابَةً ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ غَضِبَ عِمَادٌ غَضَبًا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Образуйте предложения, включающие в себя абсолютный масдар из следующих слов: طُلُوعٌ/ طَلَعَ/ الشَّمْسُ __________________________________________________________________________________________________ الْوَلَدُ/ حُبٌّ/ أُمُّهُ/ أَحَبَّ _____________________________________________________________________________________________ الْعِنَبُ/ أَكْلٌ/ الطِّفْلُ/ أَكَلَ ________________________________________________________________________________________ 3) Переведите следующие предложения и определите, чем заменён в них абсолютный масдар: يَقْرَأُ مُحَمَّدٌ كَثِيرًا ______________________________________________________ أَكَلْتُ بَعْضَ أَكْلٍ ______________________________________________________ صَرَخَ زَيْدٌ كُلَّ صُرَاخٍ ______________________________________________________ غَضِبَ أَبِي غَضْبَةً لَمْ يَغْضَبْهَا أَبَدًا ______________________________________________________ صَلَّيْتُ الْيَوْمَ خَمْسًا ______________________________________________________ أُحِبُّ ابْنِي كُلَّ حُبٍّ ______________________________________________________ § 20. Глагол كَانَ и его «сёстры» كَانَ وَأَخَوَاتُهَا
كَانَ и его «сёстры» – это группа 13 глаголов, которые входят в именные предложения и ставят подлежащее в именительном, а сказуемое в винительном падеже. Например:
مُحَمَّدٌ بَطَلٌ Мухаммад герой كَانَ مُحَمَّدٌ بَطَلاً Мухаммад был героем
Ниже приводятся эти глаголы и примеры их использования:
1) كَانَ «быть» كَانَ مُحَمَّدٌ مُهَنْدِساً Мухаммад был инженером
2) صَارَ «стать, превратиться» صَارَ زَيْدٌ عَالِماً Зейд стал учёным
3) أَصْبَحَ «стать утром» أَصْبَح زَيْدٌ مَرِيضاً Зейд стал больным (действие произошло утром)
4) أَمْسَى «стать вечером» أَمْسَى زَيْدٌ مَرِيضاً Зейд стал больным (действие произошло вечером)
5) أَضْحَى «стать после утреннего времени» أَضْحَى زَيْدٌ مَرِيضاً Зейд стал больным (действие произошло после утреннего времени)
6) بَاتَ «стать ночью» بَاتَ أَحْمَدُ مَرِيضاً Ахмад стал больным (действие произошло ночью)
7) ظَلَّ «продолжать быть» ظَلَّ أَحْمَدُ حَزِيناً Ахмад продолжал быть печальным
8) لَيْسَ «не являться, не быть»[7] لَيْسَ الطَّالِبُ مُجْتَهِداً Студент не прилежен
9) مَا زَالَ «не переставать быть…» مَا زَالَ زَيْدٌ مُحْتَرَماً Зейд не перестал быть уважаемым
10) مَا بَرِحَ «не переставать быть…» مَا بَرِحَ زَيْدٌ سَخِيّاً Зейд не перестал быть щедрым
11) مَا فَتِئَ «не переставать быть…» مَا فَتِئَ زَيْدٌ حَزِناً Зейд не перестал быть печальным
12) مَا انْفَكَّ «не переставать быть» مَاانْفَكَّ زَيْدٌ شُجَاعاً Зейд не перестал быть храбрым То есть глаголы 9-12 пунктов являются синонимами. Из них чаще используется глагол مَا زَالَ.
13) مَا دَامَ «покуда, пока» أُدْرُسْ مَا دَامَت الْكُتُبُ مَوْجُودَةً Учись, пока (покуда) есть книги Как видно из примеров, смысл этих глаголов может быть выражен только при наличии двух имён, следующих за ними. Если же после них поставить только одно имя, то выраженная мысль будет неполной. Поэтому эти глаголы в арабском языке носят название «недостаточных» (نَاقِصَةٌ)[8].
Примечание: Если глагол كَانَ используется в значении «быть, находиться где-либо», то он не является недостаточным. Также глагол بَاتَ не является недостаточным, если он используется в значении «переночевать». Например:
كَانَ مُحَمَّدٌ فِى مُوسكو Мухаммад был в Москве (т.е. находился) بَاتَتْ زَيْنَبُ هُنَا Зейнаб переночевала здесь Сказуемым глагола كَانَ и его сестер может являться глагол или подобие предложения. Например:
كَانَ مُحَمَّدٌ يَكْتُبُ Мухаммад писал كَانَ الْمَرْكَبُ عَلَى الْمَاءِ Лодка была на воде كَانَتْ السَّـيَّارَةُ أَمَامَ الْبَيْتِ Машина была перед домом مَا زَالَ زَيْدٌ يَكْتُبُ Зейд не перестал писать مَا زَالَ زَيْدٌ فِي الْبَيْتِ Зейд не перестал (находиться) в доме مَا زَالَ زَيْدٌ أَمَامَ الْمَسْجِدِ Зейд не перестал (находиться) перед мечетью Упражнения для закрепления 1) Переведите следующие предложения: كَانَ عُمَرُ شُجَاعًا __________________________________________________________________________________________________________ صَارَ الْقُطْنُ ثَوْبًا _____________________________________________________________________________________________________________ ظَلَّتْ الْبِنْتُ بَاكِيَةً _________________________________________________________________________________________________________ مَا انْفَكَّ الطِّفْلُ بَاكِيًا ___________________________________________________________________________________________________ أَمْسَى التِّلْمِيذُ نَائِمًا _______________________________________________________________________________________________________ عَبَدَ إِبْراهِيمُ رَبَّهُ مَا دَامَ حَيًّا _______________________________________________________________________________________ بَاتَ الرَّجُلُ ضَابِطًا ________________________________________________________________________________________________________ مَا زَالَ عُثْمَانُ قَوِيًّا ________________________________________________________________________________________________________ لَيْسَ عُمَرُ جَبَانًا ______________________________________________________________________________________________________________ مَا بَرِحَ يُوسُفُ حَزِنًا ____________________________________________________________________________________________________ أَضْحَى الْوَلَدُ مَرِيضًا _____________________________________________________________________________________________________ __________________ مَا فَتِئَ أَبُو بَكْرٍ خَلِيفَةً_______________________________________________________________________________ 2) Вставьте подходящий глагол группы كَانَ: ضَعُفَ الْأَسَدُ لَكِنَّهُ ________________________________________________________________________________________________ قَوِيًّا ______________________________________________________________ مُحَمَّدٌ ﴿صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ﴾ قُرَيْشِيًّا ____________________________________________________________________________________________________________________________ الثَّلْجُ مَاءً _____________________________________________________________________________________________________________ الشَّمْسُ حَمْرَاءَ___ _ ________________________________________________________________________________________________________________ الْكَذَّابُ أَمِيناً___ _________________________________________________________________________________________________________________ السَّمَاءُ مُظْلِمَةً_ _______________________________________________________________________________________________________________________ أَحْمَدُ طَالِبًا
3) Переведите предложения на арабский язык: Абу Бакр был халифом ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вода стала льдом ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ночью воздух стал холодным ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Книга не человек ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Не перестал Ахмад быть слабым ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Выучите пословицу:
لَََََوْ كَانَ الْفَقْرُ رَجُلاً لَقَتَلْتُهُ «Если бы бедность была человеком, я бы убил его»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.01 с.) |